От великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича [т.] на Уфу ближнему нашему стольнику и воеводе Дмитрию Никитичу Головину. Били челом государем Уфимского уезда Осинской, Казанские, Сибирские и Ногайские дорог башкирцы, тарханы й ясашные, Тлешка Бегенешев, Карманка Бекбовов, Ишека Ишкилдин, Кулчерка Кильмяков с товарищи: наше де великих государей жалованья вотчины за ними в Уфимском уезде — леса, рыбные ловли, бобровые гоны и звериные ловли и всякия угодья, и тем нашим великих государей жалованьем вотчинами истари пращуры и прадеды, и деды, и отцы их владели по своим урочищам и тамгам, и они також владеют по родству по прежним тамгам и урочищам, и на те их старинные вотчины у прадедов, и дедов, и у отцов их письменных крепостей нет, кроме ясашной книги, по чему платят в нашу,, великих государей, казну куничной и лисий .ясак и медвяной оброк. И в недавних годех на тех их старинных вотчинах и во всяких угодьях поселились пришлые русские люди и татара и чуваша, пришед из Казанского, из: Тобольскаго и из Кунгурскаго уездов и из Соловарного городка,; и те пришлые русские люди, и татара, и чуваша, и черемиса, и вотяки в тех их старинных вотчинах многия деревни поселили, пашни распахали и сена косят, лес много рубят, которые деревья годились было им на бортныя деревья, и меченые порубили; и от того их многолюдства в вотчинах их всякой зверь: лось и медведи, лисицы, и куницы, и белки отошли, и бобровыя __вяжи запустели; и им зверя бить, и рыбу ловить, и конских стад и скотины выпускать стало негде и нашего, великих государей, ясаку и всяких податей платить стало им нечем. А ныне де також приходят многие люди и в вотчинах их и во всяких угодьях и последних их местах селятся и их теснят- и раззоряют, а им кроме тех старинных вотчин нашего, великих государей* ясаку промыслить и самим прокормиться нечем; да они же пришлые люди их старинныя вотчины рыбньщ ловли берут себе на оброк и оброчат в своих городах, где живали и приписывают к Казани, и к Тобольску, и Кунгуру, и к Соли Камской, мимо города Уфы, а, взяв те их рыбныя ловли себе на оброк, и отдают из оброку же, хотят теми их вотчинами вечно завладеть и тем их раззорят и убычат и вотчины их пустошат. Да бьют челом нам, великим государям, на Москве в Приказе Казанского Дворца и на Уфе иных городов служилые и ясашные люди, татара и чуваша, и свозят на Уфу наших, великих государей, грамоты, а на Уфе берут владения памяти, будто- у них в Уфимском уезде порозжее дикое поле и чтоб отдать им в службу и в ясаки, а у них де в Уфимском уезде диких поль и порозжих земель нет; аз летнее время у них в тех своих вотчинах и угодьях на полянках кочуют с женами и с детьми и с конскими стадами, и из тех кочевьев они де, пришлые люди, их теснят ,,и изобижают и кочевать не дают, а у них дев тех вотчинах на полянках и около угодьев конские стада ходят и в зимнее время.
И нам, великим государем, пожаловати б их, не велеть впредь пришлый русским людям, и татарам, и чувашам, и черемисам в Уфимском уезде в вотчинах их земли и сенных рокосов и всяких угодьев и рыбных ловель на откупе и на оброке давать и их теснить, и из Приказа Казанского Дворца на.те их вотчины, что называют порозжими землями, наших великих государей грамот отпускать, и велети бы тем в Приказе Казанского Дворца нам великих государей указ записать, чтоб им от теснения пришлых людей и дастоль вконец не раззориться, и наших, великих государей, службу и ясаку и всяких податей не отбыть, и конские их стада и животина с голоду не померла, и о том дати б им великих государей грамоту. И как к тебё ся наша, великих государей, грамота придет, и ты б их угодий и земель рус¬ским пришлым людям в оброк и в тягло и в службу отдавать не велел.
Писан на Москве лета 7203 году сентября в ... день.
На обороте: Дьяк Макар Палянской. Справил Михайло Васильев.
Перепечатывается из «Оренбургских Губернских ведомостей» 1847 г., №138.
Материалы по истории БАССР том 1 стр 83
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии