Деревни Туймазинского района

Опубликовано walek - вт, 12/05/2006 - 16:53

"walek" добрый день! подскажите как с Вами можно связаться?
интересует фамилия Кирсановы из д.Марьян (малый/большой).
как можно найти информацию в Туле (откуда их переселили....сел Ивановского и Епифановского уездов Тульской губернии) ?

кто-то может уже искал Кирсановых?! отпишитесь на почту dj_eliz@mail.ru или на этом сайте.

Поиск выдал: Гафурово - современное название Карамалы-Валитово.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Д. Карамалы-Валитово — поселение припущенников из башкир и татар. Население деревни (название от гидронима и антропонима, однако Валит нам по источникам не известен) формировалось следующим образом. Башкиры д. Мусино (ныне Старомусино Мелеузовского района) Тамьянской волости Стерлита-макского уезда «издавна жившие из оброка по 10 коп. с двора в год» Чуракай, Кулганай, Кулчура, Ишмухамет Суюшевы, Мунасип Чураков, Нигматулла и Губайдулла Минлибаевы, Кутлу и Магадей Кулчурины и др. в 11 дворах 17 октября 1780 г. официально заключили договор с кыр-еланцами о припуске. Кыр-еланцы припустили их за 87 руб.35 В 1841 г. в одном документе поставили тамги или расписались потомки тех башкир-тамьянцев: Муха-мадияр Кулганаев «руку поставил», Юнус Магадиев (р.), Иблий Чуракаев , Габдулатиф Кулганаев , Давлетша Кутлуев , Инан ХасаноВ (р.), Сайфутдин Мухаметшин
, Сатый Аблаев , Нигматулла Минлибаев , Сайфулла Мухаметшин , Мусакай Шамсутдинов , Хайбулла Нигматуллин , Зайнитдин Хасанов Из д. Барсукове Габдрахим Габдулкаримов жил здесь с 1826 г.36
7 августа 1780 г. кыр-еланцы припустили ясачных татар Габдулкарима Касанаева «с товарыщи» с 4 дворами «жительствовать во оной деревне Карамалы-Валитовой с получением от них за каждый дом по два рубли и еще каждогодно по 10 коп. оброка»37.
Башкиры-кыр-еланцы д. Ильчимбетово 4 июня 1784 г. припустили 6 дворов ясачных татар в числе 24 душ «на принадлежащую им вотчинную землю в д. Карамалы-Валитову по согласию оной деревни жителей» «обзаводиться домами и жительствовать сроком на 30 лет» с уплатой вотчинникам по 10 коп. с двора в год38.
Среди них были Габдрашит Габдрахманов, Шарип Сагитов, Сайфулла Балтачев, Шариф Асянов, ставшие затем тептярями.

На страницах:
http://irek-tattarich.livejournal.com/80683.html
http://irek-tattarich.livejournal.com/80459.html
http://irek-tattarich.livejournal.com/80192.html
http://irek-tattarich.livejournal.com/80052.html
http://irek-tattarich.livejournal.com/79630.html
моего блога ЖЖ на примере Туймазинского района Башкортостана, были проанализированы некоторые особенности представления этничности н/п в одном Приложении (стр. 392-462) к книге «Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI — первая половина XIX в.). – Уфа: Китап, 2006 -504 с.» (1). В предваряющем это Приложение тексте указано, что сведения по переписи 1920 года взяты из Справочника «Населенные пункты Башкортостана. Ч. III. Башреспублика, 1926. – Уфа: Китап, 2002. – 400 с.» (2).
Вместе с тем, результаты этой переписи 1920 года, только относительно недавно были введены в научный оборот
д.и.н. М.И. Родновым. На стр. 28-29 своей книги: «Крестьянство Белебеевского уезда по переписи 1920 года: этнический состав. - Москва: ИЭА РАН, 2009. - 121 с.» (3) Роднов указывает, что материалы этого Справочника (2) в целом не есть данные только этой переписи, а представляют собой комбинированные сведения из разных источников. Более того, он же пишет: «Можно предположить, что при подготовке к следующей переписи 1926 г. составители статистического сборника по сути произвольно, в угоду собственным (или заказчика) представлениям, мягко говоря, корректировали итоги переписи главным образом по «тюрко-татарам». Он также указывает, что наряду с другими авторами, к данным этого Справочника как к результатам переписи 1920 года часто обращался и А.З. Асфандияров в своих справочных томах «Истории сел и деревень Башкортостана».
Справочные тома Анвара Закировича по истории н\п пунктов районов Башкортостана были написаны им в 90-х годах прошлого столетия, и он конечно же пользовался Справочником, составленного БашЦСУ, и именованном «Список населённых пунктов Башреспублики» 1926 года издания. И, наверное, он, в общем-то, мог проглядеть, что в Предисловии к этому изданию 1926 года, авторы этого труда сами пишут, что это не собственно результаты только переписи 1920 года, а некая подборка из разных источников. И в частности указывают, что «в основу показаний о преобладающей национальности для «тюрко-татар» бывшей Уфимской губернии взяты данные земской переписи 1911-12 гг.» (1912-1913 гг.). Но как он мог не знать всего этого после переиздания этого Справочника в 2002 году (2), всё же, не очень понятно. Дело в том, что Предисловие к переизданию этого Справочника (далее НПБ) писал он сам. Как такое могло, случится уже тогда, совершенно не понятно, но, увы, этот вопрос, к сожалению, мы уже не зададим уважаемому Анвару Закировичу.
При анализе данных 1920 года по этничности н/п Туймазинского района Башкортостана указанного Приложения книги (1) на стр.447-450, выяснились дополнительные особенности представления этих данных. Мало того, что в качестве таковых взяты как и во всём этом Приложении не данные собственно переписи 1920 года, а совершенно другие, из НПБ, так и взятые оказались с «ошибками». Все в этом мире ошибаются, однако «ошибки» в Приложении по данным из НПБ вполне часты, и извините за выражение несколько «ниппельны», т.е. с трэндом в некую одну сторону. Как в самом НПБ данные по н/п «тяготеют» к их башкирскости, так и упомянутые « ошибки» той же направленности
И хотя в предваряющем тексте к табличным данным, указано, что таблицы составлены А.З. Асфандияровым и
К.М. Асфандияровой, я усомнился, что так «ошибался» сам Анвар Закирович. И для того чтобы проверить свои сомнения я обратился к сводной справочной книге А.З. Асфандиярова «История сёл и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. – 744 с.» (4).
Так оно в действительности и оказалось, что и было проанализировано на примере того же Туймазинского района. Асфандиров А.З. не мог иметь отношения к этим «ошибкам».
Нет, конечно же, были и незначительные его личные ошибки, описки по данным Справочника «Список населенных пунктов Башреспублики» издания 1926 года в его справочных томах, сведенных воедино в (4).
К слову, они, эти действительные ошибки повторяются в обсуждаемом Приложении. И потому не лишне будет заметить, что при составлении табличных данных этого Приложения, наверняка были использованы прежние наработки Анвара Закировича, его материалы. Можно к ошибке Асфандиярова отнести и то, что он воспользовался данными этого упомянутого Справочника, однако, как сказать. Может даже не проглядел он, что это всё же не собственно данные переписи 1920 года, но воспользовался этим как неким приближением, за неимением другого, настоящего источника. И может даже, он где-то в своих работах оговаривается об этом.
Но однозначно, он Асфандияров А.З. никак не мог иметь отношения к тем «ошибкам» данных в Приложении по переписи 1920 года, т.е. по данным упомянутого Справочника. Да, и к «ошибкам» в этом Приложении по переписи 1917 года тоже.
Анвар Закирович, да, было, правил данные этого Справочника, но сугубо как специалист. Я же, будучи сугубо не специалистом, всё же сказанное мной, попытался обосновать, подтвердить нижеследующими данными о н/п Туймазинского района по работе Анвара Закировича (4), в том плане, как они согласуются с данными Справочника, или НПБ, с данными Приложения, и собственно с данными переписи 1920 года.
Ласково просимо, глядайте:

