Краткие описания селений Сарапульского уезда

Опубликовано Dars - чт, 01/18/2007 - 13:03

Село Галаново – расположено в 1,5 верст[ах] от реки Камы. От уездного города село находится в 43 верстах. Населяют его русские. Местность эта прежде находилась во владении Орды. Крестьяне находили мамонтовы кости и разные древние изделия: посуду, украшения, оружие и прочее, но все эти находки затерялись.

Деревня Костоватова (Опалиха) – расположена при речке Ветлянке, в 50 верстах от уездного города. Населяют деревню русские. Первые переселенцы приехали сюда около 200 лет тому назад. Местность эта прежде была заселена татарами-бакширами, от которых переселенцы и приобрели землю будто бы в свою собственность.

Деревня Болгуры (по словам одних крестьян деревня получила свое название от «бугров» – холмов, которыми изобилует эта местность, а по словам других – от народа болгар, жившего в прежнее время при устье р. Камы) – расположена при речке Болгаринке, в 60 вер[стах] от города.

Село Киясово – расположено при речке Киясовке, в 50 верстах от г. Сарапула. Население его состоит из русских. Селение основано более 100 лет тому назад. Местность на которой находится село, прежде была заселена черемисами и татарами. От этих народностей осталось кладбище, занятое теперь усадьбой. В окрестностях находят стрелы, по предположению оставшиеся от Пугачева.

Деревня Татаркина – расположена при речке Малоховке, в 18 вер[стах] от уездного города и в 2 верстах от села Козлова. Населяют ее русские. Возникло селение, как предполагают, около 200 лет тому назад. В прежние же времена здесь жили татары, отсюда и название деревни «Татаркина».

Село Мазунино – расположено при речке Момылевке, в 25 вер[стах] от уездного города. Население состоит из русских. Село существует с 1743 года. До этого здесь была деревня того же имени с татарским населением. По имени одного из татар – Мазуя деревня и получила свое название. В двух верстах от села имеются ломки камня, где находят много человеческих скелетов, нередко с металлическими украшениями на руках и шее. Эти металлические вещи очень легко рассыпались вследствие сильной ржавчины. Предполагают, что скелеты, выкапываемые здесь, принадлежат аборигенам – татарам, которые, судя по величине черепов и голеней, были громадного роста.

Село Кигбаево – расположено при р. Сарапулке, при впадении речек Колбихи и Кигбаихи, от города Сарапула в 17 вер[стах]. Население состоит из русских. О времени возникновения села ничего не известно, можно только предполагать, что оно основано очень давно и существует, вероятно, более 300 лет. В округе это самое древнее селение после Бобровки. Первые поселенцы, появившиеся также неизвестно откуда, купили землю у жившего на Кигбаихе татарина Кигбая, по имени которого названо и самое купленное место. Купившие землю поселились на речке Колбихе, отдельно от татар. Из следов татарских поселений можно указать на так называемую стариками «Каменскую колокольню» – место, куда будто бы ездил Кигбай молиться. Вблизи села сохранились остатки от плотины бывшей татарской мельницы.

Деревня Глухово – лежит на речке Сарапулке, в 16 вер[стах] от города Сарапула, в 1 версте от Кигбаева. Населяют ее русские. О времени основания никто не помнит. Прежде здесь жили татары, от которых поселенцы и купили землю. На прежних местах татарских поселений крестьяне иногда находят серебряные монеты клинообразной формы.

Деревня Борисова (Обросово) – расположена при речке Небеговке, в 10 верстах от уездного города. Население состоит из русских. Основано деревня приблизительно 300 лет тому назад переселенцами из-под Москвы. Местность эту прежде заселяли татары, которые потом удалились за Каму и образовали там новую деревню Борисовку (в Бирском уезде Уфимской губернии).

Деревня Костина – расположена при речке Малой Сарапулке, в 9 верстах от уездного города. Жители – русские. Селение это было заселено прежде татарами. На расстоянии версты от деревни находится урочище, которое теперь зовется «мочальниками». По рассказам стариков, здесь прежде было татарское кладбище.

Деревня Сигаева – расположена при речке Сарапулке, в 5 верстах от уездного города. Жители – русские. Говорят, что на этом месте сначала жили татары, потом черемисы и, наконец, русские, и что деревня получила свое название от имени татарина Сигая.

Деревня Митрошина (Панькова) – расположена при речке Ленчихе, в 18 верстах от уездного города. Жители – русские. Первые переселенцы приехали сюда около 400 лет тому назад. До этого времени здесь жили будто бы татары. В середине деревни находится так называемая «татарская яма», имеющая около 30 саж[ень] в диаметре. При вывозе из этой ямы земли (около 60 лет назад) для поправки дороги нашли трехугольные – серебряную и медную монеты, старинные медные серьги, браслеты, цепочки, обломки от медных котлов или горшков и пр.

Деревня Шевырялова – расположена при речке Шевыряловке, в 7,5 верст[ах] от уездного города. Жители – русские. Возникла деревня около 250-300 лет тому назад. Местность эта прежде была заселена башкирами, памятником чего осталось кладбище, находящееся в 200 саж[енях] от деревни на северо-восток, называемое теперь «могилищами». Крестьяне находили чугунные шарики и кое.

Починок Богдановский (Ужекшур) – расположен при речке Ужекшур, 135 верст[ах] от уездного города. Населяют починок вотяки и русские. До них здесь жили будто бы татары. У одного домохозяина хранится несколько татарских монет XI и XII столетий. Он же отослал 410 штук таких монет в монетный двор. В окрестностях лежит старинное татарское кладбище, уже распаханное.

Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VII: Сарапульский уезд. Ч. II: Подворная опись, 1892. – С. 23, 55, 61, 66, 72, 75, 108, 110, 111, 114, 138

[quote=Dars] Село Галаново – расположено в 1,5 верст[ах] от реки Камы. От уездного города село находится в 43 верстах. Населяют его русские. Местность эта прежде находилась во владении Орды. Крестьяне находили мамонтовы кости и разные древние изделия: посуду, украшения, оружие и прочее, но все эти находки затерялись. [/quote]

1710: Переписная книга дворцового села Сарапула Арской дороги Казанского уезда переписи казанского коменданта Н.А. Кудрявцова

В деревне Галанове

Во дворе … сын Якимовых … сосед … сын Галанов …
(л.74об.) Во дворе … сын Сметанин …
Во дворе … сын Юшков …
Во дворе … сын Шветов … да вдова … Галанова …
Во дворе … сын Шветов …
Во дворе … дети Дунаева …
Во дворе … сын Галанов …
Во дворе … сын Русалеев … сестра … жена Галанова вдова …
(л.75) Во дворе … сын Якимов …
http://www.genealogia.ru

  • №82 1756 г. Декабря 1.
    Лета 1756 г. декабря в 1 день. Уфимского уезду, Казанской дороги, Енейской волости, деревни Семистровны башкирцы Султан Агишев, Муслюм Акчурин, Мясягут Касимов, Бакта Савелеев, Сулейман Уразаев с товарыщи со всего общего мирскаго согласия, будучи в пригороде Каракулине, дали сию сами на себя у крепостных дел запись дворцовой Сарапульской волости дворцовым крестьяном деревни Тарасовы Григорью Никифорову сыну Дульцову, Ефиму, Корнилу Семеновым детям Вяткиным; деревни Галановы Ивану Наумову сыну Галанову с товарыщи, в том, что отдали мы, Солтан с товарыщи, им, Григорью с товарыщи, вотчину свою, бортные ухожьи и хмелевые щипаньи и всякие звериные ловли, кроме бобровых гон. А в межах та наша вотчина вверх по Каме реке на нагорной стороне, верхняя межа от устья речки Момылевки вверх в гору на вершину падуна Малой Горожанки, и по крежу прямо по вершинам речек Тарасовки и Нижней Тарасовки ж, и Тутаихи, и Плоской, и Галановки, и Житковки, и Сухаревки до устьяв по межу нижную вершину ж речки Вятлинки, и по Вятлинке с вершины по левую сторону до устья той речки, и до Камы реки. И во оной нашей вотчине им,
    Григорью с товарыщи, старые борти крыть и владеть, також и вновь борти делать. …..

    Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 322, Записные книги пригорода Каракулина 1756 г., лл. 14 об.-15.
    Материалы по истории Башкирской АССР. Т. IV.Ч. 1. М.; Л.; 1956. Стр. 127-128.
  • №178. 1762 г. января 2.
    Лета 1762-го году Генваря 2-го дня. Уфимского уезда, , Казанской дороги, Енейской волости, Большаго аймаку, деревни Семестровны башкирцы волостной писарь Аиткул Токтамышев, Солтан Агишев, Маслюм Акчюрин, Мустаким Ишкильдин …. с товарыщи, не для какого подлогу, но самое сущею правдою, со всего общего мирского согласия, будучи в пригороде Каракулина, дали сию на себя у крепостных дел запись Казанского уезду, дворцовой Каракулинской волости, деревни Галановой дворцовым крестьянам Василью Тимофееву сыну Сметанину, Максиму Ларионову сыну Дунаеву, …. в том, что отдали мы, Аиткул с товарыщи, им, Василью с товарыщи, старинные жалованные свои под деревнею Галоновой называемые Галановские озера,- Большое да озеро Долгое да озеро Противка,- с мелкими озерки, рыбные в них ловли, от нижней межи с устья речки Ветлянки до верхней межи устья Черепанихи с-ыстоки и [c] суходолы и свешними заливы и [с] сетевыми метищи и з духовою рыбою. ….

    Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 416, Записные книги пригорода Каракулина 1762 г., лл. 1 - 1 об.
    Материалы по истории Башкирской АССР. Т. IV.Ч. 1. М.; Л.; 1956. Стр. 230-231.

[quote=Dars] Село Мазунино – расположено при речке Момылевке, в 25 вер[стах] от уездного города. Население состоит из русских. Село существует с 1743 года. До этого здесь была деревня того же имени с татарским населением. По имени одного из татар – Мазуя деревня и получила свое название. В двух верстах от села имеются ломки камня, где находят много человеческих скелетов, нередко с металлическими украшениями на руках и шее. Эти металлические вещи очень легко рассыпались вследствие сильной ржавчины. Предполагают, что скелеты, выкапываемые здесь, принадлежат аборигенам – татарам, которые, судя по величине черепов и голеней, были громадного роста. [/quote]


1710: Переписная книга дворцового села Сарапула Арской дороги Казанского уезда переписи казанского коменданта Н.А. Кудрявцова (Продолжение: л.65об.)

В деревне Мазунине


Двор … сына Старцова …
Двор … сына Лихачева …
Двор … сына Сяригина …
Двор … сына Плотникова …
Двор … сына Бабникова …
Двор … сына Старцова …
Двор бобыля … сына Бумотова …
Двор … сына Третьякова …
Двор … сына Гаинцова …
http://www.genealogia.ru/gene/bpg/publication

1710: Переписная книга дворцового села Сарапула Арской дороги Казанского уезда переписи казанского коменданта Н.А. Кудрявцова
(Продолжение: л.43об.)

В деревне Мазунине


Во дворе … сын Усольцов … сосед … сын Лихачев …
Во дворе … сын Лихачев …
Во дворе Савелей Васильев сын Лихачев у него жена Маланья Иванова дочь сын Яков году у негож сосед Фадей Иванов (л.64об.) сын Волков у него жена Марья Семенова дочь сын Иван 10 лет
Во дворе … сын Самарин …
Во дворе … сын Лихачев … сосед … сын Самаренин …
Во дворе … сын Терсинских …
Во дворе … сын Маланьин … сосед … сын Кошев …
Во дворе … сын Катаев …(л.65) сосед … сын Вычюров …
Во дворе … сын Сыригин …
Во дворе … сын Дедюхин …
Во дворе … сын Беляев …
Во дворе … сын Сомов …
Во дворе … сын Шергин …
http://www.genealogia.ru/gene/bpg/publication

