№ 35. 1735 & сентября 28. — Сказка подпрапорщика Г. Овинова и татарина Казанского уезда Сеита Айтова Халев и на о сборе в дер. Килеевой Билярской волости башкир для слушания универсала А. И. Румянцеваа.

1735-го году сентября 28-го дня. Посыпанные от господина генерала- лейтенанта и ковалера Александр Ивановича Румянцева к башкирцам Акаю Кусюмову с товарыщи подпрапорщик Овинов, да Казанского уезду, Арской дороги, деревни Сабов та-тарин Сеит Айтов сын Халевин явились и объявили, что они по отправлении из Мензелинска перво приехали в Балярскую волость к башкирцу Рысу Пьсякову, в деревню Атрекли, и в той деревни начевали. И, будучи туг, написав он, Сеит, своею рукою татарские письма и послал во все башкирские волости к знатным башкирцам, объявляя им в тех письмах, что они присланы к ним с указом е.и.в. и чтоб они, башкирцы, для слушания оного съежались во оную Билярскую волость, в деревню Килееву. И, послав к ним с теми письмами, сами поехали Рыса Псякова с сынам Кутлаю во оную деревню Килееву. И как в тое деревню приехали, то в той деревне был из них один старшина Буларской же волости Умер Тохтаров сын Чечан, да при них съехались Иланской волости Месаут Уразаев, Юрминской волости Салтан-Мрат Дюскеев, Бапярской же волости Байсяка, чей сын не упомнит, и протчих волостей многие знатные старшины и башкирцы, всего их на том собрании было с 500 человек. А Акая Кусюмова и Кильмяка-абыза и Курасмана-батыря на том собрании не было, а слышел де он, Сеит, что оной Акайка поехал только сам третей х Кильмяку-абызу, а зачем не знает, Курасман живет в своем доме, а зачем на збор не поехал, того не слыхал же.
И как де они, Овинов и Сеит, посланное письмо им объявили, и из них все старшины, приняв, клали на темя и потом он, Овинов, им при все собрании читал, а он, Сеит перево¬дил. И как де они выслушили, то сказали все единогласно, что они как пред Богом, так и пред е.и.в. виновны, и впредь никаких подданным е.и.в. обид чинить не будут, понеже де они как еще первое получили письмо из Елабуги от казанского губернатора, то все и розъехались в свои домы и обид уже с того время подданным е.и.в. не чинили. А отчего де у них нынешней бунт начался, и кто тому завотчики, о том де они, как приедет к ним Кильмяк и Акай, також и им какие на кого есть жалобы, объявят, посоветовав с ними. И ныне де при¬слали с ними, Овиновым и Сеитом, из лутчих башкирцов против посланного к ним письма с письменным ответом поверенных 8 человек, а коих они волостей и как их зовут не упомят. При том же оные башкирцы все говорили: ежели Акай и Кильмяк или протчие, кто к их совету будут не согласны, и повинные е.и.в. не принесут, и будут состоять в своих противностях по-прежнему, таковых обещали ловить и объявлять ко учинению им указа в городы, а ежели собою в том с ними управитца им будет неможно, то будут они требовать войска у е.и.в.
К сему объявлению подпрапорщик Григорий Овинов руку приложил... .

Дела Сената по Кабинету. Кн. 54/1131. Лл. 331-332.
Материалы по истории БАССР том 6 стр. 76