Историю деревни Юлдашево можно восстановить по родословной (шежере) степных бурзянцев1. Шежере переходило от отца к сыну, который продолжал записи важнейших событий в жизни родового коллектива. Составление шежере начал Габ-дулла Габбасов (1680-1764 гг.), продолжили его дело сын Зайнагабдин Габдуллин (1727-1807 гг.), внук Искужа Зайнагаб-динов (родился в 1757 г.), который в 90-летнем возрасте передал шежере своему сыну Магадию, 1809 года рождения. Изложение событий доведено до середины прошлого столетия.
Каждый давал о себе краткие биографические сведения: состав семьи, события в жизни рода. Зачинатель родословной Габдулла Габбасов - сирота, в 20 лет ушел в казахские степи, где десять лет учил детей грамоте. Женился на дочери казахского бея (бая)
Исанбая. Затем вернулся в родные места близ оз. Кушкуль на Ирендыке. До Ирендыка его сопровождали родные братья жены. Тесть подарил ему 10 голов лошадей, 5 коров, 10 овец.
Неспокойно было на Ирендыке в XVII в., где часто происходили раздоры между родами, совершалась барымта (набеги) друг на друга с целью угона скота. Разорение кочевий, передвижение' племен и родов стало повседневной реальностью. Это заставило 114 семей степных бурзян в 1723 г. оказаться у горы Кунгак, близ р. Агидель (ныне Мелеузовский р-н). Местность спокойная. Однако для тебеневки лошадей необходимых условий не было по причине того, что здесь преобладали места возвышенные и гористые, покрытые лесом. Необходимые для скотоводческого хозяйства земли степные бурзяне нашли в районе горы Торатау, в нескольких верстах юго-восточнее и в 1766 г. переселились сюда. Но их опять постигла неудача. На их территории обнаружили руду, и через 13 лет власти изгнали их с земель. Перейдя на левый берег р. Агидель и дойдя до верховьев речки Тюрюшли, левого притока р. Ашкадар, в 1780 г. бурзяне обосновались здесь. Деревню свою назвали Бурзянское Юлдашево (138 дворов). Но и здесь пастбищ не хватало, недостаточны были места тебеневок. Все это заставило их искать новые районы кочевок. Занимаясь извозничеством по перевозке руды для Аскинского (Елмердяк) медеплавильного завода, бурзяне нашли \"лучшие места для тебеневки скота\" - бассейн р. Салмыш. В 1822-1823 гг. они переселились на левый берег речки Тилегазы, левого притока р. Салмыш. Здесь возникли три деревни бурзян - Юлдашево Верхнее, Юлдашево Среднее, Юлдашево Нижнее. Первая из них была на земле, принадлежавшей семи волостям, а последние две - на казенной земле. В трех деревнях по VIII ревизии жили 538 человек. Все они принадлежали Байсарин-ской тюбе Бурзянской волости. В первой половине XIX в. они относились к юрте № 31 9-го башкирского кантона.
Вокруг этих деревень и их пастбищных мест в 1828 г. возникли поселения русских крестьян Сыскан и Белгород. Сокращение пастбищных пространств заставило бурзян прекратить кочевку и постепенно переходить к земледелию. На всех в 1842 г. было засеяно озимого хлеба- 2208, ярового - 56 пудов.
Деревни относились к Оренбургскому уезду, сегодня - к одноименной области. Часть людей из деревень переселилась северо-восточнее места жительства, образовав новую деревню Юлдаше-во. Сегодня она - на территории Федоровского района. Здесь и нашли недавно шежере рода степных бурзян.
Шежере дает интересные сведения о формах семьи. По родословной видно, что башкирам из степного бурзянского рода были известны малая и сложная (неразделенная) формы семьи. Неразделенная выступала главным образом в формах отцовской (проживали вместе родители и женатые сыновья до их выдела) и братской (совместно жили женатые братья) семей. Габдулла Габбасов жил с двумя женатыми сыновьями Кутлуюлом (отделен через 10 лет после женитьбы) и Зайнагабдином. Затем Зайнагабдин Габдуллов жил с женатым сыном Искужой, последний - с женатыми сыновьями до их выдела. Отделяли сыновей через 2, 5, 10, 15 лет после их женитьбы. При этом выделяли им скот по 5-10 голов лошадей, по 5 коров и другое имущество.
Брак был экзогамным (от греческих слов э к з о - вне, снаружи и г а м о с - брак, т. е. запрет брачных отношений между членами одного рода) - невест брали из чужих башкирских родов-волостей. Сам Габдулла Габбасов был женат на казашке, одна из дочерей Гульзабида выдана замуж за казахского бея, вторая дочь Кулбагида - за башкира третьей Усерганской волости бассейна р. Сурень, старший сын его Кутлуюл взял невесту у лесных бурзян в районе горы Атайсал (древнее название деревни Сибаево Баймакского района), второй сын Зайнагабдин - из четвертой Усерганской волости. Что касается сына Зайнагабдина и его внуков, то следует подчеркнуть, что они брали жен не издалека, как их деды, но тоже из другого рода. Искужа Зайнагабдинов был женат на башкирке из д. Калкашево, шесть его сыновей взяли жен из Юрматынской, Тельтим-Юрматынской, Бушман-Кипчакской волостей. Вместе с тем родовая экзогамия постепенно разрушалась. Это видно по тому факту, что один из сыновей Габдуллы Габбасова Кутлуюл и один из его правнуков Сагит Искужин взяли жен из Бурзян-ской волости (рода), но из лесных бурзян.
Брак был в основном эндогамным (от греческих слов эн-до - внутри, гам о с - брак, т.е. обычай заключать браки в
пределах племени, этноса) - жен брали из башкирок. Национально смешанный брак зафиксирован только у родоначальника Габдуллы Габбасова.
Очень любопытные сведения содержатся в шежере степных бурзян относительно возраста брачующихся - невесты и жениха. Ранние браки не встречаются. Девушки выходили замуж в 19 (Кулбагида, Гульзагида Габдулловы), 20 лет (жена Искужы Мархаба). Сыновья Габдуллы Габбасова обзавелись семьями в 19, 22 года, сам - в 30 лет; внук его Искужа - в 24 года, правнуки - двое в 18, один в 19, другой в 20, остальные в 21 год. Эти семьи — моногамные (единобрачные), двоеженство не отмечено.
Интересные данные дает родословная степных бурзян об обучении их в школах-мектебе, медресе. В то время можно было обучиться грамоте, получить образование только в конфессиональных (религиозных) школах. Габдулла Габбасов -человек образованный, учил казахских и башкирских детей. Его сын Зайнагабдин в течение 10 лет получал образование в Третьей Усерганской волости (долина р. Сурень) у известного муллы Рахмет Шафи, \"находясь у него в зимнее время\". С 20 лет сам учил детей. Его сын Искужа получил образование у отца. Затем совершенствовал свои знания в Стерлибашевском медресе, где сам шакирдов обучал по тюрки. Через некоторое время там же назначен хальфой (учителем) арабского языка и по переводу с арабского на тюрки и обратно. Получил звание \"Дапи хэлфэ\". Его два сына Загит и Сагит \"немного учились\", остальные - неграмотные. Об обучении женщин сведений нет.