You are here

№ 164.1738 г. февраля 16. — Объявление переводчика Араслана Бекметева в Канцелярии Оренбургской Комиссии о поездке его с поручениями в Малую- Казахскую Орду, о встрече его с вождем восставших башкир Бепеней Труппердиным и об образе действий хана Абулхаира

1738-го февраля 16 числа в Канцеляри Оренбурской Комиси объявил . словесно оной же Камиси переводчик Араслан Бикмянев: ныне де тому 3 недели посылан был он Араслан с Уфы от его превосходительства т. с. Василия Никитина Татисчева к Оболхаир-хану, которого он застал Уфинском уезде, на Ногайской дороге, в Тамьянской волости, в деревне Козяшбаевой, да с ним же был послан содержавшейся в Уфе под караулом байпсирец Абдулла Акаев. И будучи они у оного Абулхаир-хана,. в розговорах оной Абулхаир-хан сказывал, что он обращает ныне бунтую¬щих башкирцов на истинной путь попрежнему в подданство ея и. в. и жить- в верности; токмо оной Абулхаир-хан приказал просить его превосходительство, чтоб со оных бунтующих башкирцов штрафных лошадей не требовать,, также содержанных башкирцов под караулом Килмяка-Абыза с товарысчи освободить. И на оное ево Абулхаир-хана слова он Араслан говорил: оных бунтуюсчих башкирцов старшины ежели желают к себе доброго,, то б ехали они к главным командиром с повинною и с прямыми покояниями,. дабы они впредь никакова воровства не чинили и жили б во всякой верности, притом бы просить им старшинам самим от главных командеров о сидящих, под караулом и о других своих нуясдах, то б может быть у ея и. в. о грехах. - своих получит прощение и о других своих нуждах милостиваго разсмотрения неотменно. При том разговоре были бунтующих башкирцов старшины и другие народные люди, а имянио помянутой Тамьянской волости Сеит-бай Алкалыев с товарыщи, человек з 200, да Сибирской дороги из бунтующих башкирцов самой главнейшей вор Куваканской волости башкирец Бепеня Труппердин, которой при том же говорил: ежели де будет требоватца. с них штрафные лошади бутто за вины их, то де они в подданство ея и. в*д с повинною не придут, понеже де оне на себя никакой вины не признавают, 360 а в указех и в других письмах пишут их ворами, а зачем того они не знают. Да оной же Бепеня сказал посланному с ним Арасланом Абдулле Акаеву, слава де богу, что ныне ево Абдуллу бог выручил ис под караулу; и велел ему Абдулле остатся и быть с ними в товариществе, и протенул оной Вепеня к Абдулле свою руку и просил у него Абдуллы ж для соединения. И оной Абдулла, не дав ему руки и осердяся на ево непотребные слова, выскоча при оном хане и при собрании народа харкнув на руку и на нево Бепеню плюнул и сказал ему, никак де ты Бепеня явился между народу сам сатана и как де ты бога не боисся и людей не стыдисся, и привлекаешь де ево Абдуллу к себе в товарыщество. И говорил оной Абдулла ему Бепене: чего де тебе надобно больпш товарысч, коли ты сам соединился дьяволом в товарыществе, ты же де плут и дурак, говорит пред ея и. в. бутто никакой вины своей не знаеш и с повинною в подданство притти не хочеш, и зачем вас ворами пишут бутто и того не ведаеш, а о том не токмо де нам, но и малиньким робятам надлежит знать про наше и ваше воровство. Ты же де говорит бутто бог меня выручил ис под караулу и надлежит мне остаться с вами здесь,— ведай де йлут и дурак, ныне я ис под караула не свобожен, токмо прислан я к вам для показания себя, понеже вы нас живыми не признавали; когда я буду служить всемилостивейшей государыне императрице ея и. в. и покажу верную мою службу, и может бить, что видя мое прямое покаяние, и покажет ко мне высочайше материнское милосердие и прикажет свободить. Оной же Абдулла обратись в народ говорил: и вы народ ведайте себе, явился сей Бепеня между вами и хочет привести вас к последней гибели; были де и в нашей стороне не в ево пору народ, которые, послушал таких же плутов, раззорились без остатку, может де быть и вы приходите к тому, ежели будете слушать таких плутов. А башкирцы, которые обретаютца при хане, положились во всем на хана Абулхаира. Притом присмотрил он Араслан ханское действо, что он хан с киргисцами своими, которые имеютца при нем, пьют и едят их башкирской, також и лошедям на корм сена берут со изну¬рением; и по словесному их башкирскому у оного Абулхаира прошению в разных делах имеющихся при нем из башкирцов же есаулов посылает по ответчиков изъезду и чинит им суд и росправу, а з других якобы за вину правит штраф лошадьми и платьем, а иных из башкирцов же Нагайской дороги, Кубеляцкой волости Курманая Зиянгулова с товарищи 4-х человек - бутто за воровство повесил. Он же хан приговаривает Нагайской И Сибир¬ской дорог башкирцем чтоб в наступающее лето откочевать с ним поблизости на Яике реке близ Оренбурха. Слышал же он Араслан, что Ногайской и Сибирской дорог воры башкирцы, а имянно Сибирской дороги, Аилинской волости Зиянгул Кутлугозин, Кара-Табынской волости Аккузя батырь- Зиян-бай Ичкустуев, Юсуп Картов, Конратской волости Токчюра да Яншигул Тунтеевы с товарысчи, например тысячи з 2, ездили для раззорения верных башкирцов деревень той же Сибирской дороги в Кара-Табынскун> волость', в деревню Арыкову ипротчих деревень, а сколько числом деревень- раззарено, того он Араслан не слыхал.

К подлинному объявлению переводчик Араслан Бекметев татарским письмом руку приложил.

ЛОЦИА. Секретная Экспедиция Правительствующего Сената. Дело 1737— 1741 гг., № 108, лл. 169—170 об. Копия с копии.