Мишари

Опубликовано romka6010 - пт, 03/23/2007 - 23:36

Есть ли ресурсы на эту тему?

Были ли мишари равноценны казачьему сословию или являлись отличным сословием? Была ли своя какая то вертикаль управления, со штабами, архивами? Может где то кто знает ресурсы в Интернете на эту тему?

Пробывал но скудная информация, есть ли более фундаментальная? На одном сайте прочитал что в Башкортостане миаре несли военную службу по охране рубежей, а потом как бы их от этого отодвинули и стали они просто крестьянами.

Цитата На одном сайте прочитал что в Башкортостане мишаре несли военную службу по охране рубежей, а потом как бы их от этого отодвинули и стали они просто крестьянами.
В 1798-1865 гг. мишари, как и башкиры и русские казаки, находились в военно-казачьем сословии и территория их расселения в Челябинском, Стерлитамакском, Уфимском, Бирском и Белебеевском уездах Оренбургской губернии была разделена на 5 кантонов во главе с кантонными начальниками. Было образовано Башкирско-мещерякское войско. Основной военной обязанностью их становится охрана Оренбургской пограничной линии по р. Урал, участие в войнах и походах России, а также подавление народных выступлений. После отмены кантонной системы управления мишари, как и башкиры, были приравнены к государственным крестьянам.
(Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 5: Справочная книга.-Уфа: Китап, 1994.// Мишари и татары в Башкортостане//стр.99-110.)

Цитата (walek @ 26.03.2007 - 11:42) Цитата (Dars @ 24.03.2007 - 08:33) У меня есть очень хороший материал про мишарей, но в формате Word. Возьметесь переделать под html?
Давай мне скидывай.
Выложили где-нибудь?

зы. Можно ли считать мишарей татарами, как сейчас принято, или это отдельная нация, взявшаяся неизвестно откуда? Связано ли это название с Мещерским краем?

Цитата (sarles @ 23.05.2007 - 17:52) Цитата (walek @ 26.03.2007 - 11:42) Цитата (Dars @ 24.03.2007 - 08:33) У меня есть очень хороший материал про мишарей, но в формате Word. Возьметесь переделать под html?
Давай мне скидывай.
Выложили где-нибудь?

зы. Можно ли считать мишарей татарами, как сейчас принято, или это отдельная нация, взявшаяся неизвестно откуда? Связано ли это название с Мещерским краем?
можно считать татарами, связанными с Мещерским краем)

Цитата Можно ли считать мишарей татарами, как сейчас принято, или это отдельная нация, взявшаяся неизвестно откуда? Связано ли это название с Мещерским краем?

1. № 447 1794 г. января….
Прошение мишарских депутатов Абдулкадыра Абдулкаримова с товарищами генерал – прокурору А.Н. Самойлову о наряде мишарского отряда на летнюю службу отдельно от башкир.
…Мещерятский наш народ прежде других иноверцев по собственному своему желанию, переселившись из Золотой Орды в Россию еще в 7001 году (1482/83 г.), за верныя и беспорочныя предков наших российскому скиптру службы как при взятье Казани, так и при других многих тогдашнего времяни случаях, жаловнны были в разных местах на горной стороне реки Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями с угодьи.
Генваря … дня 1794 года.
Старшина порутчик Нигамитулла Салтанмратов, походный старшина Абдулкадыр Абдулкаримов, сотник Шигабутдин Шендеев.

ЦГИАЛ, непременный государственный совет, д. №143, лл. 14-17.
Опубликовано: Материалы по истории Башкирской АССР. Т. 5. М., 1960. С. 574-576.

2. В «Записке» Оренбургского губернского правления за 1800 г. о мишарях говорится следующее: «Сей народ не коренной Оренбургской губернии, но перешедший по нынешнему положению Симбирской губернии из Алаторского и Симбирского уездов без обложения ясаком, а только по грамоте 7106 (1598) г. велено служить им , мещерякам, по городу Уфе с дворянами и иноземцами.»

Материалы по истории Башкортостана. Т. 5. С. 581.

3. Наказ мишарей Исетской провинции
/Л.197/ 1767 года апреля 27 дня мы, ниже подписавшиеся Исетской провинции выбранные от служилых мещеряков поверенные сотники Мурат Исламов и Салим Мусакаев посылке в Москву в комиссию о сочинении проекта Нового Уложения выбранному нами по силе Манифеста Ея Императорского Величества декабря 14 числа 1766 году депутату команды нашей мулле Абдулле Мурзе Муслюмову – Давышеву препоручили мы усмотренныя нами и всем народом нашим общия недостатки и нужды представить, где надлежит.

РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 109. Ч. 11. Л. 198-199.

4. Наказ от вновь поселившихся в Уфимской провинции служилых и ясачных татар и мишарей
/Л. 259/ 1767 году 30 дня Уфимского уезду от поверенного выбранного поселившимися вновь в тот уезд из Казанской и других губерний и уездов по состоявшемуся 762 году указу служилых и ясачных татар и мещеряцкого народа о общественных народных нуждах выбранному же депутату Мухамедкариму для представления о них где надлежит.

РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 109. Ч. 11. Л. 259-260.

и т.д.

Уважаемый romka6010!
Давно не бывал на форуме, поэтому пропустил обращение к теме, которая и для меня представляет большой интерес.
Уже несколько лет с переменным успехом, по мере наличия свободного времени, я занимаюсь на частной основе историей моей малой родины - д. Курманово Кунашакского района Челябинской области. Ранее она относилась территориально к Теченской мещеряцкой волости, административно - к 3-му Башкирскому кантону, Шадринского уезда Пермской губернии, хотя географически находится на расстоянии 70 км к северо-востоку от г. Челябинска.
Так вот, наша деревня вместе с д.д. Муслюмово, Кунашак, Борисово, Султаново, Нугуманово, Нижняя и Новая, основанные примерно после башкирского восстания 1735-1740-х г.г., являются чисто мещеряцкими (мишарскими) деревнями, расположенными среди северо-восточных старинных башкирских деревень, и сравнительно молодые по отношению к ним. Население деревень сохранилось практически до сегодняшнего дня не смешанным (имею в виду смешанные браки).
По мере изучения истории моей деревни я ознакомился с огромным количеством сохранившегося исторического материала, особенно за период кантонного управления. И у меня есть документальные материалы, хотя и по конкретному населенному пункту, но в принципе отражающее всю ситуацию по этой проблеме за эти исторические периоды.
Причина сохранности в том, что моя деревня в 1819-1845-е годы являлась штаб-квартирой 3-его башкирского кантона. Да, именно башкирского, а не чисто мещеряцкого, и в составе как раз были и упомянутые мещеряцкие, и остальные башкирские деревни. В него также были включены самые дальние мещеряцкие деревни Ичкинского, Терсютского и Кысылбаевских юрт которые находятся и существуют по сегодняшний день за Шадринском. В данные годы начальником кантона являлся мой прапрадед Бикметев Девлетша Сеитягаферов сын.
А упомянутый на форуме в одном из сообщений - ахун Абдулла Даушев - депутат Уложенного Собрания является племянником известного мещеряцкого старшины Муслюма Аширова основателя деревни Муслюмово (ныне печально известной). Сам Даушев является основателем деревни Ахуново Учалинского района РБ.
В материале, который уже собран у меня, есть вся информация и про систему формирования башкирско-мещеряцкого войска на примере данного кантона, и конкретная их деятельность, и штатные списки, и мобилизационные предписания, и материалы продовольственного довольствия, материалы финансового обеспечения деятельности войска и очень много прочего и интересного.
Что сразу бросается в глаза, что даже на фоне сегодняшнего времени, это была достаточно правильно и грамотно организованная система, с очень хорошо поставленным управлением.
В-общем, если эта тема на самом деле интересует кого-либо, готов поделиться своими наработками, также и по теме самих мещеряков, на примере истории своих деревень.

Уаажаемый Бикметов Рауф!
Значить кроме чисте мещеряцких кантонов были и мещеряцкие поселения в составе башкирских кантонов, надо полагать были и смешанные поселения.
Есть ли у вас перечень мишарских населенных пунктов с указанием принадлежностью к кантону и смешанных населенных пунктов?

