ГЛАВЫ КНИГИ "ПОД МАТЕРИНСКИМ ПОКРОВОМ"

Опубликовано антонида - пт, 01/16/2009 - 17:26

ЛУЧШЕЕ УТЕШЕНИЕ ОПЕЧАЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Как и обещала, после заметок о концерте Жанны Бичевской , продолжаю начатую тему- тему духовного и нравственного очищения, возрождения и становления. Предлагаю материалы пресс-конференции с этой известной русской исполнительницей песен.
- - Мы в нашей глубинке знаем, помним и чтим имена композиторов, поэтов, исполнителей, когда-то гремевшие на весь Союз и возродившиеся, как птица Феникс, в годы, когда Россия в своем развитии подошла к критическим переломным рубежам. И вновь заблистало ваше имя, и ваши песни- те, которые мы помним по 70-80-м годам. Зазвучали как-то по особенному- тревожно, набатно. Невольно вспоминаются слова Пьера Беранже о том, что песня- социальный барабан, которым открывается марш и под бой которого идут в ногу. Скажите, Жанна Владимировна, кто подтягивается, выравнивает свой шаг под марш ваших страстных патриотических песен?
- У меня их немало, и я дорожу тем, что они, мои песни-марши, рядом со мной, переживают за судьбу России. К великому нашему горю, мы многое сегодня теряем, утрачиваем, не восполняя ничем. Посмотрите, сколько молодежи пропадает в беспризорстве, многих прикармливают бандитские группировки, отправляя их затем на свою бойню. А подростковая наркомания, детский алкоголизм? Проституция, когда в этот страшный водоворот вовлекаются опять же малолетние дети? Все это- боль, тревога, гнев, отчаяние, замешанное на светлой вере и любви,- выливается в строки стихов, мелодий моих песен, которые создаются не только по велению сердца, но и по божьему повелению.
А еще меня сильно беспокоит агрессия, которая окутывает Россию. Зачем искать врагов внешних, если они во множестве расплодились внутри страны? Как их обнаружить, увидеть, не поддаться их влиянию, ибо они рядятся в разные одежды. Одежды друзей, даже одежды православия? Только с помощью веры. И глубокого убеждения, что Господь , Матерь Божья - заступница Руси, нас никогда не оставят в своей милости и защите.
- - Моя мама, которая знала много старинных песен говорила нам, шестерым ее детям, что песня- лучшее утешение для человека отчаявшегося, печального, унылого. Не будет мелодичного настроя в его душе, не случится ничего радостного и переменчивого в его жизни.
Вот и вы, создавая новую песню, учитываете ли ее утешительное предназначение?
- Вы знаете, особенно духовные произведения- и мои, и иеромонаха Романа- они и утешительные, и призывные, и раздумчивые, и философские… Но, все-таки, больше в них призыва, молитвы, потому что без церкви, без православия надломить душу можно с первого жизненного шага человека.
А первый шаг должен быть сделан к храму, прежде всего, к формированию Храма в своей душе и сознании. К сожалению, многим это сделать недосуг, и внутренний враг диктует отговорки, подбрасывает всякие мелкие никчемные хлопоты, чинит препятствия. И делается это для того, что вы реже заглядывали в свою душу, советовались со своей совестью.
Знаете, перед отъездом в Нефтегорск я собиралась в церковь и в темноте коридора зашибла ногу. Да так сильно, что тут же подумала: вот причина никуда не ходить. За окном холодно, ветрено, а впереди-дальняя дорога. Ну зачем мне это бремя? Но я воспротивилась, твердо сказала себе: нет, не обременение, а спасение.
У вас в городе замечательная церковь. У вас есть очень заботливый батюшка Николай, который так подвижнически хлопочет о том, чтобы Нефтегорск и другие поселения в округе осенила Божья благодать. А это службы, праздники, купола, кресты, колокольный звон храма- первого и единственного за всю многовековую историю вашей древней земли. Это же событие исторического значения! Как фрески и иконы вашего талантливого иконописца Григория Журавлева.Как знаменитые утевские курганы с древнейшими захоронениями сарматов. Как Святой колодец в Зуевке . Как возродившиеся после поругания храмы в Утевке, Покровке.
Новый храм на таком, как у вас в городе месте, построить было, ох, как непросто! Легче старый восстановить, та как в разрушенных, заброшенных церковных руинах до сих пор живут ангелы, потому что эти обители были когда-то освящены, намолены не одним поколением священников и прихожан. И они, эти охранители, приставлены на послушание, на помощь тем, кто берется за богоугодное дело, за возрождение порушенных церквей. Вот об этом моя утешительная песня « Родник».
