А.И.Тевкелев, с.Килем (Килимово), Буздякский район/ Азамаевы

Опубликовано Аврора - пт, 07/31/2009 - 00:58

Село Килимово (Килим). До революции это было родовое имение потомков Алексея Ивановича Тевкелева – первого российского воина-интернационалиста, татарского мурзы и генерал-майора. Он известен как основатель Челябинска, Орска и двух десятков других пограничных крепостей Оренбуржья. Но наибольшую славу ему принесло участие в присоединении Западного Казахстана к Российской Империи. Уже на въезде в село виден белоснежный дворец на высоком речном берегу. Он построен в 1852 году в стиле классицизма с использованием восточных мотивов. Рядом находится прекрасно отреставрированная мечеть (1812).

Челябинск, Октябрь 09 (Новый Регион, Анна Ванина) – Уральские историки смогли полностью расшифровать донесение Алексея Тевкелева Василию Татищеву об основании Челябинска. Об этом сегодня заявил профессор Андрей Конюченко на научно-практической конференции «Природное и культурное наследие Урала».

Как передаёт корреспондент «Нового Региона», донесение Тевкелева было исследовано историками в 50-е годы прошлого века. Документ помог установить точную дату основания Челябинска. До этого историки относили время закладки челябинской крепости к разному времени: от конца ХVII века до начала 40-х годов ХVIII века. «Доношение» же Тевкелева, хранившееся в московских архивах, но исследованное только в 1950-е годы, пролило окончательный свет на эту проблему. В документе полковник Тевкелев сообщал уральскому горному начальнику Василию Татищеву о том, что 13 сентября 1736 года «на реке Миясе в урочище Челеби …заложил город…». Позже текст неоднократно анализировался целым рядом учёных. Однако долгое время для историков оставались загадкой четыре слова, написанные в сообщении. Только сейчас, полвека спустя, ученые смогли расшифровать замысловатые слова: «юсуп вор собаном одержанный». Как оказалось, это было специально зашифрованное Тевкелевым предложение. Основатель Челябинска зашифровал слова из-за тяжёлого положения внутри региона. В 1736-м году, когда сообщение было отправлено с гонцом к Татищеву, Южный Урал сотрясали восстания башкир. В это время в плен к Тевкелеву попали два башкирских предводителя – Юсуп и Сабан – для того, чтобы об этом узнал Татищев, но не прознали враги, Тевкелев и решил зашифровать четыре слова. Последние, как недавно выяснили учёные, означают, что полковник задержал предводителей башкир Юсупа и Сабана.

А. Тевкелев — "знаковая фигура" региональной администрации на Востоке
Жанат КУНДАКБАЕВА — кандидат исторических наук, доцент Казахского Национального университета им. аль-Фараби г. Алматы

Одной из важнейших функций империи, включающей в процессе расширения в свой состав чужеродные социумы, является поиск оптимального режима их интеграции в общеимперский организм. Важнейшей задачей при этом становится способность управлять периферийной зоной.

На азиатских окраинах проявил себя особый тип российского чиновника, носителя иных цивилизационных для окраины ценностей, имперских порядков и имперских технологий. Практика регионального управления на окраинах требовала от российского чиновника способности взаимодействия с верхушкой местной элиты, умения лавировать между различными, существующими в ней, группировками.

Государственный деятель петровского и послепетровского времени Алексей Иванович Тевкелев (он же Кутлу-Мухеммед, Кутлуматет, Кутлумет-мурза, Мамет-мурза Тевкелев) — фигура, безусловно, знаковая. Однако его многогранная деятельность в реализации восточной политики Петра I до сих пор не получила должного освещения в исторической литературе.

В современных казанских и уфимских изданиях Тевкелев характеризуется как "свирепый и жестокий защитник интересов русского самодержавия". Одни авторы подчеркивают его роль в реализации восточной политики России, другие представляют Тевкелева как первого генерала — мусульманина.

В казахстанской историографии сложилась традиция рассматривать Тевкелева прежде всего как руководителя посольства — наиболее крупного дипломатического шага России по отношению к Казахстану.

Сегодня есть смысл вновь обратиться к деятельности Тевкелева, в частности, проанализировать вклад, который он внес в строительство империи. Это значительно расширит наши представления об организации управления периферийными территориями, покажет разнообразие стратегий правительства по управлению периферийными регионами, раскроет механизм принятия центром властных решений, взаимоотношения между центральным и местным правительством.

В биографии Тевкелева проявились как особенности эпохи, так и специфика этнически окрашенной ментальности. Он сформировался как "специалист-управленец, прошедший службу на разных окраинах, способный адаптировать свой опыт к местным реалиям". Немаловажное значение имело также знание Тевкелевым языков.

Карьера Тевкелева началась в 1719 г. Это видно из донесения в Государственную посольскую канцелярию с автографом "турского и татарского языка переводчика Мамьмет Тевкелева", обнаруженного в РГАДА. Он пишет, что "по приказу его Царского Величества отправлен из Санкт Петербурха, ис Колегии иностранных дел на Саратов к стольнику Дмитрею Бахметеву1 для обучения в калмыцких улусах, в Астрахани калмыцкого языка" [1].

В 1722 г. он все еще находился в калмыцких улусах. В инструкции подполковнику Н. Львову, состоящему при калмыцком хане Аюке (из донесения губернатора Астрахани А. Волынского в Коллегию иностранных дел от 20 сентября 1722 г.), отмечается: чтоб "быть при нем для переводу писем и для толмачества Мамет Тефкелеву, который здесь ныне для науки калмыцкого языка обретается" [2].

Но в калмыцких улусах Тевкелев пребывал не только для обучения калмыцкому языку. В АВПРИ сохранилось также донесение калмыцких писем переводчика Алексея Тевкелева в Коллегию иностранных дел от 10 мая 1722 г., где говорится: "...будучи в калмыцких улусах при Аюкае-хане узнал от калмыка Олдоксана, что Аюка-хан, узнав о подходе российского войска к Астрахани, отправил от себя посланца к кумыкскому владельцу, черкаским князьям и Бахтыгирею салтану с такими словами: “российского войска идет множества на низ, может быть на них, и чтобы они о том береглись”" [3]. Иными словами, в этот период Тевкелев не только выполняет роль переводчика, но уже выполняет и задания Коллегии.

Успешная деятельность Тевкелева в калмыцких улусах была прервана, поскольку он был взят в качестве переводчика Петра I в Персидский поход. Уже в августе 1722 г. подполковник Н. Львов пишет о своих трудностях пребывания при калмыцком хане Аюке: "В инструкции написано быть при мне для переводу писем и толмачества Мамету Тефкелеву и оной Тефкелев взят в военный поход, а при мне толмачей и для переводу писем никого нет, бес чего, будучи в улусах, пробыть невозможно" [4].

В 1723 г. преемник Львова на должности, "пребывающий при калмыцком хане Аюке" Василий Беклемишев в донесении в Коллегию иностранных дел и письме к канцлеру, графу Головину также писал о своих трудностях при выполнении основного задания: "...наведование мое не без трудов", "говорить калмыцкого и татарского языка не умею. А которые есть при мне толмачи, те больше из калмык и из выходцев из полону от калмык, с которыми калмыки о таких разговорах говорить опасаются и им не верят. А кубанские татара приезжают к владельцам, также и башкирцы, а хан с татары и калмыцкие владельцы говорят не через толмача, по-татарски сами умеют, а мне посылать в улусы ко владельцам некого, а канцелярских записок у хана и владельцов не бывает, а были б из иных улусов ведомости мне и на письмах благонадежных калмык, да переводить писем у меня никто не умеет! А для вышеписанных секретных разговоров и для переводу писем потребован мне темниковской мурза Мамет Тефкелев, который был в калмыках, для науки калмыцкого языка и письма через которого в бытность его в калмыках, калмыки со мною многие секреты говорили такие" [5].

