Генеалогии с.Москово Дюртюлинского района РБ

Опубликовано Таракан - вс, 10/09/2016 - 16:54

Добрый день!

Ищу людей с корнями из с.Москово Дюотюлинского района РБ.

Мои предки в 1730-е годы переселились в д.Камышлы Казанской дороги Уфимского уезда (ныне Камышла Самарской области) из д.Москово Казанской дороги Уфимского уезда (ныне Москово Дюртблинского района РБ). Известно, что переселились в Камышлу 3 сына "умершего ненаписанного в прошлую перепись (имеется ввиду 1 ревизия) Юнуса Абдрахманова" сыновья Абдулла, Юмат и Яхъя, а также некто Евкай Уразметев. Может найдутся люди из данного населенного пункта знающие свою родословную?

Моя генеалогия: Абдрахман - Юнус - Абдулла (1713) - Абджалиль (1761) - Файзулла (1793) - Ахматкарим (1837) - Абдрафик (1880) - Файзрахман (1928) - Ринат (1960) - Асхат (1985).

достаточно сложная ситуация, по 1 ревизии как правило не писали откуда прибыли переселенцы, а тут вдобавок "ненаписанные", может беглые. Если только копать ландратские книги по Казанскому уезду, в первую очередь Арскую и Зюрейскую дороги.

В любой достаточно сложной ситуации, нужно писать Руслану Атнагулову на е-мейл ruslan.atnagulov@gmail.com
т.к., Руслан, как человек, обработавший в общей сложности, порядка 2600 метрических книг, имеет кое-какую информацию по Камышлы. Ну, может быть достаточно позднюю, но все же...

vadik46, мои во второй ревизии по Камышле написаны как "безъясачные татары". Даже не совсем понятно в каком сословии они были в Москово. Вообще в 3 ревизии по Москово есть ясачные татары, где указан некто Габдрахман Ямалкин, но его возраст соответствует больше возрасту Юнуса, там же есть и некто Ураз Ямалин, возможно отец другого безъясачного татара переселенца из Москово Евкая Уразметева. Но обе эти линии прервались. Еще одним кандидатом может быть башкирец Абдрахман Якаев, но там тоже с возрастом все не слава богу, да и его линия, видимо, прервалась. Непосредственно прямых пересечений найти в Москово документально надежды нет, просто ищу - может у кого есть предки по прямой мужской линии из этого же населенного пункта.

1743 год. ПСЗ. вып.1, т.XI, с.964-977

8836 – Декабря 16.* Инструкция – посланным для учинения вновь ревизии.

По указам блаженныя и вечнодостойныя памяти, Государя Императора Петра Великаго, армейские и гарнизонные полки и Артилерия содержанием положены по переписи и свидетельству Генералитетскому, на число мужеска пола душ, с которых сбираются подушныя деньги. А ныне Военная Коллегия и Главный Коммиссариат тех подушных денег показывает многую недоимку, которой де за совершенною пустотою, и что из положенных в подушный оклад многие померли, в рекруты отданы, также и в бегах, и другими разным случаями выбыли, оставшиеся наличные за выбылых, яко бы платить не в состоянии; а по вышеписанным блаженныя и вечнодостойныя памяти, Государя Императора Петра Великаго, указам, умерших и взятых в рекруты, котрые в сказках 1719 года написаны, при Генералитетском свидетельстве из плдушного оклада выключать, а вместо того рожденных после тех сказок, в подушный оклад класть не велено; и хотя после той переписи и свидетельства, в некоторых деревнях от умерших и беглых и взятых в рекруты, некоторая убыль и имеется; но напротив того чаятельно есть, что в других деревнях новорожденных находится немалое число. Того ради Ея Императорское Величество, в присутствии в Правительствующем Сенате, слушав о том доклада, Всемилостивейше собственноручным Ея Императорского Величества подписанием указа соизволила: учинить вновь генеральную ревизию, кроме Астраханских и Уфимских Татар и Башкирцев и Сибирских ясачных иноверцев, и в Архангелогородской Губернии Лопарей, живущих на Шведской границе, которые и в прежнюю перепись в подушный оклад были не положены; а когда та вновь ревизия начата, и сколько оная продолжится, и окончана, и вновь положение учинено будет, в то во все время подушныя деньги сбирать по прежней переписи, как указы повелевают, бездоимочно, для убежания же поныне происходящих при том затруднений, и чтоб так, как то ныне чинится, в доимку положенного подушного сбора запускаемо не было, впредь ту ревизию производить через каждые 15 лет.
Того ради определенным к той ревизии Генералитету и Штаб и Обер-Офицерам поступать по нижеследующему:

Почему то здесь Татары написаны с большой буквы , а ясачные татары отдельно.
Действительно разобраться надо с этим термином "безъясашные татары". Может действительно ваш предок на 1РС относился к этой категории Уфимских татар , которых легально "непрописывали" . Кроме этого вроде на 1РС не прописывали солдат, казаков и прочее.У вас тоже есть элемент "яицкого казачества2.Хотя историки пишут что их описали в 1718-24 году. Даже количество не включенных в это сословие по каким то причинам в 720 человек называют.

в Указе с большой буквы написано Татары, а с малой ясачные иноверцы, к которым кроме татар относятся и чуваши, и мордва и мари, видимо поэтому не стали писать иноверцы с большой буквы. Версия с тем, что их не прописали в Уфимском уезде вполне возможна, их могли отписать с других мест, и не успеть записать на новом.

Юнус Абдрахманов мог прийти в д.Москово довольно в большой промежуток времени.Думаю не ранее 1700-х годов. Асфандияров считает основателем деревни Москова Акзигитова который упомянут в припуске 1701 года вместе с жителями д. Аканаево Кочувок тож.Припускаемые называют ранее проживаемую свою деревню "прежний усад Кочувок".Наверное Москов Акзигитов тоже там проживал, а свою деревню основал в разделе 1700-го года.

"Юнус Абдрахманов мог прийти в д.Москово довольно в большой промежуток времени.Думаю не ранее 1700-х годов. Асфандияров считает основателем деревни Москова Акзигитова который упомянут в припуске 1701 года вместе с жителями д. Аканаево Кочувок тож.Припускаемые называют ранее проживаемую свою деревню "прежний усад Кочувок".Наверное Москов Акзигитов тоже там проживал, а свою деревню основал в разделе 1700-го года".

А имеется текст этого припуска и где находится эта "Аканаево Кочувок тож"?

Посмотрел Москово на карте 1802 года.Не обрадовало.Находится на большой дороге Бугульма-Бирск. Даже если учесть что Бугульма и Бирск стали уездными центрами гораздо позже начала 18 века, дорога как главная артерия могла существовать на то время.А в населенный пункт на большой дороге могли люди попасть откуда угодно :(

"Москово есть и на карте Красильникова 1755 года.
Да по поиску честно говоря и зацепиться не за что, как с татарами Надыровской волости"

Татары Надыровской волости и просто заселявшие Новомосковскую дорогу много откуда прибыли: с Арской, Алатской и наверное других дорог Казанского уезда, Свияжского уезда, Симбирского уезда, Темниковского. Есть также непонятная категория "безъясачных татар" - вот я из них. В каком сословии они в Башкирии были совершенно непонятно.

1
Чувашия в эпоху феодализма | Сувары
сувары.рф›Чувашия в эпоху феодализма
29 января 1672 г. десять безъясачных чувашских крестьян д. Янышево Свияжского уезда подали симбирскому воеводе П. И. Хованскому челобитную: «... живут де они в Свияжском уезде с отцами своими и братьями, а никакова платежу в государеву казну не платят, а в Свияжском уезде пустовых излишних земель нет, в ясак им написать де негде, а есть де в Синбирском уезде под Алаторским лесом пустовая поместная земля, что жили чукаловская мордва, и та де мордва, покиня тое землю, разбежались в разные уезды, и ныне де с тое ясашной земли в государеву казну платежу ничего нет, лежит впусте». Безъясачные чуваши просили разрешить им «на той пустой Чукаловской земли поселитца вновь и в Синбирску написать их в окладные книги и по окладу платить всякие доходы в государеву казну в Синбирску».

Судя этой логике безъясашный чувашенин -это просто не положенный на ясак человек по какой либо причине.В этом случае получается не было достаточной земли в крестьянском обществе.Разыскали землю и просят положить из на ясак.Думается в основном это молодые люди достигшие совершеннолетия но не включенные в ясашные подати или в силу того что попали в межпереписной период или не платящие ясак по сословному признаку.Служилое сословие наверное не в счет. Потому что их все таки переписывали даже если не платили ясак.
У меня по предоку по матери по переписи 1678 года тоже значится ято ранее числился безъясашным и по Приправочным книгам 1664 года "вновь " начал платить четверть ясака
Может кто подскажет:на момент 1РС
1.Ямская служба у татар была?
2. Торговые татары были как взамен купечества? Купечество переписывали?
3.Бывшие солдаты как переписывались? Хотя возможно не наш случай-на то время вроде была пожизненная рекрутская повинность.
4.Кто нибудь не встречал на ранних стадиях в переписях татар-казаков?Я встречал по д. Сапеево Азнакаевского р-на по 19 веку.

Салават
1. по 1РС ямских татар не встречал, только по 2РС в Новомосковской дороге
2. Торговые татары это промежуточное сословие между купцами и крестьянами. Термин напрямую связан с Сеитовской слободой. Им предоставили освобождение от рекрут и право внешней торговли, причем оклад они платили меньше, чем те же госкрестьяне. Купечество до разделения на гильдии вроде не было податным сословием. Позже после 1785 переписывались купцы третьей и очень редко второй гильдии.
3. По бывшим солдатам есть 1РС, имеется ввиду уволенные.

Надыр Уразметев еще в 1704 году платил куничный оброк башкирам Гарейской волости.Значить в д.Чупты Иланской волости он не напрямую попал из д. Адаево.
А набирал он в свою шестую мещерскую сотню " желающих на порозжей земле по р.Зай селится служилых ,ясашных и БЕЗЪЯСАШНЫХ татарах ,кто из них желает служить мещеряками и платить тептярьский ясак .." к 22 январю 1735 года в службу 153 и на ясак 90 человек.Потом с этой сотней ходил на поход с Кириловым "на р.Орь". в 1743 году команда состояла уже 259 человек.
Но это все равно не вносит ясности .откуда Юнус Абдрахманов

Какая то нестыковка с возрастом у Надыра Уразметева. По некоторой информации он ок.1686 г.р. По Ландратке 1716 года еще меньше.Историки пишут что он перебрался в Уфимский уезд в самом конце 17 века.Но все равно какой то Аркадий Гайдар получается в 16 лет полком командовал. Есть конечно версия , что его привел в Уфимский уезд его дядя.

Асхат!
Нашел я твою деревню МАсково на речке Базы,ныне не существующую. Не та которая в Дюртюлинском р-не. А на бывшей вотчине тархан-потомков Хасана и Хусаина по речке Базы. Вот что значить одна буква в поисках МОскова и МАскова. Подробности в личку. Надо прикрепить карту. Но это еще не дает повода сказать что нашлись твои предки, а позволить лишь поменять направление поисков.