  • № 182. 1762 г. февраля 22.
    Лета 1762 – го февраля 22-го дня. Уфимского уезду, казанской дороги, Енейской волости, Малого аймаку, особливой тюбы башкирцы деревни Аккузины Кушунбай Аднагулов, Мусалим Апкин, Муртаза Мратов, Аит Тохтамышев, Сагандык Кузмекеев, Муксим Мусаев, Абдукарим Забиров, Ишали Кушунбаев, Мурсалим Муртазин, Муай Татлыбаев со всего общего мирскаго согласия, будучи Уфимской провинцы в пригороде Каракулине, дали сию на себя у крепостных дел запись, как прежде была дана в прошлом 1745-го году ноября 7-го дня запись, дворцовой сарапульской волости, села Мазунина дворцовым крестьянам Василью да Степану Ворфоломеевым детям Сомовым в том, что отдали мы, Кушунбай с товарыщи, им, Василью с товарыщем, вотчину свою, бортное ухожье, вверх по Каме реке на нагорной стороне, против села Мазунина в горе, по речке Момылевке от устья падших в нее рек (с правую сторону Северной речки, а с левою речки Талой) по обе стороны до вершины речки Момылевки, а вверх по речке Талой по правую сторону до вершины ж, и с-ымеющимся там орешником и дубья, а по речке Сиверной по левую сторону до вершины до имеющихся в вершинах на правой стороне лушков, и по за лушком прямо на лог и на виловатую сосну, а от сосны по кряжу прямо на вершину Момылевки, не пресекая падунов, которые пошли в Момылевку реку. ….

    Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 416, Записные книги пригорода Каракулина 1762 г., лл. 2об.-3.
    Материалы по истории Башкирской АССР. Т. IV.Ч. 1. М.; Л.; 1956. Стр. 235-236.

1710: Переписная книга дворцового села Сарапула Арской дороги Казанского уезда переписи казанского коменданта Н.А. Кудрявцова (Продолжение: л.43об.)

(л.53) В деревне Татаркине


Во дворе … сын Мерзляков …
Во дворе … сын Мерзляков …
Во дворе … сын Татаркин …
(л.53об.) Во дворе … сын Татаркин …
Во дворе … сын Татаркин …
Во дворе … сын Татаркин … сосед … сын Татаркин …
Во дворе … сын Татаркин …
Во дворе … сын Варгасов …

[quote=Dars] какие именно интересуют? [/quote]
Ижболдино, сейчас эта деревня в Янаульском районе РБ. Она упоминается как предместье Каракулино владения мурзы Ишбулды в книге Бориса Ишболдина "Очерки по истории татар".
Ну может она какая другая.

Вот выдержка из книги
После падения Казани мурза Ишболду не хотел предать веру своих предков и бежал вместе с другим татарскими сановниками (в частности, с теми, которые принадлежали к семьям Гирея, Юнуса и Мансура) на восток к горному берегу реки Кама в лесном массиве, заселенном башкирами (угро-тюрки), черемешами (отюреченные финны) и вотяками (финны). Он осел здесь на правом горном берегу Камы, обращенного лицом к устью живописной реки Белая в регионе, полном остатками древних послений финнского племени чуд и стал одним из так называемых «арских князей», которые имели до 1588 даже формальное право управлять местным мусульманамским и языческим населением. Русские источники подтверждают, что в 1553 татарские сановники эмигрировали в больших количествах из Казани и что наиболее влиятельные «мурзы» среди них стали феодальными землевладельцами в камском регионе. Профессор Сингалевич в своей книге «Старая и новая Казань» (1927) пишет : «Вся казанская аристократия, за исключением представителей так называемой русской ориентации, была после падения Казани перемещена из города или по своей инициативе покинула его». В научных публикациях Казанского университета с 1881 мы находим свидетельство того,что после падения Казани вотяки (или удмурты), живущие на холмистом берегу Камы, были подчинены татарским князьям и платили им дань. Феодальный период семьи Ишболду продолжался de-facto до начала 18-го века, поскольку власть царей Москвы была недостаточно сильной в камском регионе для устранения влияния татарской аристократии среди местного населения неславянской национальности. Ишболду сделал правильный выбор, когда он послелился напротив устья реки Белая, поскольку недалеко оттуда, около нынешнего города Мензелинска, были расположены штаб-квартиры ногайского хана, главы ногайских владык, которые правили башкирами и ногайскими татарами, живущими в долине. Владение потомков Ишболду охватывало, по-видимому, всю юго-западную часть Сарапулского района и юго-восточную часть района Елабуги в провинции Вятка ( согласно терминологии 1917), т.е. приблизительно от устья реки Ыш до устья реки Сарапулка (здесь вырос позднее город Сарапул). Под давлением русской колонизации и в результате усилий московского правительства для конфискации имений татарских землевладельцев, придерживающихся мусульманской религии, для увеличения территорий на холмистом берегу Камы, принадлежащие государству или царскому двору, это владение постепенно уменьшалось и в начале 18-го века здесь оставалась лишь сравнительно небольшая территория, лежащая напротив устья Белой между деревнями Чеганда (3 км от устья) и Кара-кулем (по-русски, Каракулино). Позднее этото район был тесно соединен – до большевистской революции - с основной руссифицированной ветвью потомков Ишболду. Немного к востоку отсюда здесь лежит деревня Ишболдино, предместье Каракулино, который расположилось на обоих берегах Камы (в Вятской и Уфимской губерниях).....
Деревня Ишболдино, находящаяся в 11 км от берега Камы в деревенском районе Чеганда (Сарапулская волость Вятской губернии – в соответствии с терминологией до 1917), имеет большое историческое и этнографическое значение, являясь традиционным центром местного тюрко-финнского населения старых деревень Чеганда, Бургунди, Нургунди и Ола-Курук. Вокруг Ишболдино можно было найти многочисленные остатки древних поселений чудских и булгарских племен, которые в свое время жили здесь. Они были примечательны также за их «кереметы», принадлежащие черемешам и вотякам («кереметами» звали священные могилы языческих шаманов, где они осществляли свои кровавые жертвоприношения). Владение потомков Ишболду было населено татарами, башкирами, черемешами и вотяками; первые русские поселения здесь появились в 1861 и лишь как деревни тех крестьян, которые до этого находились во владении государства ( так называемые государственные крестьяне).

Владение потомков Ишболду охватывало, по-видимому, всю юго-западную часть Сарапулского района и юго-восточную часть района Елабуги в провинции Вятка ( согласно терминологии 1917), т.е. приблизительно от устья реки Ыш до устья реки Сарапулка (здесь вырос позднее город Сарапул).

…. Начало городу Сарапул положило дворцовое село Вознесенское, основанное русскими поселенцами на высоком правом берегу реки Камы. В дозорной книге за 1621 г. содержится описание «села Вознесенского, что на Сарапуле». В актах XYII века местность около него всегда называлась Сарапульским уездом. В 1738 г. Сарапул был приписан к Осинской провинции Уфимской губернии, стал с тех пор значительным пунктом Арской дороги в «Сибирские земли» и назывался уже дворцовой слободою.
В сентябре 1780 г. по указу императрицы Екатерины II было учреждено Вятское наместничество из 13-и уездов, в число которых вошел и Сарапульский. Вятское наместничество вместе с Нижегородским и Костромским составляли одну административную область - генерал-губернаторство, центром которого был г. Нижний Новгород. Во главе его стоял государев наместник, генерал-губернатор, которому непосредственно подчинялись правители наместничеств и наместнические учреждения. Первым генерал-губернатором Нижегородским, Вятским и Костромским был назначен генерал-поручик А. А. Ступишин, а Вятским наместником - генерал-майор С. Д. Жихарев. С образованием Вятского наместничества бывшей дворцовой слободе Сарапулу был присвоен статус города, утверждены план его застройки, а также герб.
….Город Сарапул был административным центром всего Прикамского края. В 1797 г., с образованием Вятской губернии, он становится одним из её уездных городов.
….Благодаря своему положению на реке Каме, в богатой плодородной местности, Сарапул стал быстро развиваться и богатеть. Новый толчок его росту, развитию ремесла и торговли дало решение правительства от 4 января 1805 г. о переводе всех дворцовых крестьян, к которым принадлежало и большинство жителей Сарапула, в звание государственных крестьян с правом свободного перехода в мещанство и купечество.

http://www.solointour.ru/main/about/Sarapul1.htm

Ну, а в продолжении книги Ишболдино писано
----------------------------------------------------------------

Пред-капиталистический период истории семьи Ишболдиных продолжался до 1705, когда на правом берегу Камы поднялось вооруженное восстание татар, башкир и вотяков из-за жестоких админстративных мер Петра Великого, чья колониальная политика была направлена на централизацию и принудительную руссификацию населения этих регионов. После этого восстания, подавленного русскими войсками, один из старших представителей семьи Ишболдиных по имени Ишбулат (Ижбулат) стал христианином, но не потерял контакт со своей родной почвой и поселился в деревне Сарапул, находящейся на реке Кама в 75 км от своего имения. Сарапул, который был основан русскими в 1599 около древнего булгарского городка, сначал был известен как Вознесенское и получил название Сарапул лишь в 1609 по названию протекающей около него реки Сарапулка. Сарапул означает по-старо-булгарски, «стерлядь». При Екатерине II Сарапул получил статус волостного города Вятской губернии, до этого был деревней в Казанской провинции). Близкие родственники Ишбулата Ишболдина (приблизительно 31-ое поколение Абу-Бекр), который был крещен в 1705, не захотели изменить свою религию и эмигрировали из своих родных краев или на северо-восток в финнские леса, или на восток в башкирские края, которые жили около реки Кама и Уральских гор. Некоторые из этих Ишболдиных позднее обратились в православие и образовали молодую руссфицированную ветвь семьи. Большая часть семьи осталась верной исламу. Участие потомков мурзы Ишболду в восстании 1707 и их большой авторитет среди тюрков Камского региона не позволили им принимать участие в управлении этим краем. Это обстоятельство послужило причиной того, что обе ветви семьи Ишболдиных занялись коммерческой делами и основали одну из крупнейших коммерческих и промышленных династий региона между реками Кама и Тобол в западной Сибири. Тако оборот дел весьма естественен, если принять во внимание то, что большая часть татарской аристократии была вынуждена уже в конце 16 века заниматься ремеслом и торговлей. Профессор Н. И. Фирсов в своей книге «Прошлое Татарии» (1926) утверждает, что после падения Казани татарские князья и знать, которые не приняли православие, почти до единого стали купцами. Если Ишболду мурза избежал тогдашнюю общую судьбу, то это должно быть обязано его связям с ногайскими феодалами, которые стояли над камскими татарами и башкирами, кочующими на левом (лугистом) берегу Камы и в регионе рек Белая и Ык. В истории семьи Ишболдиных переход от полу-феодального к капиталистическому периоду должно рассматриваться как ход к эпохе восстаний местных восточных народов против русского правления в начале 18 века.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Разве, что сильно противоречит. Так а что все же про Ишбулды аулы Янаульского района РБ.

В 1897 г. из Сарапула по Каме отправлено более 1000 судов с 1 387 000 пудов разных товаров...
В это время Сарапул был некоронованной столицей Среднего Прикамья. Здешних купцов - Смагиных, Шитовых, Курбатовых,

Ижболдиных,

Бодалёвых знала вся Россия. Город стремительно развивался. В 1867 г. здесь было открыто первое Сарапульское уездное земское собрание. В 1869 г. - Общественный банк.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Атайсал получается, что в продолженнии твоей ссылки, как раз насчет Ишболдиных и подверждается. Был период и об это пишут, когда часть именитых татар по сложившимся отбстоятельствам уходила в купечество.

Я так понял ты в дополнение так сказать представил это, спасибо.

[quote=irek] всю юго-западную часть Сарапулского района и юго-восточную часть района Елабуги в провинции Вятка ( согласно терминологии 1917), т.е. приблизительно от устья реки Ыш до устья реки Сарапулка (здесь вырос позднее город Сарапул).
[/quote]
Я писал по поводу административного деления.

[quote=irek]

Вот выдержка из книги
После падения Казани мурза Ишболду не хотел предать веру своих предков и бежал вместе с другим татарскими сановниками
[/quote]

… В плане выяснения содержания понятия «князь Ногайский» интересны данные американского историка Бориса Ишболдина (он является потомком внука ногайского мурзы Алчагира, мурзы Ишболды). Историк сообщает, что после возвращения Сафа-Гирея на казанский престол с помощью ногайцев в 1546 году, мурза Ишболды стал «одним из его близких телохранителей и конюшим; этот пост он продолжал занимать и при последнем хане Ядигер-Мухаммеде». Во время обороны г. Казани в 1552 году Ишболда, по указанию ногайского военочальника «Улу-бия», оборонял пригород Казани Бишбалту на Ногайской даруге.74…

Д.М. Исхаков. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV-XVII вв.).-Казань: издательство «Мастер Лайн», 1998. Стр. 21.

Атайсал, ты вроде от чего то отказаться хочешь, хотя и не понятно, но ладно не дополнял, а категорически возражал.
Сююмбика тоже ногайская принцесса, а что теперь то ты возражать станешь. Да еще могу заметить, что мурза Ишболды не с бухты барахты пришел именно в эти края подсарапульные, я читал что эти земли еще ранее были во владениях подданых Эдигея. Ну конечно я это читал не у Асфандиярова, а вспоминать стоит ли.
Ногайские роды получается запросто могут быть в башкирах, а вот в татарах ну конечно никак. А кого только в башкирах не оказалось: и фино-угры, и сарты, и калмыки, и даже русские, а татар пытаются исключить через типтяр и мишар, разве не читаете башкирских историков, я же читаю и очень внимательно. Вон по Янгузину выходит, что на конец 18 начало 19 века было так

(В среднем, в первой половине XIX в., по нашим подсчетам, было около 100 тыс. «новобашкир». Они были мишарами, тептярами, ногайцами и представителями других этнических групп и составляли примерно 15—17% от общей численности. Таким образом, утверждение, что «новобашкиры» — это татары, и они являются основным населением западного Башкортостана, не соответствует исторической действительности. )

Это из книги
Янгузин Р.З., Хисаметдинова, Коренные народы России. Башкиры, Уфа Китап 2007 352

Я убедился, что с пропорциями и процентами народ не очень разбирается, поэтому хочу сразу привесть общую цифру от которой эти 100 000 "новобашкир" составляют 15-17 %, это цифра в пределах 588 235-666 666 человек.

Он, Янгузин в книге приводит данные по числу башкир на те времена коих было 170 000, и в частности поуездные данные по Оренбургской губернии, где и проживало наибольшее число башкир.
Если посчитать общее количество жителей всей этой губернии и отдельно башкир получим такие данные: обще число жителей 608 053, а число башкир 150 063, что составляет 24,68% от общей численности. Как видим число башкир ну никак не может соответствовать тому общему количеству которое мы посчитали выше, а вот общее количество жителей Оренбургской губернии как раз лежит в пределах 588 235-666 666 человек. Так что получается, мы выяснили, что 15-17 % "новобашир" относится к общему числу народонаселения края, а никак не отдельно к башкирам. Следует между делом отметит, что и само по себе 15-17% это очень даже прилично для немногочисленного народа.
Поуездно посчитать число "новобашкир" можно, но это не показательно, поскольку очень по разному было по уездам. Это видно хотя бы по доле в этих уездах числа башкир. А вот применительно к Оренбургской губернии в целом вполне резонно. Так при этих 15-17 % от общего числа жителей губернии имеем число "новобашкир" в пределах 91 207-103 369. Если вспомнить, что число башкир в губернии составляло 150 063 человека, а это ведь и включая "новобашкир", то вообще интересно получается, что "новобашкир" то поболее самих башкир было. Получается, что "новобашкиры" составляли от 60,77% до 68,88% от числившихся башкирами человек, больше половины.
К тому же получается, что всамделишных башкир то в Оренбургской губернии в те времена было всего то в пределах 46 694-58 856, что в процентах составляет 7,68- 9, 68%. Причем это ведь в среднем, а если СЗ современного РБ взять, дык ведь уже тогда наверное башкир через специальное увеличительное стекло надо было рассматривать.

Абальдеть. Однако данные не мои, я ничего не придумывал, а просто посчитал, вернее даже только представил данные от Янгузина в наглядной форме.

[quote=irek]

Он, Янгузин в книге приводит данные по числу башкир на те времена коих было 170 000, и в частности поуездные данные по Оренбургской губернии, где и проживало наибольшее число башкир.

[/quote]
Цифра 170 000 тысяч дана по данным «Экономических примечаний» и к периоду конца XVIII- начала XIX в.

… Известный историк Л.В. Милов, изучив огромный материал, пришел к выводу, что датировка, исходя из сроков межевания той или иной губернии, вполне оправдывает себя по отношению к «Экономическим примечаниям», ибо .. основной фактический материал «Примечаний» собирался при межевании того или иного уезда и губернии». При межевании в основном и составлялись «Экономические примечания», хотя иногда могли быть кое-какие дополнения через определенное время. В целом «Экономические примечания» по нашей теме относятся к концу XVIII- началу XIX в. …

Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. - Уфа: Китап, 2007.Стр. 83.

… Именно эта цифра не противоречит точным данным 1815-1817 гг., когда общая численность башкирского населения составляла 310-320 тыс. человек. В конце XVIII- начале XIX в. в Оренбургской губернии проживало около 740 тыс. человек. …
В первой половине XIX в. происходит дальнейший рост численности башкир. Так, в 1822 г. число башкир мужского пола только по Оренбургской губернии распределялось следующим образом: Уфимский уезд-7 841 человек, Стерлитамакский-15 180, Оренбургский-22 512, Бузулукский-560, Бугурусланский-615, Бугульминский-2 611, Белебеевский-12 965, Мензелинский-11 746, Бирский-15 437, Челябинский-9 557, Троицкий-7 385,и Верхнеуральский-15 452 человека. Всего по всей губернии получается 121 861 человек. В целом эта цифра не противоречит вышеизложенным демографическим данным. Некоторые исследователи склонны считать, что в 1834 г.(по данным 8 ревизии) число башкир определялось в 392 072 человека.
Для определения численности башкир по данным 8 ревизии(1834 г.) большое значение имеют «Ведомости 13 башкирских и 5 мишарских кантонных начальников». ( Там же. Стр.87).
Как видно в 1834 г. в Пермской, Оренбургской и Вятской губерниях численность башкир составляла 377 259 человек. Здесь не представлены башкиры Саратовской губернии, которые в 1832 г. были причислены к Уральскому казачьему войску. Их количество составляло примерно 3 тыс. человек. Следовательно, в 1834 г. общая численность башкирского населения составляла примерно 380 тыс. человек.
В 1847 г. общая численность башкир составляла 442 803 человека. Эта цифра в целом соответствует расчетам ученых того времени. Так, по П. Небольсину, в 1849 г. всего башкир было 476 204 человека, в т.ч. 245 758-мужского и 230 446-женского пола. (Там же. Стр. 88)

