1737 июня 5 дня. В Канцелярии Оренбургской экспедиции приехавшия из Сакмарского городка казаки, за атамана Федор Кочемасов, за есаула Кузьма Мистрюков, за аршину Дмитрей Донской, Денис Воронежев сказали.
В нынешнем де 737 году в ферале месяце по данному указу от покойного стацкого советника господина Кирилова старшинам яицкому Ивану Митрясову да сакмарскому Федору Алакаю, чтоб им для искоренения бунтующих воров башкирцев набирать в вольницу, яде сам пожелает, после праздника Пасхи спустя с неделю что учинить. Апреля 25 или 26 числа ездило их за теми ворами из Сакмарска 160 человек, а главным у них был сакмарской казак Василей Выровщиков, в Демския да в Ашкадарския вершины, и в Демских де вершинах никого они не изъехали. А в шестой день по выезде из Сакмары наехали кочевье в Ашкадарских вершинах вора Кильмяка, в котором были ево 2 жены, 2 сына - большой Котлумбек, да меньший Умир, да ево ж, Кильмяковы, братья, сваты и протчая радня, да из со- гласников ево, Кильмяковых, Майтас-батырь з женою и з детьми, да Исмак-батырь з детьми и с протчими своими людьми, всего всех около 100 душ. И с теми ворами была у них, казаков, того ж дни поутру драка часов с 5, и оных всех, кроме онаго Кильмякова сына меньшого Умира, побили до смерти, а с их казачьей стороны ранено только 4 человека, ис которых троя выздоровело, а четвертый храмает. И оные башкирцы оборялись только стрелами, огнестрельного ружья у них не было. А по разбитии их, далее никуда не ходя, возвратились в Сакмарск, и показанного Умира взяв с собою, привезли в Самару для объявления во оной канцелярии. А более де они нигде, возвращаясь в Самару, воров не слыхали и деревень воровских не раззоряли, и на них, казаков, нападения не было. Да как они, Кочемасов с товарищи, возвращались в Сакмару, и в том пути слышели они в волостях Сюгун и Пушмас, что де Кипчацкие волости верные башкирцы Букай Касаев да Махмут Булатов сказывали там, якобы воровския башкирцы Кыр-Тамьянской волости Сеит-бай да Тенгаурской волости Кусяп-батырь с товарыщи, в 500-х человеках поселившихся внове вверх по Белой реке, от Табынска верстах в 40-ке, чюваш и татар после оного ж праздника Пасхи с неделю спустя побили, и деревни раззорили. А более того ни от кого ничего не слыхали. И в сей скаске сказал он, Кочемасов, с товарыщи сущую правду.
А о добыче показали, что взято у оных побитых башкирцов 160 лошадей, коров 20, 40 сайдаков да есырю, кроме вышепомянутого Умира, мать ево родную Калемя, да большаго брата ево жену Азятбеку.
К сему допросу вместо сакмарского казака Федора Кочемасова с товарыщи синбирско- го купца Герасима Глазова прикащик ево Борис Яров по их прошению руку приложил.
Копия заверена: Подполковник Петр Бахметев.
Дела Сената по Кабинету. Кн. 87/1164. Лл. 520-520 об. Копия.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии