Шежере башкир племени Юрматы

Опубликовано Атайсал - вт, 04/24/2007 - 22:47

интересный исторический материал

ШЕЖЕРЕ БАШКИР ПЛЕМЕНИ ЮРМАТЫ

Когда Татигач стал бием, в девятьсот пятьдесят девятом (году), в год мыши, на второй день октября русские взяли город Казань. После этого Белый бий стал падишахом. Был девятьсот шестьдесят первый год, когда во все земли были направлены послы с грамотами, (которые) известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи. После того, как эти послы обошли (башкирские земли) и известили, год был девятьсот шестьдесят первый. И я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял (с собой) три человека от трех тюб народа, сначала Азна-баба, второго Илчикей Тимер-баба, третьего Кармыш-баба, и вчетвером, забрав с собой нескольких друзей-спутников, придя в город Казань, согласились быть подданными (досл. преклонили головы) Белого бия-падишаха. Получили ярлык, (в подарок) снедь, атласные материи. Царя оповестили о том, что мы люди с тремястами домами. Земли, оставшиеся от бежавших ногайцев, нижайше попросив, взяли (себе). (Царь) пожаловал (земли)— в верховьях (реки Белой) граница Нугуш, в низовьях Кукуш, с впадающими (в эти реки) с обеих сторон речками и степями, горами и скалами. Дали обещание платить ясак куницей. После этого Белый бий-падишах мне, Татигачу, пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой. После этого вернулись домой, (вернувшись домой) я собрал весь народ и сказал: ай, соплеменники, мы к Белому бию-падишаху ходили, подчинились (досл. преклонили головы), стали его рабами. Мне Татигачу, падишах пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой, и, нижайше попросив падишаха, земли бежавших ногайцев мы взяли (себе). Согласились платить ясак из ста куниц. А теперь и вы примете ли (все это?)— спросил я. Весь народ (досл. каждый из этого народа) сказал, хорошо, каждый из нас всей душой согласен. Но я сказал, (что) падишах велел мне мурзе, ясака не платить; пусть будет так (досл. будет хорошо) ответили (соплеменники). Народ сказал: теперь на этой земле есть места для зимнего жилища, реки есть (досл. достаточно воды для питья), (есть) беркуты с гнездами и перелетные (птицы), в реках есть бобры, в лесу быстроногие лисицы; есть и куницы, есть и выдры, говоря (об этом, мы) очень рады. Теперь эти земли и (положенный на них) ясак раздели по тюбам — сказали они; чтобы друг другу, родам и родственникам жить в мире, (чтобы) не чинить насилия народу, напишем договорные письма,—сказали (соплеменники). И я, Татигач-мурза, сказал: (если сделаем так), будет очень хорошо. Когда я сказал, что царь пожаловал мне (чин) мурзы, а мурзе ясака нет, народ ответил: волю падишаха одобряем. Мне Татигачу, ясака не положили. Сто куниц ясака роды, обязанные нести повинность (досл. должные доставлять), уплатили. Затем, уплатив ясак, землю разделили на четыре тюбы. Во-первых, (земли) от истока (реки) Ашкадара и до устья, с впадающими с обеих сторон (в нее) речками, с лугами, камышами и степями... до устья Нугуша с впадающими в нее речками сделали одной долей. И еще (земли) от устья Нугуша, (включая) реки, впадающие с обеих сторон в Белую, с лесами и лугами, исток (реки) Тор и исток (реки) Селяук вместе с лесом Кирыкбаш до метки горы Тура-тау сделали (еще) одной долей. Гору Тура-тау, гору Шэкэ-тау и гору Куш-тау, (земли) от устья Стерли, от истоков рек, протекающих по возвышенности, (лежащей) между верховьями (рек) Куганак и Уршак, и от верховьев рек, впадающих в Асау с возвышенностями, лугами сделали (еще) одной долей. И (земли) от устья Уршака, Асау, от лесочка Маленький Буляк, Бурсык, затем от горы Джуряк с долиной Каратугай по (реке) Белой, от (рек) Кукуша, Зигана с впадающими (в нее) с обеих сторон водами, с верховьев Каламана с верховьев Тора и Шинешмы сделали (еще) одной долей. После этого бросили жребий. Эти жребии выпали: первый жребий — с впадающими в Ашкадар водами, со степями достался мне, Татигачу, второй жребий — Тирук с описанными (выше) водами, лугами и лесами выпал старосте Азнаю, третий жребий — Стерли, Куганак, Селяук с описанными (выше) водами, полями, лесами достался Илчикей Тимеру, четвертый жребий — Зиган, Каламан, Шешеняк с описанными (выше) водами, степями, лесами выпал Кармышу. После раздела этих земель и жеребьевки договорились (досл. подписались) слова не нарушать, силу (друг к другу) не применять, жить в мире. Когда вступили в шестьдесят второй год, от Белого бия-царя пришел купец. Меня, Татигача, старосту Азная, потом Илчекей Тимера с Кармышом известил (и мы) сто куниц ясака доставили в Москву (и) заплатили царю. Написав о разделении (между собой) этих земель, закрепили в Московской книге. И по этой книге каждый год платили ясак. Но, находя, (что) доставлять ясак в Москву тяжело, просили (позволения) платить ясак в Казани. Доставив книгу в Казань, платили (ясак). После этого прошло много дней, мы ослабели, состарились. Подошел я к концу жизни, узнал, что жизнь не будет для нас вечной; собрал я сородичей, родственников, друзей, близких и сказал, что жизнь моя подходит к концу, как вы будете жить после этого. (Они) сказали: (об этом) ты хорошо знаешь; тогда (я) сказал, как жили наши деды в прежние времена, так и вы живите. (События), прошедшие при моей жизни, (вместе) с историей (наших) дедов, записал по моей просьбе мулла Бакый; (написанное я) передал старосте Азнаю, Илчикей Тимеру, Карамышу. В девятьсот семьдесят втором году, восьмого дня священного рамазана, умер Татигач-баба. И сказали, мы рабы бога и мы вернемся к богу.
(Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 33—35)

