Райманово

Д. Райманово ранее называлась Кинзекеево. Кинзекей по источникам нам неизвестен, как и Райман. В 1784 г. сын Раймана Рахманкул Райманов (с 1738 года) упоминается в одном документе как старшина тептярской команды. В материалах V ревизии 1795 г. фигурируют его братья сотник Имангул, с 1740 года, и Муллагали, с 1749 года.

Тептярское население деревни сформировалось в силу заключенных с башкирами кыр-еланской волости договоров от 15 июня 1715 г. и 21 февраля 1742 г. С начала XVIII в. и берет свое начало это поселение.

А теперь обратим внимание на содержание припускных документов. Текст первого договора: «1715 году июня в 15-й день Уфимского уезду Казанской дороги Кыр-Еланской волости башкирцы Усеин Урсяков, Сюндюк Уразаев з братьями и с племянники дали сию запись тое же Казанской дороги деревни Чалман татарину Кадыру Тогашеву в том, что припустили они Усеин и Сеюндюк ево Кадыра в вотчину свою по реке Усеню построится двором, пашню пахать и сено косить, в лесу бревна и дрова рубить и лубья снимать и в лесу вновь борти делать и всякого зверя и птицу и рыбу ловить, а в вотчине нашей где похотят селитца ему Кадыру одному с детьми, а посторонних никово в вотчину нашу не припускать, а с тое вотчины в казну великого государя есак платить ему Кадыру и всякие службы с нами в равенстве, а ходить ему Кадыру з детьми в лес Мусклу Буруну да в Калтин, в Емазинский лес да Кидаш лес да по речке Белебее в лес, верхняя межа той вотчины сею заз(?) на низою Усеню до черного осиннику и ево Кадыра ни в чем не изобижать, а буде они Усеин и Сеюндюк да братья наши племянники прочие сей записи в чем не устоим или станем ево Кадыра и детей ево ис той вотчины збивать и в чем изобижать или я, Кадыр, какое упорство в ясаке будет чинить и кто из нас в чем против сей записи не устоим и на нас кто не устоит, взять со сей записи за неустойку десять рублев денег. Сия запись и впредь в запись и с подлинной записи Усеин Урсяков и той же записи Сеюндюк Уразаев.

Текст второго договора от 21 февраля 1742 г. нами не найден. Зато имеются тексты других припускных документов. Вот один из них: «1770 году сентября 6-го дня Япрыковской тюбы д. Япрыковой башкирцы Сююндюк Сагындыков, Мухаматшарип Елнов, Абдулмен Сююндюков, Усеинской тюбы д. Ильчимбетовой башкирцы Мавлют Дюмеев, Мустафа Муртазин, Бакир Мавлютов со общаго нашего согласия дали сие договорное письмо д. Улик-Елга тептярю Муканаю Уразову иметь навечно жительство в д. Кинзикеевой, которому землю распахать, сено косить... взяли мы с означенного Уразова ныне с 3-х дворов 4 рубля, а впредь - по 10 коп. с двора».

6 ноября 1770 г. ильчимбетовские башкиры по новому договору бессрочно припустили в д. Кинзикеево из той же Улик-Елги Ахмера и Усмана Чупашевых, из д. Тавларово Мавлюкея Заитова. С припущенников они единовременно взяли по 3 рубля с каждого двора. В дальнейшем оброк в пользу башкир был установлен в размере 3 рублей.

16 ноября того же года те же вотчинники из д. Ильчимбетово припустили из д. Улик-Елга тептяря Мазира Чупашева с условием уплаты им 10 рублей.

10 февраля 1784 г. вотчинники д. Япрыково оформили договор о припуске в д. Кинзекеево живущих здесь уже несколько лет тептяря команды Рахмангула Райманова Бикова Кулбулдыева и брата его из команды башкирского старшины Кыр-Еланской волости Яхьи Якупова башкира Бирдегула Кулбулдыева. И, наконец, служилые татары из д. Утямышево и Нижний Ключ («Мансуркино тож») Бугульминского уезда в 1829 г. оформили купчую с тептярями деревни по приобретению земли в собственность и в д. Кинзекеево переехали из них 22 души мужского пола. Среди прибывших был Ахмер Мансуров, сын первопоселенца д. Мансуркино.

Вот так формировалось население деревни.

А теперь о развитии деревни. В 1783 г. учтено 106 человек обоего пола, 1795 г. - 106, 1816 г. - 198, 1834 г. - 232, 1850 г. - 380, 1858 г. - 431, 1870 г. - 714, 1895 г. - 1127, 1920 г. - 1302 человек.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что в 1870 и 1920 гг. не могло быть столько башкир, поскольку их до этого было лишь чуть больше двух процентов. В данном случае тептяри были записаны башкирами. А по припускным документам нам уже известно, что тептярями стали татары разных сословий, а часть их сохранила свою сословную принадлежность к государственным крестьянам.

В конце XIX в. действовали две мечети. Здесь были кузница, мельница, 3 бакалейные лавки.