Кто же так подставил Анвера Закировича? (Сведения по около, и по переписи 1920 года).

irek_tattarich
29 сентября, 2016
Первыми по каждому н/п представлены его название и состав, как это есть в обсуждаемом Приложении книги (1), а в скобках указаны их названия и состав по НПБ (2). Всё это уточняется собственно результатами переписи 1920 г. Следом, с новой строки, опуская некоторые подробности, идут сведения по этому н/п из книги А.З.Асфандиярова (4):

С. Бишкурай – 2268 баш. (Бишкуразово (Бишкураева) - 2268 баш.), Бишкурай (Бишкуразово) – 2421 тат.
Д. Бишкураево основали тептяри по указу Уфимской провинциальной канцелярии от 1742 г. и договору с башкирами Канлинской волости от 12 июля 1775 г. Сначала называлась Бишкуразово от биш — пять, кураза (от персидско-иранского) — петух. С начала XX в. она называется Бишкураево.
По 1920 году автором указано тоже самое число 2268, но тептярей, с отметкой (*), что они ошибочно показаны башкирами (стр. 265).

Д. Булат – 556 миш. (Булатово (Букай-Булат) – 525 тат.), Булатово – 558 тат, 2 рус.
Д. Булатово называли также Букай-Булат. Последнее название явно свидетельствует о генетических связях с д. Букаево. Документ о припуске татар нами не обнаружен. Следует думать, что булатовцы выделились из д. Букаево.
По 1920 году указано число 1283, но тептярей и ясачных татар(стр.266) . По видимому число в 1283 человек ошибка, поскольку, если в 1870 году в этом н/п автором отмечается всего лишь 464 человека, то всего лишь через 25 лет к 1895 году указаны уже 1184 того же отмеченного состава.

С. Ермунча – 1010 теп. (Ермунчина – 1010 теп.), Ермунчино – 1028 тат.
Д. Ермунчино при одноименной речке основана ясачными татарами, перешедшими в сословие тептярей. Это произошло по договору с башкирами Канлинской волости от 8 февраля 1738 и 1745 гг.
По 1920 году указано, то же самое число 1010 тептярей (стр.265).

С. Туктагул – 1834 баш. (Токтагулово (Нугуш) – 1834 баш.), Токтагулово – 1872 тат.
Д. Туктагулово была основана припущенниками из башкир и тептярей. Первое ее упоминание относится к 1752 г. Свое пребывание в деревне припущенники оформили с вотчинниками Кандинской волости в 1755 г. Через 7 лет по VII ревизии тептярей насчитывалось 40 душ м.п.*
* Выбыли «в башкирский род» в 1763 г. 43 мужчины, в 1794 г. - 62 человека обоего пола. ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34.
Первая советская перепись указала ошибочно всех жителей башкирами, но они составляли половину населения деревни. Должны были показать башкир и тептярей.
Нелишне будет, если отметим, что тептяри, зафиксированные в 1762 г., были первоначально ясачными татарами.
По 1920 году, тем не менее, указаны тоже только башкиры и тем же числом 1834 (стр.257-258).

С. Верхние Бишинды – 1482 баш. (Бишинды Верхние – 1482 баш.), Верхнее-Бишинды – 1515 теп., 9 рус.
Верхние (или Средние) Бишинды — поселение кыр-еланских башкир.
С конца 40-х гг. XVIII в. деревня стала национально смешанной. По указу Уфимской провинциальной канцелярии от 17 марта 1747 г. ясачный татарин Бикмет Бигашев с 7 дворами переселился в эту деревню. По договору от 9 марта 1760 г. башкиры кыр-еланцы разрешили его сыну Пулатаю Бикметову «с товарыщи» продолжать пользоваться волостной землей, «не делать им препятствий». В том же году из Байлярской волости были приняты башкиры из 8 семей. За припуск вотчинники взяли у них единовременно 30 руб. и ежегодно взимали по 15 коп. с двора. Походный старшина Темир Масягутов и другие 12 июня 1806 г. припустили в деревню тептяря Абдулменя Сулюкова.
Все припущенники — ясачные татары, башкиры Байлярской волости — перешли в сословие тептярей.
По 1920 году автор пишет о 1482 башкир-вотчинников (стр.252-253).

