№ 25 1728 г. после апреля 4. — Выписка из челобитных башкир Уфижкого уезда по разным земельным, тягловым и прочим вопросам, сделанная в Коллегии Иностранных Дел.
В челобитных, поданных от башкирцов марта 22-го дня сего 1728-го году, написано, а имянно: В I-м. Казанской дороги, Болярской волости от башкирцев Мряса Эрмешева, Мельяниша Сурметева. В прошлых давных годех вотчины дедов и отцов их в Уфйнском уезде, Казанской дороги в Болярскей волости, а в тех их вотчинах имелись бортные угодьи и рыбные ловли в реке Ику и озера Темешево, да заводь старица Сагаедан и с мелкими озерками, которыми владели деды и отцы их; и ис тех бортных угодьев и с рыбных ловель оброк платили в казну его и. в. в Уфинскую Канцелярию по 114 куниц да по 21 батману меду, да сверх того платили в Казань по 20 руб. на год, на которыя бортныя угодья и рыбные ловли имеют они его и. в. грамоту; и как стали быть прибыльщики, и те рыбные ловли у них отняли и отдали из оброков же руским людей. И чтоб его и. в. пожаловал их, указал те вотчинные угодьи, рыбные ловли, отдать им попрежнему из прежняго оброку.
А в той данной им жалованной грамоте написано: великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевичь, Петр Алексеевичь [т.] в прошлом во 199-м году пожаловали, указали отдать на оброк башкирцем Уфинского уезду МаметкуБигилдееву с товарищи в Казанском уезде уфинские рыбные ловли II в реке Ику и озера Темошево и Дотпирю1, да заводь старицу Сагандан с ыстокамй и мелкие озерка, и в Уфйнском уезде бортные ухожьи и рыбные же ловли озеро Илюк и от Илюку до Большого озера_от Большого озера до Ику реки и по Ику реке по обе стороны с озерами и истоки впредь бес перекупки, понеже они платят в казну на Уфе по 114 куниц да 21 батману меду; да сверх того им, башкирцам, платить с тех вод в Казани на рыбной двор старого откупу и новой наддачи по 20 руб. на год.
Во 2-м. Ясашных бобылей Нагайские дороги, деревни Анмалтаевы Алманта Салдыбаев с товарищи, Сибирские дороги, деревни Тениколшевы Иртуган -Куняков с товарыщи. В прошлом 1700-м году по челобитью род¬ственников их Нагайские и Сибирские дороги разных деревень новокрещеным, и горным татаром и черемисе, и чюваше Досайке Тюгееву, Тетейке 1 Теникешеву с товарищи дана ис Приказу Казанского Дворца его и. в. грамота, по которой их уфинских уездных людей иноверцов, и татар, и черемис, и чговашу ни на какую воевоцкую работу и на мелнишные поделки не посы¬лать, а велено им платить положенной бобыльской куничной ясак, и ямские, и полонные, и подымные деньги; а ныне Уфинской правинцыи камандиры за оною грамотою посылают их ясачников на казенные мельницы во всякие работы, також и берут с их дорог в город Уфу подводы и проводят в дальние места, от чего им чинитца разорение. И чтоб его и. в. пожаловал их, указал против вышеписанной грамоты дать им указ, чтоб их уфинские камандиры на мельничные и ни на какие работы не посылали и в город Уфу подвод для посылок в дальняя пути не брали, а платить бы им прежней положенной ясак и подводы б гонять на своих дорогах деревня от деревни, чтоб им от того вконец не разоритца.
В 3-м, Нагайские дороги, Минские волости ясачных окладных тептерей Атачика Иликеева с товарищи. В прошлых годех деды и отцы их в городе Уфе в казну его и. в. платили они бобыльской куничной ясак обще Уфинского уезду, Сибирской дороги деревни Укарлины да деревни Темикешевы з бобылями; и тому лет с 40 отцы их Иликей Укарлин, Янбулат Анбулатов переписались в окладной тептерской ясак обще Уфинского уезду, Нагайские дороги, Минские волости к башкирцам родственником своим УразаюБула- щеву, Исаному У разаеву, о чем имеютца у них данные им из У финской Канце¬лярии сберегательные указы, которой ясак они платят с означенными родственники без доимки и тем родственником реченнойволостибапширцом во всякие службы, как они ходили под Азов и в швецкой походы, давали подмогу, я ныне уфинские камандиры привлекают их з бобылями во всякие работы. Чтоб его и. в. пожаловал их, указал показанной тептерской ясак платить им обще с родственниками их Минской волости з башкирцы и дать им указ, я з бобылями их и детей их не счислять и ни в какие работы не привлекать.
