Некрополистика

Раздел Некрополистика посвящен изучению кладбищ: их описание, изучение и сохранение. Эта вспомогательная историческая дисциплина является архиважной для генеологов и для генеалогических поисков.
Сергиевское кладбище г.Уфы (Калининский район).

Комментарии

чт., 19/11/2009 - 15:38
ayupov_r
Могу выложить фотографии надгробных камней с мусульманского кладбища г. Давлеканово (снимал только со старотатарскими надписями по-арабски). Тщательно обошел кладбище несколько раз - по-моему снял все камни на которых надписи можно разобрать. Кому-нибудь нужно?
пн., 10/08/2009 - 00:42
Ranas
Изображение пользователя Ranas.
Ответ Вяловой Надежде.
Да вот ещё факт: при растущем городе исчезло Ивановское кладбище по ул 50 лет Октября примерно на тысячу могил, а Вы жалеете при исчезнувшем хуторе. Хотя близкие родственники в таких случаях могли и перезахоронить в районном центре.
пн., 10/08/2009 - 00:31
Ranas
Изображение пользователя Ranas.
Обращение к авторам сайта Ufagen.ru
Ребята давайте займёмся созданием ещё одного сайта, а именно по теме «Родословная Уфы» и первый проект предлагаю такой:
Взять шефство над Сергиевским некрополем, ведь там действительно захоронена история Уфы. Шефство предполагает проведение субботников по благоустройству территории.
Проведение рекламной кампании в школах по набору волонтёров.
И самое главное создание базы данных по всем захоронениям некрополя. Вокруг решения этой задачи и сложится клуб энтузиастов-ядро историко-родословного общества.
Вот летом побывал на кладбище и поближе к улице Рабкоров есть памятник погибшим венграм в Гражданскую войну, ну в очень плачевном состоянии. А ведь башкирский народ считает себя родственным с венгерским, так надо исправлять ситуацию, а то ненароком приедут гости из Венгрии и увидят наше равнодушное отношение к памяти павшим.
ср., 05/08/2009 - 15:59
Аврора
Изображение пользователя Аврора.
Я написала "татарское отделение", поскольку на Северном кладбище Екатеринбурга мусульманская часть кладбища так и называется в просторечии - татарским, хотя, полагаю, там хоронят всех мусульман.
вт., 04/08/2009 - 21:47
Вялова Надежда
Это очень нужное дело, так как сейчас только по кладбищам можно понять, что здесь когда-то была деревня или хутор. Вот только сегодня вернулись из поездки в исчезнувший огромный когда-то хутор - Николо-Хуторянск, где жили мои предки и были просто в шоке! От кладбища остались крохи! Ни ограды, ни дороги нет - ее просто вспахали. Остались в "живых" только железные и каменные памятники и то, почти все алюминиевые таблички с датами и именами пропали. А деревянные кресты просто исчезли!!! нет, они не упали, не сгорели, не истлели - они просто исчезли!!! Кладбище было большим и очень старым- примерно с 1850-х годов, там должно быть около 70-100 могил, а мы нашли штук 15-20! "Старый" сектор полностью отсутствует включая и насаждения, т.е. деревья и кусты. Я в недоумении. Сфотографировала на телефон почти все что осталось и хотела бы оставить здесь хотя бы память о том, что когда-то было такое поселение, жили люди. Расскажите как это сделать?
пн., 03/08/2009 - 19:27
Аврора
Изображение пользователя Аврора.
Да, именно так..
пн., 03/08/2009 - 17:55
Атайсал
Аврора wrote:
Существуют ли кладбищенский архив (планы захоронений)Сергиевского кладбища татарского отделения? ...


Вы хотели сказать: мусульманской части?
пн., 03/08/2009 - 15:18
Аврора
Изображение пользователя Аврора.
Существуют ли кладбищенский архив (планы захоронений)Сергиевского кладбища татарского отделения? Мой дед и бабушка похоронены там. Реально ли найти место захоронения. если таковые документы отсутствуют?
вт., 10/03/2009 - 22:39
ledds
У меня мать похоронена на Сергиевском кладбище в 1972г. Правда ее хоронили в отгороженный участок. Бабка для себя приготовила место рядом с дедом и еще каким то родственником, а пришлось дочери отдать.
вт., 10/03/2009 - 17:35
Ranas
Изображение пользователя Ranas.