Цитата Почему бы не начать писать по башкирским дворянским фамилиям?Кое какая информация есть

Почему бы и не написать? Форум доступен для всех. Создавайте тему, пишите.
Может у вас есть какая- то информация, которая будет интересна и другим. Тут огромное место для творчества, обмена информацией, общения.

Цитата г. Биляр, прибилярье и Зай-Шешминское междуречье - Исторический Башкортостан... это фантазии 
№20
Родословная от Айтугана, сына Субака, до Равиля, составленная поверенным башкир-вотчинников Хабибуллой, сыном Ахмера, и скрепленная печатью юртового старшины
После 1837 г.
В год 7161-й марта 5-го дня предок наш Булярской волости нашей Кудашев башкир Айтуган, сын Субака получил владенную память от Алексея Михайловича-хазрета.
.... Булярская волость.
В ауле Чалманарат жительствовало башкир-вотчинников по 7-й ревизии 22 души, по 8-й ревизии-35 душ.
В ауле Курмаш жительствовало башкир-вотчинников в 7-ю ревизию 35 душ, в 8-ю ревизию 47 душ.
В ауле Сафар жительствовало башкир-вотчинников в 7-ю ревизиию 29 душ, в 8 ю ревизию -43 души.
Поверенный башкир-вотчинников Булярской волости Хабибулла, сын Ахмера, в уверение своего свидетельства в том, что в основании сего составленного шеджере есть родословие, руку приложил.
Составленную запись шеджере башкир-вотчинников моей команды Булярской волости аула Курмаш подтвердил я, юртовый старшина Хабибулла Ильменев, и печать 14-й юрты приложил.
Башкирские родословные /Сост., предисл., поясн. к пер. на рус. яз., послесл. и указ. Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова; науч. рук. Р.Г. Кузеев.-Уфа: Китап, 2002. Выпуск 1: Издание на русском языке.Стр. 319.

Шежере племени Мин (Минг)
Во времена Чингиза бием был Урадач.
Потом до третьего колена было разрушение.
Во времена Аксак Тимура случилось великое истребление (людей).
Потом из их рода остался (только) один сын, (имя его) было Сангусин. Бийство своего деда принял он.
Его сын - Сасбуга.
Его сыновья там погибли. Из их рода остался один сын, <имя его> Чу-бий. Бийство принял он. Он также был во времена хана.
Его сын Бикмуш был бием. Он также был во времена хана.
Его сын - Гарей-бий. Он также был во времена хана.
Его сын - Казанфари. Он виделся с Каракильмет-бием. А Каракильмет виделся с Гарей-бием. Гарей-бий был старше Каракильмета, а Казанфари-бий был моложе. (Однажды), когда оба Кильмета ехали (верхом), а оба они были мирзами, лошадь одного из них взбесилась, кобыла Каракильмета шарахнулась (в сторону). Аксаккильмет стал смеяться над ним, а оба они мирзы. Из-за этого они разъярились, случилась резня, и они ушли из этих мест.
После этого Казанфари-бий сказал оставшимся: "О сотоварищи! Уйдя отсюда, мы не сможем найти себе пристанища. Подобную этой земле, где мы найдем (другую) землю?". И все его сотоварищи заплакали и сказали: "О Казанфари-бий! Если умрем, то здесь, если выживем, то (тоже) здесь! И если все мы, и бедные, и богатые, не сможем выжить и будем погибать, то предадим себя воле Аллаха". С Казанфари-бием осталось три человека. Первый Чюблек, он был родственником Казанфари. Остались (также) Урман, Туман. Караман с Урманом были единоутробные братья. Тот Караман ушел с Кильметом, а сын Карамана, Тенекей, остался здесь. Акман же был из рода мирзы. Итак, вот эти пять человек, все они были благородного происхождения. Знайте же, не будьте невеждами: имеющий ум да поймет, а не имеющему ума - в одно ухо войдет, а из другого выйдет. Разве не сказал величайший имам-хазрет: "Не знающий своего корня, то есть рода, не достоин говорить перед падишахом. Не ведающий о последних (поколениях своего рода), не достоин быть властителем". Было (это) в девятьсот пятьдесят шестом (году хиджры). (Во времена) Каракильмета и Аксак-кильмета случилось разорение.
Казанфари-бий, Чюблек, Урман, Туман, Тенекей, <и глядя на него>, Акман остались здесь. Трем великим (ханам) уплачивали ясак. Доставляли из этих мест и платили. Что же делать малому народу? Потом Казань, увы, взял Иван. Потом стали зависеть от милостивого падишаха.
Было (это) в девятьсот шестьдесят первом (году хиджры), в год Мыши. Казань взяли русские. Слов (об этом) было много, мы сделали сокращение. Во времена ПАДИШАХА И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ Алексея Михайловича, чтобы избежать взаимного насилия, земли свои поделили между собой. Писал я, князь Янбакты. А если вы спросите: "С кем?", - то я отвечу: "С братом моим младшим и сыном моим". (Вот) мой завет: кто поймет, тот будет умным, а не имеющему ума - в одно ухо войдет, а из другого выйдеть.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО у Казанфари-бия есть четыре сына. Первый - Куджабакты, 2-й - Худайбакты, 3-й - Кудаш, 4-й - Дистан. Еще у Чюблека есть четыре сына. Первый - Яйыксабый, 2-й - Кадирсабый, 3-й - Минглисабый, 4-й - Идельсабый. Еще Аккунды, сын Акмана, Уразлы, сын Урмана, Мамбеткул, сын Тенекея. К милостивому падишаху послали четыре человека в Москву, чтобы они скрепили в книге: князь Янбакты, сына Кудаша, 2-го - Камачыка, сына Яйыксабый, 3-го - Уразлы, сына Урмана, 4-го - Махмуда, сына Дистана, со спутниками их в год 1567-й. Ныне уплачиваемый нами милостивому великому падишаху нашему ясак - сто семьдесят одна куница, восемнадцать батманов меда.