Благодаря знанию языков, обычаев, традиций степных народов Тевкелев пользовался особым доверием у степных владетелей. Эти качества впервые проявились в период его дипломатической миссии в 1731—1734 гг. в казахские степи, которая наиболее подробно освещена в историографии. Хотелось бы только обратить внимание, что, судя по журналу Тевкелева, уже во время своего первого пребывания в казахской степи, он начинает выступать как транслятор имперских идей: "Понеже Российская империя в свете славное государство и такому славному монарху с вами, яко с степными зверьми, быть в миру неприлично, ибо Российская империя от киргиз-касаков никакого опасения не имеет и в них нужды и мало нет... В подданстве Российском находятся не токмо они, яко степные звери, но и самовластные цари и ханы, и князья в подданстве Российском имеютца: перво — царь грузинской, второй — хан калмыцкой, третий — Аликулу - хан мугальский, четвертой — Усмей — хан калпацкой, самовластные же князья кабардинския, кумыцкия, терския, барагунские, аксайские" [6, с.53].

"Российская империя — непоколебимый столп, а Калмыцкая орда как ветер", и кочует она "от Волги до Яика, ездою только 10 дней, а Российская империя имеет кругом 6 лет езды" [6, с.73] — таковы его контраргументы против агитации калмыцких владельцев не вступать в подданство казахам. Центральное правительство ценило Тевкелева, и в последующем он неоднократно привлекался для выполнения ответственных заданий центра на восточных окраинах, с которыми блестяще справлялся.

После 10-летнего пребывания казахов в составе России обстановка на юго-востоке империи складывалась все более неблагоприятно: местная администрация не могла выстроить систему связи с периферийной элитой. Отношения первого оренбургского губернатора Неплюева и Абулхаира донельзя обострились. Задействованный имперским центром в лице Тевкелева универсальный, понятный казахской элите, язык стал механизмом, который облегчил взаимопонимание, упростил взаимодействие между центральной и периферийной элитой и снял возможные причины для возникновения конфликта.

Обращение к такой форме делопроизводства Коллегии иностранных дел, как выписки, позволяет нам увидеть механизм выбора центром пути разрешения конфликта. Приведенная в выписке переписка между Правительствующим сенатом и Коллегией иностранных дел, а также между Неплюевым и Коллегией иностранных дел по вопросу разрешения конфликта с Абулхаиром, представляет собой, по сути, выбор между диаметрально противоположными направлениями правительственной политики с целью удержания местной элиты в пределах символической границы политической коммуникации.

Так, в указе от 31 января 1747 г. Правительствующий сенат определил в ту посылку "употребить бригадира Тевкелева, причем Правительствующий сенат был и такого расуждения, что ежели хан Абулхаир от своей злобы и противностей не отстанет, то он бы Тевкелев возымел старание его Абулхаира от ханства отставить, а вместо него выбрать в ханы из доброжелательных старшин. Но на то Коллегия иностранных дел в своем представлении от 10 апреля отвечает, что у киргиз-кайсаков ханы бывают по народному избранию и потому с российской стороны в то вступать неудобно наипаче, что Абулхаир хан в киргиз-касацком народе имеет силу не по ханскому уряду, но по хитрости и великой фамилии; то потому уже бригадира Тевкелева определено было к Абулахир — хану послать для усмирения оного и соглашения с оренбургским губернатором Неплюевым. 10 августа 1747 г. Неплюев представлял в Коллегию иностранных дел, что некоторые киргиз-касаки Меньшой Орды улусы намерены были вниз по Яику кочевать, и ежели б оные и на продерзости поползнулись, то и отомстить, ибо возможно одним яицкими казаками один или два улуса вырубить до самого младенца и тем их в страх привести, и хотя в таких случаях правого с виноватым разобрать невозможно, но иных средств свободится от их беспокойства нет, токмо при этом между Царицына и Астрахани надлежащая осторожность принята была". Неплюеву на это представление из Коллегии иностранных дел было указано,что его предложение "хотя здесь в рассуждение приемлется, но ныне за посылкою к киргиз-касакам бригадира Тевкелева, на то резолюция отсюда дана быть не может, а по свидании бригадира Тевкелева с Абулхаир-ханом и по усмотрению того, каким образом, полученные ему дела окончатся, возыметь губернатору с ним бригадиром Тевкелевым и войсковым яицким командиром совет и постановить на мере, дабы впредь ежели какие от киргиз-касаков какая явная продерзость учинена будет, то не мешая всех их, а некоторых бы из них, на страх другим, т.е. калмыкам и башкирцам, легчайшим образом "смирить было б возможно" [7].

Служебные записки и донесения Тевкелева показывают, что он был активным разработчиком действенных механизмов подключения местных элит к общеимперской системе ценностей, в зону действия универсальных и унифицированных социокультурных стандартов. Например, он считал необходимым назначить казахскому хану Нурали жалованье, за которым тот бы приезжал сам в Оренбург, как действенную меру удержания казахов в повиновении. В деле "Распоряжения и постановления как поступать в случае продерзостей с киргиз-кайсаками, башкирцами, калмыками, тептярями и другими народами, обитающими в Оренбургской губернии" содержатся выписки Оренбургской губернской канцелярии из представлений бригадира Тевкелева об определении киргиз-кайсацкому хану годового денежного и хлебного жалованья. Следует отметить, что, ввиду особенности выписок как вида деловых бумаг, которые обычно составлялись в качестве основы доклада на высочайшее имя, выписки из Оренбургской губернской канцелярии содержали все, что накопилось по данному вопросу. Поэтому на каждое представление Тевкелева имеется мнение Неплюева и рассуждение КИД, что дает нам возможность проанализировать механизм принятия решения по этому вопросу [8].

Многолетний опыт работы в казахских степях нашел отражение в служебной записке, которую 22 января 1759 г. генерал-майор Тефкелев и коллежский советник Рычков прислали в Коллегию иностранных дел. Она называлась "На каком основании содержать Среднюю и Меньшую киргиз-кайсацкие Орды, какими учреждениями и поступками приводить их в прямое подданическое послушание и употреблять бы сей немалолюдный народ в потребном случае к государственной пользе" [8].

Мы считаем Тевкелева "знаковой фигурой" среди исторических региональных деятелей, поскольку он в немалой степени способствовал успешной реализации имперской программы, взаимодействию между центральным правительством и периферийной элитой, сделал это взаимодействие более стабильным и предсказуемым, заложил основы для включения местных элит в зону имперской политической коммуникации. Этнически окрашенная ментальность, знание языков и обычаев казахов, местной обстановки, наконец, личный опыт государственного деятеля, воспитанника Петра I, позволили ему своими представлениями в Коллегию иностранных дел не раз влиять на выработку правительственного курса по отношению к казахам.

Своей деятельностью Тевкелев поддерживал социальную стабильность, а также заложил основы социальной и административной ассимиляции региона в состав империи.

Литература

1. РГАДА.Ф. 119. 1719. Д.11. Л.1.

2. АВПРИ. Ф.119. Оп.119/1. 1722. Д.5. Л.9.

3. АВПРИ. Ф.119. Оп.119/1. 1722. Д.7. Л.1 об.

4. АВПРИ. Ф.119. Оп.119/1. 1722. Д.7. Л.4 об.

5. АВПРИ. Ф.119. Оп.119/1.1723. Д.8. Л.18.

6. Казахско-русские отношения XVI-XVIII вв. Алма-Ата, 1961.

7. АВПРИ. Ф.99. Оп. 99/3. 1720-1760. Д.3. Л.137 об., 139 об., 140.

8. АВПРИ. Ф. 122. Оп.122/2.1759-1762. Д.12. Л.2 об.