Уважаемый romka6010.
Да, вы абсолютно правильно поняли, что именно в состав башкирских кантонов входили и мещеряцкие сёла. Это с документальной достоверностью я утверждаю по 3-ему Башкирскому кантону, который я изучаю, и не могу утверждать по остальным. Во-первых, я их не изучал, во-вторых, исследователь не знакомый с изучаемой местностью может допускать ошибки. Так, например, даже уважаемый Асфандияров в 1-м томе Башкирской энциклопедии, в очерке "Бикметевы", отнёс их место жительство и штаб-квартиру 3-го Башкирского кантона к одноимённой деревне Курманово (ныне Аргаяшского района Челябинской области) вместо деревни Курманово (ныне Кунашакского района Челябинской области) и назвал башкирами. В доказательство утверждаемого у меня есть документы ревизской сказки по д. Курманово за 1811 год и материалы годовых отчётов по 3-му Башкирскому кантону из архива Оренбургского военного губернатора. Поэтому по другим башкирским кантонам по принципу прецендента скорее всего есть также и мещеряцкие деревни, но я не владею такой информацией. А по 3-му Башкирскому кантону есть полный перечень, если интересно.
Мой адрес BikmetovRF@mail.ru
Обращайтесь.

Цитата Есть ли у вас перечень мишарских населенных пунктов с указанием принадлежностью к кантону и смешанных населенных пунктов?
Эти населенные пункты приведены в книге:
Асфандияров А.З. Ведомости башкирских и мишарских кантонных начальников о численности и социально-экономическом положении населения по деревням в середине XIX века. // Южноуральский археографический сб. – Уфа: БФАН СССР, 1976. –Вып. 2. С.196-342.
Например:

7 Башкирский кантон, Стерлитамакский уезд, 9 юрта, Юрматинской волости, Кармышевой тюбы, д. Енгызкаинова: число душ по 8 ревизии м.п.-31, ж.п.-22, вотчинники, не кочуют, сверх башкир на земле Юрматинской проживают деревнями: Кармышевой тюбы: Янгыз Каинова мещеряков-137, тептярь-207(дано кол. жит. только м.п.).

2 Мишарский кантон, Стерлитамакский уезд, 4 юрта, д. Янгыскаинова: число душ по 8 ревизии м.п.-139, ж.п.-141, живут на купленной у башкирцев Юрматинской волости по записи 1747 года, не кочуют.

По Мещерскому краю есть книга Орлова Алимжана Мустафиновича

Каким образом они связаны с сословными мишарами Урала - вопрос мало исследованный.
По-моему, происхождением из Ногайской орды. Соответственно, говорить, как об отдельном народе - неправильно, это этногруппа татар.

№ 46Сенатский указ о снятии ясака с башкир, мещеряков и татар, между ними живущих, и о продаже у них вместо сего соли из казны
16 марта 1754 г.
«….. И оный действительный тайный советник мнением своим представляет: не соизволит ли Правительствующий Сенат с начала сего года ясак с Башкирцев и мещеряков, и выше помянутых, имеющих между ними татар снять, а соль им из казны повелеть покупать и о том указом Ее Императорского Величества от ясака освобождаются, в надежде, что они по своему званию, то Высочайшую милость Ее Императорскому Величеству своей верностью и службой заслужат; и такое посему уповательно,что башкирцы и мещеряки и служивые между ими татары непоколебимо в верности утвердятся, а живущие в Башкирии тептяри и бобыли, состоящие из мордвы, черемис, вотяков, чуваш и татар к платежу положенных на них податей основательнее останутся, да и мыслить им инако невозможно, когда башкирцы и мещеряки состоянием своим от них отменны найдутся, следственно, не будет причины иметь к соединению на оных тептерях и бобылях положенного в 1748 г. осьмигривенного ясака [в] 23 105 руб. 60 коп., да сверх того оренбургская городовая работа (что все сочиняет не меньше подушных денег), которого с них и при покупке соли снимать, по мнению ег действительного тайного советника не следует для того: 1) что покупка б ими соли столько не наградила, сколько они ясака платят; 2) что они все прищельцы в Башкирию, т.е. беглые из Казанской губернии, из такого порядка людей, которые не только соль покупают, но и подушный оклад платят; 3) довольно им того, что они до последнего бунта башкирского были так, как крестьяне и платили им оброки; ….
ПСЗРИ. I. Т. XIV. №10198. С. 42-44. Типограф. экз.»
Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч. 1.-Уфа: Китап, 2007. Стр. 86.

Вообще если как говорит Ахметыч: мишари это татары, то получается что часть татар
- сама штурмовала Казань за что получала земли
- еще за 70 лет до падения Казани, добровольно приняла подданство русских
- ну а за что эти мишари (считай татары) получали земли в Башкирии, особенно после восстаний - мы все хорошо знаем.

Хотя в жизни башкир мишари так же сыграли и положительную роль, но это было уже после, а после драки кулаками - не машут.