Писано 1567 года февраля 9-го дня. По приказу милостивого великого падишаха нашего в книге мы закрепили. Переписал дьяк Андрон Кузьмин. Руку приложил. Написал подьячий Иван Павлов. Было (это) 1567 года мая 20-го дня. Уплачивающие ясак башкиры: князь Янбакты, сын Кудаша, Уразлы, сын Урамана, Махмуд, сын Дистана, Камачык, сын Яйыкса-быя, со спутниками их. Мингской волости князь Янбакты, я писал.

Сканирование, html-версия © А.В. Горохов
Отсканировано с книги "Башкирские родословные", издательство © "Китап", г. Уфа

«Народ барадж» Восточного Булгара: к этнополитической истории племен юрматы, юрми, буляр.

Население Волжской Булгарии не представляло собой единого этноса. Основное население Волжской конфедерации в ранние периоды ее истории состояли из нескольких племенных групп. В числе этих племен источники называют булгар, сувар, эсгель, берсула. Кроме того, не редко в контексте Булгарской конфедерации фигурирует баранджар . Для нас представляет интерес именно этот этноним. Вот что пишет об баранджарах Ибн-Фадлан: «Мы видели у них (в стране булгар – Ю.Ю.) домочадцев одного "дома" в количестве пяти тысяч душ женщин и мужчин, уже всех принявших ислам, которые известны под именем аль-Баранджар. Для них построили мечеть из дерева, чтобы они молились в ней» .
Этот же этноним нам известен из ряда источников фольклорного характера в форме «барач» . Ряд исследователей считает, что барач/баранджары являются если не основным, то частью населения г. Биляр .
В нашем представлении баранджар/барач есть не что иное, как один из племенных союзов Волжской Булгарии костяком которой являлись некоторые башкирские племена. В составе рассматриваемого союза значительным компонентом являлись родственные между собой племенные объединения юрми и юрматы. Ранняя история этих родо-племенных образований были рассмотрены Р.Г. Кузеевым. По его мнению, история этих племен как в домонгольский, так и в золотоордынский периоды очень тесно была связанна булгарами. Так этноним юрми перечисляется среди названий родов дунайских болгар. Он фигурирует в славяно-болгарском именнике, где некий Гастун, «из рода Ерми… был наместником 2 года». В другом источнике надписи на колонне IX в., найденной близ древней столицы дунайских болгар Плиски так же фигурирует род юрми в форме «ермиарис». Было установлено, что эти этнонимы (ерми и ермиарис) полностью совпадают и обозначают одно и тоже племя. К тому же знаки изображенные на керамике Плиски абсолютно идентичны юрматынским тамгам . То есть параллели определенной части дунайских булгар с башкирскими племенами Приуралья юрми/юрматы очевидны.
После ухода из Приазовья юрми/юрматы вместе с остальными булгарскими племенами переселяются на Волгу. В этот период союз разделился – частью ушло на Дунай, частью на Волгу . Очевидно еще в тот период юрматы и юрми составляли в той или иной степени единое родо-племенное объединение.
Говоря о ранней конфедерации башкирских племен весьма интересно мнение Б.С. Ильясова. Он, рассматривая раннюю историю башкир, приходит к заключению о некогда совместном проживании юрматы и племени куртугур, известных по средневековым источникам, в V – VI вв. на территории Приазовья и Подонья. Ушедшая в конце V в. часть крутугуров и юрматынцев вместе с другими племенами (байлар, юламан, гэйнэ, юрмый) образуют племенной союз и образовав древнюю башкирскую народность. Судя по этнониму (где «баш» означает главный, а «курт» - первая часть «куртугур») главенствующую и этнообразующую роль в союзе играли куртугуры .
В Поволжье племена юрматы и юрми составляют часть населения государственного образования Волжская Булгария очевидно оформившись в самостоятельный племенной союз. Для решения вопроса о соотношении «народа барач» с ранними башкирскими племенными образованиями обратимся к сведениям башкирской летописи «Дафтар-и Чингиз-наме». В главе об Аксак Тимере речь идет о захвате Тамерланом городов Булгар и Биляр. После захвата первого Тимер осаждает Биляр. Хан города Самат сдает его без сопротивления. После, Тимур дарит полную свободу вдове одного из умерших беков и двум ее сыновьям (Инсан-беку и Ихсан-беку). Инсан-бек с матерью переселяется "во внутреннюю сторону великой Волги, в горную сторону", а Ихсан-бек "прибывает на... реку Зай, на старую родину предков". Очевидные параллели мы находим в шежере племени юрматы. В этом отношении показательно списки шежере Татигас бия, записанного в 1564 – 1565 гг. Шежере сообщает, что юрматынцы раньше кочевали в междуречье Зая и Шешмы. Об этом говорят и другие исторические предания, упоминая юрматынские земли еще западнее «в стороне Волги и Симбирска» . Далее также описываются события, хронологически совпадающие с содержанием первого источника: речь идет о "времени ханов Джанибека и Аксак-Тимура", когда "для юрта случились великие бедствия". Хотя рассказ об этом начинается с того, что отмечается кочевание в районе Зая и Шешмы, "во всех сторонах", ногайцев, применительно к отмеченному "юрту" говорится, что его население жило в "подчинении хана Амата Хамата" и в результате междоусобных войн ханов, "юрт Амата Хамата разрушился (бозылды). В результате, с "небольшим числом людей бежали на другую сторону Великого (Олуг) Идиля и вырыли там место для юрта...» на Черной реке (Кара елга) «Тогда был 811 г. (т.е. 1408-1409 гг. – Ю.Ю.)". При Шейх-Дервише обосновались на реке Шадлык (Шадлек). Через некоторое время, когда бием был тот же Шейх-Дервиш, они обратно "переселились в древний юрт отцов – Зай и Шешму, где кочевали в разные стороны". В этом фрагменте мы обнаруживаем явные параллели с первым источником. Дело в том, что в шежере «народа бараж» одна из двух групп как мы увидели, переселяется на внутреннюю сторону Олуг Иделя (т.е. на ее другую сторону). В то время Иделем считалась р. Агидель , течение реки Камы от устья Белой и собственно сама Волга. Если считать что в шежере подразумевалась современная р. Белая, то это переселение Инсан бека совпадает с переселением юрматынцев на реку Шадлык, правого притока реки Бирь впадающего с восточной стороны в р. Агидель. В шежере «народа бараж» далее не идет упоминания о переселившейся группе баражцев, вполне вероятно, это связанно с тем, что они вернулись на древний юрт, к реке Зай. Так же как и юрматынцы во главе с Шагали бием по шежере Татигас бия.
