Татары

Опубликовано Руслан Атнагулов - пн, 05/11/2015 - 22:52

История расселения татар-мишарей

Мишари – тюрки или отатарившиеся финно-угры?

Мишари, как правило, сами себя не называют мишарями. Сейчас мы называем себя татарами, было время – называли себя просто мусульманами. Этнографы отмечают, что каждая группа мишарей называет себя татарами, а соседнюю группу – мишарями. Например, сергачские мишари могут сказать, что они татары, а вот пензенские и мордовские – они мишари. Также и пензенские называют себя татарами, а сергачских – мишарями, и даже мижгарами и нижгарами.

Происхождение этнонима «мишари» одни ученые связывают с топонимом «Мещёра», как названия местности в среднем течении реки Ока. Другие утверждают, что название этой местности дало племя «мещёра», причем одни ученые считают, что это древнее племя мещёры было финно-угорским, близким к эрзянам, другие полагают, что это племя было тюркоязычным. В русских селениях на местах прежнего проживания мещёры распространено цоканье. Эти русские, которых одни называют мещёрой, другие цуканами, даже переселяясь в другие места, не теряют свое цоканье и некоторые другие особенности, подобно цокающим мишарям.

Вопрос языка древнего племени мещёра пока так и не решен. Сейчас есть один безусловно финно-угорский народ, самоназвание которого очень похоже на «мещёра» – это венгры, называющие себя мадьярами (маҗар). Но ко времени завоеваний Бату-хана в 13 веке еще не все венгры были финно-угроязычными, часть венгров, т.е. мадьяр, были тюркоязычными. Возможно, и мещёра тоже состояла из финно-угороязычной и тюркоязычной составных частей. Есть версия, что и окская мещёра, и венгры – это две разделившиеся части племенного союза «можары/мочары/мещёра» (маҗары, мадьяры).

Большинство этнографов считают, что основным компонентом мишарей является народ, известный как «буртасы», пришедший в 6-7 веках из Восточного Туркестана в Поволжье и занявший пространство от нынешнего Саратова и до реки Ока в ее среднем течении. Также в мишарях есть кипчакский компонент (племена, известные под названием «куманы» или «половцы»), и более поздний элемент – ногайцы.

Многие ученые еще царского времени, а также 20-х годов 20 века, пытались классифицировать буртасов как финно-угорский народ. Несмотря ни на какие убедительные доказательства в пользу тюркоязычности буртасов, некоторые ученые Мордовии до сих пор утверждают, что буртасы были частью эрзян. Но еще летописец Рашид-ад-Дин, описывая события 1237 года на территории будущей Пензенской губернии, писал о монголах, что они: «…занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими». Даже арабский летописец 13 века четко разделял мокшу, буртасов и эрзян, известных ему под именем арджан.

Откуда пришли предки мишарей?

Современная наука позволяет довольно точно определять маршрут движения предков каждого мужчины по анализу его ДНК по Y-хромосоме.

В прошлом 2012 году мы под руководством Максима Акчурина из Казани участвовали в «Татарском ДНК-проекте» в рамках ДНК исследования татарской аристократии Темниковской Мещёры, являющихся в большинстве своем потомками Бехана. Мы собрали образцы генетического материала у 50 человек — представителей многих известных татарских мурзинских и княжеских фамилий Пензенской губернии. Лаборатория Family Tree DNA в Хьюстоне провела эти 50 ДНК-анализов и выяснилось, что эти люди относятся к 13 гаплогруппам, но только 2% из этих обследованных людей относятся к гаплогруппе О, типичной для Китая, т.е. примерно из того региона, откуда пришли войска Чингисхана. Это князья Мангушевы... http://www.bastanovo.ru/2014/12/istoriya-rasseleniya-tatar-misharey/

Дракино. Материалы по истории села

Зибиров М.Р.
Зибиров Р.К.

Проходят годы. Сменяются поколения. Уходят люди, а вместе с ними исчезают города и села и, самое главное, уходят истории их семей, их родных мест, исчезает связь поколений.