- Когда вы запели казачьи песни, то многие решили, что вы родом с этих благословенных и красивых мест…
- Да, когда я пою старинные песни разных губерний, мне порой кажется, что корни мои - в разных местах российской земли. Русский человек по натуре непоседа. Какие громадные территории осваивал, обживал! И если хорошенько покопаться в родословной, то следы можно отыскать где угодно, только как-то раньше этим мало кто интересовался. И были на то свои веские причины. Годы репрессий, раскулачиваний чего стоят. Вот и старались подальше от грозных очей соглядатаев прятать сокровенное и только в потайных уголках памяти держать огонек причастности к тому или иному роду-племени.
Многие десятилетия мы жили Иванами, не помнящими родства. И нашу отечественную историю, считаю, надо изучать еще и с истории православия. Чем сейчас пользуются наши враги? Рассчитывая на то, что мы свою историю донельзя исказили, подсовывают нам ложь, грязь, клевету на русский народ. Особенно много неправды по периоду правления русских царей, как, впрочем, и советского государства. Надо понять умом, прочувствовать сердцем, что наша Россия имеет уникальную жизнестойкость и внутреннее духовное сопротивление. Сколько уже лет прошло после распада СССР, а страна, разворованная, расхристанная, оболганная, все еще стоит! Это какой же потенциал надо было создать нашему народу, чтобы столько времени сохранять и удерживать свое духовное могущество?!
- Многие приходят к вере только после какого-то душевного потрясения, болезни, горя. Как вы пришли к Христу?
- У архидьякона Романаесть такое поучительно наставление: «Радость, обретенная в спасении, доступна лишь тому, кто погибал». И вот именно такие люди становятся горячо верующими. Все остальные, которые как бы считают себя таковыми, пока что только идут к этому. Надо учиться быть горячими, искренними в вере, пока еще время отпущено на этот шаг. Как учил своих учеников Христос. И молиться о том, что, слава Богу, храмы возрождаются, строятся новые, батюшки-подвижники бьются за их возрождение, за спасение души человека- самого драгоценного дара Спасителя
, Положа руку нас сердце, давайте признаемся, у нас у всех немало грехов, но как часто, сознавая этот тяжкий груз, мы приходим с покаянием? Я знакома со многими почтенными старцами православных монастырей, и они в наших долгих беседах открыли мне, что когда человек приходит за помощью или к исповеди, то зримо(!) видят, какое облако- темное или светлое- окружает его.
- Жанна Владимировна, сегодня кто только не ругает молодежь, мол, и безбожная-то она, и бесстыдная, и бездушная… А вот как ее повернуть в русло веры и православия с помощью такого мощного потенциала, как ваше многогранное творчество? Составляя репертуар, выезжая с концертами в провинцию, выходя в эфир «Радио России», вы рассчитываете на внимание молодежной аудитории?
- Творчество- такая особая и тонкая сфера, которая благотворно влияет в первую очередь на юные умы и сердца. Попса, как корь или краснуха, пройдет, а настоящее, идущее из глубины сердца, останется и будет помниться долго. Вот и я на это делаю ставку Пришли на мой концерт- не ждите блеска и фейерверков, а настройтесь на чуткое восприятие моих притчей и баллад, песен и гимнов. Они все обращены в первую очередь к молодому поколению, непокорному, так стремительно и безоглядно рвущемуся к свободе.
А свобода – это что? Чаще всего она понимается как вседозволенность, а то и откровенная распущенность. Грехи молодости? Пройдут как прыщи? Вряд ли. Но откидывать от себя детей только за то, что они не такие, как мы, не так думают и не так поступают,- очень опасно и чревато отчуждением, враждебностью. Эта тема –самая тревожная и для меня, в моих творческих поисках и решениях.
Я часто общаюсь со священниками, монахами, настоятелями монастырей, задаю им такие же вопросы, и они просят меня через песни достучаться до молодых, предупредить о тех бедах, которые еще обрушатся на них в наказание за так называемый «свободный эпатаж». Особенно губительно детоубийство- во грехе ли, еще нерожденного, или во младенчестве, когда его, как вещь, мама передает отцу-беглецу. Или они оба бросают дитя на попечение государства. Далее цепочка тянется к подростку, неокрепший ум которого так быстро впитывает все, что подсовывают ему всякие «доброхоты». Я же своим творчеством призываю быть чистыми и в помыслах, и в поступках, ставить перед собой цели серьезные, продуманные, и тогда Господь направит молодой ум в правильное русло.