Карабаево

О времени основания д. Карабаево (название от антропонима) имеются два документа с двумя разными датами: первый опубликован, по нему ясачные татары, ставшие тептярями, обосновались здесь по договору 7186 (1678) г., данному им эске-еланцами128; второй, выявленный в архиве, свидетельствует о том, что «из татар тептяри получили от башкирцев Ички-Еланской волости договорную запись 14 июня 7204 (1696) г.» Как бы то ни было последний стал основанием для наделения тептярей землей после издания закона о земле 1832 г.

В 1758 г. «поверенный» башкир д. Калмаш Дуванейской волости Казанской дороги Кусядык Юмакаев, «имея у себя довольную землю», припустил ясачных татар д. Карабаево Абдрахмана Аблизова, Тюмекея Килмекеева, Ишбулды Солтанова, Аймана Айтуганова «на старинную празднолежащую землю поселитца 4-мя дворами в деревне Ишметовой, жить, землю пахать и в наших дачах сено косить, лес рубить и скота всякого водить, зверей, лисиц гонять и самосадки, приискивая, с ними, башкирцами, делить пополам». Вотчина, где они были поселены на 20 лет, находилась по р. Сырыш, Каран и Чермасану.

При проведении второй ревизии душ в 1748 г. здесь проживало 200 ясачных татар, из которых 57 стали пугачевцами. По рапорту повстанческого атамана Адиля Бигашева полковнику Бахтияру Канкаеву от 1774 г. видно, что он, направляясь для организации обороны Ангасякского винокуренного завода, остановился в д. Карабаево.

Проследим развитие деревни. В 1795 г. было 193, в 1816 г. - 269, в 1834 г. - 408, в 1859 г. - 630 тептярей, в 1920 г. - 1232 татарина. Этническую принадлежность определили правильно, поскольку ясачные татары в конце XVIII в. перешли в тептярское сословие, затем вернулись в свой этнос.

Тептярь Сабак Ракаев - долгожитель, его сын - Мухаметсадык, внук - Мифтахитдин (1834 г.).

О состоянии земледелия по тептярям еще не обнаружены материалы. Приводим несколько цифр о животноводстве (на 66 дворов с 408 тептярями приходилось 95 лошадей, 197 коров, 324 овцы, 26 коз) и пчеловодстве (250 ульев, 15 бортей). Была мельница. У мусульман была своя мечеть.