№ 62. 1755 г, октября 19, — Промемория командира Ревельского драгунского полка полковника К. Л. фон-Фрауендорфа в Осинскую Воеводскую Канцелярию об устоновлении секретною наблюдения за старшиной Гайнинской волости Туктамышем, его писарем Алексеем Абдуловы

1755 г, октября 19, — Промемория командира Ревельского драгунского полка полковника К. Л. фон-Фрауендорфа в Осинскую Воеводскую Канцелярию об устоновлении секретною наблюдения за старшиной Гайнинской волости Туктамышем, его писарем Алексеем Абдуловым и за башкиром Индемясом Абдулла-улы подозреваемым в убийстве прежнего старшины Абдука Куджагул-улы.

Промемория в Осинскую Воеводскую Канцелярию.

Понеже ис приобщенных при промемории Осинской Воеводской Канцелярии допросных башкирца Чурагула Минлибаева речей усмотрено, что когда вор и возмутитель мулла Батырша возвратился из Оренбурга, то де будучи там у тамошнего ахуна Ибрагима и едучи из Оренбурга на Каргале, в Сеитовой слободе, с ахуном же Абдулсалимом к начинанию злого намерения к бунту согласие было, и хотели по начинании протчих иноверцев всех дорог всею Сеитоиой слободе, дворов с 600, бунтовать. А понеже по полученному мною 8 числа сего октября от его высокопревосходительства господина д. т. с. и ковалера Ивана. Ивановича Неплюева ордеру на представление мое велено все то показание на оренбургских жителей до времени содержать в наивышнем секрете, чего ради Осинской Воеводской Канцелярии о том за известие и сообщаю и при том требую: после посланной от меня во оную Канцелярию промеморни в силе публикованного манифест с повинною Гайнинской волости, деревни Барды, не явился башкирец Аждимяс Абдулов, который в убивстве старшины Абдюка Козегулова подозрителен, ибо об нем в бытность мою в Гайиинской волости от правяшего за старшину Токтамыша было обявлено, якобы он с повинною поехал в город Уфу; но, не утверждаясь на ево Токтамышевою объявлении, чрез некоторых верных, а особливо Иректинской волости от старшины Шарыпа Кийкова известие, что он Иждимяс и поныне шатается в той Гайнинской волости; он же н находящемуся при помянутом Токтамыше писарю Алексею Абдулову брат родной, которой поданной в Осинскую Воеводскую Канцелярию июля 16 дня сего году от убитого старшины Абдюка репорт переводил сам, и занатно что по тому репорту имея на нево, Абдюка, за то объявление злобу, спустя после того по уведомлению ево, Алексея, яко братьев своих, убийство учинено. Того ради Осинская Воеводская Канцелярия благоволила б как за объявленным башкирцом Имдимясом, так и правящим за старшину Токтамышем и писарем Алексеем Абдуловым секретное присматриване иметь и что у них происходить будет, о том меня почасту уведомлять Вышеписанного ж башкирца Чурагула, ежели он Уфу не отправлен, благоволено б было содержать под крепким караулом и так тайно, чтоб об нем сторонние никто знать не могли. И Осинская Воеводская Канцелярия о вышеписанном благо¬волит быть известно и чинить по ея и. в. указом.
Подлинная за рукою полковника фон-Фрауендорфа.
В верху документа слева: № 169. Ч[исла] 19 октября.

ГАФКЭ Фонд быв. Государственною Архиву, Разр. VII. Дело 1756 г., № 1781, ч. III, лл, 264—264 об. Копия, Датируется на основании сопоставления с другими документами вышедшими из Канцелярии полковника Фрауендорфа (там же, лл.262-263)