Карыш (Верхнекарышево)

Д. Карыш, названная по местоположению Карыш-Баш, - одно из первых мишарских поселений, известная сегодня как Верхнекарышево. Она возникла по договорной записи башкир Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости от 6 июля 1693 г., по которой они припустили мишарей по р. Карыш. Ниже приводим ее текст: \"Се язь Етимчура Досметев да язь Копленды Беккозин да язь Чураш Аючеев Уфимского уезду Сибирской дороги Таныпской волости деревни Унлар есашныя башкирцы дали есьми в Бирском городке ею на себе запись Уфимского уезду Осинской дороги деревни Карыш служилым мещерякам Кильмаю Бакбюрину, Сулейменю Досалеву, Агею Алмашеву, Курмашу Микулаеву в том, что с нынешняго 7201-го года июля с 6-го числа отдали мы, Етимчура, Копленды, Чураш, им Кильмаю и Сулейменю и Агею и Курмашу с товарищи детям их и внучатам вотчину свою и впредь вечно речку и с озерами и под пашню земли и сенные покосы и лес хороминной всякой и на дрова имать, опричь дельнаго лесу, и зверя и птиц ловить и дупленицы в лесу искать, а кою дупленицу найдут и в тое дупленицы нам Етемчуре и Копленды Чурашу дела нет, а перехожлыя зверя в ельниках не ловить им, а межи той нашей вотчине: верхняя вершина Карышу речки и вниз по Карышу речки до Сухова логу Мелнади(?), а по правую сторону до вершины, а с того логу на осиновой колок, смежной с богдановой вотчины да (со степную сторону) сост(?) левую сторону межа по арке до мохового болота по край дубравы на большой дуб по край болота (ж) до ельнику да до большова ж дуба, а с тое вотчины нам, Етемчуре и Копленды и Чурашу с тов. детям нашим и внучатам, с них, Кильмая и Сулеймана и Агея и Курмаша с тов. на детях их и внучатах, имать по договору есаку в подмоге по рублю на всякой год, а буде они Кильмай и Сулейман и Агей и Курмаш с тов. дети и внучата жить не похотят и нам, Етемчуре и Копленды и Чурашу с тов. детям нашим и внучатам, на них есаку не имать, а тое данную вотчину взять нам себе и впредь нам, Етемчуре и Копленды и Чурашу с тов., им, Кильмаю, Сулейменю и Агею и Курмашу с тов. детям и внучатам, от той данной вотчины не отказывать и рыбу в тех данных озерах не ловить и в вотчине их не санарить, и тое вотчину иным не отдавать, а буде впредь им Етемчура и Копленды и Чурашу с тов. дети наши или внучата или родственни¬ки наши им Кильмаю и Сулейменю и Агею и Курмашу с тов. детям их и внучатам от той вотчины станем отказывать или станем [ловить] рыбу или санарить им, Кильмаю и Сулейменю и Агею и Курмашу с тов. детям их и внучатам, взять на нас, Етемчуре и Копленды и Чураше, по сей нашей записе за неу¬стойку сто рублев денег и ся запись впредь в запись; на то в послухи Ларион Зыряников, Иван Кондаков, а запись толмачил толмач Иван Фаналеев, а запись писал Бирской площади подьячей Ивашка Беляев. Лета семь тысяч двести первого года июля в 6-й день. Етемчура Дисметов тамгу свою приложил, Копленда Биккозин, Чураш Аючеев.

На обороте оной написано: 1702 года генваря в 7-й день на Уфе у крепостных дел ся запись в книгу записана и пошлины 50 коп. взята. Бирской уездной казначей Струков\".

Левый берег р. Карыш был уступлен мишарю Сулейману Досалееву башкиром Чурашем Аючиевым по особой записи о том, что \"отдал он ему вотчину свою и впредь вечно по р. Карышу по левую сторону под пашню землю, сенных покосов, а верхняя межа той вотчины вершина Карышу речки да от степи верха логу до одинокой сосны, а поперег степи по дву березам... до сухового логу Миндяту да вниз по логу по р. Карыш и с той вотчины мне, Чурашу с тов., по договору есаку в подмогу по полтины на всякой год\".

В мировой записи башкир Кыр-Унларской тюбы Нуркая Тогузакова с тов., данной башкирам той же тюбы Илчибаю Бакееву с тов. в 1702 г., уточняется имя башкира, которому платили мишари оброк за припуск: \"В общей вотчине деревня Карыш, с ней оброк имать Илчибаю с тов. по гривне на всякой год, а Нурке до того оброка дела нет\".

Мишари деревни обрабатывали арендованную землю на основе припуска кыр-унларских вотчинников по договорной записи 1693 г. Мишари были припущенниками. Такими они признаны и в 1838 г., когда \"Комиссия по наделению башкир­ских припущенников землей\" запись 7201 (1693) г. отказалась признать \"актом на утверждение за мещеряками крепостного права на землю\". Каждый мужчина по VII ревизии получил по 30 десятин земли, но не в собственность, не во владение, а в пользование.

На арендованную у башкир землю мишари д. Карыш-Баш (Верхнее Карышево) сами припускали других мишарей. В 1702-1703 г. ими было принято около 30 семей мишарей.

Мишари имели в своих руках и другой документ на право пользования землями кыр-унларцев. Это - запись палаты гражданского суда Уфимского наместничества от 7 августа 1791 г.

Мишари д. Нижнекарышево свое право на землепользование доказывали теми же двумя записями от 1693 и 1791 гг., что дает нам возможность утверждать о выделении части жителей д. Верхнекарышево и создании ею новой деревни. Время основания д. Новокарышево (Нижнекарышево) относится ко второй половине XVIII в. Назовем имена и фамилии нижнекарышцев за 1838 г.: Абдулла Абуталипов, Сабир Мусалев (подпись на тюрки), Асмадулла Габитов (подпись), Фейзулбашир Сейфуллин, Мухамадияр Абдулгазизов, Мратша Абдулманнанов, Абдрафик Абсаттаров, Гадельша Валитов, Сайфулла Салихов.

В 1748 г. в д. Карышево насчитывалось 35 дворов со 141 мужчиной. В 1811 г. Верхнекарышево - 40-дворное поселение со 145 душами мужского пола. 31 двор и 137 мужчин было в д. Нижнекарышево.

В 1906 г. деревни имели по 2 мечети, по одной \"татарской школе\", по 3 бакалейные лавки. По пятницам в д. Верхнекары­шево проводился базар. Обе деревни относились к Кизганбашевской волости, в д. Верхнекарышево находился ее центр.