По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, самый многочисленный народ из населяющих Башкортостан - татары. Их в республике насчитывается более миллиона.
Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.
12 марта 2005 года в Башкортостане был создан татарский историко-культурный центр в селе Килим Буздякского района, который стал хранителем духовной и материальной культуры татар Башкортостана. Село Килим имеет богатую историю. Краеведы утверждают, что первые поселения появились здесь еще в XV веке. С этих поселений берет начало и название деревни. Правда, на этот счет существуют две версии.
Первая утверждает, что сюда из местности, прилегающей к современному Мензелинскому району Татарстана, переселились три семьи, которые и основали Килим. Поскольку они пришли издалека, что на родном языке звучит “килемше килдем”, их поселение получило нынешнее название. Вторая версия также имеет вполне обоснованную трактовку. Неподалеку от здешних мест, переменив кочевой образ жизни на оседлый, обосновались башкиры. Их предводитель - хан Килим основал первую оседлую деревушку, которую в честь хана назвали Килим. Как бы то ни было, деревушка в первые годы своей жизни была небольшой - в несколько домов.
Свое развитие она получила лишь в середине XVIII века, когда левобережье реки Чермасан, включая и деревню Килим, было подарено императрицей Екатериной II одному из военных чинов российской армии. Его потомки в 1820 году начали в Килиме строить мечеть, а спустя 28 лет - возводить красивый Килимовский дворец. Его строительство было завершено в 1852 году. Он выполнен в духе классицизма с использованием мотивов восточной стилистики. Дворец являлся составной частью дворянской усадьбы.
В Килиме в конце XIX века была открыта первая светская школа. До этого образование здесь получали лишь в медресе, где обучение шло строго по религиозным книгам. Все началось с того, что в 1890 году владелец имения Салимгарей Джантурин открыл в селе детский приют. Он собрал 20 обездоленных детей, выделил приюту землю, семена, добротный сельскохозяйственный инвентарь, лошадей. Дети не только приучались к труду, но и учились, для чего была открыта земская начальная школа. Кроме приютских детей здесь обучались и килимовские ребятишки. Материальное положение приюта было куда лучше, чем местного медресе. Во всяком случае, в школе были светлые классы, черная классная доска, парты, спальные комнаты, где дети спали не на полу, как в медресе, а на нарах. Кухня и столовая располагались в отдельном доме.
Вскоре было организовано и обучение девочек, для этого было построено специальное здание, обучала девочек женщина. В 1913-1914 годах в селе была открыта и земская русскоязычная женская начальная школа. Земская управа арендовала для нее один из двух домов местного жителя по имени Ибатулла. Обучалось в этой школе 30 детей. В начале XX века в России происходят революционные процессы, которые не прошли бесследно и для килимовцев. Крестьяне устраивали пожары в имении, тем самым проявляя солидарность с революционерами. Житель деревни Нури Гимадиев, как рассказывали очевидцы, дважды поджигал здешний дворец. Известие о свержении царя килимовцы встретили на “ура”. По этому поводу 15 марта 1917 года в деревне состоялась демонстрация: 25 человек собрались перед дворцом и после короткого митинга прошлись по центральной улице деревни.
17 марта в деревне был создан сельский комитет народной воли, а 15 апреля организован комитет Тюрюшевской волости. Первым председателем его был избран Халим Усманов, сын местного муллы. Позже Халим Усманов стал первым директором здешней школы, которая была основана в Килимовском дворце в 1918-1919 годах.
За годы существования Советской власти Килим пережил все те испытания, которые выпали на долю советских деревень и сел: раскулачивание, коллективизацию, лихую военную годину и многочисленные преобразования и реорганизации. Из деревни Килим стало селом. В настоящее время в нем проживают 816 жителей, 179 из них - молодежь до 30 лет. Татар из общего числа жителей - 788 человек. В селе за последние 15 лет произошли разительные перемены: село газифицировано, быстрыми темпами возводятся объекты социально-культурной сферы, добротные дома для сельчан, прокладываются дороги.
Килимовский дворец стал памятником архитектуры XIX века. К памятникам архитектуры отнесены также килимовская мечеть, которая полностью восстановлена в настоящее время, культурный парк вокруг дворца, мусульманское кладбище начала XIX века. Все перечисленные объекты являются составной частью историко-культурного центра. В настоящее время идет реставрация Килимовского дворца, благо, сохранились старые фотографии, архивные данные. Открытие татарского историко-культурного центра в селе Килим станет еще одним шагом сохранения традиций, языка, культуры татарского народа и будет содействовать дальнейшему развитию дружбы между народами Башкортостана.
Историко-культурный центр в селе Килим Буздякского района Дата: 11/01/2007 Тема:
Республика Башкортостан стала родным домом для представителей более 100 национальностей. Развитию самобытных культур всех народов, проживающих на ее территории, способствует реализация государственных программ сохранения, изучения и развития языков, возрождения фольклора, традиций народов.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, один из трех самых многочисленных народов, населяющих Башкортостан, - татары. Их в республике насчитывается более 990 тысяч. Татарский этнос имеет древнюю сложную и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России. Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других). Одной из форм сохранения и развития национальной культуры народов Башкортостана являются историко-культурные центры, созданные во исполнение Указа Президента РБ "О создании историко-культурных центров народов Республики Башкортостан". Их главная задача - сохранение историко-архитектурных памятников, языка, традиций и культуры народов, населяющих республику.
12 марта 2005 года в Башкортостане был создан татарский историко-культурный центр в селе Килим Буздякского района, который стал хранителем духовной и материальной культуры татар Башкортостана. Село Килим имеет богатую историю. Краеведы утверждают, что первые поселения появились здесь еще в XV веке. С этих поселений берет начало и название деревни. Правда, на этот счет существуют две версии. Первая утверждает, что сюда из местности, прилегающей к современному Мензелинскому району Татарстана, переселились три семьи, которые и основали Килим. Поскольку они пришли издалека, что на родном языке звучит "килемше килдем", их поселение получило нынешнее название. Вторая версия также имеет вполне обоснованную трактовку. Неподалеку от здешних мест, переменив кочевой образ жизни на оседлый, обосновались башкиры. Их предводитель - хан Килим основал первую оседлую деревушку, которую в честь хана назвали Килим. Как бы то ни было, деревушка в первые годы своей жизни была небольшой - в несколько домов. Свое развитие она получила лишь в середине XVIII века, когда левобережье реки Чермасан, включая и деревню Килим, было подарено императрицей Екатериной II одному из военных чинов российской армии. Его потомки в 1820 году начали в Килиме строить мечеть, а спустя 28 лет - возводить красивый Килимовский дворец. Его строительство было завершено в 1852 году. Он выполнен в духе классицизма с использованием мотивов восточной стилистики. Дворец являлся составной частью дворянской усадьбы. В Килиме в конце XIX века была открыта первая светская школа. До этого образование здесь получали лишь в медресе, где обучение шло строго по религиозным книгам. Все началось с того, что в 1890 году владелец имения Салимгарей Джантурин открыл в селе детский приют. Он собрал 20 обездоленных детей, выделил приюту землю, семена, добротный сельскохозяйственный инвентарь, лошадей. Дети не только приучались к труду, но и учились, для чего была открыта земская начальная школа. Кроме приютских детей здесь обучались и килимовские ребятишки. Материальное положение приюта было куда лучше, чем местного медресе. Во всяком случае, в школе были светлые классы, черная классная доска, парты, спальные комнаты, где дети спали не на полу, как в медресе, а на нарах. Кухня и столовая располагались в отдельном доме. Вскоре было организовано и обучение девочек, для этого было построено специальное здание, обучала девочек женщина. В 1913-1914 годах в селе была открыта и земская русскоязычная женская начальная школа. Земская управа арендовала для нее один из двух домов местного жителя по имени Ибатулла. Обучалось в этой школе 30 детей. В начале XX века в России происходят революционные процессы, которые не прошли бесследно и для килимовцев. Крестьяне устраивали пожары в имении, тем самым проявляя солидарность с революционерами. Житель деревни Нури Гимадиев, как рассказывали очевидцы, дважды поджигал здешний дворец. Известие о свержении царя килимовцы встретили на "ура". По этому поводу 15 марта 1917 года в деревне состоялась демонстрация: 25 человек собрались перед дворцом и после короткого митинга прошлись по центральной улице деревни. 17 марта в деревне был создан сельский комитет народной воли, а 15 апреля организован комитет Тюрюшевской волости. Первым председателем его был избран Халим Усманов, сын местного муллы. Позже Халим Усманов стал первым директором здешней школы, которая была основана в Килимовском дворце в 1918-1919 годах. За годы существования Советской власти Килим пережил все те испытания, которые выпали на долю советских деревень и сел: раскулачивание, коллективизацию, лихую военную годину и многочисленные преобразования и реорганизации. Из деревни Килим стало селом. В настоящее время в нем проживают 816 жителей, 179 из них - молодежь до 30 лет. Татар из общего числа жителей - 788 человек. В селе за последние 15 лет произошли разительные перемены: село газифицировано, быстрыми темпами возводятся объекты социально-культурной сферы, добротные дома для сельчан, прокладываются дороги. Килимовский дворец стал памятником архитектуры XIX века. К памятникам архитектуры отнесены также килимовская мечеть, которая полностью восстановлена в настоящее время, культурный парк вокруг дворца, мусульманское кладбище начала XIX века. Все перечисленные объекты являются составной частью историко-культурного центра. В настоящее время идет реставрация Килимовского дворца, благо, сохранились старые фотографии, архивные данные. Открытие татарского историко-культурного в селе Килим станет еще одним шагом сохранения традиций, языка, культуры татарского народа и будет содействовать дальнейшему развитию дружбы между народами Башкортостана. Уфа, Башинформ, Надежда Фартыгина.
ИСТОРИЧЕСКОЕ СЕЛО КИЛИМ//12 января, №2
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, самый многочисленный народ из населяющих Башкортостан - татары. Их в республике насчитывается более миллиона.
Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.
12 марта 2005 года в Башкортостане был создан татарский историко-культурный центр в селе Килим Буздякского района, который стал хранителем духовной и материальной культуры татар Башкортостана. Село Килим имеет богатую историю. Краеведы утверждают, что первые поселения появились здесь еще в XV веке. С этих поселений берет начало и название деревни. Правда, на этот счет существуют две версии.
Первая утверждает, что сюда из местности, прилегающей к современному Мензелинскому району Татарстана, переселились три семьи, которые и основали Килим. Поскольку они пришли издалека, что на родном языке звучит “килемше килдем”, их поселение получило нынешнее название.
Вторая версия также имеет вполне обоснованную трактовку. Неподалеку от здешних мест, переменив кочевой образ жизни на оседлый, обосновались башкиры. Их предводитель - хан Килим основал первую оседлую деревушку, которую в честь хана назвали Килим. Как бы то ни было, деревушка в первые годы своей жизни была небольшой - в несколько домов.
Свое развитие она получила лишь в середине XVIII века, когда левобережье реки Чермасан, включая и деревню Килим, было подарено императрицей Екатериной II одному из военных чинов российской армии. Его потомки в 1820 году начали в Килиме строить мечеть, а спустя 28 лет - возводить красивый Килимовский дворец. Его строительство было завершено в 1852 году. Он выполнен в духе классицизма с использованием мотивов восточной стилистики. Дворец являлся составной частью дворянской усадьбы.
В Килиме в конце XIX века была открыта первая светская школа. До этого образование здесь получали лишь в медресе, где обучение шло строго по религиозным книгам. Все началось с того, что в 1890 году владелец имения Салимгарей Джантурин открыл в селе детский приют. Он собрал 20 обездоленных детей, выделил приюту землю, семена, добротный сельскохозяйственный инвентарь, лошадей.
Дети не только приучались к труду, но и учились, для чего была открыта земская начальная школа. Кроме приютских детей здесь обучались и килимовские ребятишки. Материальное положение приюта было куда лучше, чем местного медресе. Во всяком случае, в школе были светлые классы, черная классная доска, парты, спальные комнаты, где дети спали не на полу, как в медресе, а на нарах. Кухня и столовая располагались в отдельном доме.
Вскоре было организовано и обучение девочек, для этого было построено специальное здание, обучала девочек женщина. В 1913-1914 годах в селе была открыта и земская русскоязычная женская начальная школа. Земская управа арендовала для нее один из двух домов местного жителя по имени Ибатулла. Обучалось в этой школе 30 детей.
В начале XX века в России происходят революционные процессы, которые не прошли бесследно и для килимовцев. Крестьяне устраивали пожары в имении, тем самым проявляя солидарность с революционерами. Житель деревни Нури Гимадиев, как рассказывали очевидцы, дважды поджигал здешний дворец. Известие о свержении царя килимовцы встретили на “ура”. По этому поводу 15 марта 1917 года в деревне состоялась демонстрация: 25 человек собрались перед дворцом и после короткого митинга прошлись по центральной улице деревни.
17 марта в деревне был создан сельский комитет народной воли, а 15 апреля организован комитет Тюрюшевской волости. Первым председателем его был избран Халим Усманов, сын местного муллы. Позже Халим Усманов стал первым директором здешней школы, которая была основана в Килимовском дворце в 1918-1919 годах.
За годы существования Советской власти Килим пережил все те испытания, которые выпали на долю советских деревень и сел: раскулачивание, коллективизацию, лихую военную годину и многочисленные преобразования и реорганизации. Из деревни Килим стало селом. В настоящее время в нем проживают 816 жителей, 179 из них - молодежь до 30 лет. Татар из общего числа жителей - 788 человек. В селе за последние 15 лет произошли разительные перемены: село газифицировано, быстрыми темпами возводятся объекты социально-культурной сферы, добротные дома для сельчан, прокладываются дороги.
Килимовский дворец стал памятником архитектуры XIX века. К памятникам архитектуры отнесены также килимовская мечеть, которая полностью восстановлена в настоящее время, культурный парк вокруг дворца, мусульманское кладбище начала XIX века. Все перечисленные объекты являются составной частью историко-культурного центра. В настоящее время идет реставрация Килимовского дворца, благо, сохранились старые фотографии, архивные данные. Открытие татарского историко-культурного центра в селе Килим станет еще одним шагом сохранения традиций, языка, культуры татарского народа и будет содействовать дальнейшему развитию дружбы между народами Башкортостана.
Надежда Фартыгина
Уфа
8)
Историко-культурный центр в селе Килим Буздякского района
Дата: 11/01/2007
Тема:
Республика Башкортостан стала родным домом для представителей более 100 национальностей. Развитию самобытных культур всех народов, проживающих на ее территории, способствует реализация государственных программ сохранения, изучения и развития языков, возрождения фольклора, традиций народов.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, один из трех самых многочисленных народов, населяющих Башкортостан, - татары. Их в республике насчитывается более 990 тысяч. Татарский этнос имеет древнюю сложную и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России. Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).
Одной из форм сохранения и развития национальной культуры народов Башкортостана являются историко-культурные центры, созданные во исполнение Указа Президента РБ "О создании историко-культурных центров народов Республики Башкортостан". Их главная задача - сохранение историко-архитектурных памятников, языка, традиций и культуры народов, населяющих республику.
12 марта 2005 года в Башкортостане был создан татарский историко-культурный центр в селе Килим Буздякского района, который стал хранителем духовной и материальной культуры татар Башкортостана. Село Килим имеет богатую историю. Краеведы утверждают, что первые поселения появились здесь еще в XV веке. С этих поселений берет начало и название деревни. Правда, на этот счет существуют две версии.
Первая утверждает, что сюда из местности, прилегающей к современному Мензелинскому району Татарстана, переселились три семьи, которые и основали Килим. Поскольку они пришли издалека, что на родном языке звучит "килемше килдем", их поселение получило нынешнее название.
Вторая версия также имеет вполне обоснованную трактовку. Неподалеку от здешних мест, переменив кочевой образ жизни на оседлый, обосновались башкиры. Их предводитель - хан Килим основал первую оседлую деревушку, которую в честь хана назвали Килим. Как бы то ни было, деревушка в первые годы своей жизни была небольшой - в несколько домов.
Свое развитие она получила лишь в середине XVIII века, когда левобережье реки Чермасан, включая и деревню Килим, было подарено императрицей Екатериной II одному из военных чинов российской армии. Его потомки в 1820 году начали в Килиме строить мечеть, а спустя 28 лет - возводить красивый Килимовский дворец. Его строительство было завершено в 1852 году. Он выполнен в духе классицизма с использованием мотивов восточной стилистики. Дворец являлся составной частью дворянской усадьбы.
В Килиме в конце XIX века была открыта первая светская школа. До этого образование здесь получали лишь в медресе, где обучение шло строго по религиозным книгам. Все началось с того, что в 1890 году владелец имения Салимгарей Джантурин открыл в селе детский приют. Он собрал 20 обездоленных детей, выделил приюту землю, семена, добротный сельскохозяйственный инвентарь, лошадей.
Дети не только приучались к труду, но и учились, для чего была открыта земская начальная школа. Кроме приютских детей здесь обучались и килимовские ребятишки. Материальное положение приюта было куда лучше, чем местного медресе. Во всяком случае, в школе были светлые классы, черная классная доска, парты, спальные комнаты, где дети спали не на полу, как в медресе, а на нарах. Кухня и столовая располагались в отдельном доме.
Вскоре было организовано и обучение девочек, для этого было построено специальное здание, обучала девочек женщина. В 1913-1914 годах в селе была открыта и земская русскоязычная женская начальная школа. Земская управа арендовала для нее один из двух домов местного жителя по имени Ибатулла. Обучалось в этой школе 30 детей.
В начале XX века в России происходят революционные процессы, которые не прошли бесследно и для килимовцев. Крестьяне устраивали пожары в имении, тем самым проявляя солидарность с революционерами. Житель деревни Нури Гимадиев, как рассказывали очевидцы, дважды поджигал здешний дворец. Известие о свержении царя килимовцы встретили на "ура". По этому поводу 15 марта 1917 года в деревне состоялась демонстрация: 25 человек собрались перед дворцом и после короткого митинга прошлись по центральной улице деревни.
17 марта в деревне был создан сельский комитет народной воли, а 15 апреля организован комитет Тюрюшевской волости. Первым председателем его был избран Халим Усманов, сын местного муллы. Позже Халим Усманов стал первым директором здешней школы, которая была основана в Килимовском дворце в 1918-1919 годах.
За годы существования Советской власти Килим пережил все те испытания, которые выпали на долю советских деревень и сел: раскулачивание, коллективизацию, лихую военную годину и многочисленные преобразования и реорганизации. Из деревни Килим стало селом. В настоящее время в нем проживают 816 жителей, 179 из них - молодежь до 30 лет. Татар из общего числа жителей - 788 человек. В селе за последние 15 лет произошли разительные перемены: село газифицировано, быстрыми темпами возводятся объекты социально-культурной сферы, добротные дома для сельчан, прокладываются дороги.
Килимовский дворец стал памятником архитектуры XIX века. К памятникам архитектуры отнесены также килимовская мечеть, которая полностью восстановлена в настоящее время, культурный парк вокруг дворца, мусульманское кладбище начала XIX века. Все перечисленные объекты являются составной частью историко-культурного центра. В настоящее время идет реставрация Килимовского дворца, благо, сохранились старые фотографии, архивные данные. Открытие татарского историко-культурного в селе Килим станет еще одним шагом сохранения традиций, языка, культуры татарского народа и будет содействовать дальнейшему развитию дружбы между народами Башкортостана.
Уфа, Башинформ, Надежда Фартыгина.