Еще год назад у авторов не было и мысли о написании этой книги, хотя часто на встречах с родными за рассказами о разных смешных случаях из прошлого, проскальзывала идея о ценности этих рассказов и о том, как было бы неплохо все это сохранить.

Год назад мы начали работу над составлением родословной своей семьи. Собирая материал, из общего интереса попутно выбирали всё, что так или иначе относилось к селу.

Сейчас, на наш взгляд, самое подходящее время для начала работы над восстановлением истории своих корней. Все меньше остается тех, кто еще помнит и кто может что-то рассказать о некогда большом селе. Нам бы очень хотелось, чтобы собранные нами материалы по истории села Дракино нашли своё место в каждой семье дракинцев и, сохраняясь, с годами пополнялись. В конце книги мы оставили место, где каждый сможет вписать историю своего рода, своей семьи и передавать её потомкам, тем самым дополняя историю нашего села...http://www.bastanovo.ru/2013/05/drakino-materialyi-po-istorii-sela/

Яушевы

Яушевы – династия троицких предпринимателей и общественных деятелей. Из служилых мурз, восходящих к роду арских князей Яушевых. Князь Яуш (Явуш, Явыш) в 1552 участвовал в обороне Казани от войск Ивана IV Грозного. Его сын, князь Багиш, имел обширные земельные владения по Алатской и Ногайской дорогам Казанского уезда в д. Кушер, Ст. Менгер, Тамгачи, Шигач. Потомок князя Яуша в 8-м поколении Я. Гайса Мухаммат- Юсупович (Гайса б. Юсуф б. Бикбау б. Мустафа б. Мурадым б. Абдулла б. Дусмухаммед б. Багиш б. Явыш, ?–1870?) приехал в г. Троицк из д. Ст. Менгер Казанского уезда и губ. Ходил с чужими караванами в Бухару, работал погрузчиком вьюков, потом завел в Троицке собств. лавки и начал торговлю мануфактурными товарами, в 1852–59 открыл кожевенный и мыловаренный заводы, разбогател и стал троицким купцом 1-й гильдии. В 1850-е избирался ратманом Троицкой городовой ратуши. В 1859 вместе с 9 др. купцами он возбудил ходатайство о сооружении в Троицке за их счет нового каменного здания Гостиного двора с галереей. В 1868–70 им были построены здесь 2 каменные лавки. В 1863 на его средства была засыпана болотистая местность с небольшим озером и сооружена III-я мечеть г. Троицка на Оренб. ул. (ныне Октябрьской). Сам Гайса Я. в 1864 перешел из 1-го во 2-й мус. приход Троицка, с этого времени его потомки стали наследственными попечителями мечети и её учебных заведений. Я. Ахмеджан (1818–05.02.1875), Закиржан (?–1871), Мухаммеджан (1823–?), Мухаммедлатиф (1847–85), Хакимжан (1825–1871) и Шакиржан (1831–1871) Гайсичи продолжили семейный бизнес. В 1871 на мыловаренном заводе А.Г. Яушева 5 рабочих выпустили продукции на 10 500 руб., а на кожевенном заводе наследников Г.Ю. Яушева 5 чел. обработали сырья на 12 000 руб. Особенно преуспели на предпринимательской ниве А.Г. и Л.Г. Яушевы. А.Г. Яушев отделился от отца еще при его жизни. Он одним из первых оценил экономические возможности, открывшиеся после присоединения Ср. Азии к России, и записался в ташкентские купцы 1-й гильдии. В 1870 вместе с А.А. Рахманкуловым совершил хадж. Л.Г. Яушев стал троицким купцом 1-й гильдии. А.Г. и Х.Г. Яушевы были гласными Троицкой городской думы в 1872–76 гг., а Л.Г. Яушев – в 1880–85. Наибольшую известность получили братья Я. Абдулвали (12.03.1840–13.09.1906), Муллагали (1864–1926), Мухаммедсадык (1845–1899?) и Мухаммедшариф (?–1906) Ахмеджановичи –ташкентские купцы 1-й гильдии, потомственные почетные граждане, обществ. деятели. Сыновья А.Г. Яушева продолжили активное освоение среднеазиатских рынков, наладив каналы поставки и сбыта, модернизировав производство, создав крупную торгово-промышленную группу, которая вошла в число признанных лидеров татарского нац. капитала. Они учредили торговый дом «А.-В. А. Яушев с братьями», который имел гл. контору в Троицке, конторы в Москве и Варшаве, отделения в Челябинске и п. Кочкарском Оренб. губ., Кустанае Тургайской обл., Ташкенте и Аулие-ата (Таразе) Сыр-Дарьинской обл., Токмаке Семиреченской обл., на 7 прилинейных и внутренних степных ярмарках: Звериноголовской... http://www.bastanovo.ru/2013/10/yaushevyi/

Метрические книги села Бастаново

На этой странице, для скачивания и ознакомления всех заинтересованных посетителей сайта, по мере обработки и оцифровки, будут представлены метрические книги двух мечетей села Бастаново Поляковско-Майданской волости Елатомского уезда Тамбовской губернии, с 1832 по 1902 годы, из архивного фонда Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.
Ссылка для скачивания: http://www.bastanovo.ru/metriki/

Коллеги, если кто-то хочет разместить статьи о своих исследованиях,
о предках, старые фотографии, историю рода или поделиться промежуточными итогами
исследований, можно опубликовать их тут:

http://www.bastanovo.ru/karta-sayta/

е-мейл есть на сайте.

ГРАФИК
проведения народного праздника Сабантуй-2015 в регионах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья

http://www.bastanovo.ru/2015/06/sabantuy-2015/

Древне-тюркские имена, имеющие отношение к тотемным верованиям

Перевел на русский язык Нургаяз Гарипов

Тотемизм древних народов отражает их примитивные и мистические взгляды в вопросах этногенеза. Древние считали, что люди произошли от животных или птиц. Опираясь на китайские источники, Л.Н.Гумилёв пишет о том, что предки тюркских народов верили в происхождение от волка, в предки тибетских народов верили, что от обезьяны.

И предшественники казанских татар — [волжские] булгары — в очень древнее время, как и другие древние народы, мыслили примитивно о своем происхождении. По их мнению, в начале рода-племени должно было быть какое-то животное.

В одном из преданий, распространенных еще в древнетюркское время, речь идет об окончательной гибели гуннов возле одного большого болота, т.е. Западного моря (Каспия, Азова) от рук врагов. В этой войне уцелел один единственный мальчик десяти лет. Враги, найдя его, отрубили ему правую руку, одну ногу, выцарапали один глаз, [самого] бросили в болото. Обреченного на смерть мальчика подобрала и воспитала волчица. Через десять лет этот парень погиб в бою с врагами. А волчица скрылась в степи, окруженной горами, и там рожает десятерых детей мужского пола. Вот с этого [и] начинается история десяти тюркских племен... http://www.bastanovo.ru/2012/05/imena/

Рамзия Мухамедова относится к числу тех редких исследователей, чьи научные труды получили не только признание среди коллег, но и хорошо известны широкому кругу интересующихся историей и культурой татарского народа. Её имя уже давно стало символом традиций и высокого уровня татарской этнографии. Круг научных интересов Рамзии Мухамедовой разнообразен и затрагивает широкие проблемы истории, духовной и материальной культуры татарского народа. В значительной мере, исследования Р. Г. Мухамедовой определили направления развития татарской этнографии, внесли существенный вклад в отечественную тюркологию. Среди тем её работ можно выделить публикации, посвященные традиционной одежде, культуре питания, обрядам жизненного цикла и др. Активное участие Р. Г. Мухамедова принимала и в разработке одной из этапных и дискуссионных проблем – изучении этногенеза татарского народа... http://www.bastanovo.ru/2015/06/istoriya-i-etnografiya-tatar-misharey-v…

В последние годы необычайно возрос интерес к личности и трудам выдающегося татарского теолога и общественного деятеля Мусы Бигеева (1874-1949). Его часто цитируют в своих проповедях современные мусульманские религиозные деятели; публикуются, иногда впервые, его труды, созданные в начале XX века. О Мусе Бигееве появляется все больше исследовательских работ.

Особая роль в изучении биографии и наследия Мусы Бигеева принадлежит петербургскому исследователю Альмире Тагирджановой. Имя глубокого знатока истории мусульманской общины Санкт-Петербурга Альмиры Наимовны Тагирджановой хорошо известно благодаря её многочисленным публикациям, в том числе в энциклопедическом словаре «Ислам в Санкт-Петербурге (Издательский дом «Медина», М.-Н. Новгород, 2009), татарской периодике, краеведческих статьях.

Интерес А. Тагирджановой к личности Мусы Бигеева не случаен: она является женой внука Бигеева. В её распоряжении находятся дневники жены Мусы Бигеева – Асьмы Закировны Бигеевой (1884-1975) и воспоминания его дочери Фатимы Мусовны Бигеевой-Тагирджановой (1918-2006). Фрагменты этих уникальных источников были введены в научный оборот в фундаментальной работе Альмиры Тагирджановой «Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках» (Казань, 2010. 576 с.) – наиболее полной на сегодняшний день биографии выдающегося татарского мыслителя. В целом в книге А. Тагирджановой помимо семейного архива привлечены документы из фондов Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Неординарная личность Мусы Бигеева показана на фоне эпохи: истории джадидизма, складывания татарских идеологических и социально-политических установок начала XX века, политики большевиков к исламу в первые годы советской власти. На всех перечисленных этапах истории российских мусульман Муса Бигеев находился в центре внимания.

Здесь стоит отметить, что нерешенной остается правильность написания фамилии мыслителя (что в целом характерно для передачи татарских фамилий на русском языке). Потомки Мусы Бигеева правильной формой написания его фамилии считают: «Бигеев». Именно такую фамилию носили его мать, брат – известный татарский писатель Закир Бигеев (1870-1902), жена. Такая форма зафиксирована в архивных источниках. Форма «Бигиев», по мнению Альмиры Тагирджановой появлялась при передаче фамилии Биги с татарского языка еще при жизни богослова и закрепилась среди казанских историков после выхода в 1988 году двухтомной работы советского религиоведа И. А. Крывелева «История религий», где теолог именно так и был упомянут... http://www.bastanovo.ru/2015/06/neizvestnaya-fotografiya-musyi-bigeeva-…

О Проекте http://www.bastanovo.ru

Направления деятельности Проекта:

осуществление переводов и оцифровка магометанских метрических книг мечетей из фонда Оренбургского Магометанского Духовного Собрания со старо-татарской письменности на основе арабской графики «иске имля»;

поиск и сбор информации из магометанских метрических книг фонда Оренбургского Магометанского Духовного Собрания;

поиск и сбор информации в Центральном Государственном Историческом Архиве Республики Башкортостан, г. Уфа;

поиск и сбор информации из магометанских метрических книг Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в Национальном Архиве Республики Татарстан, г. Казань;

составление генеалогических древ татарских родов;

художественное оформление генеалогических древ и фамильных дипломов.

Источник: http://www.bastanovo.ru/uslugi/

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С НАМИ:

admin@bastanovo.ru

Если Ваши предки – магометане. Часть 6: Дела по жалобам прихожан на духовенство.

Мидхат Джумагул

Одним из многочисленных типов дел архива Магометанского Духовного Собрания (далее М.Д. Собрание) являются дела по жалобам прихожан на духовенство и жалобам духовенства друг на друга.

До сих пор подобные дела несправедливо недооценены как генеалогами так и краеведами и, на мой взгляд, являются одним из самых занимательных типов дел архива М.Д. Собрания. По существу, данные дела – суть – доносы и по этой причине обычно не являются формальными бюрократическими документами, такими как дела о назначении мулл, выдаче метрических свидетельств и прочим массивом материалов.