Уважаемые респонденты данной темы!
Считается, что современники событий не могут достаточно объективно оценить историческое их значение. Но в данном случае, я считаю, после истечения сотен лет, мы обязаны правильно оценить поведение и действия руководителей, вождей, элиты каждого народа, народности в интересах всего народа. В данном случае я имею в виду действия мишарской элиты.
Я считаю, что именно более дальновидная, мудрая политика мещеряков, которые правильно поняли и осознали, исходя из геополитической обстановки, что только такой путь в союзе с Россией может дать мещерякам самое главное достояние по тем временам, да и по сегодняшним тоже, это землю. Без бессмысленных жертв своего народа под какими-либо популистскими предлогами, как в истории башкир итог многочисленных восстаний, как в сегодняшнее время итог политики наших бывших республик, Чечни. Разве стоили амбиции политиков этих периодов жизни стольких тысяч народа. Ведь сотни тысяч узбеков, таджиков, молдован и других не от хорошей жизни сегодня батрачат в России. Кому нужно было в XXI-м веке положить столько чеченцев, ради чего? Ведь всегда был альтернативный путь, путь подъёма образования народа, его культуры, и через это достигнуть реальных возможностей повышения национального самосознания, уровня реальной жизни. А не толкать народ на бойню. Поднять и спровоцировать его. Это всегда проще.
То есть наши предки всё сделали и делали правильно, а то что мы всё это растеряли осознанно или неосознанно, это уже достойно большого сожаления. Что нет сегодня мишарей, а есть башкиры из мещеряков (как я) и татары из мещеряков.
Поэтому прошу более объективного подхода при оценке тех или иных исторических фактов.

Это в 30-е годы прошлого века по районам Башкирии провел (как бы сейчас их называли заказные) экспедиции Институт языка и литературы Башкирской Академии наук и на основании их лингвистических заключений часть мещеряков причислили к башкирам, а часть к татарам. И с этого периода вообще убрали упоминание в официальных статистических справочниках о мещеряках, мишарях. И с этого периода жители моей родной деревни Курманово Кунашакского района Челябинской области стали башкирами, а жители соседней, ныне широко известной, деревни Муслюмово стали татарами. Хотя по ревизским сказкам ещё 1811 года жители обеих, и ещё 3,4-х деревень записаны мещеряками и относились к Теченской мещеряцкой волости (то есть были связаны родовыми узами) в составе 3-го Башкирского кантона Шадринского уезда Пермской губернии. Также и в нынешнем Башкортостане 50-70% ныне числящихся татарами являются этническими мещеряками. Для этого достаточно с этой точки зрения просчитать данные приведённые уважаемым Асфандияровым в серии "История деревень". Это простая арифметика.
Это одно направление возникновения понятия "из мещеряков".
Вторая версия возникла потому, что только мещеряки, кроме башкир, получали помимо припуска право на вотчинное владение землёй. То есть они владели жалованными землями. То есть именовались в данном случае "башкирами" по сословному признаку, то есть вотчинниками.

А по моему мнению, по анализу массива информации, которая абсолютно доступна, получается всё-таки, что:
во-первых, мещеряки по этно-генетической классификации являются финно-угорами;
во-вторых, прародиной их является бассейн реки Ока, так называемая Мещера;
в-третьих, они действительно подверглись в свое время тюркизации;
в-четвёртых, они действительно подверглись в свое время, вместе со всеми народами Поволжья, исламизации;
в-пятых, они действительно, ещё с времён Касимовского ханства и Смутного времени являлись служилыми, то есть относились к войсковому сословию, и последовательно служили русским царям и их политике;
в-шестых, в связи с этой службой и в связи с продвижением интересов России на восток, он постепенно и постоянно мигрировали на восток и получали, конечно же от этого привилегии в виде жалованных земель;
в-седьмых, конечно, в связи с исправлением этой службы они вступали в конфликт, нередко в вооруженный, с коренным населением, то есть в основном с башкирами;
в-восьмых, на сегодняшний день правда такова, то ли нужно это считать трагедией, то ли исторически наигранным вариантом, что мещеряки, мишари не потеряли своей численности, а только увеличили её по сегодняшний день, но потеряли свой язык, своё имя и по сути явились донорами татарского и башкирского народа, стали их частью, причём не самой последней.

