Деревня Идельбаево

Опубликовано Гайса - пт, 01/13/2012 - 01:41

По моим данным, деревню Идельбаево основал Аскар. Он участвовал в Пугачевской восстании с Салаватом Юлаевым и преследуемый царскими войсками нашел прибежище у подножия Ирандыка. Жена у него была Ильсибика, в честь которой была названа рядом гора. Было у него четыре сына, Идельбай, Сырлыбай, Дингизбай и Кондобай.

Вот, что по этому поводу пишет А.З. Асфандияров в своей книге "История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий " стр.92:

..."В 1816—1817 гг. несколько семей из Мерясово переселилось в новую деревню при притоке Таналыка Илси-бике — Абдулмукминово, позже названную Идельбаево. Сюда переехал Сырлыбай Астыров с детьми. Деревня сначала названа по имени урядника Абдулмукмина Идельбаева, затем именем его отца Идельбая Астырова, выходцев из д. Сибаево, переселившихся в д. Галеево. Здесь же обосновался Саиткул Исламович Астыров. Этих людей объединяло, очевидно, родство, так как у них отец или дед один и тот же человек — Астыр (Аскар).
Следует заметить, что на этом месте был хутор жителей д. Галеево, откуда в 1834 г. в д. Абдулмукминово переселилось 50 человек. В середине XIX в. в Абдулмукминово было 19 дворов. Затем жители вернулись в коренные поселения, и деревня перестала существовать."...

Я не знаю из каких источников взято данное утверждение, но мой отец и дед родились и жили в деревне Идельбаево. Съехали с деревни в конце 50-х, почти последними. У меня составлена шежере рода Аскара почти полная. Я собирал данные со слов моего деда и отца, а так же бывших жителей деревни. В 2005 году на месте деревни Идельбаево проводился праздник "Здравствуйте односельчане". На этом празднике я нашел очень много новых рдственников о которых и не подозревал. Почти все жители деревни Идельбаево являлись прямыми потомками Аскара. А переехали не из Мерясово, который образовался позже Идельбаево, а наоборот из Идельбаево переехал кто-то из Аминевых(прямые потомки Аскара).
Так-же много можно узнать побывав на Идельбаевском кладбище, где похоронены все мои пра и прапрадеды.

Гайса

Я ничего не имею против легенд, но легенды не подкрепленные документальными свидетельствами , остаются легендами. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть любую легенду, нужны серьезные исследоваия. Все в Ваших руках. Исследуйте, докажите, прежде всего себе, что Ваша легенда уже не легенда, а история Вашего рода. Этим ведь и занимаются генеалогия.

Уважаемый Гайса! Ваш предок Сырлыбай Остыров в 1816 г. был переведен в д.Мерясово с сыновьями Аминем (20 лет), Абубакиром (17 лет), Гумером (12 лет), Гусманом (7 лет). В том же году он был перенаправлен в д.Абдулмукминево.
В 1816 г. в д.Галеево проживали Идильбай Астыров (60 лет) с сыновьями Абдюссалим, Яхья, Абдулнасыр; Абдулмукмин Идилбаев (25 лет) (основатель д.Абдулмукминево), Ислам Астыров (59 лет) с сыном Сеиткулом и внуком Метгалий; Денгиз Астыров (58 лет) с сыновьями Кутлузаман и Абдрахим. Их всех в 1816 г. перевели в д.Абдулмукминево. По ревизии 1859 г. в д.Абдулмукминево проживали Гали, Гумер, Талха, Абдрахман, Тухватулла и Мухаметаминь Сырлыбаевичи Аскаровы; Абдулсалям и Абдулмукмин Идельбаевичи Асакровы; Саиткул Исламович Аскаров; Кутлузаман Дингизович Аскаров.
По поводу фамилии Остыров-Аскаров следует полагать, что, возможно, у Аскара отцом был Остыр (Астыр), но, предполагать, что имя отца Сырлыбая, а затем его фамилия искажена нельзя, т.к. Сырлыбай Остыров зафиксирован дважды в двух архивных документах фонда И-2 (опись 1) ЦГИА РБ под данной фамилией (по крайней мере, нами обнаружено):
1. «Расследование Оренбургским губернатором Федоровым по просьбе 6 башкирского кантона Бурзянской волости д.Чингизовой башкирца Сырлыбая Остырова о незаконных сборах денег с 6 башкирского кантона» (1815 г.).
2. Второе дело как продолжение первого «По прошению Верхнеуральского уезда 6 башкирского кантона Бурзянской волости д. Чингизово башкирца Сарлыбая Остырова, жалующегося на разные притеснения, делаемые кантонным начальником Бектемировым» (1816-1817 гг.). Благодаря указанным производственным делам, начатые по жалобе Остырова, прекратился чиновничий произвол со стороны кантонного начальника Акула Бектемирова, на которого было заведено великое уголовное дело.
В то же время, мы видим, что Сырлыбай Остыров до перевода в д.Мерясово проживал в д.Чингизово. О чингизовских родственниках, всегда напоминал своим близким, житель Кэкре-ауыла – Аминев Галимьян Ахметхаляфович, который в 50-х гг. ХХ в. занимался сбором истории своей родной деревни Идельбаево. К сожалению, его записи утрачены. Сегодня в Баймаке проживают Альберт и Азат Аминевы, которые планируют создать музей по истории д.Идельбаево. В 2007-2008 гг. им были переданы фотокопии ревизских сказок указанных деревень, а также 2 производственного дела против Акула Бектемирова, начатые благодаря Сырлыбаю Остырова. На полевых этнографических материалах, записанные у бывших жителей д.Идельбаево, написаны статьи Закирьяна Галимьяновича Аминева (его статьи можно быстро обнаружить на просторах Интернета набрав слова «Исследования З.Г.Аминева»).