Еще одна наводка: Жена татаро-башкирского поэта Мажита Гафури - Насырова Зухра Камалетдиновна - уроженка села Килем. Ее родители работали в имении Тевкелевых - отец мужским портным, а мать - женской портнихой. Одной из родственниц Зухры была Азамаева Банат Юнусовна. Очень вероятно,что между Банат Азамаевой и Валиуллой Азамаевым есть родственная связь.

[quote=Аврора]... Алексея Ивановича Тевкелева – первого российского воина-интернационалиста, татарского мурзы и генерал-майора. ...
[/quote]
Князь Алексей Иванович Тевкелев слыл когда-то жестоким гонителем мусульманских народов и за подавление восстаний татар и башкир получил генеральское звание, а от мусульман прозвище «Шайтан-Мурза».
http://www.dayudm.ru/article.php?id=3755

В начале 1744 года опять возобновилось расхищение башкирских земель и лесов. Небезызвестный Алексей Тевкелев появляется на этот раз в Канлинской волости, предварительно встретив в Уфе «предприимчивого» башкира Якупа Маметова.

Тевкелев вызвал в Уфу старосту села Сабай Сюлюка Султукова на переговоры, требуя под аренду на 60 лет часть земель на вотчине Саклана Суряшева. Тевкелев требовал отдать земли, угрожая ему арестом, выселением Сюлюка вместе с сельчанами на Асылыкуль. При этом присутствовал тесть Сюлюка Якуп Маметов. Таким образом, купчая состоялась согласно договору от 1744 года. Сюлюк 100 рублей отдал Маметову, 100 рублей оставил у себя. За эту купчую к Сюлюку прикрепилось прозвище «Кинятбай» — «Скоробогатый».
Возмущенный старик Султук собрал сельчан и велел Сюлюку лечь на топчан, предварительно сняв штаны. Сюлюка выпороли. Это увидел своими глазами хранитель родословия и земельной грамоты, шакирд медресе Миней Султуков.
Старик Султук слег, месяц лежал без движения, а Якуп Маметов не появлялся в селе почти год.
Старший брат Манай по поручению отца сначала поехал к Тевкелеву вернуть деньги и расторгнуть договор, потом в Казань. И исчез, как в воду канул. Позже выяснилось, что его убили люди Алексея Тевкелева .
Кто такой Тевкелев ? Его род начинается от Казанского мурзы Тевкеля, бывшего на службе предателя Казанского ханства Шахгали, а затем после добровольного крещения перешедшего на русскую службу.
http://www.vatandash.ru/index.php?article=1420

В течение 1735-1736 годов царской администрации удалось подавить восстание и даже захватить его предводителя Кильмяк-Абыза. Каратели никого не щадили при этом. Так, в деревне Сеянтуся по приказу Тевкелева - помощника Кириллова - было перебито около 1000 человек, в том числе много женщин и детей. 105 человек Тевкелев сжег живьем, закрыв их в амбаре.
http://www.oktb.ru/history/bashkirii/glava1_1.htm

Среди множества описанных уже на сайте фамилий так и не нашла упоминания об этимологии фамилии Азамаев. Есть ли хоть какая зацепка?

[quote=Аврора]Среди множества описанных уже на сайте фамилий так и не нашла упоминания об этимологии фамилии Азамаев. Есть ли хоть какая зацепка?[/quote]

Удмуртская Республика
Глазовский район
Азамай д. - 427630
http://index.spravki.net/18/006.html

Азам - (от арабского) величайший.
http://slovco.ru/name/a/Azam-28005.html

Азам . Перевод имени: величайший (араб.).
http://www.youryoga.org/article/name/muzhskie_imena.htm?show=42

Азам - (от арабского) величайший.
http://horo.mail.ru/namesecret.html?term=62

Азам (муж., мус.)
Черный
http://www.mamochka.kz/names.php?name_id=671

А вот что мне "сказали "в инете неизвестые "топографы"))
"Названия населённых пунктов и рек в Удмуртии, произошедшие от русских слов.

