По легенде, д. Лаклы («Илаклы тобы») возникла на земле д. Еланлы, что абсолютно не соответствует действительности. Но она близка к истине относительно времени и образования селения (1797 г.) и совершенно права в указании места выхода лаклинцев (д. Таймеево). В 1836 г. тептяри из татар д. Лаклы, представив текст договора властям, свидетельствовали, что «предки наши прежде бывшей деревни Агавы (Таймеево) Гумер Утюганов с товарищами заселение возымели на владеемой тептярь нами земле по договору Тарнаклинской волости, заключенному 1760 г. февраля в 3-й день вечное владение из платежа оброка с каждого двора по 25 коп.» Это означало, что она возникла на арендованной у башкир-тырнаклинцев земле (об арендной оплате по 25 коп. с двора в год говорится и в другом документе).
Теперь можно привести и текст договора, по которому и возникла д. Лаклы. «Писана сия татарская запись в 1760 году февраля 3 дня Уфимского уезда Сибирской дороги Тырнаклинской волости мирския люди большия и малыя со общага согласия жалованную от предков и в вотчинную землю уступили тое же Сибирской дороги деревни Атавовой (т. е. Таймеево) есашным татарам Гумеру Утеганову, Ягуде и Халилю Алкиным, Мулле Гансе Сулейманову, Смаилу Сеитову. Ибраю Нуркину, сотнику Максюту Абдуллину с товарищи, кто им угоден будет десяти дворам в вечное владение детям их и правнучатам и с платежей оброку с каждого по двадцати пяти копеек, и есть ли окроме оных десяти дворов от отцов дета, от братьев братьи отделяются потому же нам, вотчинникам, брать по 25 копеек, межи оной уступленной земле первая от вершины Шеряк по большой проезжающей Троицкой дороги до меже Тюбеляцкой волости и по ней до вершины лога, называемого Чигарчинли, по нем до устья, а от устья по меже той жеТубеляцкой волости до желтого камышу, по нем до камня и гнезда сокола чьего, а оттоль степью по арке, на Ай реку и по нем на устье Лаклы и по нем под низ камня и по нем верхом на устье Лаклы (Вакияр), а от него по пролежащей на устье Шеряка дороге, показанную большую дорогу и вдоль по об¦явленной Шеряку до вершины, сено косить, дрова рубить во оной, а от оной вершины Шеряк по меже Каратавлинской волости до трех пригорках, где сено косить же, сосновой и лиственной лес рубить да и бить да и прочее, то им потребно все брать вольно, а со оных трех пригорков называемой Усь Тюб по меже Тюбеляцкой волости до логу, на-зываемаго Чигарчинлы, и в той отданной земле в межах всеми угодями довольствоваться вольно, а сверх того на устье Лакля пониже камню построить, где пожелают одною мутовочную мельницу да и еще выше писанных местах на отданной земле сколько потребно будет мельницы строить невозбранно. В чем к сей татарской записи в отдаче большая и малая тамги свои приложили, а именно: Шидяк Мишаров, Мамиши Ижбулатов, Айтыш Танатаров, Альшей Мукминев и др.»
25 мая 1770 г. П. С. Паллас увидел эту деревню. «Поехал для осмотру достопамятной пещеры, - писал он, - влево три версты с дороги к татарской деревушке Цигярцинкуль. Жители оныя по прежде бывшему в сей стране общему обычаю отдают в казну старый ясак или подать куньми мехами по той цене. Деревня сия в немногих дворах лежит при ручье Лякле Зилге, который первый в реку Ай впадает и при котором кончится плодоносная равнина, заключающая в себе Залихауль (т. е. Насибаш).» В договорной записи от 3 февраля 1760 г. и в записях П. С. Палласа упоминается «лог Чигарчинлы» и название деревни Цигярцинкуль. Насколько нам известно, в краеведческой литературе смысл, содержание этого слова впервые доказательно раскрыто Р. Исламшиным. Саярсин - Карагач (лиственница), Саярсинкуль - Карагачевый Лог (но о логе в статье упомянутого автора ничего не говорится). Первоначально д. Лаклы, как видно по Палласу, называли Саярсинкуль, т. е. Карагачевый Лог.
О развитии д. Лаклы несколько цифр. Сразу заметим, что в конце XVIII в. татары перешли в тептярское сословие, в котором пребывали до 1865 г. И потом по инерции продолжали себя именовать тептярями. В 1795 г. в д. Лаклы в 17 дворах насчитывалось 138 человек. В 1816 г. было 112, в 1834г. - 176, в 1859 г. - 312 душ мужского пола тептярей. В 1920 г. в 326 дворах проживало 1703 тептяря.
В характеристике селения земством в конце XIX в. имелись следующие моменты. «Пашня распахана давно. Почва - плотный чернозем. Севооборот трехпольный, сеют рожь, овес, гречу, пшеницу, лен. Пашут сабанами. В селе 2 водяных и 8 конных молотилок, до 20 веялок. Имеются огороды. В селении 4 общественных водяных мельницы и принадлежащие отдельным домохозяевам - 2 мутовки, а также 2 кузницы, 4 торговых лавки, 1 кирпичный сарай. В аренду сдавали 6 мельничных мест (6 дес.) с ежегодной платой от 2 до 25 руб. с каждого». Жители занимались и животноводством.
В 1908-1909 учебном году в лаклинском инородческом училище из 4 отделений обучалось 72 мальчика и 25 девочек (обучали их раздельно).
По истории села Лаклы написана замечательная книга Гранита Нурулловича Зинурова \"История села Лаклы Салаватского района Республики Башкортостан\". Книга повествует о возникновении и развитии села Лаклы Салаватского района Республики Башкортостан. В неё включены исторические документы, архивные данные, воспоминания очевидцев, письма, фотографии, газетные материалы. Читатели найдут в книге много интересного о прошлом и настоящем села, о сельчанах – участниках Великой Отечественной войны и других боевых действий. Фактически в этой книге раскрыта и история села Таймеево.
Приведен обширный справочный материал для тех, кто хочет дальше заниматься историей села Лаклы.
В частности в книге представлены материалы ревизских сказок, списки домохозяев и многое другое. По ним реально проследить свою родословную до 17 века. Книга большая, поэтому разместить ее на страницах сайта пока не успели. По всем вопросам можно обращаться по адресу:dars@ufagen.ru.
Ревизские сказки, переписи: в теме про Лаклы на форуме