Цитата Вторая версия возникла потому, что только мещеряки, кроме башкир, получали помимо припуска право на вотчинное владение землёй. То есть они владели жалованными землями. То есть именовались в данном случае "башкирами" по сословному признаку, то есть вотчинниками.
…. Основная масса мишарей находилась на башкирских землях на основе договорных записей о припуске с уплатой владельцам угодий денежного оброка в размере 10-25 копеек со двора в год. В 1767 г. в Башкирии насчитывалось 2 253 мишарских двора, из которых 1 916 дворов (или 85% всех дворов) платило башкирам оброк за припуск.
В 1834 г. 154 мишарских поселения (в Бирском уезде-78, Белебеевском-56, Уфимском-22, Стерлитамакском-16, Челябинском-2 и др.) еще находились на праве припущеннических деревень. Жители 118 мишарских населенных пунктов владели землей, частично приобретенной в собственность путем покупок. 25 деревень возникли на башкирских землях, конфискованных казной. 9 поселений (Байбаково, Субаево, Янагушево, Сибирганово, Кулаево, Берлячево, Улеево, Муллино, Старо-Кувашлино) были основаны на землях, жалованных русскими царями. Шесть деревень (Чишмы, Калмаш, Сафарово, Нижние и Верхние Термы, Теперищево) сидело на земле, конфискованной казной у башкир за участие их в «бунте» 1735-1740 гг.* За подавление восстания мишари претендовали «на бунтовщичьи земли». Таких угодий оказалось 169 700 четвертей, или 84 850 десятин. По указу от 11 февраля 1736 г. мишарям за их «верность» и активное участие в подавлении башкирского восстания разрешалось безоброчно владеть этими угодиями. Однако пункт указа о предоставлении мишарям «бунтовщичьих земель» не был полностью реализован. На основе определения И.И. Неплюева и П.Д. Аксакова только незначительное количество мишарей (упомянутых 6 деревень) смогло закрепить за собой часть башкирской «бунтовщичьей земли»**. Но иск со стороны мишарей продолжался. Тем не менее по предложению О.А. Игельстрома был издан указ от 18 ноября 1790 г. о прекращении иска мишарей.
После издания в 1832 г. указа о земле мишари, как военное сословие, наделялось по 30 десятин земли на душу мужского пола по 7-й ревизии 1816 г. Те из них, кто не смог представить тексты договорных записей о припуске мишарей на башкирские вотчинные земли или купчие от башкир на земельные угодья, получали лишь 15 десятин на душу мужского пола. До этого указа мишари продолжали арендовать и платить владельцам земли оброк. Затем такая плата была прекращена. В этом можно усмотреть постепенное ограничение вотчинного права башкир на свои вотчинные земли, уничтоженного, как было сказано в 1917 году.
В историко-этнографической и даже лингвистической литературе слабо разбиравшиеся в сущности социальных институтов припуска, вотчинников и припущенников отдельные авторы высказываются о несбыточных явлениях как о действительных. В частности, по их мнению, мишари и тептяри, по указу 1832 г. увеличив размеры земельных участков, становились якобы вотчинниками и сливались с башкирским этносом. В действительности дело обстояло следующим образом. Во-первых, припущенники могли стать вотчинниками только на основании полученных ими от русских царей жалованных и оберегательных грамот. А последние предоставлялись за их особые услуги правительству в 1667-1699 гг. К 1841 г. жалованные земли имели 1806 мишарей из 6 деревень Бирского уезда и 1652 мишаря из 3 деревень Уфимского уезда***. Они являлись вотчинниками, то есть владельцами земли. Всех мишарей-вотчинников по Оренбургской губернии насчитывалось лишь 4,8% от всех 72 666 мишарей. Во –вторых, мишари вотчинники и в дальнейшем оставались в своем сословии. Переходов в другой этнос или сословие не наблюдалось. От таких шагов-переходов мишари -вотчинникине достигали никаких преимуществ, поскольку и башкиры и мишари-собственники земель несли одинаковые повинности перед властями и общиной, и те и другие владели землей. В-третьих, подчеркнем, что мишарям, татарам, тептярям, мордве, удмуртам, марийцам, являвшимся припущенниками, навсегда был закрыт доступ на башкирские вотчинные земли в качестве их владельцев. Они были их пользователями, а не владельцами (идаже те из них, кто находился на казенной и заводской земле) и оставались таковыми и после издания Закона о земле 1832 г.
Вместе с тем в крайне редких случаях припущенники из татар и мишарей без царских жалованных грамот могли стать вотчинниками и войти в башкирский этнос. Такая возможность случалась тогда, когда кого-то из припущенников усыновляли башкиры или женили на вдове владельца земли. Пасынок, мать которого выходила замуж за вотчинника, в благоприятных условиях мог получить права своего отчима****. Однако это было исключением, а не правилом.

