Башкирская генеалогия

Известно, что в древности у многих народов и племен бытовала традиция составлять и в устной форме или письменной форме передавать от поколения к поколению генеалогию родоплеменной знати и правителей. До появления бумаги, как таковой, генеалогические записи делались на бересте, шкурах, камнях, стелах и прочих традиционно используемых для письма материалах.

Традиция составления генеалогий была широко распространена и у древних тюрков. Известный башкирский просветитель-демократ XIX в. М. Уметбаев в своей работе "Башкиры" отмечал, что для башкира-вотчинника было важно знать три вещи:
1) свое собственное происхождение, т.е. род;
2) поименное знание и объяснение звезд;
3) знание преданий и легенд о великих ханах.

Мысль М. Уметбаева о первой из необходимых для коренного башкира трех вещах позднее развил и конкретизировал в своих исследованиях ученый - этнограф Р.Г. Кузеев. "У башкир, как и у других в прошлом кочевых скотоводческих народов, - писал он, - издавна существовал обычай составлять родословную своего рода. В родословную включались члены рода по мужской линии. Каждый член рода должен был хорошо знать свою родословную. Знания в этой области башкиры передавали своим детям и внукам. Рождение этого обычая было связано, видимо, с принципом родовой экзогамии у башкир... Составление и знание родословной сначала было необходимостью продиктованной обычаями патриархально - родовых отношений. Наиболее точно и подробно знали родословную (шежере) аксакалы рода, однако, согласно обычаям, и рядовые башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена". По предположению исследователя, в древности башкиры - кочевники в целях сохранения в памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде. Ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение.

После принятия мусульманства и вслед за ним арабского письма генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом "шежере", что в дословном переводе на русский язык означает "дерево", в смысловом же переводе - "родословное" или "родословие". Р.Г. Кузеев по этому поводу пишет: "Перевод слова "шежере" "родословным" или "родословием" не исчерпывает того значения, которое имеется в действительности. Не случайно в историко - краеведческой литературе XIX века, где были опубликованы переводы на русский язык нескольких башкирских шежере, эти письменные памятники назывались по разному: хроникой, преданием, летописью или просто исторической записью. Однако ни один из этих переводов нельзя считать точным. Строго говоря, точный перевод, видимо, невозможен, так как сами шежере ни по форме, ни по содержанию не одинаковы. Если одни шежере действительно являются только родословными, то другие включают сведения, приближающие их к летописям".

В виде синонимов слова "шежере" башкиры в своей письменной практике довольно часто употребляли также слова "насабнаме", "насапхат", "силсиля" и "тайра". И все же с давних времен в большинстве случаев башкиры относительно родословных употребляли слово "шежере". Это слово прочно утвердилось как в языке народа, так и в научной литературе.

По формальным, внешним признакам башкирские шежере делятся на два основных вида: номинальные и нарративные. Первый вид представляет из себя список мужских имен, расположенных в хронологической последовательности по разным направлениям и исходящих из одного общего корня. Внешне он напоминает дерево с многочисленными ветками. Отсюда и название "шежере", в переводе с арабского обозначающее "дерево". Второй вид, обычно, также имеет разветвленную цепь имен, но в нем, в отличие от первого вида, содержатся еще и повествовательные тексты.

Башкирские шежере, как и многие другие виды письменных памятников, подвергались тяжелым испытаниям времени. Особенно варварски обращались с ними в первые десятилетия советской власти, когда все прошлое, старинное огульно отрицалось, критиковалось и разрушалось. По рассказам пожилых людей, в тридцатые годы арабографичные рукописи и старопечатные книги сотнями и тысячами вывозились из деревень и сжигались. Те, кто уважал историю и дорожил духовным наследием своих предков, закапывали письменные памятники глубоко в землю или опускали на дно рек и озер. Таким образом, вместе со старинными рукописями и печатными книгами были сведены на нет сотни древних родословных записей. Тем не менее, благодаря счастливым случайностям, до наших дней дошли около 150-и башкирских шежере. В настоящее время они хранятся в архивах и библиотечных фондах Уфы, Оренбурга, Казани, Санкт Петербурга и Москвы, а также в частных коллекциях.

Сложившаяся в Башкортостане практика преподносит соединенные между собой имена родословных в виде схемы. Такие схемы еще сохраняют свое преимущество наглядности при небольшом количестве имен, но совсем теряют его, если приходится иметь дело с 200 именами, не говоря уже о 900 именах и многочисленных примечаниях к ним и поздних дополнениях к родословным. специально для таких случаев европейская практика представления родословных давно выработала другую форму, а именно - форму росписи в виде таблицы, состоящей из столбцов и строк: в первом столбце помещают индивидуальный номер заглавного имени в строке, во втором - индивидуальный номер отца носителя заглавного имени, а в третьем - заглавное имя с примечаниями, дополнениями, приписками документа и пояснительными сведениями его издателя.

В последние годы в башкирском обществе снова усиливается интерес к прошлому и былым событиям. Идет активный поиск истоков и генетических корней. Многие люди стремятся выявить и установить имена своих некогда забытых предков, ознакомиться с их биографиями и деятельностью. По старинным образцам составляются родословные схемы, организуются встречи сородичей и праздники шежере. А это значит, что шежере возраждается, приобретает новую жизнь.

Из Краткой энциклопедии Башкортостана:
ШЕЖЕРЕ (шэжэрэ), генеалогич. запись башкирских племен и родов. В Ш. вносились имена предводителей родов по муж. линии, включались сведения об ист. событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенностью Ш. является сочетание документальности с вымыслом. Знание родовых Ш. считалось обязательным. В 15-16 вв. Ш. получили письм. оформление. Самые ранние Ш., возможно, были зафиксированы в булгарский период. Баш. Ш. в изв. степени носят энциклопедич. характер: в них наряду с ист. сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юрид. и морально-этич. нормах, сюжеты произв. нар. т-ва, лит. фрагменты. Отд. Ш. охватывают довольно большой ист. период. Напр., Ш. рода айле содержит трактовку событий начиная с древних времен до 18 в., включая период Булгарского гос-ва и Золотой Орды. В кыпсакских родовых Ш. эпоха кыпсакских объединений (Дешт- и Кыпчак) и последующие события 15-16 вв. отражены в связи с историей башкир. В Ш. ранних периодов преобладает фольк. материал: мифы, предания и легенды. В последующих Ш., касающихся событий 13-15 вв., осн. место занимают ист. факты, иногда встречаются сюжеты героич. эпоса, песен, элементы обрядового фольклора. Таковы, напр., Ш. карагай-кыпсакского, тамьян-катайского, табынского, усерганского родов и племен. Один из вариантов "Шежере племени усерган" написан в стихах и представляет собой письм. поэтич. пам. Своеобразно по форме, структуре и стилю Ш. ялан-бурзянского рода, представляющее собой памятное письмо ("Мэктyб телмэре") от поколения к поколению. Баш. Ш. опирается и на традиции Ш. тюрк., монгольских, араб. и иранских народов, особенно на такие книжные образцы, как "Сборник летописей" ("Жэмэиг эт-тэуарих", 1300-1310) Рашид-ад-адина, "Тюркские шежере" ("Шэжэрэ-и тэрк", 17 в.) Абулгазы, "Сборник истописей" ("Жэмэиг эт-тэуарих," 1602) Кадыра Гали.

Здравствуйте! Мой прапрадед Гизатулин Насибула ориентировочно 1880 г.р. родом из д.Тупеево Белебеевского уезда. В 1911 году вместе со своей семьей по реформе Столыпина переехал в Сибирь, в Иркутскую область. О жизни до Сибири мы уже знаем очень мало, подскажите, возможно ли узнать о его родителях или о его роде?

Здравствуйте,Каратун!
Вы пишите, в 1869-1871 гг. в д.Кинзягулово среди подписантов появляется подпись отставного зауряд-хорунжего Хуснитдина Акирова. По данным владенных записей за 1871 г., выданных государственным крестьянам 4 человека хутора Акирово получили надел.
Вы не могли бы подсказать, кто эти 4 человека? Заранее спасибо.

Здраствуйте, знаю только имя деда по отцовской линии, Хазиев Зуфар, его дети по старшинству: Фидалия, Хавис, Раис и Радик. Последний 1963г.р., старшая сестра лет на десять примерно старше. Возможно с такой информацией что-то выяснить о роде и моих корнях?

