Одним из коренных поселений Барын-Табынской волости была деревня Муйнаково. Она носит имя сына старшины Кара (Бара)-Табынской волости Расула Итжимасова Муйнака Расулева, ставшего старшиной той же волости и участвовавшего в восстании Пугачева. Его сыновья Абдул-хаким (1750-1818), указной мулла Абдулфазыл, 1765 года рождения, зауряд-хорунжий Абдулвахит (1770-1830), Аб-дулфаиз, с 1782 года, Абдулмажит, с 1784 года, Абдрашит (1789-1834), Курами Муйнаковы (дело 617). Один из них, Курами, в начале XIX в. был начальником 4-го кантона.
Еще в конце XVIII в. были известны деревни Старомуй-наково с 32 дворами и 142 жителями, Маломуйнаково с 27 дворами с 121 человеком и Муйнаково (Даутово) с 13 домами, где жило 34 жителя. Маломуйнаково имело и другое название- Бурангулово. Таким образом, еще до V ревизии часть жителей выделилась из коренной деревни и образовала новые деревни. По десятой ревизии 1859г., в Старомуй-наково в 88 дворах проживали 500, в Маломуйнаково - в 32 дворах - 200 жителей. Третьей деревни уже не было. В каждой из них еще имелось по три двора припущенников. принятых коренными жителями - вотчинниками - на условиях аренды земельных угодий. Припущенники платили башкирской общине по 10 к. с двора и выполняли все повинности в пользу казны и общины, как и вотчинники. К 1920 г. численность населения в Старомуйнаково сократилась наполовину, зато в другой деревне она увеличилась на 144 человека.
В первой половине XIX в. обе деревни входили в юрты № 1 и 2 четвертого Загорного кантона в Троицком уезде. С 1864г. они подчинялись Тунгатаровской волости, находящейся в 1919-1930 гг. в составе Тамьян-Катайского кантона. В Маломуйнаково всю свою жизнь прожил один из сыновей первопоселенца зауряд-сотник Хисаметдин Муйнаков (1781-1858). Здесь же жил войсковой старшина (майор) Му-хаметжан Бузыкаев (1798-1856), кантонный начальник 4-го башкирского кантона, подразделенного в 1832-1847 гг. на два - 4-го Загорного и 4-го Западного кантонов. Его два сына получили образование в Омском военном училище. Бузыкаев имел \"кожевенный завод\"13. В период кантонного управления в Башкирии (1798-1865 гг.) казаки, мишари и башкиры были переведены в военно-казачье сословие, а их территория расселения была разделена на кантоны. Главной обязанностью башкир, мишарей была охрана оренбургской линии вдоль р. Яика от рр. Уй и Тобола на востоке и до г. Оренбурга. Кантоны управлялись начальниками, формально \"избираемыми\" из числа богатых чиновников, затем утверждаемыми военным губернатором. Кантонные начальники проводили в жизнь распоряжения и указы вышестоящих властей, для чего были наделены большими правами в военной, политико-административной, судебно-полицейской и хозяйственной областях. Деревни, в которых жили эти начальники, становились кантонными штаб-квартирами. Кантонные дела вели два писаря, на русском языке и тюрки. На их содержание деньги собирались со всего населения кантона, причем кантонные чиновники освобождались от несения натуральных повинностей. Начальники имели по два вестовых-ординарца, а юртовый старшина, управляющий группой деревень, - одного.
О кантонных начальниках народом сложены песни, в которых дана оценка их деятельности. О Муха-метжане Еражбаевиче Бузы-каеве бытующая по сей день историческая \"песня \"Бузы-кай кантон\" его не осуждает, наоборот, как бы сочувствует ему. Особенно его смерть далеко от родных мест - в Петербурге, где участвовал в составе делегации от Оренбургской губернии в качестве представителя от башкир на коронации императора Александра II, способствовала популяризации его личности.