Д. Каран-Бишинды – 568 баш. (Каран-Бишинды – 568 баш.), Каран-Бишинды – 571 баш.
Д. Каран-Бишинды (название от гидронимов), возникшая на основании договора кыр-еланцев. Ясачные татары поселились по договорам от башкир в 1767 и 1782 гг.
По 1920 году указаны 568 тептяр с пометкой (**) – Названы башкирами (стр. 261).

Д. Мулла-Камыш – 143 баш. (Мулла-Камыш -143 баш.), Муллакамыш – 146 баш., 6 мещ.-тат.
Автором указано, что Д. Мулла-Камыш первый раз зафиксирована в 1920 г. В ней жили 143 башкира в 25 дворах (стр.266).
И всё, и более ничего. Однако, д. Мулла-Камыш отмечается и в материалах переписи 1917 года, в которой наличествовало 119 башкир, 5 русских и 6 тептярей. Но это только к слову.

С. Нижние Бишинды – 1340 баш. (Бишинды Нижние – 1340 баш.), Н(иж)-Бишинды - 631 теп., 721 тат.
Д. Нижние Бишинды является поселением башкир-припущенников из Айлинской волости Троицкого уезда и Енейской волости Мензелинского уезда Оренбургской губернии. Обе группы этих припущенников на право пользования землей ссылались на один и тот же документ — договорное письмо от 1 июня 1755 г., данное им башкирами Кыр-Еланской волости. Кроме вышеназванного документа айлинцы представили еще два договора: первый — от 17 марта 1775 г. и второй — от 28 июня 1787 г., по которым кыр-еланские вотчинники разрешили им пользоваться земельными угодьями. Но в 1791 г. вотчинники продали земли д. Нижние Бишинды заводчику Осокину. Вот тогда и началась длительная поземельная тяжба сторон, ее жители потеряли много угодий, захваченных крестьянами заводчика.
По переписи 1920 года указана та же численность башкир в 1340 человек.

С. Новые Бишинды – 795 баш. (Бишинды Новые – 795 баш.), Ново-Бишинды – 790 баш., 7 мещ.-тат., 4 рус.
Д. Новые Бишинды в 1920 г. состояла из 35 дворов с 795 башкирами (стр.253).

Д. Самсык – 136 баш. (Самсык (Самсык 1-й и 2-й – 136 баш.), Самсык №2 – 75 мещ.-тат.
Д. Самсыково в 1920 г. отмечена под номерами 1-й и 2-й и состояла из 24 дворов башкир с 136 жителями (стр.266).

П. Новонарышево – 800 баш. (Нарышева – 800 баш.), Нарышево – 836 теп.
При одноименной речке была основана д. Нарышево — однонациональное поселение башкир-припущенников, вышедших из Байлярской волости Мензелинско-го уезда Оренбургской губернии. Они были приняты кыр-еланцами по договорной записи от 15 февраля 1742 г.
По 1920 году указаны те же самые 800 башкир, с добавкой, что в 1917 году половина из них находилась в тептярах (стр.251). И действительно по переписи 1917 года в Нарышево показаны 430 тептяр, 395 башкир и 7 русских. А по Новонарышево на той же стр.251 прописано, что она вознкила уже после 1920 года.

Тимерова (д. Карамалы Темирово) – 497 баш. (Кармалы-Тамак-Темирова – 497 баш.), Тимирово – 489 баш, 15 тат.
Д. Карамалы-Тамак (Темирово) или Карамалы-Темирово — однонациональное поселение башкир как вотчинников, так и припущенников. Последние были припущены в 1775 и 1787 гг. Вотчинники составляли 4 двора: Тимера Масягутова, Нигматуллы Акчувашева, Галея Ахмерова и Шагиахмета Ишмухаметова.
Название деревни происходят от гидронима (устье Карамалы) и антропонима. К другому названию непосредственное отношение имел зауряд-сотник Тимер Масягутов (1765—1831), служивший походным старшиной. Сыновей его звали Абдулла (его Курамша) и Губайдулла.
По 1920 году указаны те же 497 башкир при 38 дворах (стр.254).

Д. Байракатуба – 106 баш. (Байраки-Тюба (Давлетбаева) - 235 баш.(106 м.+129 ж.), в (3) этот н/п отсутствует.
Д. Байракатуба была известна еще до 1739 г., когда ее жители-башкиры приняли башкир Тамьянской волости, живущих по припуску в д. Какрыбашево, но вытесненных первопоселенцами. Обратим внимание на договорную запись: «1739 года 20 марта Уфимского уезда Казанской дороги Кыр-Иланской волости деревни Байраки Тюба башкирцы Зяв Байдашев, Ипак Максютов, Бурза Давлет-баев, Караша Азаматов дали сию запись Уфимского уезда Ногайской дороги Тамьянской волости деревни Барсуковой башкирцам, жившим на Казанской дороге по речке Сюнь, а именно: Асану и Якупу Досаевым, Аверакаю (?) Усякову, Максюту Сапарову, Ишкени Батырову, Лапаю Имангулову, Амлекею Алекееву, Токамбетю Уразметову, Резяпу Мрясову в том, (что) припустили мы их для поселения дворами в вотчину свою в свои попытья, которые имеются по межам по речкам Ику, Усеню, Сюне до деревень Кусюковой и Алпаевой». За припуск они в числе 31 души м.п. платили вотчинникам всего 2 куницы в год.
Затем эта запись была подтверждена указом Комиссии башкирских дел от 8 февраля 1740 г.
Д. Байракатуба называли еще Давлетбаево. Сын первопоселенца Бурза Давлетбаев Находился среди тех, кто припускал в эту деревню башкир-тамьянцев. Там-янцы о себе писали, что имеют вотчинную землю в Тамьянской волости, но «доказательств на владение не имеют и перечисляться туда не желают».
Третье название деревни — Новокакырбашево. Значит, ее основали выходцы из коренной деревни.
По 1920 году указаны тоже только 106 башкир (стр.248), тогда как по НПБ помимо этой численности башкир мужчин, наличествуют ещё и 129 женщин.

Д. Максют – 180 баш. (Максютова – 180 баш.), Максютово – 188 тат.
Д. Максютово основал кыр-еланец из д. Ахметово Максют Абдуллин. Между прочим, здесь же жили башкиры-вотчинники Усман Бердыбаев и Кулбай Тенкеев, ставшие первопоселенцами поселений Усман-Ташлы и Кулбаево (Ермекеевский район). В 1748 г. они припустили ясачных татар в дд. Биктышево, Улкан по pp. Ик и Кидаш.

По 1920 году указаны те же 180 башкир (стр.246-247)

С. Япрык -1385 баш., теп. (Япрыково – 1385 баш.,теп.), Япрыково – 1430 тат., 20 мусульман, 20 баш.
Д. Япрыково. Название деревни происходит от имени одного из вотчинников.
…в деревне жили башкиры-вотчинники кыр-еланцы (1859 г. — 49 душ м.п.), башкиры-припущенники (в 1859 г. — 32 души м.п. из Айлинской волости Троицкого уезда, 19 человек из Тамьянской волости, 31 человек из Байлярской волости, еще 12 Человек не смогли назвать свою волость), тептяри (88 душ м.п.) и ясачные татары (45 душ м.п.).
По 1920 году также указаны 1385 башкир и тептярей обоего пола (стр.248-249).

С. Аблай – 527 баш. (Аблаева – 527 баш.), Аблаево – 548 баш., 2 рус.
Д. Аблаево по pp. Ик и Акуш в 1795 г. состояла из 8 дворов с 53 башкирами и одного дома с 2 служилыми татарами. По VII ревизии 1816 г. этнический состав жителей еще больше усложняется. Аблаевцы-вотчинники приняли безземельных башкир и мишарей.
По 1920 году – 527 башкир (вотчинников и припущенников) (стр.260).

Отдельной строкой отметим, что по многим н/п, чаще всего начиная с X ревизии 1859 наблюдается некая метаморфоза, их население «обашкиривается».
Например в этой д. Аблаево по VIII ревизии 1834 года, и это отмечается самим Асфандияровым А.З. (4) наличествовало помимо 104 башкир, 94 тептяра и 140 татар, но уже в последующих ревизиях они «пропадают». Анвар Закирович по Аблаево таковое объясняет тем, что мишари и татары по истечении 60-летнего срока договора до 1859 г. переехали в другие поселения. Может быть, но не по истечению срока (1816+60=1876), если таковой срок и был, а ранее на целых 17 лет.
Вместе с тем, Томашевская Н.Н. в своей книге «От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. Уфа, Китап, 2002, -240 с.» на стр.200-203, приводит по данным X ревизии 1859 года целый список деревень с населением «башкиры из мещеряков», «башкиры из тептярей». Первых, если я правильно посчитал, 52, а вторых 137.
Если же заглянуть на стр. 219-225 этой книги Томашевской Н.Н. обнаруживается ещё один список н/п, где по VIII ревизии 1834 г. селились мещеряки, но которые по сведениям 1870 г. стали башкирскими. Их таких, по этому списку где-то порядка 88 из 336, или около 26,5%.
А всё это, как-то не получается обосновать переселениями тептярей и мещеряков из н/п.

Д. Бятки (Битки, Бедкина) – 501 баш. (Бетки (Батьки) – 501 теп.), Бетки – 482 теп., 15 рус., 5 ясашных.
В д. Бятки при одноименной речке башкиры-вотчинники припустили тептярей и служилых татар на основании заключенных с ними договоров от 22 июня 1752 и 1753 гг.
По 1920 году указаны 501 тептяр (стр.261).

Д.Исмаил – 1060 баш, теп. (Смаилово (Исмаилова) – 1060 теп.), Смаилово – 1099 теп., 4 рус.
Д. Исмаилово, как и другие кыр-еланские дд. Какры-башево, Байракатуба, Ильчимбетово, Япрыково, находилась в составе 4-й юрты 12-го башкирского кантона.
Башкиры владели землей как вотчинники, а тептяри пользовались ею как припущенники по договорам с собственниками земель от 1741, 1760, 1776, 1779 гг.
Известны сам первопоселенец, старшина ясачных татар, ставших тептярями, Исмаил Уразметов и его сын Карим Исмаилов.
Это поселение постепенно переросло в национально смешанное с преобладанием тептярей.
По 1920 году указаны при 204 домах 1060 человек. И подсказывается: Все — тептяри, что не отражает этнического состава жителей (стр.249-250).

С. Какрыбаш – 595 баш. (Какырбаш – 595 баш.), Какырбаш (-шево, - й) – 617 тат., 6 старообрядцы.
Название д. Какрыбашево непосредственно связано с именем башкира-вотчинника Кыр-Еланской волости Какырбаша. Деревня называлась Какырбашево, затем ее название изменилось — Какрыбашево. Какырбаш известен тем, что в 1721 г. сопротивлялся возвращению беглых крестьян.
Башкиры владели землей по сберегательной записи от 7149 (-5508=1641) г.
Тептяри заселились по договорной записи от кыр-еланцев, составленной 21 мая 7201 (—5509=1692) г.
Ясачные татары, припущенные кыр-еланцами, стали тептярями, т.е. они вышли из своего ясачного сословия, освободившись от всех его прав и обязанностей, и записались в новое сословие с новыми обязанностями и правами. Среди них, тептярей, оказались и башкиры-вотчинники д. Бикбулово Енейской волости Мензелинского уезда Оренбургской губернии.
По 1920 году указаны 595 башкир и тептярей (стр.246).

Д. Тукмак-Каран – 306 баш.,тат. (Тукмак-Каран (Токмак-Каран) -306 тат.), Токм.-Каран – 176 ясаш., 138 баш., 11 теп.
Д. Тукмак-Каран — тоже сравнительно молодое по возрасту поселение башкир-киргизцев. Она была известна и под названием Гауыл. Здесь жили и торговые и ясачные татары. Часть татар не имела документов на пользование земли, остальные были приняты по договору от 27 сентября 1739 г.
По 1920 году указаны 306 ясячных татар, с примечанием «Перепись 1920 г. ошибочно показала этническое происхождение жителей: здесь жили и башкиры, и татары» (стр.261).

С. Балтай – 1277 баш. (Болтаева (Балтаева) – 1277 теп.), Балтаева -1411 тат.
Ранняя история д. Балтаево схожа с прошлым д. Нижние Бишинды. И здесь осели припущенники, но только из одной Айлинской волости Троицкого уезда Оренбургской губернии. Однако точное время их поселения нам не известно.
По этому н\п много чего у автора, его же озадачиваемого, пропустим это. А по 1920 им указаны всё же 1277 башкир (стр.254).

С. Кальшали – 1780 миш.,теп. (Кальшали – 1780 миш.,теп.), Кальшали – 1819 тат.
По 1920 году в д. Кальшали указана та же численность в 1780 человек, но помимо тептярей и мишарей, показаны ещё и служилые и ясячные татары (стр.263).

С Карамалы-Губей - 1466 баш. (Карамалы-Губеева – 1466 баш.), Кармалы-Губеево – 1559 тат.
Д. Карамалы-Губеево (название от гидронима и антропонима) возникла на земельной даче заводчика Осокина, поэтому ее жители не являлись припущенниками башкирской волости. Сын первопоселенца Файзулла Губеев в прошении за 1825 г. назван торговым татарином. В нем он упоминает своих односельчан Ибрагима Кутлина, Тимеркея Абдулкаримова, Карима Адбраши-това, Исансула Ишмухаметова, Хамидуллу Халикова.
По 1920 году указаны 1466 ясячных татар, с пометкой (*) – Названы башкирами (стр.266).

С. Метевтамак – 1237 баш. (Мятев-Тамаково – 1237 баш.), Метев-Тамак – 1806 тат.
Д. Метевтамак создана тептярями на основе договора башкир Канлинской волости от 22 января 1741 г. Ясачные татары были приняты в 1769 г.
По 1920 году указаны 1237 ясачных татар и тептярей, с пометкой (*) – Названы башкирами (стр.265).

С. Тукай – 1586 баш. (Тукаева (Токаева) – 1586 баш.), Тукаево – 1626 баш.,21 рус.
На право пользования землей тептяри д. Тукаево ссылались на указ из Уфимской провинциальной канцелярии от 9
августа 1770 г. Однако этот указ был лишь подтверждением их прав на землю. Но тептяри были припущены башкирами в 1765 г. Через два года возник спор о земле с владельцами вотчин Кыр-Еланской волости, который был улажен в 1767 г.
По 1920 г. указаны 1586 тептярей, с пометкой (**) – Названы башкирами.

С. Чукадытамак -1285 баш. (Чукадытамаково – 1285 баш.), Чукадытамак – 1436 тат.,14 рус.
Деревня при устье р. Чукады Чукадытамак также относилась к Урмекеевой тюбе Канлинской волости. Это поселение безземельных башкир-припущенников, вышедших из Айлинской волости Троицкого уезда, сохранивших свое сословие, не переходя в тептяри.
По 1920 году указаны те же 1285 башкир (стр.258-259).

С. Карат – 437 баш. (Каратово (Карашева) – 437 баш.), Каратово – 460 баш.
Д. Каратово (от гидронима) — поселение башкир-вотчинников, которых насчитывалось в 1795 г. при 9 домах 42 человека обоего пола, в 1816 г. — 23 души, в 1834 г. — 37, в 1850 г. — 56, в 1859 г.— 66 душ м.п. Здесь зафиксированы и тептяри (в 1795 г. в двух дворах — 10 человек, в 1816 г.— 15 душ обоего пола), но, по словам жителей деревни, «хотя по ревизским сказкам числятся здесь тептяри, но живут и дома имеют в разных деревнях», в частности, в д. Талды-Булак. 152 башкира при 62 дворах проживало в 1870 г., в 1920 г. — 437 человек (89 дворов). Деревню называли по-другому Карашево (стр.245).

С. Уязытамак -1474 баш., теп. (Уязы-Тамаково – 1474 баш.,теп.), Уязы-Тамаково – 972 баш., 543 теп.
Д. Уязытамак — поселение кыр-еланцев, сначала называлось Уязы, затем Уязытамак (устье Уязы). По договору от 14 декабря 1748 г. они припустили ясачного татарина Смаила Уразметова «с прочими». По договорной записи от 10 мая 1786 г. башкиры-кыреланцы приняли в эту деревню на свою вотчину сроком на 80 лет ясачных татар Габдулатифа и Муртазу Габдулкаримовых и Амира Ермякова с 10 душами м.п. с уплатой вотчинникам по 15 коп. с двора в год. Ясачные татары, прибывшие из д. Москово, перешли в тептярское сословие.
По 1920 году также указаны 1474 башкир, тептярей (стр.251).

С. Кандрыкуль – 1253 баш. (Кандры-Кулева -1253 баш.), Кандры-Куль – 1358 баш.
д. Кандрыкуль — поселение башкир-канлинцев, владельцев вотчин из Урмекеевой тюбы. Они в 1782 г. приняли тептярей, с которыми через 3 года 2 июня оформили договорную запись, узаконив их припуск.
По 1920 году указаны 1253 башкир (стр.259).