Фигурирующие в текстах антропонимы «Самат», «Амат» и «Амат Хамат» рассмотрены Д. Исхаковым и М. Усмановым . Под этими именами следует видеть одного человека – Самата. Хамат (и далее Амат) является его формой, где звук «с» заменен на гортанный звук «h». М. Усманов полагает, что он был сыном зятя хана Узбека, Иса-бека (Иса-гургана). Как полагает этот исследователь, в 1375 г. в русских летописях как "Князь Астроханьский Салчей" упоминается именно сын Амата-Салчы .
При сравнении шежере «народа бараж» и юрматы, необходимо сказать, что основа у этих двух источников явно общая, но применительно к шежере юрматы, скорее всего, его предание претерпело большее влияние времени, нежели шежере «народа бараж». В первом, например, мы уже не видим тех этнонимов, которые мы видели в шежере Татигас бия. В его версии народ «бараж» не известен, на его месте логично подразумевается юрматы. «Безкыбак» и «калтак» так же не упоминаются и заменены привычным для сказителей полиэтнонимом, обозначающий кыпчакские население XVI – XVII вв., – ногаи. Так же имя Самата мы увидели, получило окрас южного диалекта башкирского языка. То, что более сохранившейся и древней является версия шежере из «Дафтар-и Чингиз-наме» здесь очевидно, а шежере Татигас бия, является органическим продолжением шежере «народа браж».
Уместно поставить вопрос об идентичности юрматы (а так же некоторых других башкирских родо-племенных образований) с «народом бараж». Во-первых, как мы убедились, юрматы и «народ бараж» имеют одни и те же исторические предания. Причем шежере Татигас бия есть как бы «деформированное» веками вариантом шежере «народа бараж», к тому же являясь его своеобразным продолжением. Во-вторых, в других вариантах юрматынских шежере, совершенно не связанных с шежере Татигас бия, фигурируют характерные для шежере «народа бараж» этнонимы: «калбак» , «айыры калбак» . К тому же на современной территории расселения юрматы, на востоке Ишимбайского района находится деревня кыпчакских башкир Калу-Айыры. Как видим, оно включает в свое название часть этнонима «айыры калбак» из шежере. В третьих, в «Дафтар-и Чингиз-наме» после перечисления десяти потомков Ихсан бека в числе родо-племенных атрибутов упоминается «кош кешан», по другой версии "кос сампсон" . Скорее всего, подразумевается птица (кош) кешан или сапсан. Дело в том, что у племени юрматы родовой птицей как раз и является сапсан («атальгэ»), что так же отмечено в предыдущей главе «Дафтар-и Чингиз-наме» . Вероятно автору этой летописи или его информатору было уже не знакомо подобное обозначение хищной птицы, что и представлялось как название тамг («Тамги кош кешан, клич «бараж» будет») .
В-четвертых, о присутствии юрматы в Биляре указывают археологические материалы. Среди керамики г. Биляра исследователи выделяют так называемую VIII группу. Н.А. Кокорина сравнивая горшки этой группы с сосудами караякуповской группы Башкирии выявила их полную идентичность . А орнамент горшков и котлов VIII группы керамики Биляра имеет аналогии с характерными для керамики и металла кушнаренковской и караякуповских памятников восточных районов Татарии. В этих же районах они известны и по этнографическим материалам: в резьбе по дереву у юго-восточных башкир и, особенно в декоре долбленых сосудов для кумыса издавна изготовлявшихся в горно-лесных районах Башкортостана. Деревянные сосуды для кумыса принадлежали юрматынцам, бурзянам, а так же карагай и гирей-кыпчакам . По ряду важных элементов они напоминают билярские котлы. Тамги в виде вертикальной петли (а также ряда других тамг) из Биляра и Болгара имеют аналогии у юрматынцев . В материалах г. Биляра эти знаки могли принадлежать носителям VIII группы керамики.
Н.А. Кокорина носителей керамики VIII группы склонна ассоциировать с «бескалпаками прозванные барадж», из летописи «Дафтар-и Чингиз-наме». Но мы убедимся ниже «барадж» и «бескалапак» обозначения разных этно-культурных групп. В нашем видении носителями VIII группы могли выступать как раз бараджцы, то есть юрматынцы и другие племена союза (в том числе булярцы и юрмийцы). Но все же не исключено, что к ним могла относится, наиболее близкая к VIII, VII группа керамики прикамских поселений. Таким образом, вопрос об археологической принадлежности «народа баррадж» остается открытым и требует более детального разбора археологического и этнографического материала. Но как бы там ни было присутствие этого родо-племенного союза в Биляре и прибилярских территорий не вызывает сомнений.
Важен вопрос о соотношении этнонимов упоминаемых в шежере народа бараж и вариантов шежере юрматы. Речь идет о населении г. Биляра. Там фигурирует несколько этнонимов: известные нам «бараджи», а так же «безкыбак» и «калтак». Как мы уже отметили, определенные авторы склонны видеть в этих терминах (а также «юрматы») этнонимы некоего этнополитического объединения кыпчакских родов . Главным аргументом этого утверждения является отрывок из предания «народа бараж» переводимое исследователями следующим образом: «бескалтаки прозванные бараж». Оно дало основание Д.М. Исхакову ассоциировать этноним барадж с буркут-кипчаками, а основное население Башкирского Приуралья с кипчаками золотоордынского времени пришедшие в Приуралье в XIV в. Но появление этой гипотезы было вызвано неверным прочтением источника. В частности в шежере «народа бараж» говорится: «Купасе безкыбак тиган халык ирде, ва йана халкы бараж тиган халык ирде (выделено нами – Ю.Ю.)» (Большинство был народ называемый безкыбак, а также народ, был народ называемый бараж). Далее шежере как бы «обосновывая» автохтонность народа бараж в г. Биляр приводит предания. В частности говорится, что древняя родина народа бараж находится на р. Зай (Бараж халкынын ауаль замандагы боронго туп йорты ошбу Зай тамагында улыр ирде), но, потом, не сумев победить напавшего на них дракона, на реке Буляр основали одноименный город. Эта часть предания, очевидно, преследовала цель, апеллируя на прошлое, выделить коренное население Биляра от калбаков, которые, скорее всего, в отличие от баражцев были пришлыми. Отсюда «народ барадж» и «калатак/калбак» обозначения разных этнических групп.
В юрматынских шежере так же мы видим выделение этнонима «калбак». В частности в варианте, впервые опубликованном Р.Г. Кузеевым, делается акцент на том, что первым пришедшим в Булгар (т.е. в Биляр) ханом был калбак («Первый пришедший в Булгар муж – калбак Шибан-хан» ). В другой версии этого же шежере «выделение» прослеживается более четко: «У юрматы золотая основа / твердыня Шибан хан из (рода – Ю.Ю.) Айыры Калбак» (Юматынын асыл тобасе Аыйры Калабкнын Шибан хандыр) . То есть для юрматы Шибан хан который был из рода «Аыйры Калбак» являлся правителем юрта (возможно Биляра).
В шежере Татигас бия, «ногаи» ассоциирующиеся с кыпчакскими этнонимами из шежере «народа бараж» и шежере племени юрматы, фигурируют как отдельный от юрматынцев род. Причем различия были не только на уровне родо-племенной идентификации, но и в социально-политическом отношении. Так в шежере, например, сказано: «У ногаев был такой обычай: «бея» назвав «мырзой» приклонять перед ним головы» . В тоже время эти термины постоянно сопутствуют, что можно объяснить лишь тем, что бараж/юрматы и калтак/калбак/ногай были частями некой конфедерации. Таким образом, «бараж»/«юрматы» выступают в качестве самостоятельных образований, но в рамках одного объединения.
Что касается юрмийцев, то нахождение их в союзе относиться к домонгольскому и золотоордынскому периодам. Позже (в период междоусобных войн в Золотой Орде и Тимуро-Туктамышевсокого противостояния), во время активного переселения племен Приуралья, юрмийская часть союза откалывается и, по мнению Р.Г. Кузеева «попадает в зону катайской миграции» . В процессе этих событий юрмийцы разделились: многие из них небольшими группами в общем потоке переселенческого движения направились на север и северо-восток Башкирии; часть юрмийцев сконцентрировалась на территории по р. Ик, где сохранила компактное расселение и племенную форму организации .
Другой значительной составной частью союза, т.е. «народа бараж», является племя буляр. Булгарское происхождение этнонима племени говорит тесных его контактах с западными соседями. Р. Г. Кузеев склонен видеть в булярах переселенцев из Булгара, миграция которых вызвана событиями в Золотой Орде в к. XIV в. и не без основания предполагает, что миграция булярцев нашла свое отражение в анонимной рукописи «Дафтар-и Чингис-наме». Действительно булярское шежере приводимое Р.Г. Кузеевым имеет свои параллели с шежере племени бараж. Родословная начинается с Буляр хана – потомка некоего Динис Бикбрача (Бикбарача (?)) «из народа буляр». Бикбрач жил «на берегу реки Буляр», которая по представлениям составителей шежере находится «в стороне Степного Зая и Шешмы» . В этом свете можно было бы несколько расширить рамки «народа бараж», включив в него и булярцев. Однако у булярцев есть ряд признаков отличающих их от «союзников».
Как и у юрматынцев и юрми основная территория племени буляр в период монгольского завоевания (т.е. до событий к. XIV в.) находилась восточнее Биляра, в районах рек Ик, Минзаля и др., где они кочевали вместе с байларцами, о чем говорит сказание «Биксура батыр». Поэтому вопрос о переселенцах-булярацах осложняется. Действительно, судя по преданию буляр, они могли составлять с юрматинцами и другими племенами некое единство, где верховным правителем мог быть правитель Биляра, но переселение если оно и было, произошло в более ранний домонгольский период. Тем более в их истории, в отличие о юрми и юрматы, каких-либо значительных переселений в более отдаленные регионы не наблюдаются, стало быть переселение проходило несколько в иной политической обстановке сложившейся в регионе. Причиной переселения могло быть увеличение доли кыпчаков среди населения Биляра и прибилярья. К XIII в. булярцы уже входили в другой, нежели юрматы и юрми, племенной союз. Им стал союз с байларцами, известный в историографии как буляр-байларский союз и ассоциирующийся с чияликской археологической культурой который датируется XII – XIV вв. Этот союз локализуется в бассейнах рек Минзали и Белой .
Таким образом, с большой долей уверенности мы можем говорить о существовании на западе Исторического Башкортостана (г. Биляр, прибилярье и Зай-Шешминское междуречье) в домонгольский и очевидно в золотоордынский периоды значительного башкирского племенного союза. Частью этого союза в разные периоды являлись племена юрматы, юрмий, буляр. Безусловно, вопрос требует дальнейшего более детального исследования с привлечением значительного археологического, этнографического и эпиграфического материала.