Доносы часто написаны от всей души, со многими подробностями о жизни жалобщика, обвиняемого лица и деревни в целом. И так как всякий имярек безобразничает по своему, то и данные дела в целом сложно описать или систематизировать. По этому просто приведу краткий пересказ совершенно типичного такого документа:

Дело о безответном отношении к службе муазина Сунчалеева М. из д. Старого Мостяка 1893 г.

Дело инициировано жалобой группы прихожан 1-й мечети на своего муэдзина. Перечислены все имена и фамилии жалобщиков – всего 41 человек. В своей жалобе прихожане пишут о том, что означенный азанча, в силу преклонного возраста, обязанностей своих толком исполнять не может, часто отсутствует в мечети, а если кто делает ему замечания, то «того всячески ругает».

«Окромя того, в марте месяце сего года, он же Сунчалеев, прервав от молитв за здравие Государя Императора, имама нашего прихода Сабиржана Нурмухаметова затеял разговор говоря, что по случаю не имения Нурмухаметовым зрения, нужно выбрать на его место другого. Причем он в мечети взял за шиворот из числа них, просителей, Абдрахмана Нурмухаметова и изодрал на нем рубашку. Во всем этом могут подтвердить <далее список имен>.»

Далее перечисляется, что был этот Сунчалеев в таком-то году в годовой отлучке, а в таком-то сидел в тюремном замке за мошенничество и еще целый список прегрешений.

В конце прихожане просят провести расследование и предать Сунчалеева уголовной ответственности.

Как видим – весьма красочные подробности – где еще о таком прочтешь.

Но на этом дело не закончилось – в ответных показаниях Сунчалеев сообщает, что это заговор Нурмухаметвых за то, что он де Сунчлеев предложил переизбрать имама в силу его полной слепоты, а имам и его брат называли его нехорошими словами, со злости порвали ни себе рубаху и т.п. утверждения.

Заключительным документом в деле является протокол рассмотрения М.Д. Собрания дела по существу, в котором все подробно разбирается и выносится решение. Конкретно в данном случае решение заключалось в том, что М.Д. Собрание не нашло оснований для привлечения Сунчалеева к ответственности и призвало всех жить в мире и согласии как того требует их высокий духовный сан.

В заключении можно отметить, что большая часть подобных дел содержит аналогичные животрепещущие истории иногда смахивающие на детективы.

С автором статьи, можно связаться по е-мейлу: ufagenealogy@mail.ru

Источник: http://www.bastanovo.ru/2015/10/esli-vashi-predki-magometane-chast-6-de…

Этнополитические структуры Мещеры в XVI веке

Данная статья посвящена изучению особенностей этнополитического устройства Мещеры в XVI веке. На территории Мещеры было образовано Касимовское ханство, затем часть бывших территорий Золотой Орды были присоединены к Московскому государству. В этих областях на протяжении XVI–XVII веков продолжали функционировать прежние системы власти наряду с новой русской администрацией.

http://www.bastanovo.ru/2015/11/etnopoliticheskie-strukturyi-meshheryi-…

О Дворянских родословных книгах

О том, что из себя представляют «Дворянские родословные книги» в общих чертах изложено в Википедии

В данной заметке изложу информацию о том, как этот тип материала представлен в уфимском архиве.

Вначале о том, какие сведенья содержатся в этом интереснейшем виде документов:
Типовое дело с Дворянской родословной книгой содержит информацию о дворянских родах, доказавших свое дворянское звание в конкретном году. Если дело датировано например 1825 годом, то в нем будет содержаться информация о дворянах, доказавших свои права именно и только в этом, 1825 году... http://www.bastanovo.ru/2015/11/o-dvoryanskih-rodoslovnyih-knigah/

