№ 16. 1696 г. ноября 29.-Допросные речи тобольского дворянина Ивана Полозова в Сибирском Приказе о поездке его на реку Исеть в разные сибирские остроги и слободы для <меры> земель и переписи крестьян

№ 16. 1696 г. ноября 29.—Допросные речи тобольского дворянина Ивана Полозова в Сибирском Приказе о поездке его на реку И сеть в разные сибирские остроги и слободы для «меры» земель и переписи крестьян.

7205-го ноября 29 день явились в Сибирском Приказе тобольской дворенин Иван Полозов, а в допросе сказал: в прошлом де 203-м году по указу великих государей посылай он Иван ис Тобольска по грамоте великих государей на Исеть реку в Катайской, в Колчеданской, в Орамильской остроги да в Камышевскую, да в Новопещанскую слободы, да в Багарятской, да в Белоярской, да в Чюмлятской остроги для меры земель и для переписки в острогах и в слободах крестьян, и детей, и братьи, и племяников; и он Иван в те вышеписанные остроги и слободы для меры земель и для переписки крестьян, и детей, и братьи и племяников ездил, и те земли мерили и крестьян, и детей, и братью, и племяников в тех вышеписанных слободах переписывал, и те переписные книги и чертеж за его Ивановою рукою присланы ис Тобольска к Москве в Сибирской Приказ с тобольским приказные избы с подьячим с Яковом Лапиным. А те вышеписанные остроги и слободы стоят на сибирской стороне,а Сибирскую землю и реки с Уфинскою землею и реками размежевал камень Урал; а уфинские де башкирцы стали жить после войны1 насильством своим, и у них, башкирцов, на те земли крепостей никаких и даных нет, а старые их вотчины за Уралом Каменем на уфинской стороне, и теми вотчинами и доныне владеют они, башкирцы, и те земли, на которых башкирцы, пришед с уфинской стороны из-за Камени на сибирскую сторону, стали жить собою без указу великого государя, а крестьяне поселились по удазу великих государей и по даным ис Тобольска бояр и воевод. И буде великий государь укажет на тех землях жить крестьяном и башкирцем, и те земли доведутца розмежевать впредь для спору и челобитья, а вновь на тех землях крестьяном и башкирцем слобод и деревень не заводить, а пашенных земель, и сенных покосов, и рыбных ловель крестьяном и башкирцем будет довольно. А с Ышиму реки крестьяне доведутца свести в старые свои места, в слободы в тобольские и в верхотурские, хто откуды пришел, для того крестьяне де покинули старые свои пашенные места, пошли на Ишим реку жить, что им на Ишиме реке живучи на льготе государевы пашни не пашут, платят денежной оброк малое число по 3 алт. и по гривне и по 5-ти алт., а больши шти алтын полуторы деньги семьи не платят. А по Ишиму реке исстари угодья тобольских, тюменских, тарских ясашных татар, и по тем местам промышляют ясак.

К [подлинному допросу Иван Полозов2 руку приложил:

Архив Акад. Наук СССР. Списки Тобольской архивы, № 3. Фонд 21, oп. 4, № 13, лл. 122 об —123.
1 а) Разумеется война 172-го года, т. е. 1663—1664 гг. Дата указана нал. 123об.
2 В рукописи Толбазин.