Кладбище Минор. Ташкент, Узбекистан

Опубликовано Руслан Атнагулов - пн, 10/07/2013 - 03:12

Автор выражает глубокую признательность и благодарность, за предоставленные документы и помощь в написании данной статьи Тутову Алексею Вячеславовичу (http://rodoznatec.ru/coordinators/avt) и Евгению Смехову (http://www.oldtashkent.ru/).

Мусульманское кладбище Минор, расположено в центре Ташкента (Узбекистан). Его история насчитывает около 150 лет. С давних времен, карты захоронений на этом кладбище, составлялись не по датам и не по порядковым числительным, а по махаллям (частным жилым секторам), которых в Старом Ташкенте было достаточно много. У каждой махалли, на Миноре имелась своя территория для захоронений.

На сегодняшний день, кладбище спланировано и разграничено 83-мя картами, среди которых имеются, как узбекские, так и татарские, кавказские и казахские мусульманские захоронения. Для удобства посещений, имеется три подъездных входа на кладбище.

По словам одного из смотрителей Минора, сегодняшняя его территория называется Янги Минор, т.е. Новый Минор. Старый Минор или Эски Минор, который был основан, примерно в 1870-х годах, был полностью разрушен землетрясением 1966 года. Его территория, находилась, недалеко от эпицентра тогдашнего природного катаклизма, в районе Кашгар.

Смотритель рассказал, что после землетрясения, люди, оставшиеся без крова, ставили палатки, заменявшие им на время жилье, вдоль берега канала Анхор, как раз на той территории, где когда-то находился Старый Минор.

Со временем, площадку выровняли, и начали облагораживать, а Минор, постепенно сместился вверх, вдоль берега канала Анхор.

По одной из версий, это и послужило причиной отсутствия на кладбище старых могил 1930 — 1940-х и более ранних годов. По всей видимости, они остались на территории Старого Минора. Лишь со стороны предположительного продолжения захоронений, после разрушения Эски Минора, у одного из трех входов на Минор, на картах: Кошикчи, Калта Той и Раис Куча, можно увидеть общее захоронение детей, датированное 1922-1946 годами.

Более ранних захоронений на вышеупомянутых трех картах, они же являются самыми старыми картами кладбища, обнаружить не удалось.

Мы решили проверить версию о смещении Минора после 1966 года. Для этого, нам понадобилась карта старого Ташкента, датированная 1917 годом, на которой было отмечено это мусульманское кладбище.

Сопоставив фотосъемку со спутника наших дней и вышеупомянутую карту, мы увидели, что кладбище, на самом деле, не обозначено в том месте, где оно должно было быть, по словам смотрителя. Возможно, оно когда-то и выходило за свои нынешние границы, но не так далеко.

Мы не показываем на картах предположительную территорию Старого Минора, т.к. эта версия требует оснований.

Фото к статье тут:
http://www.bastanovo.ru/2013/02/minor_tas/

На карте и съемке со спутника, явно видно, что Минор не переходил своих нынешних границ, хотя по словам некоторых старожилов района, близлежащего к Минору, кладбище действительно, когда-то было на предполагаемом месте.

Версия служителя кладбища, так же, может быть подтверждена тем, что записи о захоронениях или кладбищенские метрические книги на Янги Миноре ведутся, если говорить более точно, с 1967 года, т.е. после землетрясения 1966 года. Где находятся более ранние метрические книги, никому неизвестно. Возможно, они были уничтожены землетрясением…

Возвращаясь к описанию карт захоронений на Миноре, мы не можем не обратить внимания на карту Мусафир Хона, на которой имеются старые захоронения, так называемых «путников», прибывших в Ташкент по разным причинам.

Карта От Бозор, представляет собой скопление смешанных захоронений татар и дагестанцев, эмигрировавших в Узбекистан в разное время, по разным причинам.

Карта Ногай-мазар, о которой мы писали в одноименной статье нашего проекта, разделена на две части – Янги Ногай-мазар, т.е. Новый Ногай-мазар, и расположенной неподалеку от него, карты Эски Ногай-мазар, что переводится как Старый Ногай-мазар.

В заключении, смотритель сказал нам, что Минор, хранит множество неразгаданных загадок и тайн, которые пытаются разгадать, как различного рода энтузиасты, так и историки, и поведал нам о том, что он сам является служителем этого кладбища в пятом поколении, и со слов его деда: «Минору не 150 лет, а возможно 200 или 400, и площадь его, когда-то составляла 3-4 гектара земли…»