Д. Кандры-Тюмекей – 338 баш.,теп. (Кандры-Тюмекеева -338 баш.,теп.), Кандры-Тюмекеево – 347 баш.
Д. Кандры-Тюмекеево (от гидронима — одноименного озера и антропонима) первый раз упоминается в 1895 г.: 293 человека при 43 дворах. В 1920 г. в 58 домах проживали 338 башкир и тептярей (стр.266).

Мустафино (Бикташ) – 571 теп.,баш. (Мустафина – 571 теп.,баш.), Мустафино – 499 теп., 94 баш.
По видимому сведения в книге Асфандиярова (4) о поселении кыр-еланцев д. Якшаево.
В 1795 г. в д. Якшаево проживали 29 башкир (8 дворов) и 17 тептярей из татар (5 домов). В 1816 г. было 27, в 1834 г. -108, в 1859 г. - 110 башкир, в 1870 г. -142 башкира и мишаря, в 1920 г. — 571 тептярь и башкир. Как видим, с конца XIX в. этническое происхождение определялось не совсем точно. В деревне жили башкиры и татары.
Антропонимическое название деревни время от времени менялось: в 1870 г. Якшаево имело второе имя — Мусино (в самом деле, до 1820 г. здесь жил Муса Такиев, 1742 года рождения). В 1905 г. Мусино-Якшаево названо Мустафино, в 1920 г. — Мустафино (Мусино). А сегодня она известна под первоначальным именем — Якшаево (стр.255).

Д. Новосуккул – 274 баш. (Ново-Суккулова -274 баш.), Ново-Сукулово – 278 тат.
Д. Новосуккулово впервые отмечена в 1895 г. 35-дворной с 185 жителями. В 1920 г. в 48 дворах проживали 274 башкира (стр.266).

Д. Новый Арсланбек (Арсланово) – 1555 баш. (Арасланова Старая – 1555 баш.), Старо-Арасланово -1802 теп.
Д. Арсланово была основана тептярями по договору с башкирами Кыр-Кальнинской (Канлинской) волости от 25 июля 1739 г. Сын первопоселенца Сирмеш Арсланов во время III ревизии в 1762 г. отмечен старостой ясачных татар.
По 1920 указаны 1555 башкир, с пометкой (*) – Ошибочно показаны башкирами (стр.265).

С. Сайран – 948 баш. (Сайранова (Сайряново) – 948 баш.,теп.), Сайраново – 680 баш.,201 теп.,98 тат.,13 рус.
Одно из трех кубовских поселений называется Сайраново, по которому у нас мало материала. О припуске тептярей в 1840 г. было сказано, что они владеют землей «без документов более 200 лет совместно с башкирами-вотчинниками». О припуске татар нет сведений.
По 1920 году указаны 948 башкир и служилых татар (стр.260).

Д. Старый Арсланбек – 565 тат.,теп. (Арасланбекова Старая – 555 тат.,теп.), Ст.Арасланбеково – 582 тат.,7 баш.
Д. Арсланбеково становится этнически смешанной в середине XVIII в., когда по договорам от 12 октября 1758 и 1 марта 1781 гг. кубовцы-вотчинники приняли тептярей.
По 1920 году указаны 565 тептярей и ясячных татар (стр.260).

С. Тюпкильды – 1114 баш. (Тюпкильды – 1114 баш.), Тюпкильды – 1244 тат.
Д Тюпкильды. Раннее упоминание о ней относится к 1714 г., когда канлинцы-вотчинники припустили сюда безземельных башкир.
По 1920 году указаны 1114 башкир и тептярей (стр.257).

С. Урмекей – 949 баш.,теп.,тат. (Урмекеева – 949 теп.,тат.), Урмекеево -657 тат.,316 баш.,4 рус.
д. Урмекеево. Названа так по имени влиятельного канлинского вотчинника Урмекея Кунгилдина… Если башкирское население в конце XVIII в. составляло почти 90 % жителей, то в середине 30-х гг. XIX в. -только 34 %. В 1834 г. из 75 башкир 36 были припущенниками. В 1870 г. тептяри были показаны в составе башкир, а в 1920 г. башкиры — среди 949 тептярей и татар. В обоих случаях допущена ошибка (стр.258).

Кто же так подставил Анвера Закировича? (Сведения по около, и по переписи 1920 года. Продолжение ).

irek_tattarich
29 сентября, 2016
Первыми по каждому н/п представлены его название и состав, как это есть в обсуждаемом Приложении книги (1), а в скобках указаны их названия и состав по НПБ (2). Всё это уточняется собственно результатами переписи 1920 г. Следом, с новой строки, опуская некоторые подробности, идут сведения по этому н/п из книги А.З.Асфандиярова (4):

С. Ермухамет – 1574 баш. (Ермухаметова – 1574 теп.), Ермухаметово – 1659 тат.
Д. Ермухаметово основали башкиры д. Касаево Еланской волости, принятые канлинцами по договору от 14 июля 1738 г. «для поселения при р. Кармасан и другим урочищам». Вместе с еланцами в ее создании участвовали бывшие вотчинники Айлинской волости Троицкого уезда. Последние составляли подавляющее большинство жителей села.
По 1920 году указаны 1574 башкир (стр.257).

С. Кандры-Кутуй – 804 баш. (Кандры-Кутуева – 804 баш.), Кандры-Кутуево – 780 баш.,21 тат.
Д. Кандры-Кутуй — поселение канлинцев-вотчинни-ков. Она не отмечена V ревизией 1795 г., но в 1816 г. в ней зафиксировано 15 дворов с 114 жителями. Значит, она возникла между этими годами. При этом отметим, что она выделилась из д. Кандрыкуль.
По 1920 году указаны 804 башкир (стр.259).

