Д. Кадырово Дуванского района в своих статьях краеведы путают с одноименным селением Айлинской волости, ныне Белокатайского района, точно так же, как русское село Еланыш Салаватского района, основанное в 1856 г. крестьянами с. Сикияза, с одноименной башкирской деревней Мечетлинского района гораздо позднего происхождения (ее в 1920-1925 гг. еще не было).
Башкиры д. Кадырово при р. Ай и д. Ишменево по рр. Кугушта и Ай Айлинской волости по договору 1760 г. обосновались припущенниками башкир Тырнаклинской волости. «Будучи сами вотчинниками Айлинской волости по каким-то обстоятельствам, оставив свою жалованную землю, они перешли с оной на жительство на землю смежных вотчинников Тырнаклинской волости».
Сохранился текст договора о припуске айлинцев башкира-ми-тырнаклинцами. «1760 года майя ... дня Уфимской округи Тырнаклинской волости вотчинники башкирцы на жалованной от великих государей земле по р. Аю изстари при дедах и отцах наших поселясь жительствуют Сибирской дороги Айлинской волости двумя деревнями Кадыровой и Ишменевой башкирцы без оброка и без всякой нам выгоды, а как ныне известно нам указом повелено, дабы на наших землях посторонние люди без позволения не жили, почему мы Тарнаклинской волости башкирцы старшие и младшие со общаго согласия означенным Айлинской волости башкирцам 30 дворам изстари заселёнными ими зимовными и летними кочевыми местами жительство и владение иметь вечно позволяем из платежа оброка на каждый год по 20 коп,, а когда отделяться будут от отцов сыновья и от братьев братья, коим с каждого двора в год платить оброку по 20 коп. и спору никакого не иметь; в выше-писанные же зимние жилища и летние кочевья состоят в средине сих меж от устья речки Еналыша (Еланыш), которая впадает в Ай, итти вверх по течению до Еланышевской вершины и до Белой степи, откуда липовым колком до Мурзаларской межи (т. е. волостной) до вершины Водяной Турналы и вдоль по Турнале на Чёрный брод и от оного на мыс горы Айлянмы, откуда перейдя р. Ай сыртом озера Бузовча на мыс Туры, а от оного вдоль по Турне на одинокую сосну, а от оной на Нижний Чёрный Тал, откуда вдоль по болоту на вершину Кувавейли, оттоль на вершину на болотах Нагушли, от оного на вершину Бурга Узанлы ж, отколь сыртом Чуматово березника на вершину, а от оной на 5 берёз, от которых Инзяковой вершины краем болота Исхаковской межи верхностию сыртом на вершину ключа Тюльке Тоймака, от оного на вершину суходола, называемого Чуванлы кула и вдоль по оному суходолу до устья лога Чуванлы и до реки Ая, перейдя сей на прежде помянутое Еланышевское устье и во время написания сего договора, к которому находившиеся Тарнаклинской волости старшие и младшие люди руки и тамги свои приложили сего 1810 года апреля 10-го дня. Троицкой и Уфимской округ Тырнаклинской волости мы, чиновники и рядовые башкирцы, все со общаго согласия по ветхости сего договора, переписав оной на новую бумагу и приобщили к сему. ...Ив том договор утверждаем с приложением знающие писать рук, неумеющие — тамог и старшинских печатей с таким условием, есть ли означенных деревень Кадыровой и Ишменевой башкирцы сами своевольно с той нашей земли съехав переселятся, то оную землю им не продавать и в оброк не отдавать».
4 августа 1765 г. Уфимская провинциальная канцелярия утвердила договор от 1760 г., узаконив арендную плату 20 коп., которую ежегодно должны были платить кадыровцы и ишменевцы с каждого двора.
Башкиры дд. Кадырово и Ишменево навсегда обосновались на земле Тырнаклинской волости. По закону 1832 г. каждый из них получил по 30 дес. на душу мужского пола, как припущенники военного сословия. В тоже время они претендовали и на вотчину в Айлинской волости. По их словам, они фактически владели участками айлинских земель: имели пашню, сенокосные места, лесную дачу, мельницы, бортевые деревья, даже участвовали в продаже и аренде земли государственным крестьянам села Леуза и получали кортомные деньги.
Они просили власти, чтобы и в дальнейшем «предоставили возможность воспользоваться им как нарезной землёй по 30 дес. на душу в Тырнаклинской волости на праве припущенников, так и вотчинными правами в Айлинской волости наравне с прочими владельцами той волости». Получили ли они на то разрешение, нам неизвестно.
По легенде, основателем д. Кадырово был Кадырбирде. Родословная выглядит нижеследующим образом: Юламан-Кадырбирде - Кульшарип - Магади (его сыновья: Таши, Ваши, Сайфутдин, Хуснутдин, Фазлитдин, Мухаметгали, Исламгали). По VII—VIII ревизиям Кадырбирде не прослеживается, но в них фигурируют упомянутые Баймухамет Магадеев сын Кульшарипов, сыновья Магади: Мухаметгали (указной мулла), Таиш, Фазыл, Хуснутдин, Сайфутдин, Хузей. Но самое главное, в 1859 г. был учтён ревизией 81 года сын первопоселенца Утяу Кадыров (с 1768 г.).
О развитии деревни несколько фактов. В 1795 г. в 15 дворах учтено 202 башкира. В 1834 г. было 364, в 1870 г. — 463, в 1898 г. — 468, в 1905 г. — 609, в 1920 г. — 602 человека.
Жители деревни занимались сельским хозяйством. В Кадырове в 1842 г. на 364 человека сеяли 109 четвертей озимого и 428 четвертей ярового хлеба. На 61 двор (364 человека) приходилось 497 лошадей, 223 коровы, 139 овец, 87 коз. Имели 38 ульев.
В конце XIX в. у прихожан было 2 мечети и «училище», т. е. мусульманская начальная школа.