В 4-м. Нагайские дороги, Тенгоурские волости башкирца Мукмень Тонкобетева. В прошлом во 194-м году по челобитью Минские волости башкирца Курманая Текеева дана из Уфинской Канцелярии сберегательная память, по которой велено платить в подмогу оному ево деду ясак отцу ево Тингоурские волости башкирцу Токумбетю Уразметеву, и по той памяти отец ево жил во оной Минской волости и з дедом ево Курмаем на ево вотчиной земле, 1 и в подмогу ясак платил, и подводы давал безспорно. И тому лет с 8 оной дед ево умре, а после ево Минской волости башкирцы Ешлик Бозюков да Муллагул Мамбетев с товарищи с той деда ево вотчинной земли насильством своим, презрев тое память, и ево з братьями збили и тое память и всякое домовное строение отняли; и тому года з 2 оные Ешляк и Маллагул с товарищи, призвав отца ево и ево Мукменя з братьями, и припустили попреж- нему в платеж подможного дедовского ясака и хоромное строение и хлеб и сено обещали отдать, також и память отдали при свидетелях и в платеж за взятой хлеб и сено дано ему задатку 2 руб. 17 коп. при сви[де]телех же.
Я поэтому договору на прежние свои жилища Минскую волость с отцом своим и з братьями приехали и жили с полгодичное время, и живучи стал он пробить по договору за хлеб и за сено достальных денег, и оные Ешляк и Муллагул тех достальных денег не заплатили и учинили спор, о чем он бил челом в У финской Канцелярии; и по тому челобитью оные Ешляк и Мулла- гул допрапшваны, а на обличение им свидетели, которых он показал, уфинские камандиры, наровя им Ешляку и Мулл агулу, не допрашивали, и ево держали под караулом и принудили ево и отца ево принести мировую челобитную, чтоб означенного иску не искать и з земли съехать, по которому принуждению они такую челобитную и подали и с ыску пошлины и всякие лриказныя убытки заплатили они, от чего пришли во всеконечную скудость л раззорение. И чтоб его и. в. указал по оному делу в ыску ево наследовать свидетельми и по изследывании иск и убытки ему и отцу ево и братьям возвратить сполна, дабы им от того судейского в приносе челобитной неволь¬ного принуждения вконец не разоритца и платежа ясака не отбыть; и о том •бы послать в Уфинскую Канцелярию его и. в. указ.
Да в челобитных же, поданных от башкирцов апреля 4-го сего 1728-го году, написано, а имянно:
В 1-м. Сибирской дороги, Кущинской волости Нуркея Нуриева сына Тугумова. В прошлом во 196-м году Уфинского уезду, Сибирской дороги Кущинской волости башкирец Авдул Иванов дал деду ево родному Тугуму Янбаеву на себя зацись в том, что . пустил он, Авдул, деда ево жить в вотчи¬ну свою в свой жеребей з женою из детьми и дал он, Авдул, деду ево 20 дерев деланых без пчел. А рядил он, Авдул, з деда ево брать на год по полторы куницы да безсыр меду, с которой записи приложил при том прошении копию. А ныне ис той вотчин выбивает ево Нуркея того Авдула сын Авдюк и против той записи ему, что в ней написано, не дает. Дабы повелено было в Уфу к воеводе послать указ, чтоб по той записи и но ево прошению учинил указ безволокитно.
А в приложенной записи написано... Далее следует запись 1687—1688 гг., данная башкиром Уфимского уезда, Сибирской дороги, Кущинской волости Абдуллой Ивановым башкиру той же дороги Тугуму Ялябеву, см. стр. 79.
Во 2-м. Сибирской дороги, Кущинской волости Иликея Килриясева. В прошлом 1714-м году Уфинского уезду, Сибирские дороги, Кущинской волости башкирцы Акбаш Бекеев, Абдула Иванов, Надруз Агаков дали ему на себя запись в том, что припустили они, Акбаш с товарищи, ево, Иликея, в вотчину свою вместо умершаго тоя ж волости башкирца Маскова Козеляева, и тою вотчинною по межам и по урочищам владеть им, Акбашу с товарыщи, с ним вобще, и ясак в казну платить вопче ж, с которой записи приложил при том прошении копию. А ныне ис той вотчины выбивает ево, Иликея, Акбашин сын Авдюк и владеть ему ничем не дает. И дабы повелено - было дать ему в Уфу к воеводе указ, чтоб по той записи и по прошению ево указ учинил безволокитно.
