№ 8. 1755 г. июня 22.— Доношение оренбургского губернатора И. И. Неплюева в Сенат о начавшемся «розыск» над башкирскими старшинами и сотниками, причастными к восстанию, об истреблении «военною рукою» небольшой повстанческой партии и о принятых мерах к пре

Секретно.

В Правительствующий Сенат д. т. с. и Оренбургской губернии губернатора Неплюева доношение.

Правительствующий Сенат уже изволит быть известен из доношений моих от 8-го и 15-то чисел сего июня, посланных как в Башкирки на Нагайской дороге в Бурзенской волости от башкирцов злодейства начались, к чему их и дальнейший умысл было. А--, по роспросу той волости старшины Бек-Булата, с которого на разсмотрение при сем Копия значит, что едва не вся та Нагайская дорога в том умысле была, но с помощию божиею скоро разорвано и главные; их старшины, которых числом 6, и некоторые сотники и вясчшия приличныя к тому люди забраны и забираются. И тако после они, повидимому, в робость пришли, а к побегу их на Яике способы пресечены, потом уже нигде никому никакого злодейства но учинили. Однако ж оные бурзенцы, а особливо помянутого старшины Бек-Булата дети и протчие ево булатовы конфиденты, между которымы и жена ево была, в собрании были и бежали к Яику, но не видя тамо способу паки возвратились чего для от подполковника Исакова посланной капитан, с командою наехав их, потребовал у них, чтоб ружье отдали; но они вместо того противиться начали да 3-х человек и ранили, что ради он Моисеев с ними уже военною рукою поступил и 27 человек из них побил, а протчих как мужеск, так и женск пол, больших и малых, не упустя. Нагайския дорога башкирцы в том умысле были, а что некоторые старшины упоминают , яко то Баима, Кувата, Шайлу и Сатлыка, то понеже в они в прежний бунт были верны и тако то показание об них сумнительно, того ради и я оставил их в покое не подав немало виду, ибо которыя говорят то по самовидцы, не слышання речи. По всем оным окрестностям на том основании, как от 8-ro сего Правительствующаму Сенату доносил, велел я публиковать, что о они, а наче Бурзенской волости, все по домам жили спокойно и безсумнительно, яко то до них не касается, а виновны тому их старшины и сотники тем, что они присяжную должность преступили и, видя злодейское собрание и убавство, не унимали и не прекращали, да и за Яик их бежать допустили; а ежели будут собрания или противности чинить, или на побег уклоняться, то с ними поступлено будет, яко со злодеями, по чему в таком случае и действительно поступать определил. А бес того никому озлобления чинить не. велел, брегадира ж Бахметева ордировал, чтоб он немедленно сам с 3-мя стами калмык ставропольских в Бурзенскую_ волость ехал, а 200 человек тех же калмык вверх по Яику для пресечения их побегу прибавил; и велел оному брегадиру, чтоб он их успокоил и старшин бы и сотников на место забранных по совету с находящимися там штап-афицеры из надежных, а но не тутошних людей выбрал и определил, и их бы присягою в должности йх обязал.
И тако по предприятым мерам кажется ныне им на вясчшее зло способов нет, а во осторожность будущаго какия учреждения я принужден ныне учинить, о том Правительствующему Сенату особливым от меня донесено.
Еще Правительствующему Сенату доношу, что тем забранным сюда- колодником формальных розысков еще не чинено за тем, что время не дозволяет за вышеписанным упражднением, а к тому ж и за благо не признавается доколе тамо не успокоятся, яко то по множеству везде и здесь их закона людей не может утаиться.

Иван Неплюев. Секретарь Иван Коптяжев.

Оренбург.

Июня 22 дня 1755 году.

Пометы: № 269. Получено чрез почту 17 июля 1755 году. Слушано в 18 день июля 1755 году.а

ЛОЦИА. Секретная Экспедиция Правительствующего Сената. Дело 1755 г.,
№ 1582. лл. 66—67.
а Ср. определение Сената от 18 июля 1755 г. по данному доношению. Напечатано в «Сенатском Архиве» («Протоколы Правительствующего Сената 1753—1756 гг.»), т. IX, СПб., 1901. стр. 391— 392.