Да- это блестящий пример нашего отношения к останкам наших предков. В данном конкретном случае это представители автотранспортной конторы и архитетурно-строительной, т.е. вполне взрослые дяди и ведающие что творят, но не ведали жители и строители Уфы 18 и 19-го вв что их останками будут засыпать овраги. Пусть этот пример ляжет на всех на нас тяжёлым укором совести.
вс., 01/03/2009 - 00:15
Stepanoff72
Изображение пользователя Stepanoff72.
Степанов Андрей
О Ивановском кладбище.
В середине 80-х годов я жил мкр.Молодёжный.
Помню,однажды летом,когда мы изнывали от скуки, в нашем дворе появился один наш
сверстник с настоящим человеческим черепом в руках. На нас, детей, взрощенных в эпоху
санаторно-стерилизованного брежневского социализма, этот диковинный предмет произвёл
неизгладимое впечатление. Чувак поведал нам, что самосвалы привозят откуда-то землю и
вываливают её в верхней части оврага, отделяющего жилые дома "Молодёжки" от
психиатрической больницы. И что, вся эта привозимая почва кишит человеческими останками.
Мы бросились туда. К тому моменту там собралось множество детей и подростков из окрестных
дворов. Все они суетились, выискивая в привозимой камазами породе черепа и кости. Водители
с широко раскрытыми глазами,протискивали свою технику меж копошащейся детворы, стараясь
никого не задавить.Видимо, это они и сообщили о всей этой вакханалии своему
начальству.Поэтому вскоре там и появились взрослые люди руководящего вида, принявшиеся
резко разгонять детвору. К ним присоединились взрослые из ближайших домов шокированные
черепами, челюстями и берцовыми костями на детских площадках.И нам пришлось быстро
ретироваться с трофеями в свой двор.
В последствие все эти артефакты были либо утерены, либо вымененны, либо выброшенны
нашедшими их родителями. Моя мама, помнится, была неприятно удивлена найдя заныканную на
балконе нижнюю челюсть.
Это произошло кагда началось строительство завода "Элитон". Строители рыли котлован, а
грунт вывозили в "Молодёжку",засыпая овраг возле девятиэтажного дома №9 по ул.Д.Киекбаева.
Теперь на этом месте гаражный кооператив. Вот так.
вт., 09/12/2008 - 00:08
дядя Юра
дядя Юра из Восточной слободы
Ивановское кладбище в Уфе, действительно, находилось между территорией нынешнего завода ОАО "УЗЭМИК" (уфимский завод эластомерных материалов и конструкций - он же завод РТИ по-старому) и началом проспекта Октября. На моей памяти имело
треугольную форму: с юга было ограничено улицей Диагональной (имени 50-летия Октября), с запада - территорией ипподрома, с севера - улицей Малая Оренбургская (на современных картах - просто Оренбургская), то есть, территорией завода "Гидравлика". Еще уточнение: весь южный ряд корпусов "Гидравлики" стоит "на костях" - отец рассказывал, как в конце пятидесятых строили эти корпуса и при земляных работах раскапывали старые могилы. А настоящая северная граница кладбища была южной границей Восточной слободы.
Мы с классом в 1962-м году перед 9 мая с подснежниками из леса на Собачьей горе посещали воинские захоронения, находившиеся в самом восточном углу кладбища, то есть от нынешнего фонтана до угла проспекта Октября. А фонтан построили много позднее ДК "Юбилейный", который, по смутным воспоминаниям и тогдашней традиции, как представляется, был построен и назван к осени 1967 года - Юбилею Октября. Тогда снесли могилы и деревья примерно на четверти территории.
Чуть позднее через западный край кладбища проложили трамвайную линию с Большой Гражданской в сторону бульвара
Ибрагимова, но новый ипподром еще только начали строить, поэтому недостроенную линию, упершуюся в восточный забор ипподрома, оставили на время, а проложили перемычку дальше через кладбище к улице Мингажева. Потом старую трамвайную линию перенесли с южной стороны Диагональной (уже давно "им.50-летия Октября") на южную сторону Малой Оренбургской и с диким извивом загнули мимо конца бульвара Ибрагимова.
