Возрождение

В большинстве своем татарские мурзы свой исторический путь прошли с
честью. За редкими исключениями мурзы сохранили веру отцов ислам, не
поддались примеру крещеных мурз, с удивительной стойкостью переносили свои
потери, переход своих поместий во владение тех татар, кто все же решился
перейти в православие. Конечно, в условиях тогдашней России вооруженное
выступление против этих преследований не имело бы шансов на успех.
Единственными методами борьбы оставались пропаганда среди народа, агитация
за сохранение своей национальности, веры, коллективные жалобы и челобитные.
В борьбе за восстановление своих прав потомкам татарской знати помогало
воспринятое от отцов хорошее знание татарской и русской грамоты. Описывая
свои бесчисленные сражения в войнах с врагами России – Швецией, Польшей и
др., свою верноподданную службу российскому престолу, храбрость,
проявленную во всех этих сражениях, они требовали восстановления
справедливости. Подобных челобитий и жалоб в российских архивах можно
найти множество. То, что в столь суровых и тяжких условиях удалось сохранить
татарский народ как нацию, сохранить его как мусульманский народ, есть заслуга
мурз и духовенства. Они объявили греховными, враждебными исламу и
неприемлемыми любые отступления не только от веры, но и от обычаев своих
предков, подражание обычаям и нравам русского населения. Они убеждали народ,
что восприятие чужих обычаев и культуры – есть предательство своих, и это рано
или поздно может привести народ к вырождению. Мурзы внесли свой вклад в
сохранение татарского народа, проживающего в центре России, в защиту его от
обрусения. Их готовность даже ценой лишений уберечь свою веру, язык, обычаи,
противостоя ассимиляции, сохраняя татар как нацию, является примером для
всего татарского населения. Надо сказать, что и в XVIII в., даже после их записи в
подушный оклад, мурзы считались высшим классом татарского общества, что
частично признавали и русские официальные власти. Это видно из документов,
составленных в самые тяжелые для татарских мурз периоды, в которых их
продолжают именовать
120
князьями и мурзами. В качестве примера можно взять документ 1759 г. о покупке
земли в Белебеевском уезде князьями Чанышевыми, где при упоминании их
фамилии непременно указывается княжеский титул. Точно так же в документе, по
которому Бигловы приобрели земли деревни Абзаново в Белебеевском уезде,
всюду их фамилии предшествует титул мурзы. Этот обычай соблюдался и в
Тамбовской губернии: несмотря на то, что там татарские мурзы были давно
лишены всех званий и титулов и приписаны к сословию казенных крестьян, их
продолжают именовать князьями. В качестве примера приведем еще один
документ той эпохи:
«По указу Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны
Самодержицы Всероссийской и прочая, и прочая, и прочая. Объявитель сего
Темниковского уезду деревни Енгуразово Мусяй мурза Надыршин сын князь
Еникеев отпущен из Темниковской воеводской канцелярии по поданному сего
1761 г. июня 5 дня от него Еникеева донесению для его необходимых нужд
Казанской губернии в разные города и уезды до сроку сего тысяча семьсот
шестьдесят первого году сентября до первого числа, того ради о пропуске оного
князя Еникеева до показанных Казанской губернии городов и уездов и обратно до
Темникова чинить, по указу Ее Императорского Величества без задержания.
Июня 3 дня 1761 года. Подлинный подписали: воевода Сергей Баз [неразборчиво.
– С.Е.], поручик А. Васильев, коллежский регистратор А. Корольков, канцелярист
М. Корольков».
В социально-экономической жизни России в это время начинаются большие
изменения. В 1762 г. на российский престол взошла Екатерина II. Родившаяся и
получившая образование в Германии, она, конечно, понимала, что в России
необходимо многое изменить, чтобы поднять до уровня цивилизованной Европы.
Она, кроме родного немецкого языка владела французским и латинским. Читала и
увлекалась французскими энциклопедистами, сочинениями европейских
историков и философов, лично вела остроумную переписку с французским
философом Вольтером. Укрепив свою власть в России, Екатерина II принимается
проводить широкие реформы, которые касаются и судеб татарских мурз.
Императрица издает так называемый «Большой наказ», который вносит
существенные изменения в жизнь России. Он касался также национальных и
религиозных вопросов, в этом документе появляется понятие веротерпимости.
«Наказ» запрещает всякое религиозное преследование и дискримина-
121
цию. Создается мусульманское Духовное управление, издается Коран. Приведем
статьи из «Большого наказа», касающиеся религиозных вопросов:
«Статья 494. В столь великом государстве, распространяющем свое
владение над столь многими народами, весьма бы вредной для спокойства и
безопасности своих граждан был порок, запрещение или недозволение их
различных вер.
Статья 495. И нет подлинно иного средства, кроме разумного иных законов
дозволения, православною нашего верою и политикою неотвергаемого, которым
бы можно всех сих заблудших овец паки привести к истинному верных стаду.
Статья 496. Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по
своему закону умягчает и самые жестокие сердца и отводит их от заматерелого
упорства, утушая спорах их противные тишине государства и соединению
граждан» [65. Вып. 2].
Только после появления этого документа продолжавшееся в течение веков
экономическое и административное принуждение татарских мурз к крещению
прекращается. Мы уже говорили, что власти не признавали сословных прав
татарских мурз. После появления «Наказа» постепенно и в их юридическом
положении намечаются некоторые изменения к лучшему. Этот процесс идет
очень медленно, из-за противодействия верхушки русской бюрократии,
окружавшей трон Екатерины. Мурзы, конечно, и сами энергично действовали, и
особенно ярко отразилась эта борьба татарских мурз за дворянские права в
Екатерининской законодательной комиссии в 1767 г. Екатерина II для проведения
намеченных ею реформ решила привлечь все сословия тогдашнего российского
общества. Манифестом от 14 декабря 1767 г. обязала произвести выборы
депутатов в Большую комиссию по составлению проекта нового Уложения.
Выборы производились от каждого сословия по губерниям. От татар-магометан
было избрано 29 депутатов, из них 15 – князей и мурз, остальные были муллы,
старшины, писари, купцы. Крещеные татары также избрали своих депутатов.
Задачей этой комиссии была разработка новых законов, долженствующих учесть
интересы всех сословий.
Татарские депутаты на рассмотрение Большой комиссии представили
наказы, составленные и обсужденные собраниями, их избравшими. Депутаты от
татарских общин довольно полно представляли интересы разных слоев
тогдашнего татарского общества. Многие статьи татарских наказов,
представленных депутатами, совпадали.
122
Вероятно, составители наказов разных регионов предварительно
встречались, обсуждали и, придя к общему мнению, эти статьи включали в свои
наказы. Особенно ярко отразилась на заседаниях Екатерининской комиссии
борьба татарских мурз за дворянские права. Для полноты представления
положения мурз и вообще татарского народа приведем некоторые из этих
наказов.
«Наказ № 93. Пензенского уезда деревни Бегеевой от служилых мурз и
татар. В силу Высочайшего Ее Императорского Величества манифеста,
состоявшегося 14 дня 1766 года, выборному от уездных поверенных,
нижеписанных Пензенской провинции служилых мурз и татар, в Комиссию по
сочинению проекта нового уложения депутату Пензенского уезда деревни
Бегеевой, Аюпу мурзе Семенову сыну Еникееву, которому где надлежит
представить нижеследующие наши общественные нужды и прошения июня дня
1767 года.
1. По имянным указам с прошлого 1719 года определены мы с прочими
таковыми ж, подобными нам, Казанской и Нижегородской губерний в ведомство
Казанской адмиралтейской конторы к рубке и привозу и строению корабельного
флота лесов и ту определенную работу несем мы со всеусердным рачением, но
токмо от великотрудной той определенной работы в случае рубки и вывозки
лесов многие из нас побиты до смерти, а прочим руки и ноги повреждены. За
коим повреждением им не токмо подушных и всяких государственных податей
платить, но и дневной пищи не имеют и затем уже за них подушныя и всякия
подати платим мы вставшие. А когда показанное при той работе кому
повреждение учинится, или кто от воли божьей заболеет, то невзирая на то,
оставших в жизни принуждают вместо них нанимать. И в таком случае нанимаем
охочих людей, за что употребляем не малую плату: по тридцати и по тридцати
пяти копеек на день и более. А за понесенную ту нашу корабельную работу
производится нам от Казанской адмиралтейской конторы зачет в платеж
подушных денег каждого человека и с лошадью: в зимнее время по осми и в
летнее по десяти копеек. Но и то, не зачитая того, что кто с которого числа для
той работы вступил, но как кто к строению тот лес привезет. А ныне, за
отдалением от пристаней, для рубки и возки того леса ездим мы дня два и по три
и более и тот нам проезд к зачету в число зарабочих денег не употребляется. А
как давно уже перед сим, с начала нашего определения к той корабельной работе,
определенный главный присутствующий генерал-майор господин Кудрявцев
находился, и в то число не токмо подушных де-
123
нег платить, но и зарабочия деньги мы получали, но рекрут с нас не требовано, а
ныне как выше значит чинится нам неудовольствие, отчего пришли в
совершенное разорение и нищету.
2. И во время Башкирских и Прусской кампаний повелено было нам
исправлять легковойсковую службу, куда было потребно, то мы в том случае, во-
первых, предписанную корабельных лесов работу, потом и легковойсковую
службу исправляли с ревностию своею.
3. И с вышеписанного 1719 года, как мы определены в ведомство
адмиралтейской конторы, то с того определения даже до 1738 года,
за ту понесенную нашу корабельную работу, рекрутских с нас наборов не было
требовано, а с того 1738 г. равно с протчими государственными и помещиковыми
крестьянами взяты из нас во все по указам наборы. А как в 1743 и 1744 годах
бывшие иноверцы, то мордва и чуваши и прочих народов, восприняли веру
греческого исповедания, за что дана была им трехлетняя льгота, и в случае того
времени за тех принявших правоверие как подушныя деньги, так и рекрут платим
мы, а потом уже доныне взысканием рекрут с нас не требуется и от упомянутого
за прописанных новокрещен платежа подушных денег и рекрут, пришли мы в
самое убожество чего ради просить тебе, не соблаговолит ли Ее Императорское
Величество Всеавгустейшее поведение из Высочайшего своего матерного к нам
милосердия, определенную ль одну корабельных лесов работу нам исправлять, а
рекрут, чтоб как на пред сего было не брано, и впред с нас не требовать, а
утвердить бы нас на одном основании.
4. А до определения нас в ведомство Казанской адмиралтейской конторы,
на пред сего ведомы были мы по всяким делам судом и расправою в реченой
конторе, а ныне уже в той конторе состоим только платежом подушных денег и в
понуждении надлежащей по указам поставки леса и в случившихся наших между
собою ссорах для разбирания, а по происходящим на нас, как от помещиков, так и
от прочих, в каких-либо делах, происходят просьбы по тем ведомствам где они,
тако ж и мы состоим и без защищения оной адмиралтейской конторы, и в те
присутственныя места, яко безгласные, мы и беремся, почему мы стали быть по
двум ведомствам, а не так как пред сего находились, через что, не имея
надлежащего одного себе присутственного места, последовать можем совершенно
настоящее разорение. И не повелено ль будет нас, для лучшего определить по-
прежнему по всяким делам судом и расправою во одно присутственное место,
Казанской адмиралтейской конторе предать.
124
5. По состоявшемуся прошлого 1765 г. Ее Императорского Величества
Высочайшему указу, во всем государстве с крещеных всякого звания людей, с
бракосочетавшихся деньги сбором отставлены, а с нас оныя называемыя
куничными и до днесь взыскиваются, а с протчих, подобных же нам, по указам
тот сбор отменен. Чего для оный сбор отменен, несоблаговолено ль будет и с нас
не взыскивать.
6. Предками Всеавгустейших монархов прадедам и дедам нашим
пожалованы земли и всякие угодия и с тех наших дач, отняв сильно, владеют
живущие вблиз поселений наших разные помещики, на коих некоторые поселили
села и деревни с людьми и со крестьянами их, о чем от нас просьбы были
употребляемы, токмо от присутственных мест никакого удовольствия, по
безгласию нашему, получить не могли, а прочие ныне уже и просить не в
состоянии. И в жительствах же наших ныне из нас некоторые состоят и
безземельные, коим уже, за сильно отнятием помещиками владением земли
довольствоваться негде. И несоблаговолено ль будет от тех обид нас избавить и
милостиво защитить. Подписал от мурз и татар Эюб мурза Еникеев. Сборник
императорского русского исторического общества» [112. Т. 115].
«Наказ.
Пензенского и Саранского уездов от служилых мурз и татар.
Во исполнение высочайшего Ее Императорского Величества манифеста,
публикованного в народ во всей империи от 14 декабря прошлого 1766 г. по
самодержавной Ее Императорского Величества власти, выбран я, мурза Аюп
Сменеев сын Еникеев в Комиссию о сочинении проекта нового уложения от
Пензенского и Саранского уездов, ото всех, служилых мурз и татар, со общего тех
уездов вышеписанных народов согласия, усмотрев необходимую надобность и
недостаточества, сверх данного мне наказа, по имеющемуся моему во всем
уполномочению, нижеследующее представить имею:
1. В древние времена роду нашего предки – служилые мурзы и татары – от
своего усердия и желания выехали в высокославную Российскую Ее
Императорского Величества империю из Золотой Орды, что ныне именуется
Акстуба, в вечное подданство не малым числом, за которую их усердность и за
принятие подданства все оные предки наши, яко служилые мурзы и татары,
пожалованы землями, сенными покосами, всякими принадлежащими угодьями, а
мурзам даны были во владение и крестьяне, для которого вечно и потомственного
владения от предков Ее Императорского Величества, благоверных Государей
Царей и Великих Князей, пожалованы всемилостивейшия грамо-
125
ты, по которым монаршим грамотам, оные предки наши всем тем и владели, а по
ним даже и до сего времени владеем и мы. И как те наши предки служили всякия
службы, так и мы высочайшим Ее Императорского Величества Монаршим
повелениям со всеусердным нашим по всеподданической нашей верности и
присяге радением и верностью исправляли единственно одни по 1718 год, а с
оного исправляем с немалым отягощением и поныне, как то изъяснено ниже сего,
о которых наших верноподданных службах и отягощениях известно по делам в
Правительствующем Сенате и в других подчиненных ему местах.
2. В 1718 г. генваря 3 дня, по имянному блаженныя и вечной славы
достойной памяти Государя Императора Петра Великого указу, данному
бывшему в Казани вице-губернатору Кудрявцеву, как вышеписанные наши
предки, так и вставшие старинные Казанской и Нижегородской губерний жители,
мурзы и татары, определены только к единой вырубке и вывозке, ради
всероссийского флота, корабельных лесов без платы и приписаны к
Адмиралтейству, и велено ведать нас во всем ему, Кудрявцеву, а в 1724 г. апреля
16 дня. Его ж Императорское Величество Государь Петр Великий довольную в то
от нас способность усмотрел и Всемилостивейше указать соблаговолил, при
расположении на полки, всех нас, приписных к Адмиралтейству служилых мурз и
татар, в подушный оклад не писать, а оставить при означенном корабельных
лесов заготовлении. И тако мы, как корабельную работу отправляли, так и судом
и расправою состояли единственно в ведомстве его, Кудрявцева, а в 1729 г.
февраля 24 дня по кончине Его Императорского Величества Петра Великого,
положены мы, все приписные к заготовлению корабельных лесов мурзы и татары,
в подушный оклад, коего платим по рублю по десяти копеек с души, как
обыкновенно сбирается с государственных крестьян, а за ту нашу работу
производились прежде по плакату, а потом усмотря наши трудности и великия
изнеможения, Прави тельствующий Сенат определил, в прибавке к плакатному
платежу, конному по две, а пешему одной копейки на сутки с чем учинить
конному по осьми, а пешему по пять копеек.
3. С оного 1729 г. платим подушныя деньги не только за себя каждый, но
еще после ревизий за умерших и малолетних да и оную корабельную работу
отправляем с большею тягостию, ибо не только определенных по плакату
работников конного осемью, а пешего пятью копейками в сутки довольствовать
возможно, но и платимыми от нас тем работникам на сутки конному от тридцати
и более, а пешему от
126
пятнадцати до двадцати и более копеек, достаточно не бывает, потому что за
вырубкою в близости лесов ездят, по дальнему расстоянию, денно и нощно без
всякого отдыха, отчего пришли в самое сущее разорение, о котором из поданных
прошениев, как правительствующему сенату, так и государственной
Адмиралтейств-коллегий известно. А состоявшимся в 1724 г., за подписанием Его
Императорского Величества или из Сената для каких работ потребно будут люди
и лошади и будет расположение, и со всяких душ повелено будет взять
работников, то брать жителей по очереди. А мы нижайшие, ту корабельную
работу исправляем без всякой очереди одни. А хотя по силе предписанных
состоявшихся 1718 и 1724 гг. указов в Правительствущем Сенате били челом, но
еще по тем нашим прошениям удовольствия по ныне не получили. Сверх же той
многотрудной нашей службы и платежа подушных денег збирались с нас в натуре
рекруты с 1722 г. да драгунския и подъемныя лошади с 1729 годов по 1757 год,
отчего также несли против прочих излишния отягощения.
4. В данном прошлого 1763 г. за подписанием Ее Императорского
Величества собственныя руки учрежденной о флотах и Адмиралтействе комиссии
указе, в 5-ом и 6-ом пунктах предписано: Не столь велику пользу Ее
Императорского Величества служба от определенных татар и иноверцев,
приписанных к Казанскому адмиралтейству к рубке вышеозначенных лесов
получает, сколько оное им тягостно и разорительно, того ради комиссии подумать
не изыщется ли способа оных от того освободить, а на получаемые с них деньги
наемными, хотя из них же задобровольныя цены исправлять, по которому Ее
Императорского Величества всемилостивейшему матерному соизволению,
рассматривая, комиссия представила Ее Императорскому Величеству от себя
мнение, но еще оное не конфермовано.
5. Будучи оным всемилостивейшим Ее Императорского Величества
матерним подданных сожалением мы, нижайшие, довольны, всеподданнейше
предоставляем и просим, егда соизволено будет рассудить, оставить нас при
вышеозначенных казенных в заготовлении лесов работах, то по вышеописанным
1718 и 1724 гг. указам выключит нас из подушного оклада, рекрут, да драгунских
и подъемных лошадей не брать, также по всяким по делам судом и расправою
ведать нас единственно Казанской адмиралтейской конторе, не только между
нами, но ежели и от посторонних чего, мы не уповаем, случится на нас просьбы, а
по просьбам же нашим на посторонних в губернских, провинциальных и
воеводских канцеляриях, мы же, ни-
127
жайшие, верноподданные Ее Императорского Величества рабы, воинская, когда
случится, от чего боже сохрани, службы со всеусердным нашим ревностным
радением исправлять будем.
6. Находятся из нас желающие, а особлено престарелые, по закону
мусульманскому, по обещаниям своим, для богомолия побывать в Мекке,
который город, в котором обстоит дом Авраамов, т.е. в Большой Аравии, что
бывает гораздо редко и весьма мало таких охотников, однако ж для безопасности
и сие здесь предписать рассудилось, дабы в случае таком иметь осторожность. И
для того просим из Высочайшего Ее Императорского Величества матерного
милосердия, ради свободного через Турецкую область проезда, как туда до
Мекки, так и обратно в Россию таковым из нас, по обещаниям желающим, для
богомолия давать пашпорты, с надежным поручительством, по близости
жительств, [откуда] требовать будут, по примеру прежних лет, как отпускались из
Астрахани татары, да и в 1743-ем г. отпущены были туда ж Шабан мурза
Байтряков, Дюсенбей Тимиров, Утяган мулла Кадыбердеев с товарищами, всего
двадцать шесть человек, кои, быв в той мечети и паки, яко верноподданные, в
Россию в жилища свои возвратились. Равно ж и из нас желающие съездить до
Мекки имеют всегда ж возвратиться без всякого сумнения.
7. Из давних лет помянутые предки наши и мы, служилые мурзы и татары,
имели до самого учреждения последнего тарифа по ярмаркам, базарам, уездам и
деревням скотом рогатым, лошадьми, кожами, салом, маслом, медом, воском,
всякою звериною кожею, тако ж и разным хлебом торг без всякого запрещения, а
в состоявшемся в 1755 г. уставе, чтоб нам означенные торги производить или не
производить запрещения и позволения не предписано, токмо случающиеся в
уездах для торговых своих промыслов купцы чинят нам через приметки свои
запрещения, а ныне от такого запрещения время от времени приходим в толикое
несостояние, что почти подушных денег платить и корабельную работу
исправлять приходим в несостояние. И хотя в прошлом 1766 г., по прошениям
нашим, именным Ее Императорского Величества указам велено рассмотрение
учинить учрежденной комиссии о конфермации, а рассмотрено ль и что учинено
ль неизвестно. И для того повелено б было нам выписанным уездными торгами
торговать беспрестанно по-прежнему, ибо от того нашего торга никакого
купечеству помешательства быть не может.
8. С самого выезда, как выше в 1-м пункте упомянуто, предков
наших, так и потом и мы после их оставшие служилые мурзы и тата-
128
ры, жительствуя на пожалованных нам землях имели по нашему мусульманскому
закону во всякой деревни построенные мечети, в коих отправляли по тому
нашему закону богомолие, также над умершими телами служение и
довольствовались тем безнужно, хотя ж близ тех наших мест и святыя восточного
исповедания церкви созиждены были, но ниже самомалейшего, как и Великий
Монарх Государь Император Петр I, в Высочайшее свое в Казани присутствии
усмотрел, что от них великороссийскому народу из иноверцев новокрещеным не
только никакого соблазна, но препятствия не происходило и пользовались тем до
1743 года. А в оном году, по силе указа Правительствующего Сената по
сношению со Святейшим Правительствующим Синодом все имеющиеся наши
мечети велено сломать, а потом по просьбам нашим, дабы мы не остались без
богомолия, Правительствующий Сенат соизволил определить мечети нам
построить, где в поселении состоит нас не менее двухсот душ, а находящихся в
наших татарских деревнях новокрещеных, кои в деревнях не менее десятой части,
вывесть и поселить с русскими или новокрещеными. Токмо оные новокрещеные и
поныне жительствуют с нами, и где хотя не крещеных в одном селении до двести
душ находится. А там же и новокрещеные в таких селениях строить мечети не
допущают. А понеже наши татарские есть малыми издревле селениями и деревня
от деревни расстоянием находится в отдаленности, а ежели в одной деревне
построить мечеть по числу двести душ, то за дальностию деревня от деревни, по
закону нашему богомолия исправлять никак невозможно и весьма отяготительно,
ибо в рабочее время принуждены будем лишаться по деревенским работам
дневного пропитания. И для того просим те мечети позволить строить в каждом
жительстве, как то было до 1743 года. Что ж принадлежит от впадающих против
закона нашего в преступления, о таковых разбирательство по закону нашему
оставить впредь на таком же основании, как и ныне, нашим муллам. А при оных
мечетях необходимо быть по одному мулле и азанчею, то есть пономарь, для
богомолия по нашему мусульманскому закону, а оные как и подушный оклад, так
и корабельную работу, исправляют с нами в равенстве. И для того не повелено ль
будет оных, как корабельной работы так и от прочих государственных поборов
уволить.
9. По имянным Ее Императорского Величества указам, в Оренбургской
губернии у находящихся мещеряков имеются старшины и даны им инструкции и
другие наставления и по тому примеру про-
5 – 1231 129
сим и мы яко же служилые мурзы и татары, учреждение учинить и в наших
жительствах, через что, как корабельные работы исправления, так и повеленныя
по указам Ее Императорского Величества военныя службы порядочныя
происходить с пользою государственною могут. Просим, чтоб определить нам
служилым старшину и при нем достойного муллу для разбирательства
касающихся между нами в малых делах, кроме важных, смертоубийственных и
прочих криминальных дел, судить письменно или словесно, а чего им разбирать
будет не можно, то б отсылать, куда надлежить ибо через то получить можем не
малый себе способ.
10. Многие истцы в присутственных местах просят в самомалейших и
весьма неважных исках, а при том в самыя рабочие поры, по которым искам,
захватывая в те места ответчиков, содержать под караулом без выпуска старанием
истца, а ответчик будучи в задержании чрез все рабочее время, лишась своего
хлебопашества, не только требуемы иск платить, но за оставлением в полях
посеянного хлеба, праздно и без сенокосов за тем тюремным держанием, чрез всю
зиму гибнет гладом, да и скот, будучи без корма, совсем пропадает напрасно. И
для того определить впредь таковым истцам иски свои править не в рабочую
пору, но тогда, когда оный ответчик с хлебом уберется, дабы от такого тюремного
держания народ, лишившись хлебопашества не приходил в разорение.
