You are here

Мурадымово

Деревня Мурадымово носит имя одного из старшин Меркит-Минской волости Мурадыма Сеитмамбетова. В одно время он был главой уршак-минцев. Мурадым - активный пугачевец. В конце XVIII в. в деревне было 23 двора, 138 жителей. Через 60 лет- в 70 дворах жили 400 башкир-вотчинников. Уже говорилось о тесных родственных связях двух деревень - Мурадымово и Турсагали, о чем свидетельствует переезд из первой во вторую 6 семей во главе с сыном Мурадыма Баимом.
В книге \"Башкирские шежере\", опубликованной Р.Г. Ку-зеевым в 1960г., можно найти родословную башкир-мин-цев, а также жителей д. Мурадымово. Сопоставление ее с данными ревизских материалов дает возможность сделать вывод о том, что родословная в целом правильно отражает действительную картину. Вместе с тем ревизские сказки временами уточняют имена или родственные связи личностей, упоминаемых в родословной, показывают годы их жизни.
У отца Мурадыма - Сеитмамбета - было 3 сына - Мурадым, Исмагил, Кинзекей. У Мурадыма их тоже трое- Гадельша, Исламгул, Баим. Сын Гаделыпи Мирас (1773-1812 годы) служил юртовым старшиной. Известен его сын Мухаметхасан, 1803 года. У Исламгула Мурадымова трое сыновей: Исмагил, Яхья, Валит. Яхья (1770-1826), служивший юртовым старшиной, имел от двух жен детей- Гайсу, 1806 года рождения, с 1808 года Ибрагима, с 1824 года Тухватул-лу (в шежере последние два сына ошибочно показаны детьми Гайсы). Валит Мурадымов, с 1777 года рождения. Сотник. Его дети Нурмухамет (с 1804 года), Батырша (с 1810 г.), Зиганша (с 1814г.), Нугуман (с 1817 г.), Кинзябай (с 1823 г.). Об Ильясе и Валиулле в материалах ревизий сведений нет. Баим Мурадымов жил в 1760-1825 гг. Имел сыновей с 1785 года Кутлугильде, зауряд-сотника, с 1793 года Муратбакия (в шежере ошибочно Муратшах). У Кутлугилде известны сыновья Кутлубай (с 1811 г.) и Кутлуюл (с 1833г.). Муратбакий Баимов оставил сыновей: Искандара с 1819 года рождения, Шагиахмета (1822г.), Шангарея (1825г.), Шагимардана и Ахметгарея (оба с 1834 г.).
У Исмагила Сеитмамбетова было два сына- Кутлуй и Килсура. У Кутлуя четверо сыновей. Старший сын Кутлуя Хашим (в шежере - ошибочно - Хишам). У него дети Кусяп-кул (с 1776 г., его сын Абдулхалик), Усман (с 1778 г., его сын Надырша), Музаметша (с 1800г.). Второй сын Кутлуя Кил-дигул (1754-1827 гг.). Собственных детей у него не было, он растил приемного сына по имени Хабибулла, его сын Баймурза. Третий сын Кутлуя - Шаммас, 1762 года рождения. В год проведения VIII ревизии он еще был жив. Шаммас -помощник юртового старшины. Известны его сыновья зауряд-есаул Абдулнасыр (с 1788г.), указный мулла Абдулкагир (с 1791 г.), зауряд-сотник Абдуллатиф (с 1802г.). Четвертый сын Кутлуя - Гумер, 1771 года рождения. Его сыновья Абдулвахит (с 1793 г.), Давлетша (с 1799 г.), Гадельша (с 1802 года, у него- Гали, Галиулла). У Давлетши осталось двое сыновей - Мухаметкарим и Мухаметрахим.
Килсура Исмагилов оставил 6 сыновей (по шежере ошибочно 7-й Худайберда). Самый старший из них Бирдегул. Его старший сын Байрамгул (1775-1831 гг.), его сын Кутлучура (1801-1819 годы). Второй сын Бирдегула- Ямангул (1777-1826 годы), его сыновья Исянбай с 1809 года, Канзабай с 1826 года вместо Байгунды по родословной. По материалам VII-VIII ревизий у Бирдегула не было других сыновей, в частности, Кужагула по шежере. Второй сын Килсуры- Мухаметамин Килсурин жил в 1761-1832 гг. Его сыновья - Аитбай, 1794 года рождения, сын Аитбая - с 1825 года Акъюл, Акбулат с 1829 года вместо Байдавлета по шежере, Акдавлет с 1832 года. Третий сын Килсуры - Татлымбет (1768-1834 годы). Его сын 1813 года рождения Аралбай. Четвертый сын Килсуры- Якшембет (1775-1825). Его сыновья с 1791 г. Исянгильда (в шежере ошибочно Исяньюл), Тухватулла (с 1800 г.), Хисматулла (1800-1831 гг.). Дети Исянгильды - Алтынсура (в шежере ошибочно - Алтынгузя), Кузяхмет, Кутлуахмет. Сын Тухватуллы 1833 года рождения Мухамет. Пятый сын Килсуры - Юлай, с 1778 года. В шежере сын Килсуры ошибочно показан не Юлаем, а Тухватуллой. Шестой сын Килсуры- Исянгилда, 1789 года рождения. Его сын с 1829 года Асылбай. По шежере седьмой сын Килсуры Худайберды и его сыновья показаны ошибочно, т.к. в материалах ревизий их нет. Как видно, ревизские материалы вносят существенные уточнения в родословную.
Башкиры этой деревни занимались главным образом полукочевым скотоводством. Они не знали озимого хлеба. В 1842 г. на 305 человек засеяно было всего 1120 пудов ярового хлеба.