Уже в 70-е годы я заходил на территорию центральной части кладбища, где в жутких зарослях разнообразных кустарников среди огромных тополей с интересом читал надписи на могильных камнях 19-го и начала 20-го веков. Кстати, мой дед тоже похоронен там в конце 30-х годов, но памятников после 1920 годя я не видел вообще, поэтому даже не искал конкретно его могилу, вернее, искал любые захоронения 30-х годов. Но их не было даже следов.
Примерно в начале 70-х годов, когда ипподром съехал, на южной части его территории и прилегающей территории кладбища "посадили" Дом печати с типографским корпусом, в 80-х годах рядом начали строить завод "Элитон", который так и не начал работать, попав под каток постперестроечного развала. А с начала 60-х по 70-е годы северо-западный угол кладбища и северную часть ипподрома заняли РТИ и РК-1 (районная котельная № 1).
Еще факт: в 70-х годах на "Гидравлике" была серьёзная авария, когда погибли не то 12, не то 17 человек, а может быть, это были две аварии (об этом рассказывал мой бывший одноклассник, работавший на заводе, я уже точно не помню). Так вот, этих людей похоронили почти у западной стены ДК "Юбилейный". Но заводчане и родственники погибших были очень недовольны, и через несколько лет заводское мемориальное кладбище исчезло. И уже в 90-х годах снесли почти все старые деревья, и стали пытаться сделать парк - но многие еще помнят кладбище - и власти переиграли: назвали его сквером памяти и чуть не каждый год начали открывать в нём памятники.
Что интересно: на электронной карте Дубль-ГИС эта территория никак не обозначена, и ни один из памятников не указан (хотя, например, гораздо меньший памятник перед Домом печати обозначен как "Шагиту Худайбердину. Памятник. 1 этаж"). Обозначены только три главных аллеи, трамвайные линии, ДК "Юбилейный" и фонтан под условным названием "декоративное сооружение". А Сергиевское и Северное (Тимашево) кладбища подписаны. Не нашел и Демское. Точно знаю место Западного - на Николаевском повороте - но это место затушёвано как простой лес. Впрочем, Мусульманское ("татарское") тоже не подписано, только на его территории обозначена мечеть "Гуфран", не подписаны и Лопатинское - хотя там не хоронят с 70-х годов, Южное (за Затоном).
вт., 11/11/2008 - 21:03
Ирина Буторина
Изображение пользователя Ирина Буторина.
Увидела на фотографии Сергеевского кладбища свою однофамилицу,убиенную Лялю Буторину.
А что можно узнать об Ивановском кладбище? Его сейчас уже нет, но оно было недалеко от завода РТИ,практически сейчас там проходит проспект Октября.У меня там был похоронен дед Буторин Петр Иванович.Есть ли какие-нибудь книги?
IRINA BUTORINA
вс., 09/11/2008 - 20:18
Антон Вячеславович
В 90 годы на дороге хоронили, это еще цветочки. В 2006 году я лично (тогда работал в правоохр. органах) задержал смотрителя кладбища, который за денежное вознаграждение хоранил людей на могилах за которыми давно не ухаживали. Выкапывал могилу, старые кости выбрасывал. Демские жители были благодарны за это, т.к. кладбище закрыто еще в 1983 году. А Новое Демское кладбище закрыто в начале 2000-х годов. Так вот этот смотритель вел журналы захороненных, считаю эти данные эксклюзивными.
пн., 20/10/2008 - 18:39
дядя Юра
Валёк! (? или я не совсем правильно прочёл Ваш псевдоним?)
По Сергиевскому:
1. По-моему, захоронения рядовых граждан там продолжались до начала или середины 1960-х. Поэтому, даже при отсутствии кладбищенского архива можно опросом живых родственников получить обшлирнейшие материалы. Мне всего 53, но мою двоюродную прабабку тётю Васёну похоронили именно там, это было около 1970 года, хотя я на тех похоронах не был. К сожалению, не осталось в живых моих родителей и всей старшей родни с маминой стороны, кроме двоюродных сестры и брата 1952 и 1950 годов рождения.
2. До появления Северного (Тимашевского) кладбища уфимцев хоронили на Сергиевском и Мусульманском (или, в обиходе, Татарском - на горе за Телецентром) кладбище, а черниковцев - на Лопатинском (по карте смотрите улицу Олега Кошевого - это и есть деревня Лопатино, а по другую сторону от Бирского тракта с западной стороны от железной дороги и с южной стороны станции Черниковка-Восточная зелёный клин - Лопатинское кладбище). Мою бабушку с маминой стороны в 1973 году похоронили уже в Тимашево, но тогда оно было ещё небольшим. А привилегированных уфимских покойников ещё долго хоронили на Сергиевском, и ещё дольше на Мусульманском.
3. В феврале 1971 или 1972 года наш военрук вывозил наш класс на мемориальное кладбище героев Великой Отечественной войны, которое располагалось внутри территории Сергиевского кладбища. Я что-то фотографировал там, хотя где эти фото и негативы, сейчас трудно найти.
дядя Юра из Восточной слободы
сб., 20/09/2008 - 23:09
Sergey46
а разве это Калининский район, а не Кировский??
чт., 31/07/2008 - 12:26
Ranas
Изображение пользователя Ranas.
Добрый день! Вот в середине июля приехал в отпуске в Уфу. И так как живу на Рабкоров 2/8, то с внучкой гуляю по теннистым аллеям Сергиевского кладбища. В новых домах нет дворов, только проезд для автомобилей, а детские площадки лучше назвать пятачками в окружении машин, вот и приходится гулять по кладбищу. В жаркие дни здесь хорошо, прохладно, только вот мусора многовато и не везде с коляской можно протиснуться между оградками. Вот по телику показывают иногда кладбища за рубежом, так у них как то чисто , аккуратно. Неужели они больше нашего чтят свих предков. Вот в очерке про Сергиеское кладбище сказано, что историк Павел Егоров написал заметку "Спасём Сергиевское кладбище " Интересно было бы узнать какие нибудь положительные сдвиги были или нет. Ну например создать общественный фонд поддержки Сергиевского кладбища, привлечь городские гранты под молодёжную программу вроде "Чтим память предков". А то недавно показали под Волгоградом молодёжь раскопала в земле останки погибших в 1942 г и похоронила с почестями. Т.е. есть положительные примеры применения молодёжной энергии.
чт., 01/05/2008 - 10:03
Ranas
Изображение пользователя Ranas.
Добрый день! Я с 1974 г уехал на Севера и в Уфе бываю наездами. Вот позапрошлым летом в гостинке была выставка старого фотожурналиста. Там даже момент как Ф,Шайнуров на полколеса выигрывает у Б,Самородова и чемпиоское звание по СССР на стадионе "Труд". Так что по Уфе поискать можно найти фотографиии послевоенные. ТВ, Интернет, хороших книг не было и чем заниматься-многие ударились в фотографию.
сб., 19/04/2008 - 13:33
walek
Изображение пользователя walek.
Да, это очень интересная тема и как мне кажется малоизучена.
С товарищем собираюсь еще раз на Сергиевского кладбище, как только у меня появится время (месяц назад родился сын). У вас случаем нет фотографий указанной вами поры с видами уфы?
сб., 19/04/2008 - 12:41
Ranas
Изображение пользователя Ranas.
Спасибо Валеку за тему об уфимских некрополях. Я учился в 1966-70 в УТМУ и уроки физ-ры проходили на ипподроме, а туда мы добирались через Ивановское кладбище, к-е переселяли, т.е.половина могил было выкопано. Сейчас на этом месте развлек. центр "Огни Уфы", так сказать на могилах нынешняя молодёжь отрывается. Да, а вот Сергиевское кладбище мне нравится, там много больших деревьев и там хорошо гулять в жаркий день и думать о вечном, естесственно. Вот по поводу навести там порядок , мусор убрать, жаль нет сейчас тимуровских пионерских отрядов в школах. А вот на Дёмском кладбище в 90-е годы (беспредельные) начали хоронить аж на дороге, ну разве так можно.
ср., 23/01/2008 - 15:19
walek
Изображение пользователя walek.
Много газет выходило. Вам нужно хотя бы выяснить, на каком кладбище он был похоронен.
пт., 28/12/2007 - 00:33
Роман
Изображение пользователя Роман.
Здравствуйте Несколько вопросов
Ищу могилу предводителя Белебеевкого дворянства Антон Антоновича Плансон По сведениям из архива прф. Амбургера похоронен в Уфе.
может быть на католическом кладбище если такое имеется
умер 29 августа 1914 года клд Грегогианский
И какие газеты выходили в это время в Уфе цель найти некролог
Удачи и С Новым Годом

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".