№ 124_VI. 1757 г. ранее апреля 19.— Допросы сторонников муллы Батырши Али-улы:. татар— Исмагила Апке-улы и Довлет бая Куд кагул улы, мищеров — Урыскула Ислан-улы, Мup-Рахмета Ахмет-улы, Ибрахима Тимур-Гази -улы, Ахмера Кучук-улы, Мустафы Хасан-улы и Мусл

№ 124_VI. 1757 г. ранее апреля 19.— Допросы сторонников муллы Батырши Али-улы:. татар— Исмагила Апке-улы и Довлет бая Куд кагул улы, мищеров — Урыскула Ислан-улы, Мup-Рахмета Ахмет-улы, Ибрахима Тимур-Гази -улы, Ахмера Кучук-улы, Мустафы Хасан-улы и Муслима Ибрагим-улы, и башкир-Искака Мурзилы-улы и Сефера Джагафар-улы в Канцелярии Тайных Розыскных Дел но обвинению их в участии по подготовке восстания на Осинской, Сибирской и Но гайской дорогах.

VI. Ахмер Кучкжов в роспросе сказал: родиною де он ведомства Исетской правинции, команды старшины Муслюма, деревин Муслюмовой, мещеряк. Муллу де Батыршу стал он, Ахмер, знать, тому ныне лет з 10, а точно сказать ис знает, потому что де оной Батырша в помянутой деревне Муслюмовой года с 4 муллою и обучал робят грамоте, а потом до оиой Батырша, вышедши из той деревни, жил команды старшины Яныша d деревне Карыш, а к тому дс батырше для учения грамоте пришел он, Ахмер, тому ныне четвертой год (то есть в прошлом
1754 м году), у которого де и был он безотлучно. А во время де бытности ево, Ахмера, у того Батырши учеником оной Батырша, тому ныне 3-й год (то есть в прошлом 1755-м году), призвав ево, Ахмера, к себе, ему, Ахмеру, и бывшим у оного Батырши татарину Исмаиле Апкину, мещерякам — Урускулу Ислакову, Максюту Айсину говорил, что де он, Батырша, с 4-я дорогами согласился воевать против российских людей, и чтоб де вы съездили в Гайнскую волость и привели к нему, Батырше, из той волости людей, сколько возможно, для учинения с теми российскими людьми войны. А на то де он, Ахмер, н оные Исмаил, Урускул, Максют тому Батырше ничего не сказали, а прежде того времяни помянутой Батырша об оном своем намерении ему, Ахмеру, никогда не сказывал, и от других ни от кого о том он не слыхал; и для чего де и по какой притчине оной Батырша с российскими людьми войну учинитъ намерение имел, того де он, Батырша, ему, Ахмеру1, никогда, и при нем помянутым Измаилу, Урускулу и Максюту не сказывал же, и они ево о том не спрашивали, и от других ни от кого об оном он, Ахмер, не слыхал. И потом де того ж дни помянутой Батырша означенных Исмаила, Урускула, Максюта и ево, Ахмера, во оную Кайнскую волость и послал, а со общаго ль совету з Бурханом Мустафиным сыном означенной Батырша ево, Ахмера, и оных Исмаила, Урускулу, Максюда в ту Кайнскую волость послал, того он, Ахмер, не знает. И оного Бурхана при той их посылке кз было, и тот Бурхан обунте ничего, нигде, никогда ему, Ахмеру, из говаривал, и при той же посылке оной Батырша как ему, Ахмеру, так при нем и оным Исмаилу, Урускулу, Максюту наставленей никаких не чинил, також и они тому Батырше ничего не говорили. А письмо де и какое оной Батырша означенной Каннской волости к мулле Акчюре Чурагулу помянутому Измаилу отдал ли, и когда, того де он, Ахмер, не знает, и от оного Исмаила и от других ни от кого о том не слыхал. И как де все де они в ту Кайнскую волость поехали... Далее следует изложении фактов по это- повторяющее часть допроса Урыскула Ислан-улы см. стр. ООО. И по приезде их в ту деревню Башар оные Измаил, Урускул, Максют и он, Ахмер, взошли в дом одного жителя, а объявленный наехавшая на них татара от них поехали, а куда, того он нз знает. И потом де означенной Исмаил после обеда оной Измаил из того дому пошел, а куда, того он не знает, а как де оной Измаил из того дому пошел и тогда де он, Измаил, ему, Ахмеру, и при нем оным товарыщам ево о том, что де он идет к одному человеку недалеко, а вы де здесь меня здесь подождите, не сказывал а может де быть о том помянутой Измаил сказывал иным товарищам ево без него, Ахмера. По токмо де как оной Исмаил пришел обратно в означенной дом, и в то де время он, Ахмер, спросил того Исмаила где де он был, и оной де Исмаил на то ему, Ахмеру, сказал, что де ходил он к мулле Акчюру Чюрагулу, к которому де послал ево, Измаила, означенной Батырша, чтоб он, Чюрагул, собрав прислал к нему, Батырше, людей (а дли чего, не сказывал); а про письмо де никакое оной Исмаил ему, Ахмеру, не сказызал. А что де их то оной Чюрагул тому Измаилу сказал, того де оной Измаил ему, Ахмеру, не сказал же, и он, Ахмер, о том ево не спросил; а про тех де оного Измаила словах помянутый товарищи ево Урускул. Максют были ль, того де он, Ахмер, сказать не упомнит. А оные ж де товарыщи ево Урускул Максю, по приходе означенного Измаила обратно в помянутой дом, того Исмаила о том, что де куда он ходил и х кому, спрашивали ль, и оной де Исмаил тем Урускулу и Максюту о том, что де он ходил недалеко к одному знакомому, сказал ли, того де он, Ахмер, не знает. И потом де оныя Исмаил, Урускул, Максют и он; Ахмер, в том доме были другова дни до вечера, а ввечеру де приехала к тому и:с дому означенной Гайнской волости людей человек с 5, а подлинно сказать за тогдашним поздний времянем також имян и поозваниев, он не знает. И по приезде де оныя гаинцы говорили ему, Ахмеру, и означенным товарищем ево, чтоб они седлали лошадей и ехали с ними, почему де они в тот же вечери поехали, и в то ж время с ними поехал же из вышеписанных наехавших на них татар Акчура (которой жительство имеет в помянутой деревне Башар) ... Далее следуеет изложение фактов, повторяющее часть допроса Урыскула Ислан-улы.см. стр. И по оным до словам той деревни жители иные на лошадей сели, а другае не садились, и тех де, которая на лошадей не садились, оныя гайнцы сажали сильно, а сколько де именно оной деревни жителей собралось, на лошадей сели, того де он, Ахмер, сказать не знает. И в то ж де время слышал он, Ахмер, оной деревни от жителей, что тогда для оного собрания людей были вышеписанной мулла Акчура Чюрагул да гайнцы 2 человека. Акбаш да Мустай, а чьи дети и которой они деревни, того он не слыхал потом де из той другой деревни все собравшаяся гайнцы, и он, Ахмер,_ и помянутый товарыщи ево, поехали в 3-ю деревню, которая расстоянием от той другой деревни например с версту, к в то ж время сними из той деревни поехали ж и вышеписанныя наехавши л на них 2 человека татар, которых зовут — одного Нураем, другова Искаком... Далее следует изложение фактов, повторяющее часть допроса Урыскули Ислан-улы см. стр. И тех де всех собравшихся людей стало быть человек до 100, а подлинно сказать не знает. И ис той де 3-й деревни все они, в том числе и помянутой мулла Чюрагул, поехали в 4-ю деревню; а по приезде де их во оную деревню как будучи в той деревне, так и во время бытности их в вышеписанных деревнях, означенной мулла Чюрагул, или другие кто письмо, какое писанное от Батырши, тех деревень жителем объяввляли ль и читали ль, того де он, Ахмер, не видел и ни от кого о том не слыхал. Токмо де по приезде их в ту 4-ую деревню оные гайнцы звали ис той деревни жители, чтоб он с ними ехали, только де ис той деревни никто с ними ехать не хотели... Далее следует изложение фактов, повторяющее часть вопроса Урыскула Ислан-улы см. стр. И потом де искажавшся они означенного идущаго народа, из оной деревни побежали, а имянно: он Ахмер, и помянут ыя Измаил и Максют вместе к вышеписанному Янышу для объявления вины своей, а означенной Ирускул куда побежал, того он, Ахмер, не знает. И как де он, Ахмер, с теми Исмаилом и Максютом ехал дорогою, и тогда де, не доезжая до деревни помянутого Яныша верст с 10. у него, Ахмера, лошадь пристала, почему де он, остановясь и оставя оную cвою-лошадь на дороге, пошел в деревню того Яныша пеш, а оные товарищи ево Исмаил и Максют от него уехали, а куда того он, Ахмер, не знает. И как до он, Ахмер, пришел команды оного Яныша в деревню Иштерек (которая разстоянием от Янышевой деревни верст с 7), и в то время той деревни жители поймав ево, Ахмера, привели к означенному Янышу, и оной де Яныш спрашивал ево, Ахмера, что куда он и за чем ездил. И он де, Ахмер, тому Янышу сказал все точно то ж, как он и выше сего показал; и потом де от оного Яныша отведен он. в Уфимскую Правинциальную Канцелярию, в коей он был роспрашиван, а в роспросе показал то же, что он и выше сего объявил.

А в том де во оной Правинциальной Канцелярии роспросе о том, что де помянутой Батырша сакзывал, что он с учеником мещеряком Абудломуталипом Юнусовым ездил в Оренбурх для 'разведывания, что там произходит и соглашения к бунту с Нагайскою дорогою, — ои, Ахмер, не показывал, и оной Батырша о том ему, Ахмеру и; при нем никому никогда не сказывал; токмо де во время бытности ево, Ахмера, у того Батырши в учениках оной Батырша сказывал ему, Ахмеру, что он с помянутым учеником Абдулом-муталипом в Оренбурх ездил для покупки книг.
В том же де роспросе о том оной де Батырша сказывал... Далее следует, изложение фактов, повторяющее частъ допроса Урыскула Ислан-улы.см. стр. А что де оной Батырша, из лесу перебравшись, хотел уйти чрез Сибирскую дорогу и Кудейскую волость за Яик в Киргис-Кайсацкую Орду,—о том де он, Ахмер, в означенном роспросе не показывал, и об оном ни от кого никогда нигде он не слыхал. И о выше писанном де, чего он в Уфимской Правинциальной Канцелярия в роспросе не показывал (о чем он выше сего показал), с чего в том ево роспросе написано, того де он, Ахмер, не знает; а тот де роспрос в той Правинциальной Канцелярии, хотя ему читан и был, токмо де он выразуметь того роспросу не мог, затем что де он время был болен головою, а по прочтении де того роспросу велели ему приложить руку, к чему де он руку и приложил.

А вышеобъявленной де, Батырша сколь давно и в котором иминно году возмущение делать начал, он, Ахмер... Долее следует излоние фактов, повторяющее часть допроса Урыскула Ислан-уль. см. стр.

И на того Батыршу о том, что он намерен чинить бунт, он Ахмер где надлежит, не доносил, боясь того Батырши и вышеписанных товарищей своих, что ужели б де ему от того Батырши, или з дороги от оных товарыщей своих уйти, а они б ево поймали, то б оной Батырша или товарыщи ево убили ево, Ахмера, за то до смерти.

Оной же де Батырша каким образом в означенном бунте хотел быть главным предводителем... Далее следует изложениз фактов, повторяющее часть допроса Урыскуса Ислан-улы; см. стр.

И в сем де роспросе сказал он, Ахмер, самую сущую правду, а ежели сказал что ложно, или, ведая о чем, да утаил что, а впредь в том от кого или чрез что ни есть изобличен он будет, и за то подвергает он себя смертной казни.
1 В рукописи ошибочно: Урускулу.