А в приложенной записи написано... Далее следует запись 1714 г. декабря 7, данная башкирами Уфимского уезда, Сибирской дороги, Кущинской- волости Акбашем Бакеевым, Абдуллой Ивановым и Наурузом Атаковым с товарищами башкиру той же волости Иликею Тирисеву, см. стр. 107—108.
В 3-м. Сибирской дороги, Кущинской волости Навруса Атакова. Во 194-м году Уфинского уезду, Сибирской дороги, Кущинской волости башкирец Баней Акбулатов-дал отцу и дяде ево Маскову Атаковым детям запись в том, что пустил он отца ево и дядю в вотчину свою по Уфе и по Аю рекам в свое повытье, чтоб ходить в той вотчине с ним, Вакеем, заодно вместе сообща, и зверей и рыбу ловить вольно, да уделил он, Бакей, ево отцу и дяде 100 дерев дельных. А с того со всего платить им отцу ево и дяде ясаку часть.
А что чего, о том имяновано в записи, с которой записи при том прошении приложил копию. А после дяди ево никого детей не осталось, а после отца ево остался он, Наврус, и живет он и ныне в той Бакеевой деревне; и сын того Бакея Акбаш ево не высылает и записи отца своего не спорит, а выбивают ево ис той деревни и в вотчины ходить, и зверей бить, и рыбы ловить, и мед ломать, и вновь деревья делать не пускают тоя ж волости деревни Ганбетевы башкирцы Рахмангул Янбетев, Мазан Байцаков, Этекай Этеев неведомо для чего. И дабы поведено было дать ему в Уфу к воеводе указ, чтоб по тому ево прошению учинил указ.
А в приложенной записи написано... Далее следует запись 1685—1686 гг., данная башкиром Уфимского уезда, Сибирской дороги, Кущинской волости Бакеем Акбулатовым башкирам Казанской дороги, Енейской волости Мас¬кову и Атаку Козелаевым детям и татарину деревни Шебис той оке дороги Алексею Бабакову, см. стр. 77.
В 4-м. Казанские дороги, Гирейские волости Алметя Аднагулова, Мясю- гута Тятимова с товарищи. В прошлых давных годех по взятии Казанского царства Уфинского уезду башкирцы и другие иноверцы пришли под про¬текцию Росийскую со владением по дорогам и по волостям вотчин своих и всяких угодьев и с платежей ясака, которой значит в окладных ясашных книгах в Уфинской Канцелярии имянно; в том числе прадеды,и деды, и отцы, и родственники, которою вотчинною землею и всякими угодьи прадеды, и деды, и отцы их, и они с родственниками своими и с товарыщи владели и ясак платили обще безспорно и бездоимочно, о чем явствуют у них платежные отписи. А ныне оной волости башкирцы Бек-Булат Веккулов, Тыпычь Сеитов с товарищи в той их общей вотчине и во владенье всяких угодьев чинят им всякое насилие, в лесу из бортей их вынимают мед со пчелами и на дельных деревьях накладывают тамги свои, и владеть им тою вотчиною и всякими угодьи не дают, J) чем они в Уфинской Правинциальной Канцелярии на оного Бек-Булата с товарищи били челом; и по челобитью их по оного Бек-Булата с товарищи были многи посылки, по которым посылкам в город Уфу упорством своим они, Лек-Булат с товарищи, не поехали; и по делу их он Век- Булат с товарыщи обвинены, и иск их и пошлины велено на них доправить,. и о том дан им из Уфинской Правинциальной Канцелярии указ, по которому велено им ево Бек-Вулата с товарищи поймав привести в Уфинскую Правинцыальную Канцелярию; по которому указу они оного Бек-Булата с товарищи поймать не могли, и чинилися им противны и во общей их вотчине против прежпяго владеть им не дают, от которого их Бек-Булатова с товарищи насилия весьма изнурились и изубытчились. И дабы поведено было о владенье вышереченной их общей вотчины против прежняго, как владели прадеды, и деды, и отцы их, и они с родственники своими и с товарищи безспорно, також и о взыскании на них Бек-Булате с товарищи по челобитью их иску и пошлин послать в Уфинскую Правинциальную Канцелярию его и. в. указ, дабы им от того их Бек-Булатова с товарыщи в вотчином владенье насилия и показанных убытков вконец не розоритца и его и. в. ясака не отбыть.