Жители вели полукочевое скотоводство. Ежегодно выезжали на кочевку. Каждая деревня имела по три кочевки на трех местах (первая - в бассейнах рр. Карси-га Урман, Лошы-Чомак, Шагыр Ульган, вторая - по рр. Черной, Кирке Туяк, Бысак Кискэн). Сначала выезжали на самое отдаленное место кочевки. Оно называлось веснов-кой - я?лау. Второе место занимали летом и называли летов-кой (йэйлэу), и третье место находилось недалеко от деревни, именовавшееся тсе^лэу (от тсе? - осень). В Старомуйнаково на 65 дворов в 1844 г. приходилось 360 лошадей, 85 коров, 330 овец и 73 козы. Во второй на 35 дворов имели 533 лошади, 64 коровы, 323 овцы и 44 козы. Видно, что жители не могли удовлетворить свои потребности одной отраслью хозяйства. Поэтому они занимались охотой. Робко переходили на оседлость и к земледелию. В первой деревне засевали озимого хлеба всего лишь 8 пудов, ярового - 800 пудов, во второй -озимого хлеба- 120 пудов и ярового- 888 пудов. В конце XVIII в. отметили, что здесь \"хорошо растут рожь, овес, ячмень\", а \"прочих семян у башкирцев не бывает\". В деревне Маломуйнаково тогда же действовали одна ветряная и две водяные мельницы-мутовки.
Основная масса жителей двух деревень жила в условиях единобрачных семей. Вместе с тем встречались и полигамные семьи. По корану, многоженство- явление приемлемое. Поэтому мужчины имели право заключать браки с четырьмя женщинами одновременно. Но многобрачные семьи - это удел в основном феодального сословия. Недаром Ф. Энгельс подчеркивал, что \"многоженство - привилегия богатых и знатных\"14.
Относительно степени распространения многоженства в обществе нет единого мнения в литературе. Существуют две точки зрения. Согласно первой, многоженцев было чрезвычайно много. Еще в 1726 г. кунгурский воевода Юхнев, объездив по поручению властей 60 башкирских волостей, писал в своем отчете: башкиры \"имеют многих жен по их закону, и того ради людны\"15. Начальник Оренбургской экспедиции И. К. Кириллов в 1735 г. доносил в правительство: \"Башкирское народонаселение чрезвычайно увеличивается вслед-ствии многоженства\"16. Первый член-корреспондент Российской Академии наук оренбуржец П. И. Рычков поддерживал эту точку зрения: башкиры \"от многоженства весьма умножаются\"17. Выводы эти поддерживались и другими авторами XIX в. В начале XIX в. Н. Попов утверждал: \"Редкие башкирцы имеют по 4 жены, но многие по две, а прочие по одной\"18. Альмухамет Куватов, бывший кантонный начальник, писал, что обеднению народа способствовало и многоженство19.
Но бытовала и противоположная точка зрения. Знаток быта башкир, этнограф, поэт и руководитель тайного революционного кружка Петр Кудряшев (1797-1827) писал: \"Редкие имеют более одной жены, потому что бедность не допускает пользоваться вполне дозволением религии\". В. М. Черемшанский уточняет так: \"Башкирцы, как и вообще все мусульмане, имеют- достаточные- по две и по три жены, а бедные по одной\"21. Вывод этих авторов сводится к тому, что полигамия - редкое явление в быту башкир.
Естественно, возникает вопрос, в какой мере достоверна та или иная концепция? Прежде всего отметим, что многоженство вызвано было к жизни не религиозными догмами ислама, а хозяйственной необходимостью, своеобразием кочевого уклада жизни населения. Буряты или народы Крайнего Севера - не мусульмане, но у них многоженство практиковалось. Ислам узаконил и поддержал лишь реально существующее положение.
По материалам VII ревизии 1816г., многоженство в разной степени наблюдается во всех населенных башкирами уездах. Из просмотренных дел в Центральном Государственном архиве РБ явствует следующее. В 231 деревне 9 уездов (Белебеевский, Бирский, Мензелинский, Осинский, Уфимский, Красноуфимский, Оренбургский, Стерлитамакский и Троицкий (Зауральская часть)) проживало 8999 семей, из них многобрачных 1126, или 12,5% от всех семей, в т.ч. двоеженство - в 1032 семьях (11,4%); в 86 семьях - троеженство (0,9%), в 8 семьях - четвероженство (0,08%). Значит, многоженство у башкир не носило массовый характер. Одна из причин этого в том, что женщин всегда было меньше, чем мужчин.
В скотоводческом районе (Зауральская Башкирия) из 1469 семей многобрачными являлись 310, что составляет 21,1% от всех семей. К середине века этот процент сокращается наполовину. В земледельческом районе многобрачных было 816 (10,8%) из общего количества семей- 7530. Как видим, сравнительно большее распространение получило многоженство у башкир-полукочевников, нежели у башкир-земледельцев22. А все-таки как обстоит дело с этим вопросом в двух деревнях Муйнаково? В старой деревне из 82 домов в 8-ми зафиксировано двоеженство, что составляет 9,7%. В Маломуйнаково из 38 семей в 1859г. обнаружено в трех- двоеженство, в двух-троеженство, что составляет 13%.
Район