Примерно также оценивает численность башкир в 1850 г. В.М. Черемшанский. По нему, она составляла 497 619 человек, в том числе мужского пола-253 464 и женского-244 155 человек.
В 1850 г. в Оренбургской губернии численность башкир составляла 446 343 человека. С учетом башкирского населения Пермской (48 078 человек), Вятской (2 892 человека) и саратовской (4 897 человек) губерний общая численность народа достигла 502 210 человек. (Там же. Стр. 89)
В 1857 г. башкир насчитывалось уже 544 843 человека. …(Там же. Стр.90)
(но это уже вторая половина XIX века)

Атайсал ты хотя бы пару слов скажи, что ты на самом деле хочешь сказать то. Книги у меня есть, читать умею, а ты что, чтоли понравившиеся тебе выдержки из книги демонстрируешь. Может ты хочешь сказать, что я что то не правильно привожу. Янгузин то почти с гордостью пишет
(Если раньше выводы о численности башкир делались только в целом, то сейчас мы ясно представляем ее по каждому уезду, по каждой зоне, что имеет важное значение для воссоздания хозяйственного уклада жизни коренного населения. По приведенным данным, общая численность башкир достигает 170 тыс. чел., что в целом не противоречит общепринятым данным.)
Ну он далее говорит, пишет
(Однако считать, что эта цифра целиком отражает объективную действительность, было бы ошибкой.)
Ну конечно, доподлинно все точно знать конечно сложно. Потом он безсистемно разные тоже предположительные данные приводит, ну и что, чего ты то их тискаешь, причем очень ыборочно, объяснил бы.
А может ты запутать кого хочешь, меня же не получится.
И ведь многие же русские деятели и исследователи писали об очень значительном призрастании башкир пришлым людом. Так ведь и аборигенах вопрос, была ли исключительно стерильная башкирскость.

[quote=irek]
(В среднем, в первой половине XIX в., по нашим подсчетам, было около 100 тыс. «новобашкир». Они были мишарами, тептярами, ногайцами и представителями других этнических групп и составляли примерно 15—17% от общей численности. Таким образом, утверждение, что «новобашкиры» — это татары, и они являются основным населением западного Башкортостана, не соответствует исторической действительности. )
Это из книги
Янгузин Р.З., Хисаметдинова, Коренные народы России. Башкиры, Уфа Китап 2007 352
Я убедился, что с пропорциями и процентами народ не очень разбирается, поэтому хочу сразу привесть общую цифру от которой эти 100 000 "новобашкир" составляют 15-17 %, это цифра в пределах 588 235-666 666 человек.
Он, Янгузин в книге приводит данные по числу башкир на те времена коих было 170 000, и в частности поуездные данные по Оренбургской губернии, где и проживало наибольшее число башкир..
[/quote]
В среднем, в первой половине XIX в., по нашим подсчетам, было около 100 тыс. «новобашкир». Они были мишарами, тептярами, ногайцами и представителями других этнических групп и составляли примерно 15—17% от общей численности. Таким образом, утверждение, что «новобашкиры» — это татары, и они являются основным населением западного Башкортостана, не соответствует исторической действительности.

Янгузин Р.З., Хисаметдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры.- Уфа: Китап, 2007. Стр.95.

В 1850 г. (первая половина XIX в.) в Оренбургской губернии численность башкир составляла 446 343 человека. С учетом башкирского населения Пермской (48 078 человек), Вятской (2 892 человека) и Саратовской (4 897 человек) губерний общая численность народа достигла 502 210 человек.
(Там же. Стр. 89)
Народ в вычислениях не разбирается... Слово математику из "Академгородка" гор. З-а.

1850 год это не совсем первая половина так ведь. Янгузин ведь пограничье как раз рассматривает конец 18 начало 19 века. Это раз.
А два, есть пропорция
100 000 человек это 15-17 % от некоего общего числа составляющего 100 %. Так вот если Вы Атайсал арифметику на уровне начальных классов знаете то Вы получите общую численность в пределах 588 235-666 666 человек, что я уже приводил.
Так вот даже те цифры кторые Вы за 1850 год приводите и то ведь в это диапозон не входят.
Молодой человек Ваше ехидство не уместно, я не математик из "Академгородка" гор. З-а, но элементарную арифметику, пропорции и проценты вообще то каждый человек должен знать, тем более в нонешнее время.
Я просто честно взял цифры приведенные Янгузиным и представил эти данные в наглядной форме, а Вы чего тут хотите сказать, что я где наврал. Ну Атайсал это мягко говоря некорректно, а вообще то (договаривать не буду). Я так понимаю книга то у Вас пред глазами, Вы что ж хотите меня лгуном чтоли представить. Ну если только совсем пред бестолковым или не умеющим читать народом, ну или просто не хотящими читать или вернее не хотящими видеть людьми. Первую категорию все же сомнительно узреть, ну а вторую я уже увы лицезрею.

Атайсал ты зря со мной по арифметике пытаешься, пыжешься, глупо выдержки из книги тиская.
Тебе я уже пожалуй даже не буду что-либо объяснять, но сильно вы землячки меня уж раззадорили, так что я вам посчитаю, довольны будете.
Ты мне лучше порайонную этничекую раскладку по переписям РБ подскажи где взять, за 2002 год у меня есть.
Я ведь тоже могу каким материалом оказаться полезен. Про обещание с "Малоизученные источники по истории Башкирии", ну про материал Давлетбаева, я помню. Пока не получается.
А с этой арифметикой энэкаш действительно не глупи, поверь мне не совладаешь, даже не из-за того что вы младежь плохо пропорции и проценты знаете. В этих данных от Янгузина сильная подстава или подножка нонешним башкирским историкам, шибко разглагольствуюшим на тему народонаселения края.
Не можешь понять, так хоть не лезь, поверь пока на слово.

[quote=irek] первые русские поселения здесь появились в 1861 и лишь как деревни тех крестьян, которые до этого находились во владении государства ( так называемые государственные крестьяне).
[/quote]
... С завоеванием Казани, в половине XVI в., русские считали себя уже полными хозяевами всей земли по правую сторону Камы. Царь Иван Грозный озабочен [с.523] был устройством укрепленных мест на р. Каме. С половины XVI в. наметились главные пункты: Елабуга, Каракулино, Березовка, Сарапул, Оса и др. Впервые о Сарапуле упоминается в переписной книге 1596 г., что здесь "ловят рыбу". Очевидно, здесь было рыбное место, отчего будто бы произошло и самое название города, так как по чувашски "сарапуль" означает "желтая рыба" (стерлядь). Другое его название было – село Вознесенское. В начале XVII в. Сарапул был уже "пригородком", что видно из следующего места в истории о родословии Строгановых. В 1616 г. взбунтовались казанские татары, к ним пристали чуваши, черемисы, вотяки и башкиры. «Изменники пошли по р. Каме и стоящие по ней пригородки Сарапул и Осу держали в осаде, а в окрестных местах тех пригородков многих людей побили и в полон побрали; села и деревни, опустоша, выжгли». Из актов XVII в. видно, что Сарапул и его окрестности в это время были уже довольно заселены и вся местность называлась Сарапульским уездом. В 1607 и 1657 гг. в Сарапуле и его окрестностях свирепствовала моровая язва. По преданию, в память чудесного избавления от эпидемии, бывшей в 1657 г., в город приносится с крестным ходом ежегодно к 8 июля из с. Березовки Уфимской губ. чудотворный образ св. Николая. В 1662 и 1663 гг. взбунтовавшиеся башкиры и татары «учинили многия раззорения по Каме пригородков (в том числе и Сарапула), держа оныя места в осаде не малое время». Как в XVII, так и в первой половине XVIII в. вся прикамская местность, по правую и левую стороны р. Камы выше Сарапула на 60-70 в., называлась "Дворцовая Сарапульская волость" и в Сарапуле была приказная изба. Так как русским приходилось здесь жить, имея в соседстве к северу вотяков, а на юго-запад черемис, то вероятно с миссионерской целью в четырех верстах от Сарапула выше по р.Каме и ниже в 8 вер. существовали в XVIII в. два монастыря: Верхний Успенский, где ныне с.Яромаска, и Нижний, по предположению Спасский, где ныне расположена Усть-Сарапулка. Монастыри эти были пожалованы угодьями от царей Ивана и Петра Алексеевичей и находились в ведении Московского Саввы Сторожевскаго монастыря. К Успенскому монастырю была приписана подмонастырская слобода с деревнями. В 1764 г. монастырь был упразднен, а братия переведена в Уфимский монастырь. Как памятник существования монастыря близ Сарапула, в городской Никольской единоверческой церкви сохранилось напрестольное евангелие, отпечатанное в 1654 г. В 1738 г. Сарапул был приписан к Осинской провинции Уфимской губ. и стал с тех пор значительным пунктом Арской дороги, ведшей в сибирские земли. В 1780 г. Сарапул был сделан уездным городом вновь образованной Вятской губ.

Направляясь далее, Кама в 25 вер. от Н.-Березовки оставляет вправо большое, бывшее удельное с. Вятское (более 2 тыс. жит.) и еще через 10 верст подходит к большому торговому с.Каракулину, бывшему также в удельном ведомстве, с примыкающим к нему с. Пермяковым. Село принадлежит к одним из самых древних в этом крае. С завоеванием Казани, для обеспечения за русскими поселенцами земель по правую сторону Камы, царь Иван Грозный озабочен был устройством укрепленных пунктов по р. Каме. Одним из таких пунктов было и дворцовое с.Каракулино. Остатки этого укрепления, состоящего из деревянных стен с башнями, видел еще Рычков, посетивший Каракулино в 1769 г. В 1682 г. Каракулино было осаждаемо башкирами, от которых отбивался Семен Пекарский с крестьянами и бобылями. Ныне в обоих селениях более 4 тыс. жит., три церкви, почтово-телеграфное отделение, земская лечебница, несколько школ, сельский банк, общество трезвости, пожарная дружина, кулеткацкое заведение, 61 торговое предприятие, с оборотом в 528 т. p., еженедельные базары и значительная ярмарка в сборное воскресенье. На пристани грузится до 600 тыс. пуд. разных грузов, преимущественно хлеба.
http://kenos2005.narod.ru/mland051004.html

Док. №1
Из именного указа имп. Петра I об учреждении губерний и о расписании к ним городов
18 декабря 1708 г. № 2218

Великий Государь указал, по именному своему Великого Государя указу, в своем Великого Государя Великом Российском государстве для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города.
… VI. Казанская.
Казань, а к ней города: Яик, Терек, Астрахань, Царицын, Дмитровской, Саратов, Уфа, Самара, Симбирск, Царев Санчурск, Кокшанск, Свияжск, Царев Кокшанск, Алатыр, Цывилск, Чебоксары, Кашпир, Ядрин, Кузьмодемьянск, Яренск, Василь, Курмыш, Темников, Нижний-Новгород, Арзамас, Кадом, Елатьма, Касимов, Гороховец, Муром, Мокшанск, Уржум, Балахна, Вязники, Юрьевец-Повольской. Итого 36*.
Да к Казани, к Астрахани, к Симбирску, к Уфе пригородки.
… К Уфе: Бирской, с. Каракулино, Соловарной …
Полное Собрание Законов Российской Империи. Т. IV. С. 436-437. Типограф. экз.

*Ошибка в количестве населенных пунктов в тексте документа.

История Административно-территориального деления Республики Башкортостан (1708-2001). Сборник документов и материалов. Уфа: Китап. Стр. 9.

Сообщения не по теме, неуважение к собеседнику, обращение не по-русски - предупреждение участникам. В случае повторных действий бан и закрытие ветки.

[quote=Dars]

Материалы по статистике Вятской губернии. Т. VII: Сарапульский уезд. Ч. II: Подворная опись, 1892. – С. 23, 55, 61, 66, 72, 75, 108, 110, 111, 114, 138

[/quote]

А не подскажите где указанный 7 том Материалов по статистике Вятской губернии можно найти?