Цитата (Dars @ 26.07.2007 - 12:58)г. Биляр, прибилярье и Зай-Шешминское междуречье - Исторический Башкортостан... это фантазии :D
" 1675 год.
Башкир Байлярской волости Урай Нагаев просил пожаловать его "поверстать в оклад тархана деда 8 руб. жалованья. А воевода Кондырев П.Т. розыскав дед и отец ево были ли служилыми, а неясашными, не положены ли в ясак, если выясняится, что он(дед)- не в ясашный и сын служилого, то тогда поверстать его в тарханы" ... "
РГАДА. Ф.1173. Оп. 1. Д. 676.

Список поверенных от башкирских волдостей Уфимской провинции, выбравших уездного поверенного Алибая Мурзагулова:
"Кыркули - Минской волости уездного в поверенные старшину Алибая Мурзагулова, действительно дом и землю имеющаго, женатого и имеющего детей, в наказаниях, подозрениях, ябедах, явных пороках не бывалого, но добраго и не зазорного поведения, не мало же третцети лет притом поручили ему наши нужды и недостатки иск вменено отдать провинциальному депутату, дабы он представить мог, где надлежит, в том знающия руки, а незнающие тамги свои приложили:
... Булярской волости башкирец Тойка Яшметев тамгу
... Байлярской волости башкирец Мукан Качанов тамгу
...
Март 22 дня 1767 году. Переводил толмач Федор Третьяков."

Цитата (Dars @ 26.07.2007 - 23:07) Ну были там башкиры, были и казахи, калмыки..но мало. чисто татарские земли. видел я кучу ревизских сказок тех мест - сплошные татары...
"татарские земли" или татарское население на этих землях?

Межкультурные, политические, демографические и т.д. процессы могут изменить этническую карту даже за один век до неузнаваемости, что в принципе и произошло в нашем случае. Только прошло на много больше столетий.

Цитата (Andrey4 @ 26.07.2007 - 10:46) Что имеется ввиду в этом тексте под "Историческим Башкортостаном"?
Уверен будет хорошая дискуссия. Для "затравки" дам свое опредение:
Территория обитания башкир как этноса в определенные исторические эпохи.