11. В минувшие с нас, служилых мурз и татар, рекрутские наборы
причинились нам от тех в службу представленных рекрут большие разорения в
том: 1) когда изберем одного годного и в отдачу приведем тогда тот, отбывая
воинския службы объявя желание, принять святое крещение, останется по-
прежнему в наших деревнях, вместо которых крестивших с великим убытком
отдают других; 2) иные, не хотя платить занимаемые ими на платеж подушных
денег, крестятся, и тем от платежа освобождаются и проживают с нами в одних
деревнях, и ездят из деревни в деревню друг к другу, чинят нам великие
озорничества и воровства, и не будучи в деревнях наших сотников в послушании,
чинят отговорки, что они уже не одной с нами команды; 3) смотря на таковыя
оных новокрещеных озорничества, и не видя за то им никакого наказания, и
другие из некрещеных такие, как люди весьма недостаточные и весьма бедные,
многие впадают в подобные тем своевольникам непотребства и воровства. Как в
таких худых непорядках пойманы и приведены бывают, то принимают святое
крещение и тем от указанного наказания осво-
130
бождаются; 4) иные же наши иноверцы, чтоб избавиться от рекрутства, чинят
многие покражи и за оныя наказываются по законам кнутом и по наказании
получа свободу, чинят всякие воровства и другие подобныя тому непотребства в
том ж уповании, что они за наказанием кнутом в отдачу в рекруты не годятся. И
для убеждения таких нам разорений, в рассуждении, ежели повелено будет от
корабельной работы нас уволить, а оставить в равенстве с государственными
крестьянами то бы Высочайше узаконить: 1. По приведении рекруты, хотя он
крестится, от службы его не увольнять, а принимать в рекруты, не взыскивая с нас
других. 2. Должников оных, хотя же крестятся принуждать к платежу или оный к
зарабатыванию, чтоб впред таким от платежа долгов крещением избавлять себя
было не повадно. 3. Который же во отбывательство рекрутской отдачи за малую
кражу, подведет себя под наказание, а в службу годен таковых наказывать не
кнутом, но по рассмотрению кражи иным штрафом и писать в службу в зачет
предыдущих наборов с тех деревень жителям отчего как государственная, так и
народная польза быть может, ибо по строгости законов и воровства умолятся.
12. Состоявшемся в 1737 г. октября 21 дня Правительствующего Сената
указом наикрепчайше подтверждено, чтоб в Казанской и Нижегородской
губерниях на однодворческия и иноверческия земли купчих и закладных русским
помещикам писано не было под опасением не малого штрафа, а ежели они между
собою покупать и продавать похотят, в том отдано на волю. А ныне по делам
видно, что многие дворяне имеют жалованные наши татарския земли в своем
владении по купчим от новокрещен из нас иноверцев, по обстоятельствам таким.
1). Увидя замотавшегося из нас или прочих иноверцев, взяв к себе и велит купить
у другого иноверца землю, а потом, приведя его в святое крещение, возьмет от его
имени на ту землю купчую себе, и не только того землю, но захватя насильством
своим и еще сколько ему надобно, как земли, так и лесных всяких
принадлежащих угодий и населя крестьян, владеют не только близ наших жилищ,
но и в самих деревнях, которые чинят неописанныя, изнурительныя разорения так
бесчеловечно, о чем от нас просьбы употребляемы были, токмо что от
присутственных мест никакого на то удовольствия, по безгласию нашему,
получить не могли, а прочие за убожеством и просить не в состоянии, что многие
наши служилые мурзы и татары, от больших их населениев и насильного
разовения, принуждены уже и дворишек своих лишиться и оставить жалован-
5* 131
ную свою землю и выйти в другие уезды и губернии и в рассуждении таковых
противузаконных поступков происходит нам разорение. Повелено б было
упомянутый 1737 г. указ оставя в своей силе, подтвердить, а означенныя
перепроданныя и сверх крепостей русскими помещиками захваченныя наши,
служилым мурзам и татарам жалованная земли, отобрать, населенным русскими
помещиками крестьян свесть и по-прежнему в наше иноверческое владение
отдать и впредь таковых перепродаж чинить запретить, а от обид избавить и
милостиво защитить.
13. А что выше сего в сем наказе написано, что мы судом и расправою
состоим в Казанской адмиралтейской конторе, и по производимому судному делу
иногда решено будет не в силе законов в таком случае, за отдалением
государственной адмиралтейской коллегии просит нам, кроме касающихся флота,
в апелляцию в Государственной Юстиц-коллегии, ибо из прочих губерний
апелляционныя дела берутся в оную коллегию. Подписал депутат от мурз и татар
Эюб мурза Еникеев» [112. Т. 115].
В комиссии по составлению проекта нового уложения 6 мая 1768 г. депутат
Уфимской провинции от ясачных крестьян Агафон Стариков заявляет: «Не
соблаговолено ли будет принимать в святое крещение только тех магометан,
которые с чистой совестью пожелают обратиться к православию, а с теми
поступать в силу законов, кои требуют святого крещения, избегая надлежащего
наказания за свои злые дела, как то: за убийство, разбой, татьбу и прочее». Не
оставили без внимания это заявление и татары. На заседании 3 июня 1768 г. было
прочитано следующее заявление депутата мурзы Аюба Еникеева:
«В Комиссию о сочинении проекта нового уложения покорное
представление.
Апреля 13 дня Уфимской провинции от ясашных крестьян господин депутат
Агафон Стариков на читанные о новокрещеных законы подал от себя примечание,
что он, господин депутат, представляет самым настоящим делом. Почему и я
нахожу себя с тем его мнением согласным в рассуждении в том, что из общества
нашего магометанского закона и других иноверческих народов некоторые
впадают по злым своим умыслам в разные злодейства, а за что подвергают себя,
по важности их преступления, присужденному по законам наказанию и для того
те злодеи отсылаются в разные присутственные места, но они к избежанию за
таковые их злодейские пре-
132
ступления по законам наказания, принужденными себя находят для своего
избавления показывать в тогдашнее время свои желания о восприятии веры
греческого вероисповедания, которое по их таковым желаниям и получают, чрез
таковое их умышленное восприятие святого крещения делаются от присужденных
наказаниев свободны. А понеже от таковых крещеных не может быть
процветания в России тишины и спокойствия, как только более в их сердцах
вкореняется безобразная свирепость ко всяким злым умыслам итак оное их
крещение совсем не сходствует с самопроизвольным желанием, потому что он,
видя себя уже подвержана за такое им учиненное преступление большому
наказанию, единственно принимает таковое крещение не для чего иного, как
только для избежания наказания, и тогда они по крещении получат от наказания
свободу, отпускаются прежнему в свои жилища и так будучи в обществе с
некрещеными иноверцами, не соблюдают веры христианской греческого
исповедания и чинят более первого воровства и непорядки и от того приключают
нам вставшим иноверцам чувствительный разорения. А хотя выбранные от
нашего общества (приписанных к адмиралтейству) для корабельной работы и
когда случится, легкой воинской службы и всяких государственных податей и для
усмирения таких от их непристойностей сотники и старосты находятся, только
удержать их от того не могут, ибо те новокрещеные у объявленных старост и
сотников в послушании не бывают, потому что они сделались веры греческого
исповедания христианами и для того от нашего общества и команды удаляются. Я
все сие по долгу моему соображая, принял смелость в пользу отечества
почтенному собранию в пополнение того поданного от господина Уфимского
депутата примечания объявить свое мнение следующего содержания: 1. Не
повелено ль будет таковым обличившимся по важности их преступлений по силе
законов чинить наистрожайшее наказание и для того их отсылать, куда кто
надлежит будет, дабы чрез то можно было таковое из злодейское предприятие
вовсе искоренить, а тем более стараться восстановить тишину и спокойствие. 2.
Которые из нашего магометанского пожелали самопроизвольно принять веру
греческого исповедания, таковых приказать из общества нашего выключать и
чтобы они по восприятии святого крещения жительства с нами иноверцами
вместе уже не имели, а для лучшего в вере обращения и знания христианской
должности селить их вместе с российскими народами или с новокрещенами, дабы
таковые новокрещеные, живши обще с
133
нами, не могли впасть в какое-либо христианской вере противное погрешение. 3.