В 5-м. Осинские дороги, Уранской волости башкирца Обдала Смаилова. В прошлых годех тому лет с 7 отец ево Уфинского уезду, Осинской дороги, Уранской волости башкирец Смайл Канзибаев выслан из Уфинского уезду в Уфу уфинским иноземцом Семеном Кириловым, который был // в уезде с подчиненным фискалам, и из Уфы отослан в Москву н Преображенской Приказ, а в каком деле, о том он не известен. И после того в другой годно указу ж ис Преображенского Приказу взят был в Москву оной фискал во оной же приказ, и по возврате из Москвы привес с собою указ в Уфу о взыскании убытков своих на нем и на брате ево Бурангуле, которые убытки учинились ему бутто по делу отца их; а отец их по делу сослан в галерную работу и там и умре, и по тому указу за иск оного Кирилова двор и пожитки отца ево запечатаны и проданы, а деньги отданы в ыск ему Кирилову; а сколько тех денег ему отдано, о том он не известен, и сверх того взятья оной Кирилов ищет на нем и на брате ево 156 руб. И в том ево Кирилове иску содержан был он под караулом и брат ево Бурангул, и оных денег платить им нечем, понеже отца их дом и пожитки были запечатаны и по продаже отданы в ыск ему Кирилову, а он з братом отцовскими пожитки ничем не владеют.-И чтоб на нем и на брате ево Бурангуле за отца их помянутого Семена Кирилова иску не править, понеже они отцовскими пожитки ничем не владеют, и ис под караула б свободить, дабы им от того платежа вконец не розоритца и, сидя за караулом, не помереть голодною смертию и платежа в казну ево и. в. не отбыть, и о том в Уфу поедать его и. в. указ.
В 6-м. Уфинского уезду, Тингоурские волости башкирца Мунмика Токурбетева. В прошлых давных годех по взяти Казанского царства прадеды и деды пришли под протекцию Росийскую и служили тарханскую службу обще с своею братьею Ногайские дороги, Тингоурские волости башкирцы, а никакова положенного ясака не платили, понеже на тарханех кроме служб ничего не требуетца; и о том у прадедов и дедов их имелись данные им гра¬моты и оберегальные памяти, а отец ево Токумбеть Уразумбетев после смер-ти отца своего, а ево деда, остался в малых летех и за скудостию о написании в тарханской .список не били челом, и указу им не дано. И чтоб повелено было с отцом ево па место прадеда и деда ево написать в тарханы, и о том послать в Уфинскую правинцию его и. в. указ, а из Уфинской Правинцыальной Канцелярии Q бытии им в тархаиех дать им указы ж.
В 7-м. Уфинского уезду, Казанские дороги, Бюлярские волости Умир Тохтарова с товарищи. Имеютца в Уфинском уезде на Казанской дороге в их Бюлярской волости застарелые бобыли, которые платили в помочь их волостным башкирцом окладной ясак, в которой платеж ясака припускали из башкирцев своих немногих людей без совету всех волостных баппсирцов; и те бобыли владели в вотчине их вотчинною землею, бортными угодьи и звериными и птичьими ловлями, а другие и ныне владеют, а особливо бобыльского ясака не платят и в ясак не написаны, от которого они бобыльского в вотчине их всякого владения чинятца им башкирцом немалые обиды и изнурении, и, платя они бобыли подможной ясак, называютца башкирцами. И чтоб поведено было оных застарелых бобылей написать вновь в бобыльской ясак с таковыми ж уфинскими бобылями и жить бы им на таких же землях, на каких живут ясашные бобыли; а в помочь бы им башкирского волостного ясака платить им бобылям не велеть, и из вотчинной их земли оных бобылей выслать и угодьями владеть не велеть, дабы им от того их бобыльского насильного владения не притти в разорение; також и впредь таковых бобылей в помочь платежа окладного ясака -башкирцом их припускать не велеть, и о том послать в Уфинскую правинцию к воеводе его и. в. Указ
ГАФКЭ. Коллегия Иностранных Дел. Дело 1728 г. февраля 26 — мая 28, лл. 24—35 об..
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии