№ 22. 1728 г. ранее марта 6. —Просительные письма башкир 4-х дорог Уфимского уезда императору Петру II об учинении розыска по поводу обид и притеснений, перенесенных ими от воевод и целовальников, и об охранении их вотчинных прав на земли.
Перевод с татарских писем башкирцев, поданных в Москве марта 6-го дня 1728- году.
I.-Державнейший, славнейший император всероссийский, государь всемилостивейший!
Вашего и. в. всеподданнейше просим всенижайшие раби Уфинского уезду башкирцы и протчие народы, дабы указом вашего и. в. определен был у нас на Уфе судьею один, понеже как зачался город Уфа из давных лет всегда был тамо судьею один; а в прежних годех к нам воеводы посылывались из Москвы, а не ис Казани, а под ведением в Казани оные воеводы не бывали, чтоб и ныне також судьею б был один воевода, и оной бы воевода под ведением в Казани не был.
В прошлых годех приехал в нам на Уфу воеводою князь Шаховской с товарищи, два ассессора Иван Туменов, Андрей Лихачев, и наши дела случаемых в городе Уфе челобитчики одному дал больше, надобно и другому дать то же, и таким образом между ими судьями несогласием дела наши волочили и скоро не решили, и оттого нам чинитца несносная обида и разорение; и для своих взятков между собою судии в приказе ссорятца и бранятца, и от таких многих судей несогласием и между собою нам мирским людей чинитца разорение; и видя такое разорение, миром подали воеводе доношение, чтоб на Уфе судьи много не были, и воевода оное наше доношение к делу не произвел. И ежели миром к вашему и. в. отправить челобитчиков, и оные судьи нам пашпорту не дали и челобитчиков наших к вашему и. в. не отпустили; а когда князь Шеховской и Иван Тюменев поехали из Уфы, остался ассессор Андрей Лихачев, делал нам великие обиды и разорения, виноватых оправил, правых обвинил для своих бездельных корыстей; а что у кого напрасно взял какие взятки и делал великие разорения, о том на него Лихачева подано от нас доношение уфинскому фискалу Василью Ершову; а казанскому губернатору господину Зотову всем миром подали доношение, чтоб нас челобитчиков отпустить к вашему и,- в. Для всяких наших нужд, також папшорта не дал. А в прошлых годех были у нас воеводы Дмитрей Бахметев да Иван Вахметев, и они при бытности своей нашим мирским людей никаких обид не делали, и бедных людей не разоряли, и наших народов никуды не розгоняли.
Того ради всеподданнейше просим всем миром вашего и. в. всемилостивейшего государя пожаловать указом у нас в городе Уфе быть воеводою Ивану Вахметеву, також и сыщикам о наших разорениях, дабы он розыски- вал по указу вашего и. в.
Из 4-х дорог от миру отправленным челобитчиком имяна и знаки при сем, а имянно: Уфинского уезду, Казанской дороги: дер. Ялан Яркай свой знак приложил [тамга72]; дер. Чаная Апас мулла руку приложил, тое ж дер. Ибраим руку приложил; дер. Киргиз Мяскав Тапиев сын свой знак приложил [тамга70]; дер. Гирей Мудай Илмитов сын свой знак приложил [тамга68]; дер. Буляр Амар Тохтаров сын знак приложил [тамга66]; дер. Буляр Илмят Аднагулов сын знак приложил [тамга67]; дер. Була Мясут Титямов сын знак приложил [тамга69]; дер.1 Миряс Иршимов сын знак приложил [тамга73]; дер. Байлар2 Хурмятов сын руку приложил. Нагайской дороги: дер. Кипчак Рахман тархан Ишмет тарханов сын знак приложил {[тамга63], я Куллукай руку приложил, я Яхшигул руку приложил, я Бокай Чашкиев сын знак приложил [тамга64]; дер. Бурчан Ярлогай Кулуков сын знак приложил [тамга65]; дер. Мин Атьетяр Илкаев сын знак приложил: [тамга62]. Сибирской дороги: дер. Кущи Нявруз Атаков сын знак приложил I [тамга75], дер. Кущи Илкай Тричев сын знак приложил [тамга74], тое ж дер. Нуркай Мураев сын знак приложил [тамга75]; дер. Гидяй Кучюк Токшоков сын знак приложил [тамга78]; дер. Салчют Килчюра Гунчагулов сын знак приложил [тамга77]. Осинской3 дороги Рахмангул Харманов сын знак приложил [тамга79].
Вышеозначенных челобитчиков по их веленью написал сие прошение дер. Елдин Ахмар мулла и вместо себя руку приложил.
II.— Державнейший, славнейший император всеросийский, государь всемилостивейший!
Всепокорно просим Уфинского уезду всех 4-х дорог башкирцы и со всякими разными народы города Уфы: конские и табашные целовальники к нам башкирцам ко всем дорогам ездят немалое число, а каждой целовальник имеет при себе человек по 5-ти, берут у нас подводы, такоже и пищу гусей, уток и рыба, пива и меду берут насильно; а ежели хто не даст или не имеет, то оные целовальники за то нас разоряют и напрасными поклепами убытчат. А ежели мы продадим товару лисиц, куниц, волков, лошадей и протчей скотины, то оные целовальники хотя и знают, хто какова товару продал, в той своей поески оные целовальники пошлины не спрашивают, а как приедут вторично, того человека штрафуют, якобы он утаил, пошлины берут рублев по 10-ти и по 20-ти, такими несносными налогами нас разоряют. А преж де сего конские и табашные целовальники по уездам не езживали, понеже у нас никаких торгов и ярмонок нет.
Того ради вашего и. в. всемилостивейшего государя просим, дабы указом вашего и. в. повелено б было тем целовальником в уездех не ездить, как и преже сего не езживали, чтоб нам рабом вашего величества от таких целовальниковых налогов вконец не разоритца.
III.-Державнейший, славнейший император всеросийский, государь- всемилостивейший!
Всепокорно просим Уфинского уезду со всех 4-х дорог башкирцы: понеже блаженныя и вечно достойныя памяти от его и. в. указом пожалованы были мы местами и угодьеми по реке Каме и по другим речкам лесами, сенными покосами, и рыбными и бобровыми ловлями, и озерами, и таких пожа¬лованных наших мест и угодей владели мы с крепостьми, иные и бес крепостей по старине; а уфинские, сарапольские, бурицские, карапольские, дуваниские, також и ченцы откупщики владеют насильно, а нам владеть не дают; а сакмарские обыватели наших ясашных земель владеют насильно же, из которых земель вашему и. в. мы и ясаку платим. Тако же чювапш и. мещеряки и протчие народы чтоб нас рабов вашего величества башкирцов не разоряли б и не обижали б; тако же табольские и чимкинские народы нас обижают, во озерах и на горах соли брать нам не дают, бьют и мучат, в наших дачах нам же воли не дают. Того ради вашего и. в. всенижейше просим, чтоб наших земель милостиво повелеть нам отдать и обид и налог таких не делать. Мы рабы вашего и. в. башкирцы просим о кормовых деньгах, понеже прежних временах отцам и дедам нашим корм даван, а имена наши в просительном нашем письме показано.
ГАФКЕ. Коллегия Иностранных Дел. Дело 1728 г. февраля 26—мая 28, лл. 7—11.
1В рукописи название деревни не указано.
2 В рукописи имя сына Хурмята не указано.
3В рукописи: Усынской.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии