№ 176. 1736 г. ноября не ранее 2 и не позднее 10. - Изъяснение В. И. Татищева на сделанное им предложение

№176. 1736 г. ноября не ранее 2 и не позднее 101. - Изъяснение В. И. Татищева на сделанное им предложение.
Изъяснение на предложение в совете пункты.

Хотя посланным моим от 31 числа иулиа к генералу-порутчику Румянцеву мнением2 оные пункты большею частию изъяснены, но чтоб по разности чисел перваго и последняго нетрудно было приискать, того ради всепокорнейше сим кратко потребность и пользу оных изъявляю, котораго в совете точно объявлять не смел.

1) пункт предложения имеет ту силу, что тогда, видя междо башкирцами великой голод, им по принесении повинной тотчас обесчал границу отворить и покупку хлеба допустить, по которому они от крайней бедности, паче нежели оружием побежденных себя видя, покорились. Но понеже вскоре было им верить не можно, то под претекстом достальных воров всем и во все места ездить не допусчено, а для закрытия, чтоб не думали, что обесчанное не содержано, назначили им такие места к прожаде хлеба, где его весьма мало можно достать3. Ныне же, видя совершенное здешних послушание и получа от башкир и руских многие жалобы, что от голода крадут скот, принужден для предуспения большаго вреда допусчением свободнейших к тому мест их от воровства отвратить, и надеюся, что сие полезно будет.

2) О аманатах более толковать не потребно, но токмо доношу, что от подданных аманатов брать разумею не весьма прилично, а лучше аманатов, когда везде страх суда над ними будет, которое учрежденными старшинами и сотниками содержать весьма способно, токмо б порядок в содержании оных от начальников сохранен был; оные же, яко лучшие люди, наиболее опасаются, ведая, что они за преступление наипервее пропадут, о чем в предложении 2 и 3 показует.

На 3-й) Руским озера нанимать у башкирцев есть польза та, что и ныне те, которые такие угодья имели, ретко кто к ворам приставал, опасаясь, чтоб у них и даром оных не отнес ли, а которые хотя, как сказывают они, по нужде с протчими ездили, но тем себя довольно засвидетельствовали, что других от большего зла, то е[сть] знакомых убивать и деревни жечь, другим не допусчали, ныне же я положил давать указы, с которых печатных и с продажи рыбы пошлин, мню, не мало соберется4.

На 5-й)5 От месчеряков хотя и челобитные принимаю, но весьма их в том удовольство¬вать за полезно не нахожу, дабы междо ими злоба не угасла. И о посылке их лучших людей в Петербург я от генерала-порутчика имею соизволение, токмо как оные господа полковники, хотя не ведая от меня, но сами то же разумели, и башкирцы сами по тайному от меня им предложению учинить намерены.

На 6-й) Главных воров, ежели суда придут, то для исполнения обесчания весьма нужд- но отпусчать, ибо они все вдруг не придут, а когда все покорятся, тогда каждого, послав малых людей, по другой причине взять, то никто и говорить не будет, как уже то и зделалось, что Бокшургу под образом показанного конного воровства сами старшины, несмотря на ближнее свойство, по указу привезли. Ныне же я, хотя отведать, не явится ль кто противен, посылал 3-х человек месчеряков с указом вора Исенгула поймать, и как его не застави¬ли, а взяли сына его, то не един слова не молвил, но есче для безопасности от деревни до деревни провожали, а потом приехали просить, чтоб его не казнить.

На 7-й) Сие в прежднем предложении § 4 ясно написано, чтоб месчеряков и чюваш всех званей вывести к Тоболу для того, чтоб они никогда з башкирцами в союзе быть не могли, чтоб они наиболее против казаков в засчиту употребились. А башкирцы за таким отделением, оставя луки и сабли, примутся за сохи и косы и будут равны казанским.

На 8-й) Устроение междо башкирами крепостей есть наибольшее утверждение самовластия е.и.в. и содержания оных подданных в совершенной покорности, паче же по Оренбургской дороге отсуда весьма нуждно для показанного на 7-й пункт. И хотя Военная коллегия доношением в Правительствуюсчий Сенат показывает сумнительство, имею ль я о строении крепостей указ, и представляла, чтоб оные строить обождать, но оное, мню, от неизвестия, что генерал-порутчику велено по дорогам строить крепости. И я по тому объявленному мне от генерала-порутчика указу строил, и тем наипаче всех обстоятельств их к покорности принудил, ныне же по данным им жестоким на прозьбы их ответам и говорить не смеют, оные же и впредь содержать за необходимую нужду разумею.

На 9-й) Что же о наборе 1000 человек мужиков в казаки принадлежит, то я равно за нужное поставляю. И хотя Сибирская губерния представляет противные из указа обстоя¬тельства, чтоб их переводить в крепости не написано, и что оных точно повелено в разъезды употреблять по Тоболу и Ишиму и противо зенгорских калмык, и бутто от записки оной в зборе рекрут помешательство учинилось, о котором мне хотя бы можно отречся, яко бы до меня не касалось; однако ж письма генерала-порутчика Румянцева и статского советника Кирилова, паче же разумея, что Правительствуюсчий Сенат не вотсче мне указом о том из¬волили объявить, которым я разумея себя должным в Сибирскую губернию писать и все те сумнительства к разсуждению их преставить, как и в сем предложении кратко изъявил.

На 10-й) Предуготовление к весне, хотя точно для непокорных объявится, но и покорным ис того не без страха будет, а мужики для нечаянного случая не ослабеют, убытка же ис того никакого не будет. На чтоб о числе войско готовясчагося никто подлинно не ведал, то объявлю набрать 8000 и в то число роспишу в каждую слободу, сколько с которой надлежит готовить в 3000, которую подлинно с которых слобод сколько в наряде всякому ведать не можно, ибо вместо не совокупятся. Токмо к сему походу необходимо нуждно прислать офицеров драгунских, кои в отставку назначены, человек 10, пороха мушкетнаго хотя 100, пушечнаго 50, свинца до 100 пуд, чтоб в марте все здесь было, а бес того начинать неудобно.

На 11-й) О кайсаках или Казачьей орде, хотя о их подданстве, яко ветреному народу, верить не можно, однако ж и озлоблять их неполезно. Башкирцам же не для кайсаков хранения войну пресекать, но для того, чтоб башкирцы от недостатка случая к войне более о домоправлении прилежат и покорнейшими быть могли. Кайсаков же по Тоболу опасаться причины не будет, когда месчеряки и протчие по предписанному населятся, но чтоб кайсаками до Ишиму набегами разорять не могли, потребно оные места обстоятельно разсмотреть, не возможно ль тако ж до Иртыша крепостцы поделать и казаков или Тобольскаго полку драгун поселить, за Иртыш же кайсаком набегать видится не без труда, если бы от построенных по Иртышу крепостей прилежнее смотрено было, ибо многократно в крепостях о том не ведают, что кайсаки переходя розорили, потому что розьездов от малолюдства или от не прилежности во многих не имеют.

На 12-й) Старшин, хотя я с начала зделал в июле по 4, и сотников, где сколько они хотели, и то, потому что мы не надеялись, чтоб они то бестягости приняли, ибо прежде и слышать того не хотели. Но ныне вижу, что их много зделано, чрез что один на другаго отговаривается и сыскать будет не можно. К убавке же их вскоре случай подается, ибо Кугукал, яко в здешних местах главного вора, Джиангула, которой наиболее о побитии офицеров и салдат советовал, и других могу скоро убавить, а на них места, мню, дополнивать не потребно, то же и с сотниками учинить.

В. Татищев.

Дела Сената по Оренбургской губернии. Кн. 8/139. Лл. 163-164 об.
1Датируется на основании времени составления предложения В. Н. Татищева и состоявшегося по нему oпределения Совета. См. док. № 175,181.
2См. док. №132.
3 Высказанный довод характерен для двуличной политики, которую вел В. Н Татищев при подавлении восстания. На известном этапе она создала ему славу гуманного администратора как среди современников, так и его биографов. В действительности, в ходе подавления восстания В. Н. Татищев отличался наибольшей жестокостью и непримиримостью.
4 Оброчные договоры башкир с русскими крестьянами пограничных районов приводили к налаживанию тесных добрососедских отношений. Примеры таких отношений нередко находим в документах не только в мирное время, но и в разгар восстаний
5 4-й пункт отсутствует

Материалы по истории БАССР том IV стр. 303-305