* Южноуральский археографический сборник (ЮАС). Вып. 2. С. 197, 309, 310-349.
** РГАДА. Ф.1355. Д. 929. Л. 72-73, 115-117.
*** ЮАС. Вып.2. С.319, 327-328, 320.
**** МИБ. Т.3. С.45, 164-165, 192.

Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI –первая половина XIX в.). –Уфа: Китап, 2006. Стр. 204-207.

У нас, скорее всего разногласия идут потому что я речь веду о территории ранее принадлежавшей Пермской губернии, и как бы выпадающей из статистики Башкирии, Уфимского уезда, Оренбургской губернии.
Так вот. От эмоциональных реплик перехожу к документам.
Источник:
Западные башкиры по переписям 1795-1917гг. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И., - Уфа: Китап, 2001 - 712 с.
Раздел III. VIII ревизия 1834 года (подготовили Ю.М. Абсалямов, А.З. Асфандияров)
Ведомости башкирских и мишарских кантонных начальников и земских исправников о численности башкир, мишарей и тептярей по 19 уездам Оренбургской, Пермской и Вятской губерний ( ЦГИА РБ. Ф 138. Оп. 2. д. 431; Ф.2. Оп.1. д. 4619)
на страницах 373-377 приводятся данные по Шадринскому уезду Пермской губернии:
п. 2701 - Борисова - 255чел - IIIкант, 1-я юрта, Течинской вол.; п. 2709 - Ичькинская - 761чел - IIIкант, 11-я юрта, Ичкинской вол.; п. 2716 - Куношадская - 1254чел - IIIкант, 3-я юрта, Течинской вол.; п. 2717 - Курманова - 928чел - IIIкант, 1-я юрта, Течинской вол.; п. 2720 - Кысылбайская - 700чел - IIIкант, 10-я юрта, Ичкинской вол.; п. 2725 - Муслюмова - 1103чел - IIIкант, 2-я юрта, Течинской вол.; п. 2726 - Нижняя - 965чел - IIIкант, 9-я юрта, Усть-Багарякской вол.; п. 2727 - Новая - 554чел - IIIкант, 9-я юрта, Усть-Багарякской вол.; п. 2730 - Сибиркина - 157чел - IIIкант, 11-я юрта, Ичькинской вол.; п. 2732 - Султанова - 193чел - IIIкант, 1-я юрта, Течинской вол.; п. 2734 - Терсятская - 614чел - IIIкант, 10-я юрта, Ичькинской вол. ; п. 2736 - Усманова - 328 чел - IIIкант, 9-я юрта, Усть-Багарякской вол.
Все жители этих деревень записаны "башкирами". По отношению к земле записано - проживание имеют на собственно жалованной земле!
Численность жителей приведённых деревень составляет 7484 человека на 1834 год - неплохо для "незначительного количества". Численность жителей остальных действительно башкирских деревень по этому же документу составляет 6522 человека.
Что касается доказательств того, что жители этих деревень являются мещеряками, они бесспорны, и я их приведу далее.

"Количество деревень, численность башкир Пермской губернии в 1795 г.
..... Кантон 3
Щадринский уезд
Башкиры: число селений 49, мужчины 3257, женщины - свед. нет;
Мишари(1802-1803 гг.) : мужчины - 1371. .....
Ден В.Э. Население России по пятой ревизии. Подушная подать в XVIII в. и статистика населения в конце XVIII века. Т. 2. Ч. 2. М., 1902. С.286."

Асфандияров А.З., Асфандиярова К.М. История башкирских сел Пермской и
Свердловской областей. Кн. 8. Уфа: Китап, 1999. Стр. 236.

Данные по численности жителей и количеству населённых пунктов по 3-ему Башкирскому кантону, приведённые мной в последнем сообщении по данным, подготовленным и опубликованным в книге: Западные башкиры по переписям 1795-1917гг. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И., - Уфа: Китап, 2001 - 712 с. по данным 1834 года и сравнение их с данными по V-ой ревизии 1795 года не корректно:
во-первых, между двумя этими документами 39-лет!
во-вторых, "в 1803 году был образован ещё один башкирский кантон путём выделения в самостоятельную административную единицу башкир Шадринского уезда", то есть изменилось количество населённых пунктов, и, соответственно, их численность, и состав, административные границы.