С. Старые Кандры – 834 баш.,теп. (Кандры-Старые – 834 баш.), Старые Кандры – 863 тат.
Д. Старые Кандры по опубликованным источникам известна с 1716 г. Она упоминается как д. Кандры, когда ее жителя из татар Сырыма Карина припустил на свою вотчину башкир Кыр-Кальнинской (Канлинской) волости Балтас Аблаев из-за «скудности для ясашного платежа»
По 1920 году указаны 834 башкир и тептярей (стр.265).

С. Карат-Тамак – 497 баш. (Кармалы-Тамак-Темирова – 497 баш.), Тимирово – 489 баш.
Д. Карамалы-Тамак (Темирово) или Карамалы-Темирово — однонациональное поселение башкир как вотчинников, так и припущенников. Последние были припущены в 1775 и 1787 гг. Вотчинники составляли 4 двора: Тимера Масягутова, Нигматуллы Акчувашева, Галея Ахмерова и Шагиахмета Ишмухаметова.
Название деревни происходят от гидронима (устье Карамалы) и антропонима. К другому названию непосредственное отношение имел зауряд-сотник Тимер Масягутов (1765—1831), служивший походным старшиной. Сыновей его звали Абдулла (его Курамша) и Губай-дулла.
В этой деревушке проживали в1816г. — 11, в 1834 г. — 23, в 1850 г. - 42, в 1859 г. - 50 мужчин башкир68. В 1870 г. при 24 домах был зафиксирован 181 человек, 1920 г. показал 497 башкир при 38 дворах (стр.254).
Данные этого н/п Старотуймазинского сельсовета по Приложению как-то странно пересекаются с данными н/п Тимерово (д. Карамалы-Темирово) Гафурийского сельсовета, рассмотренного выше. Они одинаковы по 1870, 1917 и 1920 годам. По видимому ошибка, или ещё что, но выяснит это не удалось.

С. Старые Туймазы – 1336 баш. (Туймаза – 1326 баш.), Туймазы – 631 теп.
При одноименной речке возникла д. Туймазы, которая из поселения вотчинников стала селением припущенников из башкир и тептярей. Деревню основали вотчинники из кыр-еланцев. Далее же, сформировалось полиэтническое припущенническое население д. Туймазы. Основная масса башкир-припущенников составляла сословие тептярей.
По 1920 году указаны 1336 башкир (стр.251-252).

С. Зигитяк(Субханкул) – 456 теп. (Зиштякова (Супханкул) – 456 теп.), Зигитяк – 444 теп.,11 рус.
В начале XIX в. возник выселок из Субханкулово под названием Зигитяк (Зиштяк, Субханкулово). В 1816 г. он состоял лишь из трех домов, где жили 6 душ м.п. тептярей и татар. В 1834 г. там было 4 жителя из татар, в 1859 г. — 352 припущенника, в 1917 г. — 451 тептяр, в 1920 г. — 456 тептярей (стр.262).
На стр.263 Анвар Закирович приводит следующее: Башкирское население Субханкулово вошло в сословие тептярей. Что касается того, что два раза — в 1870 и 1920 гг. — ее жителей считали башкирами, то это следует принять как ошибку. Но это нисколько не означает, что среди тептярей вообще не было башкир.
Замечание малопонятное, хотя бы потому, что по 1920 году сказано то, что сказано, а по 1870 году вообще ничего не сказано, но очень интересное замечание. Здесь и сейчас не будем за это, а запишем как в арифметике, на ум пошло.

Д. Нуркей -512 баш. (Нуркеева – 512 баш.), Нуркеево – 536 теп.
Д. Нуркеево первый раз упоминается в опубликованной долговой записи башкира Семенгула Салимова, занявшего у Ф. Д. Гладышева 38 руб. в 1764 г. Кыр-еланская же деревня — родина безземельных башкир, припущенных вотчинниками.
Опустим некоторые излишние подробности, а по 1920 году указаны всё те же 512 башкир.

С. Субхханкул – 666 баш. (Субханкулова (Смайкина) – 666 баш.), Супханкулово – 691 теп.
По словам сельчан, аднагуловцы основали новое поселение под названием Субханкулово.
По 1920 году указаны 666 башкир (стр.262).

С. Аднагул – 1557 баш.,теп. (Аднагулова – 1557 баш.), Аднагулово – 1028 теп.,664 тат.,28 рус.,10 мещан.
Дд. Аднагулово, Кальшали, Верхний Сардык и Нижний Сардык (Биганово) возникли на основании предоставленных тептярям царских грамот от 21 февраля 7134 (1626) и 7 октября 7184 (1676) гг. Основанием для владения землей ясачными татарами служило договорное письмо от 4 октября 1753 г., данное им кыр-еланцами.
Жители д. Аднагулово в 1873 г. писали в своем прошении о том, что «250 лет тому назад предок наш Аднагул поселился на башкирской земле и основал деревню Адна-гулову, которая носит то наименование по имени первого поселенца оной.
По 1920 году указаны 1557 тептярей, башкир, служилых татар, ясачных татар (стр.262).

С. Бикмет – 1356 баш. (Бикметова – 1356 баш.), Бикметово – 1403 теп.,24 тат.,21 рус.
Д. Бикметово — поселение припущенников из башкир и тептярей. Время их заселения определено договором о припуске от 15 декабря 1760 г.
По 1920 указаны 1356 башкир (стр.257).

С. Верхний Садык – 1005 баш.,теп. (Сардык Верхний – 1005 теп.), Верхний Сардык – 1026 баш.,14 чув.,11 теп.
Дд. Аднагулово, Кальшали, Верхний Сардык и Нижний Сардык (Биганово) возникли на основании предоставленных тептярям царских грамот от 21 февраля 7134 (1626) и 7 октября 7184 (1676) гг.
Население д. Верхний Сардык формировалось и в последующих столетиях. В частности, ясачные татары были приняты по договору от 14 апреля 1795 г., 4 двора служилых татар Магадия Исланова, Кинзябая Киикова и других — по договору от 26 сентября 1839 г. Перед 1834 г. тептяри припустили к себе чувашей.
По 1920 году указаны 1005 тептярей, татар, чуваш (стр.263).

