№ 172. 1715 г. марта 19.— Запись ясачных татар Казанской дороги Янклыча Азикова с товарищами башкирам Иланской вол. Сюндюку Уразаеву с товарищами о «нехождении» в их вотчинные угодья по р. Усень.

Марта в 19 день писана запись такова: Уфинского уезду, Казанские дороги, деревни Сердик ясашные татара Янклыч Азиков, Кельмесь Тыбаев, Куманай Ураскин, Ишпулат Ишмаметев, Бексентей Бикашев, Умир Бикмесев з детьми и с родственники и с товарыщи дали на Уфе сию на себя запись тое ж Казанские дороги, Иланские волости башкирцем Сюндюку Уразаеву, Еркею Янчюрину, Курманаю Багаеву, Акманаю Аканаеву, Мырыму Кашкаеву, Аипу Уразаеву, Юсупу Ишееву с товарыщи, з детьми и с родственники в том: в вотчине Уразаевой с товарыщи, з детьми и с родственники ходили мы, Янклыч с товарыщи, з детьми и с родственники, без записи собою. А по межам и по урочищам та вотчина их по Козанскоп дороге, в их Иланской волости речка Усень нижная межа, от Усеня Агырязы речка по сю сторону Усеня до Тигирметь речки до Базгая речки до вершины по край лес и по полям ж, и по край лесу Бикмешева баня, а от Бикмешевой бани через лес большею дорогою до Лукиновой речки и до вершины, а от вершины и до устья, а от устья до Нюгуш речку, а от Нюгуша до Усеню речки, а от Усеню по сю сторону вершины, а от вершины долгова суходола половиной, а от половины суходолу короткева суходолу вершина до речки Метеуш, до устья, да по другую сторону Усеня речки до вершины, а от вершины Белебей речка, а от Белебей речки Сеюш болото, а от болота на арку, до лес и полянку, и по сосновой лес, а от лесу на Арбюляк нижная сТорона до дву сосен речки вершина Бикмешев дуб, а от Бикмеше- а дуба до Кизяшевой вершины на полянку, а от полянки до арки, а с арки с лесом до аремы старою дорогою Усенево поля до Сарсы- ковой речки, до устья, а от Усеня до Агир речки. И впредь нам, Янклычю и Килмесю и Курманаю и Ишпулату и Бексентею й Умиру с товарищи, с родственники и з детьми и с племянники, в тое их, Сюндюкову и Еркееву и Курманалиеву и Акманаеву и Мырымову и Айтову и Юсупову с товарыщи, з братьями и з детьми и с племянники, вотчину по означенным межам и урочищам не ходить и на- сильства никакова не чинить, и зверя никакова не побивать, и птицу и в реках рыбу не ловить, и из бортей мед насильством не выдирать, и сена не косить. А буде мы, Янклыч и Килмесь и Курманай и Ишпулат и Бексентей и Умир с товарыщи, з братьями и з детьми и с родственники, станем в тое их, Сюндюкову и Еркееву и Курманаеву и Акманаеву и Мырымову и Айтову и Юсупову с товарыщи, з братьями и з детьми и с племянники, вотчину по означенным межам и урочищам вступатца и какое насильство чинить или зверя побивать, и птицу и в реках рыбу ловить, и в лесу из бортей мед выдирать, и сено косить, и им, Сюндюку и Еркею и Курманаю и Акманаю и Мырыму и Аиту и Юсупу с товарыщи, з братьями и з детьми и с племянники, взять на нас, Янклыче и Килмесе и Курманае и Ишпулате и Бексентее и Умире с товарыщи, з братьями и з детьми и с племянники, по сей записи за всякую неустойку 300 руб. денег. А ся запись и впредь в запись.

Толмачил Иван Соку ров. Свидетели: Андрей Курагин, Емельян Лузгин, Яков Холщевников, Андрей Пешков, Федор Щетников, Иван Друецкой, Михаиле Прокофьев.
И с сей записи пошлин 4 руб. 16 алт. 4 доп., за письмо 5 алт., от записки тож, за 3 страницы 5 алт. взято.

Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 42, Записные книги г. Уфы 1715 г., лл. 34 об.— 36.
МИБ том 3 стр. 124-125.