Территория расселения и основные группы эуштинцев в XVII-XVIII веках

Анализируется материал о расселении эуштинских татар в XVII–XVIII вв. Основным источником являются делопроизводственные документы. Имеющиеся данные позволяют обрисовать ареал расселения эуштинцев в Томском Приобье в этот период. Основным местом проживания и владений эуштинцев являлась территория, прилегающая к Томи от Томска до устья Шегарки, а также по Оби от селения Астраханцево до устья Томи. Выделяются разные группы в составе эуштинских татар, отличающиеся по месту проживания, антропологическому типу, занятиям и сословному положению. Делается вывод о принадлежности эуштинцам некоторых археологических памятников позднего средневековья на территории Томского Приобья... http://www.bastanovo.ru/2015/11/territoriya-rasseleniya-i-osnovnyie-gru…

Мещера край. Выпуск 5, 2015 год
ИЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ АССОЦИАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЗАПАДНОЙ МЕЩЁРЫ «ГУСЛИЦКИЙ ПЕРЕКРЕСТОК»

Главный редактор С.С. Михайлов

Скачать альманах можно по ссылке: http://www.bastanovo.ru/2015/12/meshhera-kray-vyipusk-5-2015-god/

Циркуляр магометанской метрической книги на русском языке.

Для всех заинтересованных исследователей, в данной статье, мы представляем копию циркуляра метрической книги Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, переведенного с татарского на русский язык.

Представлены три части магометанской метрической книги:

часть первая о родившихся
часть вторая отделение первое о бракосочетавшихся
часть вторая отделение второе о расторжении браков
часть третья об умерших

http://www.bastanovo.ru/2014/02/tsirkulyar-magometanskoy-metricheskoy-k…

Ногай-курган – первый татарский аул в Узбекистане

Формирование татарского населения в пределах территории современного Узбекистана уходит в средневековье. К XIV веку уже сложились прочные торговые связи. Имеются письменные свидетельства о том, что татар можно было увидеть на базарах Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Коканда и других городов. Многочисленные группы татар в этот период встречались почти во всех уголках среднеазиатских ханств.
Самая большая татарская община – аул Ногай-Курган, возник на рубеже XVIII-XIX веков в окрестностях Ташкента, который входил в состав Кокандского ханства. Татарский аул располагался на берегу реки Салар. Когда-то Салар был полноводным. Чтобы переплыть его с одного берега на другой, надо было хорошо «помахать» руками. О тех легендарных временах еще помнят старики. А вот молодое поколение таким его уже не застало. Тогда земля у реки была сильно заболочена, здесь водились кабаны и даже тигры. Благодаря упорному труду жители аула осушили болота и вернули почве былое плодородие.
Сохранился архивный документ, в котором говорится, что предки ногай-курганцев были выходцами из Волго-Уральского региона России. В 1827 году они обратились с прошением к кокандскому правителю Мадали-хану, в котором извещали, «что по мере заселения Ногай-Кургана отведенной земли для потребностей его населения стало мало, и в связи с тем, что хозяйства развились, просили отвести дополнительно земли, необходимые для посевов, посадок, выгонов». Мадали-хан велел прирезать к аулу Ногай-Курган до 600 десятин земли, выдав на это документ с приложением своей печати... http://www.bastanovo.ru/2016/05/nogay-kurgan-pervyiy-tatarskiy-aul-v-uz…

Таинственная местность «Туглицы» и хмель в Егорьевском уезде

Михайлов С.С.

От автора

Мещёрский край, его история, культура, самобытность, представляет собой огромное «белое пятно». Можно констатировать, что мы крайне мало знаем даже официальную историю этого региона, а также то, что нам практически ничего не известно об истории и особенностях микрорегионов, которые составляют Мещёру. Исследователи прошлого упоминали мещёрские субэтносы куршаков, мамаев, парахинцев, баляков и др., но ничего не написали о том, что тот или иной из них себя представляет, а это были свои сообщества со своими говорами, менталитетом, культурой. Сейчас, вначале XXI столетия старые границы, которые отчетливо фиксировались сто лет назад, исчезли. Порой, в настоящий период, невозможно узнать у потомков как называлась мещерская группа, к которой принадлежали прадеды и прапрадеды. Мещёрская традиционная культура во всех ее проявлениях практически утрачена. Нам остается только по отдельным моментам в старых публикациях, а также в обрывках исторической памяти старожилов того или иного мещерского уголка, пытаться искать отдельные моменты, чудом зафиксированные в свое время кем-то из авторов прошлого, или застрявшие в чьей-то памяти, а потом поведенные выходцем из какого-то населенного пункта.
Сейчас, также опираясь на старые публикации, нам хочется поговорить об одном, давно забытом уголке западной части Мещёры, в бывшем Егорьевском уезде Рязанской губернии, имя которого еще столетие тому назад было известно и даже часто попадало на страницы периодики.

http://www.bastanovo.ru/2016/06/tainstvennaya-mestnost-tuglitsyi-i-hmel…

Метрические книги были введены для мусульман «внутренней» России в 1828 г. На протяжении 90 лет метрические книги велись махаллинскими (приходскими) имамами на татарском языке арабским письмом. Благодаря стараниям казыя, а впоследствии муфтия Ризаэддина Фахреддина значительная часть метрических книг сохранилась и в настоящее время хранится в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания (И-295) в Центральном госархиве Башкортостана (ЦГИА РБ, г. Уфа). Это в равной мере относится и к метрикам мусульман Тамбовской губернии. В преддверии публикации метрических книг мусульман Шацкого уезда Тамбовской губернии на современной кириллической графике татарского языка, а также аналитических статей на их основе, автор данной статьи ниже публикует метрическую книгу мечети деревни Молочной Горы Темниковского уезда Тамбовской губернии 1902 года. Данного населенного пункта уже нет на карте, а 100-летний срок прошел 10 лет назад.

Полный текст статьи читайте тут: http://www.bastanovo.ru/2013/09/issledovanie-i-publikatsiya-metricheski…

Фатима-Султан и предания старого Касимова

Касимовская ханша Фатима-Султан… Прожившая большую часть XVII века, она осталась в исторической памяти татарского народа заслоненной трагическим образом казанской Сююмбике, но сколь зеркальны их судьбы…

Личность Фатимы-Султан интересовала меня с детства — впервые, еще благодаря замечательным работам краеведа Николая Александровича Родина (1924-2013), где ханша упоминалась. Потом, краевед Адиль Беляев, долгие годы, собирающие татарские родословные, показал мне копию шеджере сеидов Шакуловых, к которым принадлежала Фатима-Султан. Уже позднее, из работ Фарита Батыргареева довелось узнать о преданиях, бытовавших среди нижегородских татар и посвященных потомкам Фатимы-Султан. Наконец несколько лет назад я опубликовал небольшой материал о Фатиме-Султан в энциклопедическом словаре «Ислам в центрально-европейской части России» (М.: Издательский дом Медина, 2009). Хотелось продолжить изучение её загадочной жизни, до сих пор памятной в мифологии Касимова... http://www.bastanovo.ru/2016/08/fatima-sultan-i-predaniya-starogo-kasim…

Исследование и публикация метрических книг мусульман Российской империи

Статья предоставлена автором для публикации на сайте www.bastanovo.ru 1 сентября 2013 г. на правах рукописи.

Мулланур Ишеев

Метрические книги были введены для мусульман «внутренней» России в 1828 г. На протяжении 90 лет метрические книги велись махаллинскими (приходскими) имамами на татарском языке арабским письмом. Благодаря стараниям казыя, а впоследствии муфтия Ризаэддина Фахреддина значительная часть метрических книг сохранилась и в настоящее время хранится в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания (И-295) в Центральном госархиве Башкортостана (ЦГИА РБ, г. Уфа). Это в равной мере относится и к метрикам мусульман Тамбовской губернии. В преддверии публикации метрических книг мусульман Шацкого уезда Тамбовской губернии на современной кириллической графике татарского языка, а также аналитических статей на их основе, автор данной статьи ниже публикует метрическую книгу мечети деревни Молочной Горы Темниковского уезда Тамбовской губернии 1902 года. Данного населенного пункта уже нет на карте, а 100-летний срок прошел 10 лет назад.

Полный текст статьи читайте тут: http://www.bastanovo.ru/2013/09/issledovanie-i-publikatsiya-metricheski…

Мещёра край. Выпуск 6_2016

СОДЕРЖАНИЕ

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ МЕЩЕРСКОГО КРАЯ

С.Э. Динер. Дом на Ямах. Судьбы дома Казаковых и его обитателей……………………………………….5
А.Н. Фролов. «Список глухова пашпорта» – образчик юмора криминального элемента Западной Мещѐры XVIII в. . …………………….. 44
Кулашов Илья Васильевич. Стремнина жизни ……………………………….. 53
М.Г. Гусаков. Мещера в древние времена …………………………………….. 80
Д.Д. Финкельберг. Мое воспоминание об Эстер Яковлевне Равиной ……………………………………………………… 92
С.С. Михайлов. Топонимические заметки: гуслицкая речка Лихоча …… 97
О.В. Шуров. Шуровы: дорога поисков… ………………………………………. 108
Е.И. Пушкина. Комплекс женских украшений из окрестностей села Беррѐзово Шиловского района Рязанской области……………………….. 142
А.П. Гаврилов. Длинноклинковое оружие междуречья рек Пары и Тырницы Шиловского района Рязанской области…………. 150
В.А. Трусов. Иконы-путешественники …………………………………………. 171
МЕЩЁРСКИЙ ЮРТ
Т. Нурутдинов. Татары Галича…………………………………………………… 182
Т.А. Пронина. О светлом человеке: воспоминания об Ахмеде Ишимбаеве ………………………………………… 186
М.А. Сафаров. Гений места: к 110-летию касимовского краеведа Ахмеда Ишимбаева ………………. 205
MEMORIUM
С.С. Михайлов. Владимир Иванович Смирнов (1924–2016): Некролог. … 211

Скачать альманах можно по ссылке http://www.bastanovo.ru/2017/0...sk-6_2016/

Мещёра край. Выпуск 6_2016

СОДЕРЖАНИЕ

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ МЕЩЕРСКОГО КРАЯ

С.Э. Динер. Дом на Ямах. Судьбы дома Казаковых и его обитателей……………………………………….5
А.Н. Фролов. «Список глухова пашпорта» – образчик юмора криминального элемента Западной Мещѐры XVIII в. . …………………….. 44
Кулашов Илья Васильевич. Стремнина жизни ……………………………….. 53
М.Г. Гусаков. Мещера в древние времена …………………………………….. 80
Д.Д. Финкельберг. Мое воспоминание об Эстер Яковлевне Равиной ……………………………………………………… 92
С.С. Михайлов. Топонимические заметки: гуслицкая речка Лихоча …… 97
О.В. Шуров. Шуровы: дорога поисков… ………………………………………. 108
Е.И. Пушкина. Комплекс женских украшений из окрестностей села Беррѐзово Шиловского района Рязанской области……………………….. 142
А.П. Гаврилов. Длинноклинковое оружие междуречья рек Пары и Тырницы Шиловского района Рязанской области…………. 150
В.А. Трусов. Иконы-путешественники …………………………………………. 171
МЕЩЁРСКИЙ ЮРТ
Т. Нурутдинов. Татары Галича…………………………………………………… 182
Т.А. Пронина. О светлом человеке: воспоминания об Ахмеде Ишимбаеве ………………………………………… 186
М.А. Сафаров. Гений места: к 110-летию касимовского краеведа Ахмеда Ишимбаева ………………. 205
MEMORIUM
С.С. Михайлов. Владимир Иванович Смирнов (1924–2016): Некролог. … 211

Скачать альманах можно по ссылке http://www.bastanovo.ru/2017/03/meshhyora-kray-vyipusk-6_2016/

ПРОСЬБА К АДМИНИСТРАТОРАМ, УДАЛИТЬ ПРЕДЫДУЩИЙ ПОСТ. СПАСИБО.