[quote=lyopikkk]
А не подскажите где указанный 7 том Материалов по статистике Вятской губернии можно найти?[/quote]

Материалы по статистике Вятской губернии / Вят. губерн. земс. управа, Стат. отд-ние. – Изд. Вят. губерн. земства. – Вятка : Тип. Маишеева, 1892 -. – 27 см.
Т . 7 : Сарапульский уезд , ч . 2. Подворная опись , 1892 . – III, [1], II , 657, [1], 180, IV c. : табл. ; 28 см.
Фондодержатель: НБУ РК, г. Ижевск.
Статус: Региональный.

http://unatlib.org.ru/rbook/file33.htm

"В 1738 г. Сарапул был приписан к Осинской провинции Уфимской губернии?"....Увы, но пока там Уфимская провинция с 1708 по 1744, когда та включена в новую Оренбургскую губ., а в 1781 она наместничество, но с 1796 губерния, но Оренбургская и только в 1865 создана Уфимская губерния.А вот была ли Осинская провинция и в составе чего тогда?Уфимской провинции же-не подходит, вот автор и придумал губернию как выход из тавтологии

Странно, что Атайсал сам себе противоречит, явно цитируя кого-то про начало Сарапула в 1621г. Вот он же тут сообщал иное: «С завоеванием Казани, в половине XVI в., русские считали себя уже полными хозяевами всей земли по правую сторону Камы... С половины XVI в. наметились главные пункты: Елабуга, Каракулино, Березовка, Сарапул, Оса и др. Впервые о Сарапуле упоминается в переписной книге 1596 г.Другое его название было – село Вознесенское.
.... В 1616 г. взбунтовались казанские татары, к ним пристали чуваши, черемисы, вотяки и башкиры. «Изменники пошли по р. Каме и стоящие по ней пригородки Сарапул и Осу держали в осаде, а в окрестных местах тех пригородков многих людей побили и в полон побрали; села и деревни, опустоша, выжгли».
В 1607 и 1657 гг. в Сарапуле и его окрестностях свирепствовала моровая язва..".Но новгородцы в 12в. еще возводили крепостцу Сарапул, а арабы в 7в. упоминали так местность в этих местах. В упомянутых Пермских переписных книгах Аристова и пр. за 1596г.на самом деле упомянут не Сарапул, а Сарапульская волость, что не всегда означало одно и то же имя, как тут возможно центром волости могло быть еще и второе то название его Вознесенское по храму неясного года возведения.

Странно, что Атайсал сам себе противоречит, явно цитируя кого-то про начало Сарапула в 1621г. Вот он же тут сообщал иное: «С завоеванием Казани, в половине XVI в., русские считали себя уже полными хозяевами всей земли по правую сторону Камы... С половины XVI в. наметились главные пункты: Елабуга, Каракулино, Березовка, Сарапул, Оса и др. Впервые о Сарапуле упоминается в переписной книге 1596 г.Другое его название было – село Вознесенское.
.... В 1616 г. взбунтовались казанские татары, к ним пристали чуваши, черемисы, вотяки и башкиры. «Изменники пошли по р. Каме и стоящие по ней пригородки Сарапул и Осу держали в осаде, а в окрестных местах тех пригородков многих людей побили и в полон побрали; села и деревни, опустоша, выжгли».
В 1607 и 1657 гг. в Сарапуле и его окрестностях свирепствовала моровая язва..".Но новгородцы в 12в. еще возводили крепостцу Сарапул, а арабы в 7в. упоминали так местность в этих местах. В упомянутых Пермских переписных книгах Аристова за 1596г.на самом деле упомянут не Сарапул, а Сарапульская волость, что не всегда означало одно и то же имя, как тут возможно центром волости могло быть еще и второе то название его Вознесенское по храму неясного года возведения.
Далее автор -про основу происхождения топонима да еще в переводе с чувашского (почему- ясно, есть созвучное, правда, про рыбу, не селение).И пошло разноситься на веси …понесло… про стерлядь желтую, ну сарапуль которая…вот по ней и оно, это самое нечто и названо, еще арабами… Подхватила и некая Н.Усманова на спецсайте историческом не указанного адреса своего: точно, это не сельцо, а место, местность до Сивы и по Каме, ну от сих до тех, вы поняли? И тоже про рыбу ту один в один…Эта байка про именно стерлядь в имени, другую желтую не видать же рыбу , как линь или сом, подхвачена давно, до них, и про враз пожелтевшую стерлядь носилось в разговорах и в 1960-е 20в. в самом Сарапуле. В самом деле, что за имя и почему речь о рыбе в Пермских писцовых книгах Аристова на городище Осы новой слободе? Достаточно в конце концов заглянуть в те переписные книги, чтоб убедиться, что там о тайных ловах народом рыбы повсеместно без налогов, т.е. о браконьерстве. И вовсе не у Сарапула только, а до...Впрочем, читаем писаное пером докуда: "„В Осинском уезде к Новой Николской слободе рыбныя ловли в р. Кама и в малых речках: в Тулве и в Сиве, и в Бую, и в Сарапуле, и в Нытве, и в Очере - рыбу ловят пермичи из оброков и хмель берут по тем же речкам, по тому же из оброков от Осы вниз Камою до Белые Воложки, а вверх от Осы до речки Ласвы»...Как видим, там Сарапул это одна из рек, малая река по тексту и очевидно это всем горожанам хорошо известная Сарапулка в городе, смахивающая более на речку обмелевшую давно до ручья.И отношение к будущему городку если и имеет, то только название речки, возникшее в незапамятные времена.Но по Н.Усмановой это огромная территория и выше в Пермский край уже и вся она имя от стерляди получила, а уж потом названием съежилась до пригородка.История топонимов разнообразна и угадать причину родившую, может, случайное прозвище порой невозможно

Ребята, объясните мне. Сарапул всё таки входил в Уфимскую провинцию? Какие годы? Тарасово, Галаново туда входили? И ещё. Блинов Н.Н, пишет Нижегородская губерния Вятское наместничество Сарапульский уезд с 1780 по 1783 гг. Но в 1779 г. уже Нижегородское наместничество.В 1779 г. часть казанской губернии вошла в Нижегородское наместничество. Какая часть? Не могу найти, но думаю что не Сарапул. Спасибо.

Сарапул не входил в Уфимскую провинцию.
По 1762 г. Сарапул числился в Арской дороге Казанского уезда, в составе особой Сарапульской дворцовой волости.
Потом вошел в состав Казанской губернии, в Вятское наместничество, но никак не в Нижегородское