дворянский род ЮРАСОВых

Опубликовано АлНикЮрасов - пн, 03/09/2009 - 23:10

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
рода Ю Р А С О В ых

«…Знаки и символы
управляют миром – а
не слово и не Закон…»
/китайский философ Кофуций
(ок.551-479гг. до н.э.)/

Изречение, высказанное самым древним филосовым нашей планеты, напрямую относится к жизнеописанию нашего древнего, благородного рода. Используя сведения исторических дисциплин: геральдики, нумезматики, фрагистики и конечно генеалогии беру на себя смелось анализа родоисточника своей фамилии и связанных различными узами в первую очередь брачных отношений наших предков. Большие и малые деятели фамильного ряда ЮРАСОВых внесли достойный вклад становления БЛАГОРОДНОГО русского ДРЕВНЕГО рода. За 250 летнию историю русской фамилии рождена новая наука антропонимика, которая помогает объяснить немало фактов в истории, георгафии, этнографии. После крещения Руси в 988 году каждый человек получал от священника крестительное имя, которое соответствовало именим святых. Заглядывая в первые перечни мы не найдем там славянских имён. Греческие, древнееврейские, латинские имена преобладают в словниках священнослужителей.
Традициознно каждая славянская семья в дополнение к официальному, т.е. зафиксированнуму (записанному) крестительному имени давалось еще одно – крестительное, или мирское, имя которое впоследствии стало называться прозвищем. Прозвища в России перестали существовать благодаря преобразованиям Петра I. Церковь признала языческие имена, начали широко использовать уменьшительные формы древнеславянских имён, которые выделяли человека из множества людей с одинаковыми крестительными именами так Григорий превратился в Юрия, Егория, а отнего пошли целый куст фамилий.
Об истории создания Фамилии, её обладателей, посвящено данное историко-монографическое исследование. Собранный материал, начиная с 1972г. по 2009г. позволяет сделать смелые выводы и предположения, которые заинтересуют многих ученых и простых носителей самой древней фамилии,…которая имеет свою индивидуальную судьбу, уходящую в далекое прошлое, рассказывает о происхождении и значении личного имени в дохристианскую эпоху. Самобытная, яркая семейная династия ЮРАСОВых в местной, национальной историографии занимает ведущее место. Привычка смотреть в глубь минувшего с идеологическими шорами на глазах, боязь смелого, нестандартного подхода к свершившимся фактам лишают нас многих интереснейших познаний о прошлом. Раскрывая давние краеведческие труды, копаясь в пыльных архивных коробрах видишь ослапительный перечень имён и фамилий, вросших корнями в нашу плоносную землю. А ведь каждая из них вносила в духовную сокровищницу России пусть маленькую, но свою, незаёмную лепту. Кто из нашей большой династии оставил яркий след и пойдёт дальнейшее повествование.
РОД - родственная общность людей по отцовской линии. Все члены рода имеют одного общего предка, и передающийся только по мужской линии уникальный родовой фрагмент ДНК. Род объективное природное явление. Он существует, не зависимо от осознания членами рода своей общности, и наличию контактов между ними.
Древний русский благородный дворянский род ЮРАСОВых доказан многими документами:

ПЕРВАЯ ветвь - занесена в VI часть родословной книги Пензенской губернии ведет начало от Юраса и его сына Тихона, см.: «Список дворянских родов, внесенных в родословную книгу Пензенской губернии к 1 января 1908г.»
В поколенной росписи от 5 февраля 1908г. составленной камергером Александром Александровичем Сиверс, приводятся документы «…лета 7189 июля в 18 день били челом великому государю царю и великому князю Фёдору Алексеевичу всея Великая и Малая и Белая России самодержцу…Иван да Фёдор Борисовы дети Юрасовы поместья де у них в Атемарском уезде…с переписных книг …выпись в приказе Казанского дворца …7150г. напмсано за Иваном за Родионовым сыном Юрасовым …пашню добрыя земли 150 четь …и по конец 300 копен да за ним же усадище на малой речки Саре…»
В переписной книге за 1710 год князя В. Мещерского по приказанию Петра I проводилась первая учётная перепись города Тобольска (часть 43: лист 769), где в качестве писаря, т.е. самого образованного человека был пеший потомственный казак ЮРАС, приведу часть подленного документа: «…(л.788об.) От Потаповой улицы Оноховской улицой направе дворы: Двор старинной конного казака Семена Федорова сына Нашивошникова сказал себе 45 лет у него жена Анна Минеева дочь 40 лет дети Андрей 8 Михайло 3 лет дочери Марфа 12 Наталья 2 лет мать вдова Федора Панкратьева дочь 70 лет
<…> А вместо Семена Нашивошникова пешей казак Иван Юрас руку приложил
(л.789) Двор купленой втораго полку пешего казачьего сына Алфера Кузьмина <сына> прозванием Черепанов сказал себе 55 лет у него жена Домна Микитина дочь 45 лет сын Стефан 30 лет у него жена Ирина Гаврилова дочь 25 лет сын Иван году дочь Дарья 2 лет у негож Олфера сын Алексей 14 лет дочь Агафья 16 лет
А вместо Алфера Черепанова пешей казак Иван Юрас руку приложил <…>
(л.789об.) Двор купленой пешего казака Ивана Васильева сына Юрасова сказал себе 55 лет у него жена Анна Тимофеева дочь 40 лет дочь девка Василиса 16 лет <…> Иван Юрас руку приложил»
Из данного документа следует, что Иавн Василиевич Юрасов родился в 1655г., жена его Анна Тимофеевна была, на пятнадцать лет младше своего суженного, т.е. с 1670г., в браке у них в 1694г. родилась дочь которую нарекли красивым именим Василиса… Второй важнй вывод надо сделать, что до крещения Ян (а имя Иван сокращенно называли Ян) носил языческое прозвище своего отца, казака ЮРАС.
ВТОРАЯ ветвь происходит от стольника Тимофея Юрасова, он известен со второй половины XVI века, занесен в VI часть родословной книги Орловской губернии. Который в октябре 1857 года в соответствии с информацией ЦГИА, ф. 1181, оп. 1. д. 143, 1872г., лл. 17-20 «помещик Юрасов имел 69 ревизских душ имения» и ЦГИА. ф. 1284. оп. 234, д. 809, 1847г.; д. 894, 1849г., с 1846 года перевод крепостных в обязанных проектировался лишь 6-ю помещиками, из которых трое (Потоцкий, Потоцкая и Юрасов) добились утверждения договоров в 1847г., а прошения остальных были отклонены правительством;
ТРЕТЬЯ отдельная ветвь от стольника Тимофея Юрасова занесена в VI часть родословной книги Тульской губернии1. Герб этого последнего рода внесен в VI часть Общего Гербовника Всероссийской империи;
ЧЕТВЁРТАЯ ветвь занесена в дворянскую родословную книгу Казанской губернии 1785-1917гг. Основные реквизиты базы данных включают в себя сведения на глав родов и их потомков, представлены. В представленом варианте базы данных внесены фамилии, имена и отчества глав родов и их потомков. С ее помощью Вы сможете выяснить есть ли в Национальном архиве РТ сведения по интересующему Вас роду.
под № 1516 указаны Юрасовы: Павел Никифорович, Николай Павлович, Иван Павлович…т.е. перечисляется целая ветвь передаваемая от отца к сыну.
ПЯТАЯ ветвь «…есть еще несколько дворянских родов Юрасовых, более позднего происхождения2 проживающие в своих вотчинах и фамильных имениях…» Симбирской губернии. Доказательством служат справки из Вотчинского Департамента, есть достоверные сведения, что в 1774г. Алатырская провинциальная канцелярия составила ведомость об убитых отрядом Емельяна Пугачева в Алатырском уезде дворянах, приказных служителях и лицах других сословий: Ведомость, сколько со время бытности в городе Алаторе и в Алаторском уезду известным государственным злодеем и врагом Пугачевым, его разбойническою толпою за городом Алаторем и в Алаторском уезде дворян, их жен, детей и разного звания людей убито, и какими смертьми, и в каковые кто лета.
Заколоты Саранского уезду в селе Сасуновки:
помещики майор Никифор Иванов сын Юрасов, 60 лет
прапорщик Семен Юрасов, 50 лет, жена ево Татьяна Моисеева дочь.
ШЕСТАЯ ветвь большая часть фамилии ЮРАСОВы относятся к мещанам Московской губернии. Мещанство (в переводе с польского языка, единственное число mieszczanin - горожанин), сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев, однодворцев и т.п.). Мещане платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, были ограничены в свободе передвижения. Сословная принадлежность к мещанству была наследственной. Разбогатевшие мещане переходили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепостной зависимости.

Мещане каждого города, посада или местечка образовывало особое мещанское общество, которым управлял мещанский староста и его помощники. В 1811г. в России было 949,9 тыс. мещан (35,1% городского населения); в 1897г. - 7449,3 тыс. (44,3%). В результате реформ 60-х гг. XIXв. многие из них получили доступ на государственную службу или же стали лицами "свободных профессий". Мещанство, как класс сохранялось в России до Великой Октябрьской 1917г. социалистической революции.
СЕДЬМАЯ ветвь САМАЯ Д Р Е В Н Я Я происходит из Рязанской губернии. В XIV - XVIIвв. мещанами называли горожан южных и западных русских областей, входивших в состав Литвы и Польши, с XVIIв. - жителей смоленских городов. По губернской реформе 1775г. к мещанам относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. Это самое раннее упоминание о фамилии в «Писцовой книге Рязанского края» том 1. вып. 1-й и 2-й. указан помещик ЮРАСОВ Васька имевший вотчину в 1553 году см.: опублекованой под ред. В. Сторожева. Рязань, 1997г.
Усадьбы ЮРАСОВых находилась в с. ДОМАЧИ Бигильдинской (Сурковской) волости Данковского уезда; и в деревне ЗАБЕЛИНа Погостинской волости Ряжского уезда см.: Алфавитный список помещиков Рязанской губернии с принадлежавшими им селениями по данным сборников статистических сведений 1882-88гг., составитель М.Б. Оленев, 2006г.
ВОСЬМАЯ ветвь происходит из потомственных казаков Воронежской губернии.
ЮРАС Блюм был писарем полка казаков переселившихяс в 1651г. из Украинских земель, отличительным свойством среди мало знавших письмо людей был его большой авторитет позволивший вокруг себя собрать целое поселение себе равных, здесь он основал слободу в последствии названную ЮРАСОВКА.
Доказательством служат справки из Вотчинского Департамента, геральдические изображения на щитах из Европейских источников датированные самой ранней датой 1323 годом.
ДЕВЯТАЯ ветвь происходит из потомственных дворян Саратовской губернии. см.: Алфавитный список дворян, внесенных в Родословную книгу Саратовской губернии.
ДЕСЯТАЯ ветвь происходит из потомственных дворян Самарской губернии. см.: Алфавитный список дворян, внесенных в Родословную книгу Самарской губернии.
Надо заметить многие фамилии ЮРАСОВых занимали самые высшие чины в губерниях Российской Империи. Они вошли в «Список высших чинов губерний Российской империи» за период 1708-1917гг. подготовленный Департаментом общих дел Министерства внутренних дел в 1902г. вошли губернаторы, вице-губернаторы, высшие чины военных, начальники градоначальств.
Российская империя делилась на классы: дворяне1, купцы2, помещики3, землевладельцы4, мещане5, крестьяне7. К числу вышеназванных слоев населения относилось так же духовенство6, то есть церковно - служащие. В городах особой роли они не играли, а вот на селе занимали весомое положение. В деревнях и селах в основном жили крестьяне, большое число, которых были неграмотны. И чуть что, шли за советом к священнику, он как бы был независим между господином и крестьянином. Поэтому церковь, имела большое значение в государстве. Священников в провинции считали очень образованными людьми, они не только вели службы, но и занимались просвещением.
Русское слово «ФАМИЛИЯ» подразумевает: семья, семейство, общесемейное имя. В далекие времена, когда еще не существовало фамилий их заменяли имена и прозвища. Три столетия тому назад в России мужское население могли значиться в ревизионных, переписных документах, состав именования входило пять и более или менее регулярно повторяющие компоненты:
1. «нареченное имя при крещении» т.е. крестьянское имя,
2. «указание по именем с отцы и прозвищи»,
3. индивидуальное, собственное прозвище, или личное имя,
4. «указание на происхождение из какой-либо местности», позже называлось место рождения,
5. «принадлежность к какому-либо народу» позже это назвали НАЦИОНАЛЬНОСТЬ,
6. «указание на занятия» т.е. профессия или должность.
Так образовывались большинство русских фамилий. Деление слов любого языка на имена собственные и нарицательные – одно из основных подразделений лексики. Имена нарицательные обозначают неопределенные предметы. Фамилии это имена собственные, значит, они не имеют непосредственной связи с теми словами, от которых они в своё время произошли. Фамилии легко вбирают в себя слова, распространенные в каждую отдельную эпоху истории развития государства, но развиваются по законам родного языка. Однако, изучая библиографию создания, употребления фамилий, приходится констатировать: согласно научного труда Б.О. Унбегауна «Русские фамилии» в перечень 100 наиболее популярных русских фамилий - ЮРАСОВы не входят. Причина тому не компьюторный анализ поисковых систем, где указывается частота повествования словосочетания ЮРАСОВ = 1234, а второе имя, переросшее в прозвище. Данное утверждение продемонстрирую аргументами: второе имя давалось не только родителями, но и соседями, крестными родителями (т.е. свидетелями таинства крещения).
Крестительное имя было обязательным и численно ограниченным, число остальных имён было практически безграничным. В анализе совокупности более свего имён присваивалось по профессии: Юрас Второй – должность в конюшенном приказе, когда служил в опричниках Ивана Грозного, или по внешнему виду Юрас Молчун. Довольно часто, но не обязательно преписывалось слово «сын». Называть сына именем отца было можно при помощи суффиксов –вич: Тихонович, Николаевич, Александрович и т.д. Такой тип патронима был распространён в Новгородской республике в период феодальной независимости в 1475 – 1510 годах. Фамилии вместе с личными именами, отествами, прозвищами, псевдонимами, относятся к группе собственных имён называемыми антропонимами. Антропоним взято из греческого языка «antropos» переводится как ЧЕЛОВЕК, и «onyma» в переводе ИМЯ. Изучением антропонимов занимается отдельная отрасель ономастики АНТРОПОНИМИКА наука о собственных именах.
В русском языке фамилия употребляется в значении СЕМЕЙНОЕ имя, т.е. передающееся от старшего поколения к младшему. Сочетание «вич» с именем отца, соединенное с именем сына, стало называться отчеством. Необходимо учесть в Московском государстве при правлении Ивана Грозного патронимы с –вич указывали на принадлежность к высшему классу. Только бояре и окольничие имели право писаться с вичем, т.к. данное правило служило своеобразным пожалование от царя. Первым такого награждения за серьезные заслуги удосужился купец Строганов в 1582г.
В 1680г. было специальное указание вписывать в царские грамоты всех крупных чиновников и душных дьяков с «вичем». Петр I издал указ: «…буде кто напишет думного дворянина жену без «вича», и им на тех людях великие государи указали за то править за безразличие…» т.е. представлять суду как обидчиков… Из представленного выше свидетельствуем: «само слово фамилия от латинского слова «по происхождению», в России употреблялось в значении семья. В 17-18в. бытовало слово прозвище: оно-то и обозначало фамилию. Начиная с 19в. слово фамилия в русском языке приобрело свое второе значение, ставшее затем основным и соответствует энциклопедическому толкованию: наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».
Преступая к истории жизнеописания рода Юрасовых, хотелось высказать мысли о происхождении данной фамилии:
1. Интересная версия происхождения слова «ЮРАС» связана с мифом Богов нижней сферы пантеона балтов. Предки современных балтов, по-видимому, на северо-восток Европы на рубеже III-II тыс. до н.э. были привнесены широким движением индоевропейского народа, создавшим археологическую культуру “Шнуровой керамики и боевых топоров”. Впоследствии земли балтов не переживали столь эпохальных вторжений извне, и это служит основанием, весьма серьёзным, рассматривать культуру “Шнуровой керамики” как основу позднейшего сложения балтской общности континента.
2. Удивительна близость балтской языковой группы с санскритом. Это объясняется тем, что именно первая половина II тыс. до н.э. оказалась наиболее значимой эпохой в одновременном формировании протобалтов и ведических индоарийцев как самостоятельных культурных и языковых общностей индоевропейского мира континента. Говоря проще, протобалты и протоиндоарии покинули равнину центра континента с небольшим временным интервалом, и это предопределило позднейшую теснейшую близость двух культур, разнесённых в пространстве на громадное расстояние.
3. Параллели языковые и мифологические, существующие в первую очередь между мирами балтов и славян, а также германцев, помимо общеиндоевропейских корней, объясняются и тем, что создатели культуры “Шнуровой керамики и боевых топоров” явились теми слоями, которые в той или иной мере оказались причастны к формированию протогерманского и протославянского миров центра и севера Европы. На это, помимо свидетельств материальной культуры, указывает география распространения археологической культуры “Шнуровой керамики и боевых топоров”.
4. Описание пантеона богов балтских народов, воссоздание языческого пантеона балтов, отраженного в образе Мирового Древа. Швинторог - литовский князь XIIв., наследовавший правление отцу Утенусу. Перед кончиной Швинторог просил своего сына Скирмонта сжечь тело на мысу, при впадении в Вилию реки Вильны. Швинторога сожгли при оружии, с конем, охотничьими собаками, с соколом и с любимым слугой. В огонь бросили медвежьи и рысьи когти, дабы в день суда Швинторог сумел забраться на гору, где восседает бог. Со дня погребального костра эта долина называется Швинторог [Swintoroh происходит от слов sventas (лит.) - ‘свяшенный’ и ragas (лит.) - ‘рог, мыс’.] Скирмонт велел в долине срубить лес и со жрецами стал в ней приносить в жертву богам домашних животных.
5. Аналогично выше описанному сказанию существовал у латышей [Juras mate] языческий бог «Юрас мате» считался духом моря. Возможно, именно от этой версии произошло польское мужское имя «Юрас» зафиксированное впервые в польских источниках в 1627г., а позднее и фамилия ЮРАСОВ. Хотя известен СПИСОК опричников Ивана Грозного от 1573г., где четыре раза упоминается фамилия ЮРАСОВ. Достоверность настоящих выводов надо доказывать документально. А пока ещё одна версия:
6. РУССКИЙ КЛАН. Клан гаэльское слово, означающее род. У шотландцев и многих других народов, бережно относящихся к своим корням, род всегда осознавался его членами. Значение фамилии ЮРАсов берёт своё начало в момент принятия христианства, при записи в метрических книгах указывалось, что они пришли из местности горы Юра, которая находится в Швейцарии.
Согласно энциклопедическим данным: Юра = Jura, горы в Швейцарии и Франции. Протягиваются между Савойскими Альпами и Шварцвальдом на 250кМ, высотой до 1718м (г. Неж). Состоят из параллельных хребтов, сложенных преимущественно юрскими известняками и мергелями; развит карст. На юго-востоке, к Швейцарскому плоскогорью, обрываются уступом высотой до 1000м; к северо-западу, где распространены платообразные закарстованные поверхности (плато Юра), спускаются ступенями. На склонах - буковые леса, выше (до 1300-1400м) леса из ели и пихты; на вершинах - луга.
Нельзя не отметить: в отличие от остальных народов, русское общество полностью утратило родовые традиций, память о предках крайне коротка, связи с родственниками теряются, как правило, уже во втором колене.
В связи с данным положением вещей, принято решение разделить в русском языке, первоначально идентичные по смыслу, слова клан и род. Русский клан это род члены которого осознают свою общность, имеют общее исследованное генеалогическое древо, и поддерживают контакт между собой. Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по мужской линии от одного общего предка. Все члены клана имеют одинаковый, передающийся от отца к детям, родовой фрагмент ДНК = Y хромосома.
Каждый русский клан это род, но не каждый русский род - клан.
По данным 2003 года Родословное древо «Российское дворянство» состоит из 7900 фамилий, которые хранят известия на 58219 человек, род ЮРАСОВых включает 2.
РУССКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КЛАНА (РОДА). Русским признается род, имеющий этнически русского родоначальника. Национальность потомков родоначальника, не имеет ни какого значения для национальной идентификации рода. Национальность рода и национальность человека имеют разную природу происхождения. Родственная общность, имеющая основателя - человека давшего своему роду собственную кличку в качестве фамилии. Данное утверждение свидетельсвует о революционном заключении: Все однофамильцы между собой родственники.
Опираясь на ниже приведенные факты, изученный теоретический материал можносмело сделать заключение: ФАМИЛЬНЫЙ род ЮРАСОВых берет начало с берегов литовской реки Юра. Данное утверждение логически вытекает из исторического факта: в 1572 году от рождества христова ноября месяца 20 дня император Священной Римской империи германской нации Максимилиан II направил Ивану IV предложение о разделе Речи Посполитой, суть исторического документа такова: Польша – к Австрии, Литва к Московскому царству.
Т.О. в России появилась река Юра протекающая в Ковенской губернии и Пруссии - правый приток Немана, берет начало на границе уездов Тельшевского и Россиенского, течет в южном направлении по Ковенской губернии около 125 верст, затем вступает в Пруссию, где и впадает в Неман несколько восточнее города Тильзита. Длина до 140 верст, ширина 10 саженей, глубина 7 футов. Основное предназначение реки сплав леса в Пруссию. В современных условиях: Юра, река в Литовской ССР, правый приток р. Нямунас. Длина 177кМ, площадь бассейна 3990кМ2. Берёт начало на Жямайтской возвышенности.

Вложение Размер
!2фамильнаяВетвьРода.doc 6.36 МБ