Цитата (Kuwaiti @ 27.07.2007 - 15:56) "татарские земли" или татарское население на этих землях?
Извините, что не в тему вопрос. Но кто такие татары? В некоторой литературе сказано, что племя татарское было уничтожено от мала до велика еще во времена внутримонгольских разборок, на заре об'единения монгольских родов и племен в единый улус.

Цитата (Radbec @ 27.07.2007 - 17:51) Цитата (Kuwaiti @ 27.07.2007 - 15:56) "татарские земли" или татарское население на этих землях?
Извините, что не в тему вопрос. Но кто такие татары? В некоторой литературе сказано, что племя татарское было уничтожено от мала до велика еще во времена внутримонгольских разборок, на заре об'единения монгольских родов и племен в единый улус.
Действительно, о каких таких "сплошных татарах" говорит Дарс которых он видел в ревизских сказках. Не монгольских ли...? /:-) :rolleyes:

ревизские сказки 18-19 веков, там указаны татары - предки которых были булгары и кипчаки. если хотите обсуждать происхождение татар или места, которые по идее исторически населяли башкиры - то делать это надо не в теме "Шежере башкир племени Юрматы". Все дальнейшие высказывания в этой теме "не по теме" будут удаляться, слишком мы увлеклись.

Цитата (Dars @ 28.07.2007 - 11:51) ревизские сказки 18-19 веков, там указаны татары - предки которых были булгары и кипчаки. если хотите обсуждать происхождение татар или места, которые по идее исторически населяли башкиры - то делать это надо не в теме "Шежере башкир племени Юрматы". Все дальнейшие высказывания в этой теме "не по теме" будут удаляться, слишком мы увлеклись.
И правильно. Обсуждаем юрматинцев (кем я и являюсь). А про булгар и кипчаков - предков татар - выкинте из головы. Идея слишком глупа и провокационна. Все на много сложнее

Никаких провокаций я не допущу. Насчет выкиньте из головы - поосторожнее с фразами! Насчет идея глупа и провакационна - тем более. Не надо считать себя умнее других. Есть желание обсуждать происхождение казанских татар - создавайте тему. Но скорей всего тема привратится в поток противоречий и каждый останется при своем мнении.

Цитата г. Биляр, прибилярье и Зай-Шешминское междуречье - Исторический Башкортостан... это фантазии 
№ 21
Родословная от Сальмана до Хабибуллы, составленная вотчинником-башкиром аула Бавлы Бавлинской волости Бугульминского уезда Самарской губернии Хальфиддином, сыном Бадриддина, и заверенная казенной печатью сельского старосты Бавлинского общества
1879 г. марта 5
.... Царя и Императора Александра Николаевича- хазрета подданный, Самарской губернии Бугульминского уезда Бавлинской волости того же аула Бавлы составитель сего шеджере я, башкир-вотчинник Хальфиддин, сын Бадриддина, написал и руку свою приложил насчет тог, что мы называемся Байларской волостью.
На основании показаний упомянутых свидетелей, башкир Бавлинской волости того же аула Бавлы Шахгарей, сын Балтакая, сельский староста Бавлинского общества (шеджере) удостоверяю. 1879 года марта пятого дня (приложил) свою казенную печать.
Башкирские родословные /Сост., предисл., поясн. к пер. на рус. яз., послесл. и указ. Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова; науч. рук. Р.Г. Кузеев.-Уфа: Китап, 2002. Выпуск 1: Издание на русском языке. Стр. 335-336.

Цитата г. Биляр, прибилярье и Зай-Шешминское междуречье - Исторический Башкортостан... это фантазии
№ 23
Родословная от Бикчуры-хана до Габдулбарыя, составленная имамом Мугиниддином Шакуровым, сыном покойного Зияуддина, имама соборной мечети аула Шугур Бугульминского уезда Самарской губернии.
1894 г., ноября 21
Мы-Оренбургской губернии Казанской дороги Байларской волости род башкир. Мы, в нашей Байларской волости разветвившиеся из четырех тюб башкиры. Первая тюбя- Салагуш. 2-я тюбя- в ауле Юзькей Тегермян Юзькей тюбя. 3-я тюбя-аула Тулубай тюбя Тулубай. 4-я-Маддаш тюбя, ее еще называют тюбя Багалай.
Башкирские родословные /Сост., предисл., поясн. к пер. на рус. яз., послесл. и указ. Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова; науч. рук. Р.Г. Кузеев.-Уфа: Китап, 2002. Выпуск 1: Издание на русском языке. Стр. 344.

Цитата Что имеется ввиду  под "Историческим Башкортостаном"?
« Географические рамки исследования охватывают Оренбургскую губернию, границы которой на востоке доходили до р. Уй, притока р. Тобол, на западе, район Самары и Ставрополья,- до Волги, на севере-течения рек Исеть и Кама, на юге – низовья реки Яик и северного побережья Каспийского моря. Это огромное пространство приблизительно совпадает с определенной историками-медиевистами территорией исторической Башкирии, территорией, которая является этнической родиной башкирского народа. .. «
Гвоздикова И.М. Башкортостан накануне и в годы Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. –Уфа: Китап, 1998. Стр.5.

«… Огромную территорию от Тобола на востоке, до среднего течения Волги на западе, от рек Исети и Тулвы, притока Камы, на севере , до среднего течения Яика (Урала) на юге занимали башкирские племена. Эту территорию ученые называют Исторической Башкирией. …»
Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI –первая половина XIX в.). –Уфа: Китап, 2006. Стр. 72.