. АЗАМАЙ. Глазовский район. А + ЗАМАЙ.
a. «А, союз же, да, напротив, ан; однако, следовательно; потом, затем; выражение противоположности, вопросительное, заключительное и пр. | Слитно, впереди слов, част. а перешла к нам: с греч., означая отрицание: не, без (апатия)»; (Буква «А», означающая отрицание, ставится и в иранском (скифском) языке: суры – боги, асуры – дьяволы).
b. 1) «ЗАМАИВАТЬ, замаять кого, замучивать, истомлять. -ся, возвр»."

[quote=Аврора]То есть можно предположить, что основатель фамилии родом из Удмуртских краев?[/quote]
Не исключено.
Возможно и как производное от арабского слова АЗАМ.

Моя бабушка Азамаева Фатима Валиулловна родилась в д.Килем(Килимово),Буздякского р-на 15 сент.1905 г. Умерла 26 июля 1965 г. в Уфе. Похоронена на Сергиевском кладбище.Была замужем за Кальметьевым Усманом Гумеровичем (бракосочетание в 1928 году), уроженцем с.Буздяк (26.02.1902 - 15.03.1975).Похоронен в Уфе на Сергиевском кладбище. Был персональным пенсионером республиканского значения.
Ее отец Азамаев Валиулла, имя ее матери не знаю. У Фатимы была сестра Ануш Валиулловна.
Достаточно ли сведений для нахождения информации о родителях бабушки?

Подскажите, может кто знает, мой дедушка Якупов Мидхат Насибуллинович 02. мая 1930 г рождения родом из села Килимова. Он вместе с сестрой, и двумя братишками воспитывался в детском доме. О своих родителях он не рассказывал. Может кто знает сведения о его роде и предках. Помогите пожалуйста.

Почему-то в этой статье не упоминается, какие зверства творил Тевкелев? Как он заживо сжигал тысячами женщин, детей, стариков, что даже песня была посвящена:
Ташҡайҙарға соҡоп яҙҙым ҡарғыш
Ейәндәрем уҡыр тип бер саҡта

Почему-то в этой статье не упоминается, какие зверства творил Тевкелев? Как он заживо сжигал тысячами женщин, детей, стариков, что даже песня была посвящена:
Ташҡайҙарға соҡоп яҙҙым ҡарғыш
Ейәндәрем уҡыр тип бер саҡта

Слово интернационалист звучит как издевка - уничтожив 10 тысяч башкир, да интернационалист?

Как может быть человек по имени Алексей Иванович первым генералом - мусульманином? Вы с дуба рухнули? Он принял христианство, чтобы продвинуться по службе. Для этого и уничтожал башкир, стравливал с казахами, порабощал татар.
Как может быть интернационалистом человек, придумывающий и успешно реализовающий планы по истреблению конкретного народа - башкир? Он осуществлял геноцид именно по этическому принципу, от избытка интернационализма чтоли?
Последнее - вообще ни в какие рамки не лезет. Как может содействовать стабильности человек, который зажег в России самый кровопролитный конфликт за весь 18-ый век?

Я в моем мире на mail.ru скачала клип ."Тяфтуляй извините если ошибаюсь.Сюжет как раз .на одну из разборок !Биляр!.Есть еще .помнит народ Вот почему так рвущие сердце .выворачивающие наизнанку душу.у нашего народа песни .Отец на мой вопрос сказал "Народ наш много вынес .выстрадал" НО ОТВЕТ Я ПОЛУЧИЛА В СВОИ 60.Спасибо ребята.!!Низкий поклон вам.Никогда ни поздно узнать с кем ты рядом!

Максютов Альберт Арсланович - является потомком дворянского рода из д.Сибирганово Бураевского района. Не имеются ли у вас какие-либо сведения про его родословную, документы подтверждающие, что он из дворянского рода, участвовал ли кто-нибудь из его предков в Отечественной войне 1812г.