Притом же, покорно прошу, чтоб из нашего магометанского закона, в веру
греческого исповедания сильным образом, не имев к тому, кто собственного
желания, не склонять, как имянными их блаженный, вечной славы достойныя
памяти Императорских Величеств 1740 сентября 11 и ныне благополучно
царствующей Великой Монархини, матери Отечества, Государыни Императрицы
Екатерины Алексеевны 1763 годов апреля 8 числа указами повелено, что без
собственного желания к крещению сильно не принуждать и от платежа за
восприявших святое крещение подушных денег, рекрутских наборов и всяких
податей сделать свободными. Почему и ныне о сем всеподданнейше прошу, чтоб
мы могли тою же высочайшею Ее Императорского Величества Монаршею
матернею милостию пользоваться, ибо нам за всякого как восприявшего святое
крещение, так и за умершего платить всякие положенные сборы, то мы чрез то
приведены будем в наивящее разорение. 4. Ежели из таковых новокрещен
имеющие жалованные предкам их или купленные земли, которые пожелают
продать, то б благоволено было оные российским народам не продавать, а
оставлять оные в вечность в род наш за таковую же плату дабы за продажею
разным помещикам таковых земель не могли бы понести от недостатка большего
разорения, ибо каждый обыватель по большей части довольствуется землею, что
и указом правительствующего сената 1737 г. октября 25 дня, чтоб на
иноверческие земли шляхетству купчие и закладные давать именно запрещено, да
и после того еще подтвержденный в 1759 г. декабря 9 дня, чтоб вставшие от
новокрещеных пашенные земли с их угодьями по данным жалованным грамотам
отдавать в вставший магометанский род. Того для и в ныне установленный закон
оное покорно прошу внести. 5. В дополнение сего высокопочтенному господ
депутатов собранию имею честь объяснить и при том просить, чтоб оное мое
объяснение милостиво было принято в закон. Предки наши были природные
князья, мурзы и служилые татары, а не ясашные крестьяне, которые в давних
годах выехали самопроизвольно в высокославную Россию из Золотой Орды для
продолжения предкам Ее Императорского Величества ревностной своей службы,
которой они опыт показали с избранным успехом во время военное против
неприятеля и по разным городам столь радетельно, а особливо, что оную
продолжали без получения от предков Ее Императорского Величества жалования,
содержа себя своим коштом, за что столь щед-
134
ро награждены были, князья и мурзы дипломами и жалованными грамотами и
поместными землями с разными угодьями по расчислению четвертей о чем
значит князьям и мурзам и служилым татарам в разрядном архиве, именно по
разному числу четвертей, некоторые имеют исстари дворовых людей из татар,
почему по крещении таковых князей и мурз предпочтены в Российском законе
князьями же, а некоторые дворянами. Того для нас и не причитать с простыми и
не заслуженными ясачными крестьянами и прочими не служилыми татарами,
потому что после их яко законные наследники. И для того должно повиноваться
изданным Ее Императорского Величества законам продолжать равную ж с
прочими Ее Императорского Величества верноподданными рабами свою службу,
которую мы и продолжали с находящимися в войске казаками и будучи в
походах, жалованье получали против казаков, также и для построения кораблей и
прочих казенных судов заготовляем и со 1718 г. оную работу исправляем и по
указу Его Императорского Величества Петра I 1724 года, велено нас, приписных к
Адмиралтейству в подушный оклад не писать и на расположение на полки рекрут
не брать, а оставить при оной корабельной работе и положенные на нас всякие
государственные подати платим бездоимно. И для того покорно прошу, чтоб
между нами учинить раздел, т.е. чтоб как князья, так и мурзы и служилые татары,
всякий по своему званию имел о себе преимущество, а чтоб мы от простых и не
служебных ясашных татар были отличены, как данным комиссии о сочинении
проекта нового уложения большим наказом отделением повелено: «Всякого
согражданина особо ведать охраняемую законами, которые не утесняли б его
благосостояния, но защищали бы его от всех противных предприятий», да и в
прибавлении к большому наказу в начертании 2 части главы точно напечатано
каждого жителя различать: «О праве лиц или о состоянии каждого гражданина»
разделяют всех жителей на разные роды, из чего происходят отделения,
касающиеся до лиц и их прав. Вследствии чего покорно прошу, чтоб мы, яко
служилые в равенстве с помянутыми пахотными ясашными крестьянами
причтены не были. Также не менее оного имеем нужду изъяснить, чтоб нас
магометанского закона людей с прочими всякого звания народов
идолопоклонниками не считать, и сверх того прошу, чтоб мы находились по-
прежнему в своем магометанском законе, защищаемы были от непристойных в
ругательных слов и обид и от новокрещен и от разорения наших мечетей и
кладбищ и законных дел, которые по закону наше-
135
му разбирать муллам по-прежнему. А я, все сие окончив, высокопочтенному
господ депутатов собранию представляю на рассмотрение. И если только оное
мое представление за благо будет принято и в закон введено будет, то мы с
таковою Монаршею милостию и изданным законом с большим удовольствием
будем пользоваться. А впрочем, передаю высокопочтенному собранию господ
депутатов на милостивое рассмотрение. Пензенской провинции от служилых мурз
и татар депутат, мурза Аюб Еникеев» [110. Т. 32. С. 116–117, 541–544]. Высшая
русская аристократия не понимала и не поддерживала демократических
начинаний императрицы Екатерины II. Вельможи не посещали заседаний
Большой комиссии, а в тех случаях, когда она требовала их присутствия,
некоторые из них, говорят, приходили на заседание, демонстративно прикрывая
нос платком, показывая, что депутаты комиссии смердят, что это люди
недостойного, низкого происхождения. Высшая бюрократия всячески убеждала
Императрицу, что это напрасное занятие, что Россия еще не выросла до того,
чтобы иметь представительные законодательные органы. С каждым днем работы
они старались в глазах Императрицы унизить авторитет Большой комиссии.
Невзирая на это, Большая комиссия проработала с 31 июля 1767 до 17 декабря
1768 г., а затем под предлогом начала войны с Турцией была распущена до
особого повеления (которое так и не последовало). Так кончилась попытка
Екатерины II ввести в России представительные институты. Но несмотря на
минимальные результаты деятельности Екатерининской комиссии, все же семена,
ею посеянные, дали свои всходы. До сознания высшего государственного
руководящего центра была доведена мысль о том, что существует сословие,
сыгравшее в истории России большую роль, но сейчас лишенное всех прав и
состояния. А мурзы продолжали свои ходатайства, коллективные челобитные
подавали одну за другой. В Полном собрании законов Российской империи
отражено несколько челобитий о предоставлении дворянских прав татарским
бекам и мурзам (например, такое коллективное прошение правительству было
подано в 1771 г.). Императрица Екатерина II, будучи информированной об
истории некрещеных татарских князей и мурз, постепенно стала приходить к
мысли о необходимости восстановления татарских мурз хотя бы в некоторых их
правах. В 1776 г. издается закон, по которому башкирским и мещерским
старшинам и другим татарам предоставлено право производить в России
промыслы торговые, заводить заводы и прочее. В указе Импе-
136
ратрицы, данном фельдмаршалу Потемкину от 1 ноября 1783 года, говорилось:
«Князь Григорий Александрович! Татарских мурз и чиновных людей, желающих
поступить на военную службу нашу, мы позволяем Вам принимать и награждать
чинами обер-офицерскими не выше премьер-майора, а коль, по мнению Вашему,
будут достойные больше той степени, о таковых представлять нам» [63].
В Сенате по указанию Екатерины велась подготовка к кардинальному
решению проблемы татарских мурз. В самом российском обществе в век
Екатерины II происходили изменения; дикий произвол, характерный для времен
Петра I, отступил, усилилось влияние на Россию просвещенного Запада, в
руководстве страны появилось много людей европейского образования и
воспитания, с широтой взглядов и терпимостью к свободе совести. Императрица
Екатерина II решила восстановить татарские мурзинские роды в дворянском
достоинстве, и ею было дано указание Сенату разработать соответствующие
документы. По велению Екатерины II был подготовлен указ о возведении
татарских беков и мурз в российское дворянское достоинство, который был
подписан Императрицей 22 февраля 1784 г.
Этот указ по своему духу соответствовал Манифесту о вольностях и
преимуществах дворянства и Жалованной грамоте дворянству, дарованной
Екатериной II в 1785 г., которая гласила, что «дворянское название есть
следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности
мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу,
приобрели потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются
все те, кои или от предков благородными рождены или монархами сим
достоинством пожалованы». Согласно акту 1785 г., потомственное дворянство
имело шесть разрядов: 1. Дворянство жалованное или действительное (к этой
группе относились те роды, чьи доказательства благородного происхождения
относились к периоду после 1685 года, т.е. менее 100 лет до издания Жалованной
грамоты). 2 Дворянство военное, приобретенное при достижении на военной
службе обер-офицерского чина (что открывало доступ к дворянству на военной
службе многим выходцам из других сословий, хотя для недворянина и
достижение первого офицерского чина было трудной задачей; а впоследствии эта
ступенька была повышена, и с середины XIX в. потомственное дворянство на
действительной военной службе приобреталось с чином полковника,
соответствовавшим VI классу). 3. Дворянство «восьмиклассное», полученное в
результате пожало-
137
вания чина VIII класса на гражданской службе (со времен Петра I в России
существовал табель о рангах, в котором насчитывалось четырнадцать классов; на
низшей ступеньке этой служебной лестницы стоял чиновник XIV класса –
коллежский регистратор, на высшей, в I классе – канцлер и действительный
тайный советник первого класса; впоследствии, в XIX в. потомственное
дворянство приобреталось только с чином IV класса – действительного статского
советника). В ту же часть родословной книги вносились роды и лица, получившие
потомственное дворянство в результате пожалования им ордена. 4. Иностранные
дворянские роды. 5. Титулами отличенные роды. 6. Древние благородные
дворянские роды (роды, чьи предки пользовались дворянскими правами до 1685
г.). Потомственный дворянин сообщает свое состояние всем своим законным
детям и потомкам обоего пола, а дворянка, даже выйдя замуж за недворянина,
сохраняла свое дворянское достоинство, но не могла передать его ни мужу, ни
детям. В каждой губернии местное дворянское собрание должно было вести
дворянскую родословную книгу, записывая дворян, представивших
доказательства своего происхождения, в соответствующую ее часть. Надо сказать,
что в XVIII в. татарских князей и мурз чаще всего вносили в IV часть
родословных книг, приравнивая к «иностранным», «выезжим родам», или в V
часть родословной книги (как и русские княжеские роды). Позже татарских
князей и мурз включали обычно в VI часть, в число древних благородных
дворянских родов.
Указ 22 февраля 1784 г. настолько важен, что нужно привести его
полностью:
«Известно, что между обитающими в разных губерниях Всероссийской
Империи, так называемыми, князьями и мурзами татарского происхождения
оставшимися в магометанском законе, находятся такие, коих предки за их верную
Всероссийскому престолу службу получили от высоких предков наших
жалованные грамоты и поместные дачи и другие неоспоримые доказательства,
что служба и состояние их были равными с прочими благородными. По разным
обстоятельствам не пользовались они в течение сего времени сими выгодами и
были поверстаны подать лично платящих, но как непременное желание наше есть,
дабы всех, какого рода и закона не были, пользовались неотъемлемыми
преимуществами и коим порода его от заслуженных предков происходящая или
же отмененные личные заслуги дают ему право, то следуя сему
Всемилостивейшую волю
138
нашу объявляем, что все те кои, так называемые, князей и мурз татарского
происхождения, каком бы законе они от праотцов своих не осталися, предъявлять
жалованные предкам их государственные грамоты на недвижимые имения или
другие письменные виды, утверждающие благородство, с явным доказательством,
что они от тех родов произошли восстановлены были в состояние им
свойственное и понаписали их в Герольдию особым списком, воспользовались
всеми теми вольностями, выгодами и преимуществами, каковыми от щедроты
наших предков и наше императорское российское дворянство пожаловано,
исключая только право покупать и приобретать крепостных или подданных
христианского исповедания коими никто в империи нашей не будучи в
христианском законе пользоваться не может» [104. Т. 22, № 16936; 1. Оп. 21. Д.
862].
Татарские мурзы очень быстро узнали об этом указе. Определенную
трудность представляла необходимость собрать документы, подтверждающие их
дворянское происхождение. С тех пор, как были отписаны их поместья и они
были исключены из служилого сословия, прошло 70 лет, сменились поколения.
Архивы тех времен плохо хранились, да и для получения справок из архивов
необходимо было давать чиновникам большие взятки. Невзирая на эти трудности,
уже 19 июня того же года документы были собраны и представлены в Сенат.
Оказалось, что утверждение в дворянстве будет происходить в очень сложных
обстоятельствах, потому что одно дело — пожелание Екатерины И, а совсем
другое – его осуществление. По всей вероятности, консервативные русские
вельможи оказывали сопротивление процессу утверждения мурз в дворянстве.
Им, богатым, купающимся в роскоши барам, принимать в свое сословие
оскудевших, оказавшихся на положении казенных крестьян татарских мурз и
предоставлять им равные с собой права вовсе не хотелось. Создавались
искусственные препятствия, продолжалась бумажная волокита. После подачи в
Сенат первых прошений, а каждый род подавал отдельное прошение, с
приложенными к нему документами – доказательствами их принадлежности к
служилому сословию, прошло два года. В 1786 г. из Правительствующего Сената
пришло известие, что вопрос о восстановлении дворянства татарских князей и
мурз необходимо предварительно рассмотреть в собрании губернского
предводителя дворянства и уездных дворянских депутатов и только после этого
представлять на решение сенатской Герольдии. Мурзы составляют новые
прошения, дополняют их вновь добытыми дока-
139
зательствами и представляют их уже на имя предводителя Оренбургского
губернского дворянского собрания (тогда еще существовала Уфимская
провинция, которая входила в состав Оренбургской губернии). Губернскому
дворянскому депутатскому собранию для составления документа о представлении
татарских мурз в Правительствующий Сенат для утверждения в дворянском
достоинстве потребовалось три года. В феврале 1789 г. были составлены отдельно
на каждый род пространные документы, в которых были детально изложены
представленные доказательства их дворянского происхождения. Эти документы
были подписаны предводителем дворянства Уфимской губернии (к тому времени
образовалась Уфимская губерния) Николаем Сумароковым и шестью уездными
депутатами. В течение этих трех лет, когда в губернском правлении готовились
документы, мурзы были вынуждены для поощрения чиновников и писарей носить
всякие подношения, платить за переписку документов. С большим трудом, с
большими расходами была обеспечена возможность представления документов в
Санкт-Петербург. После трудных хлопот, хождений, больших расходов, наконец,
документы были отправлены для рассмотрения Правительствующего Сената.
Снова они бесследно пропали в недрах петербургской бюрократии. Шли годы, а
из Петербурга никаких вестей не поступало, прямых контактов с этим городом не
было. Умелое пользование плодородными землями, трудолюбие давали
татарским мурзам средства для обеспеченной жизни. Хватило терпения и средств
и для 12-летних хлопот и ходатайств. Императрица Екатерина II, понимая, что в
России недостаток умных и образованных администраторских кадров, привлекала
их из Европы. Таким достойным представителем просвещенной части высшего
чиновничества был и уфимский губернатор, швед по национальности, барон Осип
Игельстром. В этот период шел процесс переселения татарских мурз с их
исторической родины – Тамбовской губернии. Знакомясь с их документами и
лично с ними, барон убедился, что это люди, проявившие себя в течение веков в
верности российскому престолу и показавшие радение в службе, владеющие в
совершенстве русским языком и русской грамотой, а также владеющие языком и
грамотой местных татар и башкир. Барон Игельстром считал, что привлечение
этих людей в административный аппарат даст свои положительные результаты в
управлении мусульманскими народами Уфимской губернии (что вполне
оправдалось в будущем). В губернских и других административных органах
много
140
было чиновников из татарских мурз (отметим, кстати, что особенно их число
увеличилось в 1801 г. в связи с формированием мещеряцко-башкирского
казачьего войска, командный состав набирался из татарских мурз). Учитывая
возможности использовать эти кадры в управлении губернией, барон Игельстром
написал личное послание на имя Великой Императрицы с просьбой об
утверждении татарских мурзинских родов в российском дворянстве. Только после
этого начались в Санкт-Петербурге реальные сдвиги в решении этого вопроса. В
первом письме к императрице барон Игельстром направил дела князей
Еникеевых, Чанышевых и Енгалычевых, а потом отослал для рассмотрения и дела
остальных мурзинских родов. В доказательствах дворянского происхождения
фигурировали следующие обстоятельства: 1. Предки их жалованы были Великим
Государем Иоанном Васильевичем, прилагается копия грамоты. 2. Родословная
рода, засвидетельствованная 16 дворянскими лицами. 3. Копии, за свидетельством
Темниковского уездного суда, о роде нашем мурзинском с грамотой. 4. Грамоты о
службе их предков в русских войсках в XVII в. в сотниках. 5. О мурзинской
породе предков по справке Темниковского уезного суда в списке разборных книг
1680 г. значится, сколькими четвертями земли и крепостными дворами были
верстаны их деды и прадеды, дается полный перечень всех владений дедов и
прадедов на конец XVII в. и начало XVIII в. 6. Приводятся справки о том, в каких
военных чинах служили их деды и прадеды. 7. Перечень доказательств
заканчивается перечислением известных лиц, которые могут подтвердить их
мурзинское происхождение. Среди этих лиц называются Тевкелевы – старинный
дворянский род, берущий начало от Чингисхана. Имеются также ссылки на
князей Чанышевых, поскольку в Уфимской губернии они поселились раньше всех
и уже обладали достаточным авторитетом.
И вот в результате 12-летних ходатайств, прохождения через все инстанции
российской бюрократии, энергичных действий 15 мая 1796 г. появилась первая
ласточка – указ, подписанный Государыней Императрицей, об утверждении в
княжеском достоинстве князей Еникеевых, а в ноябре того же года пришел в Уфу
указ, подписанный уже Императором Павлом I, о возведении в дворянство
большинства татарских мурз. Приведем текст этого указа.
«Получен 29 декабря 1796 года.
Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из
Правительствующего Сената Уфимскому наместническому
141
правлению. Минувшего ноября 29 дня Правительствующий Сенат слушали:
Именной Его Императорского Величества, Высочайший указ последовавший того
ноября в 27 день на поднесенном от Сената докладе, коим всеподданнейше
представлено было: что как состоящие в подушном окладе Уфимского
наместничества татарского происхождения князья Янбулатовы, Яушевы,
Акчурины, Чанышевы, Дивеевы, Мамины, Маматказины-Сакаевы, Кудашевы и
мурзы Кашаевы, Бигловы, Еникеевы, Терегуловы. Происхождение их от
благородных предков доказано в собрании губернского предводителя дворянства
и уездных депутатов и ко внесению в родословную дворянскую книгу оказались
достойными, то на основании Всемилостивейше пожалованной дворянству
грамоты, помянутые роды следует обратить в первобытное их благородное
состояние и выключены быть из подушного оклада и от всех податей. На котором
докладе Его Императорское Величество собственною рукою подписать соизволил
тако «Быть по сему». Приказали: о должном исполнении сего имянного Его
Императорского Величества высочайшего указа в Уфимское наместническое
правление послать указ, причем приложить (прилагается) роспись всех тех имен,
кои следуют к исключению из подушного оклада, каковая при подносимом от
сената докладе всеподданейше представляема была, а в той росписи означены
Уфимской губернии разных округов и деревень князья и мурзы по именам и
прозваниям: 1. Стерлитамакский округ деревни Абдуллиной князья Акчурины 11
человек. 2. Белебеевский округ деревни Кузеевой мурзы князья Чанышевы всего
23 человека. 3. Белебеевский округ деревни Каргалы из мурз князья Дивеевы
всего 7 человек.
Бугурусланский округ из мурз князья Мамины всего 13 человек.
Белебеевский округ деревни Абушаневой князья Маматказины-Сакаевы
всего 12 человек. 6. Белебеевский округ деревни Ахуновой мурзы князья
Кудашевы всего 9 человек. 7. Оренбургской губернии Сеитовской слободы князья
Янбулатовы всего 7 человек. 8. Белебеевский округ деревни Арслановой князья
Яушевы всего 18 человек. 9. Белебеевский округ деревни Баймурзиной мурзы
Кашаевы всего 5 человек. 10. Белебеевский округ деревни Бигловой Абзаново тож
мурзы Бигловы всего 31 человек. 11. Белебеевский округ деревни Каргалы мурзы
Еникеевы всего 65 человек. 12. Белебеевский округ в деревне Каргалы мурзы
Терегуловы всего 19 человек».
Многочисленные копии этого документа сохранились и в делах о
дворянстве в Департаменте Герольдии Сената, и в архиве местно-
142
го дворянского собрания. Как видно из последних, получив этот указ,
предводитель и дворянские депутаты «приказали: сообщить к исполнению к
узаконению, а с указа списать копию с свидетельством секретаря дворянства
приобщить к делу об оных мурзах в губернском дворянском собрании в архиве
хранимому» (этот документ подписали губернский предводитель дворянства
Николай Тимашев, депутаты Петр Глазов, Ефим Торбеев, секретарь дворянства
Прокопий Бурцев).
Таким же образом поступили указы о восстановлении в дворянстве князей и
мурз Дашкиных, Енгалычевых, Утяшевых, Макуловых и некоторых других.
Переселение их с исторической родины – из Тамбовской и Пензенской губерний –
шло весьма интенсивно. К 1796 г. переселились, и многие Акчурины, Сакаевы,
Терегуловы, Кудашевы, Маматовы, Дашкины, Макуловы, Утяшевы, Енгалычевы,
Маматказины, Дивеевы, Кашаевы и некоторые другие роды. Но все-таки,
несмотря на активную миграцию в Уфимскую губернию, основная масса
татарских мурз оставалась на исторической родине, в Пензенской и Тамбовской
губерниях. Одни только Еникеевы населяли несколько деревень (Идеево,
Енгуразово, Черный, Глинково). Также другие роды продолжали целыми
деревнями жить на старых местах. Так что в Уфимскую губернию переселилась
только часть мурзинских родов. В Тамбовской и Пензенской губерниях мурзы
также активно хлопотали о восстановлении во дворянстве, но обстановка там
резко отличалась от ситуации в Уфимской губернии, где активная поддержка
барона Игельстрома сыграла решающее значение. Там же поддержать мурз было
некому. В Тамбовской губернии в то время предводителем дворянства был князь
Гагарин. Крупнейший вельможа, богатейший человек того времени не мог
допустить, чтобы какой-то некрещеный татарин имел равный с ним титул,
поэтому процессу восстановления татарского дворянства выдвигались
дополнительные препоны. Однако все равно этот процесс продолжался, и многие
татары-мусульмане возвращались в ряды российского дворянства.
Указом от 13 ноября 1796 г. о восстановлении в дворянстве мурз
Мамлеевых, Шахмаметьевых и Муратовых по Пензенской губернии отмечены:
мурзы Мамлеевы в числе 96 душ мужского пола, Шахмаметьевы – 40 и Муратовы
– 74 души мужского пола. Восстанавливались в правах дворянства и другие
фамилии – Еникеевы, Тенишевы и многие другие.
143
Восстановление в дворянстве в экономическом положении этих людей к
особым изменениям не привело. Конечно, освобождение от платежа подушной
подати и рекрутчины намного облегчало материальную сторону жизни, но
некогда конфискованные поместья не были возвращены, поэтому мурзы, так и не
став снова помещиками, фактически оставались привилегированными
крестьянами. Но владея большими плодородными земельными наделами, мурзы,
трудолюбивые и умелые земледельцы, имели по сравнению с другими более
высокий уровень жизни. Стало доступным образование, в их деревнях
открывались русско-татарские школы, что дало доступ к русскому образованию.
Многие поступали на государственную службу (где принадлежность к дворянству
создавала им некоторые привилегии), трудились и на ниве просвещения. Из их
родов вышло много чиновников и в губернское правление, и в другие
административные органы; они внесли большой вклад в развитие просвещения в
Уфимской губернии. Во многих татарских и башкирских селах учительствовали
татарские мурзы, несли татарскому и башкирскому народам свет просвещения. В
самых глухих аулах основывали школы. Не являясь эксплуататорским классом, в
своей основной массе средства к жизни мурзы добывали крестьянским, а позднее
учительским и чиновничьим трудом. Они пользовались большим уважением
мусульман. Некоторые избирали военную карьеру и служили в армии, обычно в
невысоких, в обер-офицерских чинах. В связи с этим существует такая легенда.
Один из мурз дослужился до офицера и, надеясь на большую карьеру, принял
крещение, но этого не случилось, и он в капитанском чине вышел в отставку. За
что в душе затаил обиду. Однажды ему пришлось долго беседовать с глазу на глаз
с генералом. Он задал генералу вопрос: «Наши мурзы, будучи некрещеными,
выше капитанского чина на поднимаются. Я же крестился и все равно в отставку
вышел в капитанском чине, почему?». Генерал ответил: «Как Вам можно доверять
командование, если Вы так легко изменили своей отцовской вере. Вы еще легче
можете изменить престолу, а поэтому Вам больших чинов не доверили».
Впрочем, к началу XX в. некоторые татарские дворяне-мусульмане добивались на
военной службе и более высоких чинов, вплоть до генеральских. Конечно мурзы
не разъезжали в золоченых каретах и в лакированных фаэтонах, подобно
русскому дворянству и вообще по своей внешности и поведению мало походили
на столичных бар. Поэтому народ, всегда обладающий чувством юмора, дал свое
назва-
144
ние этому сословию – «лапотные дворяне» (чабаталы дворяннар). В отличие от
простого народа мурзы носили особые дворянские картузы, поэтому сразу
отличались по внешности от прочих. В казенных присутствиях, как правило,
проситель излагал свое дело стоя, и чиновник обращался к нему на ты. Если же
входил мурза, чиновник обязан был приветствовать его стоя, потом должен был
ему предложить стул, сесть и обязан был обращаться к нему на Вы.
В отличие от мурз-переселенцев, получивших свободные земли и активно
занимавшихся сельским хозяйством, развитие жизни мурз, оставшихся на своей
исторической родине, пошло иным путем. Их крестившиеся родственники все их
земли присвоили, а те, что оставались во владении мурз-мусульман, были
малоплодородными. Поэтому они принялись за торговые дела. На смену классу
беков и мурз пришел другой, новый класс – татарская торговая буржуазия,
сформировавшаяся в большинстве своем из мурз и служилых татар. Торговля в те
времена была не менее опасной, чем военная служба, дороги были полны
разбойников. Разбой тогда был, пожалуй, видом своеобразного «ремесла». Им
занимались порой и крестьяне, и мелкопоместные помещики, и даже духовные
лица. В этих условиях торговлю могли вести только выходцы из военного
сословия, люди, имеющие навыки вчерашних воинов, презирающие опасность и
умеющие защитить себя и свое имущество. Выезжая в степь, на юг, они обычно
вооружались. Везли на юг для продажи лесную продукцию (кадки, бочки, ложки,
рогожу, деготь и прочее), поскольку эти края были лесные, и крестьяне надомно
занимались промыслами, изготавливая деревянные изделия. Из южных степных
районов вывозили земледельческую продукцию: пшеницу, овес, просо,
подсолнечное масло, сахар и прочее. Как рассказывали в моей юности старики,
происходило это следующим образом. Такие торговцы имели по 9–10 своих
лошадей, кроме того, они нанимали односельчан с лошадьми, скупали в русских
селах их промысловую продукцию и обозом в 30–40 подвод ехали, как они
называли, «в степь». Это была южная часть Тамбовской губернии и северная
часть Саратовской губернии вплоть до городов Камышина и Балашова. Тяжело
груженные возы проезжали в день по 30 верст, люди шагали рядом с возами. Так
шли день, на ночлег останавливались на постоялом дворе. Это называлось «одна
упряжка». Кормили лошадей, сами питались, спали не раздеваясь, ночью надо
было вставать, задавать корм лошадям. Вот так ездили и летом и зимой. За две
недели прибывали в намеченный
145

город. Там у них были оптовые покупатели – купцы, все им продавали, закупали
местную сельскохозяйственную продукцию и снова две недели тяжелой дороги.
Так что торговля эта была многотрудной. К концу XVIII и к началу XIX в.
татарские мурзы в нескольких регионах живут компактными группами, в том
числе в Темниковском уезде Тамбовской губернии, в Пензенской губернии, в
Вольском уезде Саратовской губернии, в Белебеевском уезде Уфимской
губернии, в Симбирской и Казанской губерниях. Однако в этих губерниях не
было образованных, широко мыслящих администраторов, подобных барону
Игельстрому. Поэтому в других регионах восстановление сословных прав
татарских мурз проходило с еще большими затруднениями. Точных
статистических данных, в каком регионе и сколько было восстановлено, у меня
нет. Исчерпывающими данными по этому вопросу мы владеем только по
Уфимской губернии. Я надеюсь, найдутся исследователи, которые сумеют
осветить этот вопрос по всей России, ведь исследования по истории татарских
князей и мурз только начинаются. Я надеюсь, этот сложный вопрос истории
татарского народа привлечет внимание крупных татарских историков. В то же
время историю народа нельзя правильно и полно описать, не исследовав и не
описав историю его руководящего и феодального сословия. Это сословие сыграло
большую роль в сохранении татарской национальности.
Мы уже говорили, что со времени восшествия на престол Екатерины II и с
изданием «Большого наказа» насильственное крещение или понуждение к
крещению прекратилось. Однако православное духовенство с этим согласиться не
могло. Поэтому была основана Крещенская контора, которая продолжила работу
по обращению татар в христианство, используя для этого и мелкие хитрости.
Приведем только один пример. Тысячу лет назад киевский князь Владимир,
отвергнув язычество, начал искать для Руси новую религию. Среди других
вероисповеданий и мусульмане князю Владимиру предложили свое вероучение.
Князь Владимир, узнав, что ислам допускает многоженство, очень обрадовался и
готов был принять мусульманство, но когда узнал, что ислам категорически
запрещает употребление алкоголя, изрек крылатую фразу, вошедшую в историю:
«Веселие Руси есть питие. Нам без этого не можно». По истечении 800 лет
православное духовенство с удивительным простодушием считало, что основным
превосходством христианской религии над исламом является то, что
христианство допускает пьянство. Для при-
146
влечения мусульман к христианской религии они решают использовать это
преимущество. В непьющих больших татарских деревнях открывают кабаки, в
которых, по их расчету, будут пьянствовать, веселиться, петь песни русские люди
из близлежащих русских деревень. По мысли христианских миссионеров, видя,
как весело живется православным людям, и мусульмане будут склонны к
принятию христианского вероисповедания. Конечно, попытки вовлечь
правоверных мусульман в пьянство беспокоили татарских мулл. Они
размышляют о предоставлении народу другой альтернативы застолью. Муллы,
учившиеся в странах Востока, знали, какое удовольствие там трезвые люди
получают от чаепития в чайханах, как за чашкой чая в дружеской беседе с
удовольствием проводят время. По примеру тамошних единоверцев они решают
принять меры к сохранению в татарском народе трезвого образа жизни. Для этой
цели были собраны деньги и снаряжен в Среднюю Азию караван за чаем.
Наконец, этот караван с чаем прибыл на место. В религиозных празднествах стали
предлагать проводить чаепитие и приучать народ к ежедневному употреблению
чая. Поскольку первый чай был привезен караваном, то хороший чай в татарском
народе стали называть «караван чай». Муллы достигли своей цели. Начиная с
этого времени у татар чаепитие делается праздничным застольем, украшением
стола при приеме гостей. Удовольствие чаепития знают и русские. Но у
православных соседей застолье с брагой уже вошло в обычай, а татарское
чаепитие было у русских предметом остроумных шуток.
Русское правительство крещеным татарским мурзам предоставляло самые
широкие льготы. Награждая их за крещение, их порой ставили даже выше
коренного русского дворянства. В начале XVIII в. улусы кочевников Приазовья и
Прикаспия были усмирены, а в связи с этим южные части земли от реки Мокши
были освобождены от нападений, и возникла возможность освоения этих
бескрайних степей. Начинается раздача этих колоссальных земель крещеным
татарским мурзам. Таким образом, их потомки стали крупными помещиками,
владельцами огромных земельных комплексов. Заселив эти земли крепостными
крестьянами из своих старых поместий и из переданных им поместий
некрестившихся родственников, они сравнялись с богатейшей частью русского
дворянства. Однако истинные мурзы не зарились на эти греховные подачки.
Сохранив свою отцовскую веру, в крепкой связи со своим народом, справедливую
жизнь они ставили превыше всего. Сохранять верность своему долгу и сло-
147
ву, преданность чести рода, быть во всех делах надежным, закалять свою волю –
вот требования, которые предъявила жизнь мурзам. Бесконечная благодарность
потомкам мурз, сохранившим и донесшим до нас славные традиции и обычаи,
религию наших предков и нашего народа. О, справедливость Аллаха! Этот
светлый мир, эта солнечная долина жизни, это счастье жить на земле достались не
потомкам крещеных мурз! Сейчас только в одной Уфе проживает
совершеннолетних Еникеевых-мужчин 526, в республике – 2000. Из них только
двое крещеных. Кроме того, Еникеевы проживают в Москве, Санкт-Петербурге,
Ташкенте, Алма-Ате, в Саратовской, Тамбовской, Пензенской областях, в
Мордовской республике, проживают компактными группами в деревнях.
После революции 1917 г., не встав активно на сторону новой власти, но в
большинстве и не выступив против нее, все эти мурзинские роды оказались как
бы «вне политики» (хотя многие из них не избежали жестоких репрессий). Как и в
прежнее время, выходцы из татарских мурз продолжали работать в органах
народного образования (в основном это были сельские учителя). Татарские
мурзы-интеллигенты приняли все меры, чтобы обеспечить своим детям высшее
образование. Эта молодежь, будучи талантливой, поступала в высшие учебные
заведения крупных промышленных и культурных центров. Успешно окончив
институт, они нередко и оставались работать в этих больших городах, во многих
случаях и женились на местных русских девушках. Таким образом, уже в
тридцатые годы нашего века началась эмиграция бывшей дворянской татарской
молодежи, притом ее лучшей части, из пределов Башкирии по всему Советскому
Союзу. В качестве примера мной была сделана выборка по мурзам Еникеевым, и
оказалось, что представители этой фамилии издали за предвоенные и
послевоенные годы (до 1960-х годов) 150 книг в следующих городах, (где жили
их авторы): в Москве – 49, Уфе – 34, Казани – 21, Ташкенте – 14, во Фрунзе – 4,
Самаре – 3, Ленинграде – 6, Оренбурге – 1, Калуге – 1, Барнауле – 2, Риге – 1,
Самарканде – 1, во Владивостоке – 1, Екатеринбурге – 1, Воронеже, Ашхабаде,
Севастополе – 1, Нижнем Новгороде – 1, Днепропетровске – 1, в Киеве – 1. Эти
данные дают некоторое представление о том, как широко расселились теперь по
свету представители старинных татарских фамилий. А о современных судьбах
потомков татарских мурз мы расскажем ниже, в главах, повествующих об
отдельных родах, а также в очерке, посвященном деятельности Меджлиса
татарских мурз.