Д. Киска-Елга – 985 баш. (Киска-Елга – 985 баш.), Кискаелга – 1037 тат.
Д. Кыска-Елга — поселение канлинцев-вотчинников. Однако они составляли незначительную часть жителей: 10 человек в 1834 г. Подавляющее большинство сельчан представляли башкиры-припущенники: 274 человека в 1834 г. Жили здесь и тептяри, которые поселились по договору с канлинцами от 1785 г.
По 1920 году указаны 985 башкир-вотчинников и башкир-припущенников (стр.260).

С. Нижний-Сардык -1298 баш. (Сардык Нижний – 1298 баш.), Нижний Сардык – 1318 теп.,11 тат.
Дд. Аднагулово, Кальшали, Верхний Сардык и Нижний Сардык (Биганово) возникли на основании предоставленных тептярям царских грамот от 21 февраля 7134 (1626) и 7 октября 7184 (1676) гг.
По 1920 году указаны 1298 башкир, но следует оговорка, В двух случаях (за 1795 и 1920 гг.) тептярей ошибочно назвали башкирами, хотя по материалам других ревизий они вообще не учитывались (стр.263).

С. Татар-Улкан – 712 баш. (Татарский Улкан – 1420 баш.), Тат.Улкан (Тат.Кулкан) – 1115 тат,378 теп.,23 чув.
К 15-й юрте 12-го башкирского кантона относилось национально смешанное поселение Улканово, вернее, его часть с только башкирским населением. Тептяри подчинялись своим старшинам, татары — своим.
Деревню населяли припущенники. Ими были как башкиры, так и татары и тептяри.
Перед 1870 г. чуваши в 3—4 верстах от коренной деревни создали свое поселение, состоявшее тогда из 15 дворов с 40 мужчинами и 52 женщинами.
В 1920 г. они названы точно так же, как и сегодня: Татар-Улканово и Чуваш-Улканово.
По 1920 году в Татар-Улканово указаны 712 башкир. Однако это только численность мужчин, вместе с 708 женщинами по НПБ указано 1420 башкир (стр.255-256).

Д. Тирян-Елга – 81 баш. (Тирян-Зилга – 81 баш.), Тирян-Елга – 86 теп.
Д. Тирян-Елга впервые упомянута в 1920 г. 18-дворной с 81 башкиром (стр.266).

С. Агиртамак – 864 теп. (Агыр-Тамаково (Агер-Тамак) – 864 теп.), Агыр-Тамак – 906 тат.
Д. Агиртамак (устье р. Агар) возникла в начале XVIII в. Ясачного татарина Тойку Султанова с детьми приняли к. себе башкиры-кыр-еланцы по договору от 25 июня 1701 г. По договорному письму от 1 мая 1780 г. были припущены тептяри Ишберды Якупов и Тимер Маметов с условием уплаты оброка по 10 коп. с двора в год. 21 января 1809 г. башкиры обязались «оставить на жительстве в этой деревне тептярей 58, из ясачных татар 29 душ»
По 1920 году указаны 864 тептяра(стр.263).

Д. Райманово (Кизинкеево) – 1302 баш. (Райманово (Кизинкеево) – 1302 баш.), Райманово – 926 теп.,432 теп.-миш.
Д. Райманово ранее называлась Кинзекеево.
Тептярское население деревни сформировалось по заключенным с башкирами Кыр-Еланской волости договорам от 15июня 1715г. и 21 февраля 1742г.
По 1920 году указаны 1302 башкир-припущенников, тептярей и государственных крестьян из татар.

Мой ноутбук Уфаген опять забанил.За что!!!?
Только хотел закинуть интересные инфо по некоторым н.п.
Например д.Туктагулово (часть которого называлась Нугушево)известен до 2 ревизии.Туда заселились татары из д. Кадыбаш Агрызского р-на.РТ.Нижний Сардык имеет второе название Биганово от имени ясачного татарина Бигана крымсараева из д.Сардык Кукморского р-на РТ заселившийся на вотченные земли данный по грамоте 1626г.его предкам. И т д.

Асфандияров пишет про д.Райманово что Райман нам не известен.Вполне реальный человек.Согласно историческому документу Райман Кадыров из татар платящий 8 гривенный ясак.Заселился в деревню вместе с братьями еще после 2 ревизии

В деревню Кальшали на земли предков по грамоте 1626 года по просьбе торгового татарина Сеитового посада Темира Сафарова заселились родственники из д. Бекбулатово.В том числе его родной брат.Они выходцы из.деревень Кукморского р-на РТ выехавшие еще до 2РС.

По деревне Нарышево нет еще 100% достоверной информации, но есть косвенные намеки,что башкиры-припущенники были из д. Калмия байлярской волости.

Еремкино есть в Шаранском районе сейчас называется Ярамка близ с.Дюртюли.Аблаево есть в Чекмагушевском районе думаю стоит искать по Оренбургской губернии

В 1960-е годы в нашем поселке (р.п.Серафимовский) работал шофером кто-то Кирсанов из Марьяна, где ныне разрушенная церковь Дмитрия Солунского. Этот Марьян (деревня) первый от д.Стаханово Туймазинского р-на. Работал Кирсанов в АТК (АвтоТранспортная Контора) НПУ (нефтепромыслового управления) ОктябрьскНефть.

Здравствуйте!

Подскажите , кто анализировал метрики Нижне-Троицкого медеплавильного завода, встречались ли вам в метриках раскольники или единоверцы из Усень-Ивановского завода.
Я сам анализировал за конец 19 века пару метр по Верхне-троицкому заводу, но встретил чуть-чуть единоверцев из самого Верхне-троицкого завода, а из Усень-Ивановского никого.