"Обсуждаем юрматинцев (кем я и являюсь)"
Это про моего прадеда написано в вашем сайте про деревню Кабакуш Стерлибашевского района -"52-летним Мухаметдамином Иста-риным 12 семей выделилось из д. Кабакуш, основав новую деревню Мухаметдаминово с населением в 114 человек". А также написано , что "Вотчинники деревни Кабакуш также были непосредственными потомками Татигас бия."

KUWATI, знающие юрматинцы, я теперь в недоумении - и Мухамедамин Истарин и я - мы тоже потомоки Татигас-бия или нет и как это узнать? Кто были сыновья Татигас-бия, внуки и правнуки, есть ли об этом сведения где-нибудь или вообще в Башкирии, у историков?

[quote=Elvira5551]"Обсуждаем юрматинцев (кем я и являюсь)"
Это про моего прадеда написано в вашем сайте про деревню Кабакуш Стерлибашевского района -"52-летним Мухаметдамином Иста-риным 12 семей выделилось из д. Кабакуш, основав новую деревню Мухаметдаминово с населением в 114 человек". А также написано , что "Вотчинники деревни Кабакуш также были непосредственными потомками Татигас бия."KUWATI, знающие юрматинцы, я теперь в недоумении - и Мухамедамин Истарин и я - мы тоже потомоки Татигас-бия или нет и как это узнать? Кто были сыновья Татигас-бия, внуки и правнуки, есть ли об этом сведения где-нибудь или вообще в Башкирии, у историков?[/quote]Думаю можно, в архивах. Хотя может быть какая-то информация есть в публикациях историков.

В публикациях историков в инете нет. В архивах нам сделали до 1816 года, получается Имангул 1756г р, а дальше- от Имангула до Татигаса ? Татигас-бабай-то в 1557 присоединял.

Вы написали, что вы тоже юрматинец, вы свою родословную составили наверно? Вы имеете какое-то отношение к генеалогии?

В книге «Башкирские родословные» на стр.43-104 есть тексты нескольких юрматынских шежере.

Башкирские родословные /Сост., предисл., поясн. к пер. на рус. яз., послесл. и указ. Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова; науч. рук. Р.Г. Кузеев.-Уфа: Китап, 2002. Выпуск 1: Издание на русском языке.- 480 с. + 4 с. с вкл.

Проблема в том, что эти книги в ограниченных экземплярах, а я живу не в Уфе, и у нас здесь их днем с огнем... Кузеева в инете нашла, но рисунков оригиналов самих шежере нет, или шежере на башкирском полностью как оно звучит. Хоть бы выложил кто в инет эти книги и фотокопии этих исторических документов - 450-летие прошло, а мы их и в глаза не видели, как и копию договора присоединения. Народ должен знать свои шежере.

Ваша информация по деревням - замечательное дело, но там не все деревни. Когда планируете остальные выложить?
И как было бы здорово, если бы все оцифрованные архивные данные по Башкирии из архива были выложены в интернет, где каждый мог бы установить свои корни.

Хотелось бы больше гласности в этом вопросе, так как растет поколение детей, особенно в городах, с неразвитым национальным самосознанием, отсюда незнание родного языка и полное обрусение. Только знание своих корней и великой истории своего народа поднимет национальное самосознание и поспособствует сохранению достоинства башкирского ребенка и способствует желанию изучать свой родной язык.
Предлагаю свою помощь на этом пути.

(г. Биляр, прибилярье и Зай-Шешминское междуречье - Исторический Башкортостан... это фантазии)
Dars, увы это не фантазии, это несколько другое. Это говорят профессионализм.

Племя юрматы в ХII-ХIV вв. кочевало западнее современной территории, в междуречье верховьев рек Зай и Шешма, в лесостепном районе водораздела Бугульминской возвышенности. В конце XIV в. разыгралась междуусобная борьба среднеазиатского правителя Тимура с ханом Золотой Орды Токтамышем, и юрматынцы покинули эти земли и переправились через р. Каму. В начале XV в. они вновь переселились в юрты дедов, на р. Зай и Шешма. Затем юрматынцы были подчинены ногайским мурзам. Основная их масса навсегда оставила свои старинные кочевья и, двигаясь на юго-восток, заняла нынешнюю территорию по правому берегу р. Агидель, ее левый берег - для летования, где окончательно закрепилась после ухода ногайцев.
http://ufagen.ru/places/ishimbayskiy

[quote=Dars] г. Биляр, прибилярье и Зай-Шешминское междуречье - Исторический Башкортостан... это фантазии :D [/quote]
По исследованиям историков, границы башкирских земель в XVI в. проходили на севере от устья реки Ик по р. Каме к долинам р. Буй и верховьям рек Танып и Тюй до р. Уфы, на северо-востоке-по Сылве и Чусовой до верховий р. Исеть и Миасс. На юго-востоке и юге граница проходила по р. Урал, на западе- р. Зай, Шешма, Большой Ик до их впадения в р. Каму.(11)

11 Кузеев. Р.Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974. Стр.109, 195, 307, 482; Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1982. Стр. 61, 74, 80, 147, 168, 170.

Хисамитдинова Ф.Г. Названия башкирских населенных пунктов XVI-XIX веков. –Уфа: Информреклама, 2005. Стр. 11.