Пока не узнаете место рождения деда - делать что-то бесполезно. Ищите в местах работы, учебы, в ЗАГСах, РВК и т.д. Без этой информации - никак. Если дед воевал то смотрите базы ОБД "Мемориал" и "Подвиг народа"

Дела с ФС хранятся в ЦГИА не по деревням, а именно по кантонам, например: Формулярный список о службе чиновников и урядников 4-го западного башкирского кантона, 1836 г., И-2 оп1 д3838

Спасибо большое!!! Мы готовимся организовать мероприятия посвященные празднованию 200 летию формирования на территории кантона 18 - го башкирского кавалерийского полка. Еще какие материалы можно найти к этому событию не подскажите?

Вот именно с информацией по башкирским полкам я в ЦГИА особо не сталкивался. Подозреваю, что их формирование шло не по линии Башкирского войска, а по какому-то др. учреждению и материалы этого учреждения либо не сохранились, либо не в Уфе. Но какие-то отрывки конечно есть - нужно тщательно искать непосредвенно в архиве, в первую очередь изучая фонд И-2 - Оренбургский военный губернатор. Информации же классифицированной по кантонам и по Башкиро-мещерякскому войску вообще в архиве просто немеряно. Все в том же фонде И-2.

Вот такие вот дела встречаются: О доставлении сведений от Оренбургского губ. правления и Казенной Палаты, - о комплектовании тептярских полков и издержанной суммы на 2 тептярских...

но конкретно упомянутый Вами полк не встречал.

Вообще, думаю, что основной материал на эту тему находится в РГВИА

Вообще, доступ свободный, но письмо совершенно не будет лишним. Если письмо грамотно будет написано, то Вам, возможно, какую-то часть дел будут выдавать день-в-день, как блатному приезжему, а не через неделю, как обычным смертным :)

Здравствуйте. Может вы поможете найти сведения о родословной зауряд-сотника Асфандияра Кинзябулатова, участника Отечественной войны 1812 года из деревни Алегазово Мечетлинского района.Мы думаем, что у основателя деревни Алегазово - Камая родился сын Янсаит. У Янсаита родился Юнус. У Юнуса – Юсуф. А у Юсуфа – Ташбулат . Нажиповы из села Алегазово являются седьмым поколением от Ташбулата, поэтому они говорят – «Ташбулат аймаге».
Ташбулат Алишев. жил 1766-1857годы. В числе немногих из нашего района был участником Отечественной войны 1812 года. Дошёл до Парижа и вернулся на родину. Получил высокий воинский чин – заурят-хорунджи, что приравнивалось в казачьем войске дворянскому титулу.
От Ташбулата берут начало два рода – род Бикташа и род Бикмухамета.
Мы думаем, что Асфандияр Кинзябулатов тоже относится к "Ташбулат аймагы". Помогите разобраться.

Вам как минимум нужно найти и изучить все имеющиеся ревизские сказки по данной деревне. Это существенно расширит объем фактической информации.

Изучить сказки можно в читальном зале ЦГИА

Ищу родственников Артемьевых живших в Уфе на улице Бабушкина 48 и Горшковых живших на искось от Артемьевых, если кто то знает ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА позвонить по т. 89532125198 или на писать anatoliy-k@yandex.ru dctv cgfcb,j

Хотелось бы полностью лично изучить генеалогическое древо Ишбаевых Мелеузовского района дер Акназарово. Могу ли я попасть к архивным материалам и что для этого необходимо?

добрый день помогите узнать о своем роде знаю лишь оца и мать но и они уже ушли в мир иной знаю что дед и бабка в 30х годах были раскулачены и бежали с детьми в узбекистан где и поменяли фамилию где и похоронены после во войны в 1960 г отец садыков борис шарипович вернулся на родину в альшеевский район где и познакомился с моей матерью салимой насиббуловной султангареевой в результате появился я .знаю что двоюродные братья отца насоли фамилию юнусовы по дедовской линии а по бабушкиной каримовы но имен деда и бабки не знаю отец не любил об этом говорить знаю что его нестоящие имя нето барый не то батретдин так его звали между сабой родственники . буду рад если сообщите о моем роде с уважением венер борисович

Михаил а вы не могли бы подсказать в каких делах хранятся " Формулярный список о службе чиновников и урядников 4-го загорного башкирского кантона"

Алтыншин, номера кантонов менялись и мне сложно сходу сориентироваться, какой именно Вы имеете ввиду, но по годам наверное разберетесь тот ли это кантон, что Вам нужен:
И-2, оп1, дд:
11474 Формулярные списки о службе и достоинстве обер-офицеров и зауряд-чиновников 4-го Кантона. 01.01-1861
10892 Формулярный список о службе и достоинстве, 4-го Башкирского кантона, зауряд-хорунжего Мансурова. 1/1-1860

1798- 3 кантон Троицкий
1803- 4 кантон Троицкий
в1832 г 4 кантон разделили на два: 4 западный и 4 загорный с отдельными кантонными начальниками.
1835-1847 общий кантонный начальник на два кантона
А в 1847 году 4 загорный стал 4 кантоном
4 западный стал 5 кантоном
Михаил а реально ли изучить все ФС по данному кантону начиная с 1798 года до ликвидации кантонной системы? Как они хранятся отдельно по годам или за несколько лет в одной папке? Наш прапрадедушка Курама кантон Муйнаков, чиновник 14 класса , служил кантонным начальником с 1798г по 1919 г.г. Мы не можем найти про него материалы, кроме ревизских сказок.И многие его родственники , и дети служили обер офицерами. Как нам стало известно один из его внуков Шагингирей Каипов по ходатайству губернатора Перовского, 1838 г. поступал в Неплюевское военное училище.

С ФС все достаточно не просто. ФС всегда хранятся по годам, т.е за каждый год - отдельное дело, но вот сказать что бы на каждый кантон всегда отдельное дело нельзя. Есть конечно достаточное кол-во дел по конкретному кантону, например то, которое я Вам указал, но не мало дел названы примерно так:
- Формулярные списки о службе обер-офицеров и зауряд-чиновников за 1859 г.
- Формулярные и кондуитные списки о службе чиновников башкирских и мещерякских кантонов 1846 г., 1110 листов

и что бы понять, какие там кантоны, нужно смотреть само дело - по описям этого не скажешь.

Самое первое дело с ФС, о котором я знаю, это 1831 год (3-й баш. к-н). Это не означает, что более ранних нет. Но в том справочнике, который я для себя составил, более ранних нет.

По 4-му западному кантону несколько дел я вижу, а вот 4-му загорному или просто 4-му, др. дел кроме указанного я не нашел. Но я не настаиваю на полноте своего справочника т.к. не ставил себе задачи сделать его всеобъемлющим.

В общем, по данной задаче нужно работать непосредственно в архиве.

Здравствуйте! Помогите полностью восстановить родословную Биккол бабая. Узнать годы рождения. Возможно он родился в деревне Уразбаево Ишимбайского района. Известно что его сына зовут Йомагилде 1787 г.р. сыновья Йомагилде Абдулвахит (1813 г.р.) и Габбас (1823 г.р.). Про детей Габбаса ничего не известно. Хотелось бы найти родных по его линии. А от Абдулвахит родились сыновья Габдулвали (1843 г.р.), Ахмадей (1848т г.р. Известно что правнуки Ахмадей Умергали и Таип. Их уже нет в живых. Про сыновей Ахмадей ничего не известно), Мохамадей (1851 г.р.),Мохаматхужа (1855 г.р.). Сын Габдулвали Абдулла (1860 г.р. приблиз.). Нам известно что у Абдуллы два сына Абдрахман и Абуталип а так про их детей. Так же хотелось бы узнать про детей Ахмадей, Мохамадей, Мохаматхужа. Заранее спасибо.

Здравствуйте! Помогите,пожалуйста, найти любую информацию о своих предках. Моя бабушка Валеева Ифля Закареевна родилась 31 января 1933 году в селе Тюрюшево или селе Сабай (точно не знаю) Буздякского района(ранее Туймазынского района) . Хотелось бы узнать о её родителях. И мой дедушка Халиков Назип Габрахимович родился 1924 года. Хотелось бы узнать о нем и о его родителях. Заранее спасибо огромное!!

И ещё.(вдруг поможет) у них было 7 детей(Малих,Магариф,Айрат,Мансур,Хаппан,Вазих,Зульфия)