№ 123.2. 1756 2. августа 10. -Доношение генерал-манера А. И. Тевкелева в Сенат.

И правительствующим Сенат генерал-майора Тевкелева нижайшее доношение.
Пo указу ея и. в. из Правительствующаго Сената насланному ко мно и б ы тягость мою в Санкт-Петербурге н нынешнем 1756-м году, майя 11-го дня, повелено, ежели но каким обстоятельствам требуемого от меня о имянах старшин и башкирцов известия подать тогда не можно, то б оное по прибытии в Оренбург, спраоясь о всем достоверно и с показанием о каждом, что до которого против поданных в Сенат моих изъяснений касается, прислать в Правительствующий Сенат немедленно.
И по силе оного ея и. в. указу о имянах вышепомянутых старшин и башкирцов, что до которого против поданных в Правительствующий Сенат моих изъяснений касается, чрез сие нижайше представляю.
1-е.О забирании в Оренбург после уходу в Киргиз-Кайсацкую Орду Бурзенской волости башкирцов 100-а семей старшин, в том числе и знатного по всей Башкирии старшины Бердыгула тархана сына Юмагузи тархана ж, и о чинении жестоких розысков, от которых как оной Юмагузя, так и многие померли, объявляя мне знатной и верной старшина Кидрясь Муллакаев.
2-е.О захвачении в Кызыльскую крепость майором князем Назаровым издавна верного и знатного старшины Баима тархана и о чинении жестоких розысков ему и знатному башкирцу Махмуту, от которых оной Махмут тогда ж и умер, и о собрании из наряженных на службу . разных волостей башкирцов в одно место, и о приказания им, Назаровым. штыками колоть объявляли мне Казанской дороги, Каршинской волости, верной и знатной старшина Шарып Мряков да мещерятской старшина Алкей Муслюмов; а больше может знать вышепомянутой старшина Баим тархан, яко он сам им, Назаровым был неповинно пыткою изломан, а ныне одобрен и о н г порицании ево тем наказанием дан ему прочетной указ, из чего явно оказ глось, что он, Назаров, такого знатного и заслуженного старшину безвинно пытал. А сверх того означен-ные старшины мне объявили, что де когда о нем, Назарове, следствие будет, то многие сами и окроме того о других ево непорядках, кому какия причинял, показывать будут.
А о умерщвлении ж им, Назаровым, из наряженных же на службу команды верного старшины Шайлы Кулумбетева не малого числа башкирцов подали мне писмянно объявленной Шаила да помощник ево Селтяш Нуркин.
3-е. О отяготительном изнурении башкирцов учрежденными во всей Уфи некого уезду Башкирии не в принадлежащих местах для содержания подводной гоньбы станциями, чрез что она принуждены были нести не малую тягость, о чем уже по присланному ея и. в. указу поведено д. т. с. Неплюеву и генералу-лентнанту Салтыкову раземотреть, объявляли мне знатной же и верной старшин к Казанской дороги Утягул Нурбакин да сотник Темир Мутин.
4-е. Что же касается до взятых капитаном Тимофеевым (которой ныне находится при Оренбургской Пограничной Таможне главным директором) .для содержания вместо башкирцов подводной гоньбы станцей, учрежденных тогда от Оренбурга из Илаирской крепости, о том, что им, башкирцам, от того великое изнурение и крайнее розэоренне по- следовало, объявляли мне вышеозначенные ж верные старшины Шаила Кулмбетев и Салтяш Нуркин, да помощник км Семен Шаилин и Емансара, да еще Усергенской волости сотник Ниязай.
А понеже по оному -Зиларскому тракту почтовых станцей учреждать и прежде не надлежало, яко по интересным делам посылок туда никаких не бывало, и проложена дорога не в пользу высочайшего ея и. в. интереса, то разве только для проезду купечества до Троицкой крепости, которые для своей прибыли садят каждой на своих лошадях; а ныне уже по тому тракту оные почтовые станции сняты, и по интересным делам письма отправляются, как сначала отправлялись от крепости до крепости, и опое учреждение станцей по Зилаирскому тракту учинено было излишнее.
Что все, как я прежде нижайшим своим изъяснением представлял, та к и нынешнее мое нижайшее приношение состоит в высоком Правительствующаго Сената разсмотрении.
Алексей Тевкелев1
Ч|исла| 10-го августа 1756 году.
Оренбург.