№ 33.1735 г. сентября не ранее 241 . — Экстракт, составленный в канцелярии Оренбургской экспедиции из допросных речей и приводных записок о волнениях башкир Казанской и Ногайской дорог.
Экстракт с приводных и словесных записок иноверцов и с распросных речей приводных о злом башкирском обращении сентября з 10 того же сентября по 24 число, а о чем значит ниже сего.
Сентября 10 дня Уфинского уезду, Казанской дороги, деревни Аднашевой татар Дусея Кучякова, Бнаша Добрынкина, Мурзы Тинбулатова, деревни ж Болдиной Алменя Емеева - Казанской дороги, Каршинской волости на воров башкирцов Акмурзу да Аднагупа Култеных, которых было в собрании с 500 человек в приезде в деревню их и в созжени дворов.
Уфинского уезду, Казанской дороги, деревни Мамяковой башкирца Имангула Агышева- на воров башкирцов Ногайской дороги, Чиби-Минской волости Ишелу Каидалина, Кипчацкой волости Токчюру-муллу, Казанской дороги, Кир-Калнинской волости Девяка, Дуванейской волости Мустафу, Ибрекея Ишекевых, Аскара Рысмекеева, Каршинской во¬лости Аракая Кочюрина с товарищи, которых в собраньи было с тысячю человек, в приезде в деревню их и в созжени одного двора.
Уфинского уезду, Казанской дороги, деревни Акбашевой башкирца Тохтара Куркеева, Черекея Ачимбетева, Халима Утемеева, Авеся Чюрикова - на воров башкирцов Ногайской дороги, Чюби-Минской волости Ишелу Кидалина, Азнакая Явгильдина, Кипчацкой волости Токчюру-муллу, Девяка с товары щи, которых в собрани было с тысячю человек, в приезде в деревню их в созжени двора со всякими пожитками, Казанской дороги, Каршинской волости башкирца Ибака Умирова - на воров башкирцов Нагайской дороги, Чюби-Минской волости Ишелю Каидалина с товарищи, которых было в собрани с тысячю человек, в приезде в деревню ево и в созжени двора со всяким пожитком и в покольбе туснака.
В 14 день Уфинского уезду, Казанской дороги, деревни Токмакая служилого мещеряка Абдуллы Акманова на воров башкирцов и чюваш, которых в собрани было 2000 человек, а именно: на Кызыла Муслюмова, Яныша Ивашкина, Шерали Кадырметева, Килея Тугумова да Кулили-Минской волости на башкирца Араптана Телпеева в нападени на крепость их, где они стояли обще з башкирцоми Батырем Тюлюковым, и в убивстве до смерти Батыря Тюлюкова товарыща их Иткула и в грабежу домового пажиту и в отгоне скота.
Уфинского уезду, Казанской дороги, [деревни] Чешмы татарина Тойчи Тойметева на воров башкирцов Казанской дороги, Каршинской волости Аракая Калчюрина, деревни Ногаевой Ногая Кандраева с товарыщи, всего в собрании с 1000 человек, в созжени деревни ево да 30 четвертей всякого хлеба и во взятье домашнего скарбу и в отгоне скота.
Уфинского уезду, Казанской дороги, деревни Салгганаевой, что под Шемяком, служилого татарина Салтаная Килмаметева на воров башкирцов Чюбн-Минской волости Сюкша Тлекеева з детьми, Тятку Бозякова з детьми, Юлумбетя Белтюкаева да нагайлярца Сента Нуркеева, Кулили-Минской волости Бабяка, Сапара да Апаптана Темеевых, Крыку- линской волости Мекеша да нагайлярца ж Мясягута Сюергеева, да Азнакая Явгильдина, да киргисца Кармыша, всего в собрани человек со ста, в созжени в деревне ево 5-ти дворов и во взятье домашнего скарбу.
В 15 день У финского уезду, Казанской дороги, деревни Калтаевой служилого татарина Салея Муслямова на воров башкирцов Чюби-Минской волости Ишелу Кайдалина с товарищи, Каршинской волости Араптана Колчюрина с товарыщи, Калнинской волости Тевяка с товарыщи, деревни Улуаремы чювашенина Нуркея Бухарова, Кудайметя Кудашева с товарыщи, Дуванейской волости Аскара Рысмекаева с товарыщи во взятье всякого домового пожиту и денег на 2000 и на 600 руб. и в созжени в деревни Калтаевой да на мельнице дворов и с хоромным строением и мельницы с мельнишными снастьми и с камени.
В 17 день присланные при доношении ис Калиновской крепости от старосты Зота Самахвалова У финского уезду, Казанской дороги татаровя деревни Кадряевой Нармыш Байгозин, деревни Кулюшли Калмакай Тоишев, а в доношении показано, что де поймали они их на Казанской дороге в деревне Досметевой, которые при поимке чинили с ними бой и на том бою убили иноверцов 6 человек.
А оные татары Нарбыш и Калмакай в Калиновской крепости распросами показали, и имяно: Нарбыш показал, что де деревни Досметевой татарин Тоиш Апасев мещерские по¬житки и лошадей с 2-мя сыновьями и всей той деревни грабежем взялии с ним вместе были Киргизской волости башкирцов Азнакай Явгиддин, Дуванейской волости Аскар Рысмекаев з детьми, человек со ста, и оную де деревню выжгли и чтоб ехать в 2-мя тысящами против присланных полков, так же и он, Нармыш, с ними дня воровства ездил же. Калматкай показал; как де был у башкирцов збор, и он де, Калмакай, с отцем своим Тоишем, Дуванейской волос¬ти з башкирцами Аскаром Рысмекеевым с товарыщи в 400-х человеках ездил и хотели переехать на нагорную сторону и вырубить Калиновскую крепость и Бирской де городок и мещеряков и под город Уфу. Акай де Кусюмов пошел з 200-ми против присланных полков и за Белой де рекой мещерския деревни все пограбили и скот отогнали, так же деревни выжечь и людей рубить, и башкирец де Батыр Тюлюков Куран целовал, чтоб быть в общем согласии. Киргиской же волости башкирцы Токчюра и Девяк з 2-мя тысячи сафаров, да Искаровым сыном Ишметем, да Ишметем Баязитовым, Костюром Рысмекеевым и Шерепа де Мрякова дом раззорили и скот отогнали2. И свое де слышал он от оных башкирцов и вышеписанной де деревни Досметевой мещереков Абдуллусалема Еналеева, Савелья Кулаева убили они до смерти, и он де, Калмакай, с отцем своим Тоишем в согласи вообще были.
А по привозе в Уфу оные Нармыш и Калмакай в роспросех во всем запирались и показали, что де в прежних в Калиновской крепости роспросех говорили от устрастия в беспаметстве.
А Нармыш в Уфе ж показал: слышал де он деревни Досметевой от мещеряка, как зовут и чей сын, не знает, что де показанной Калмакай с отцем своим Тоишем брали хлеб, а сколько четвертей, того не знает, так же де и в деревне Досметевой они, Нармыш и Калмакай, при поимке не отстреливались и шти человек иноверцов не убивали.
В 18 день приведен Ногайской дороги, деревни Алмантаевой Алмантаем Салдыбаевым, деревни Васильевой Уразаком Темеевым У финского уезду, Казанской дороги, Каршинской волости башкирец Якуп Арсланов, а в приводе написали, что де прислал ево, Якупа, к ним Ногайской дороги, Минской волости башкирец Юнай Шелтыков с сыном своим, как зовут, не знают, которой де им сказал, что де он подлинно вор и бунтовщик и Каршинской де во¬лости в деревнях раззоренья чинили и дворы жгли. А оной Якуп распросом показал: с вора¬ми де бунтовщиками башкирцы ни в каком согласии не бывал, токмо де ныне тому меясца з 2 и больше, имеющейся в противности Чюби-Минской волости башкирец Ишеля Кайдалин приехал к ним в арему, где они стоят многолюдством тысячи з 2, и взяв ево под неволю и довел до речки Кармасан и покинул. И он де, Якуп, отстав от него и слыша, что имеетца в верности оной же Чюби-Минской волости башкирец Юнай Шелтыков, приехал к нему, Юнаю. И он де, Юнай, взяв ево, Якупа, послал с сыном своим Кучюмом и з 2-мя башкирцы на збор, где збираютца башкирцы, на воров же противников башкирцев, и оные де со збору башкирцы съехались с ними встречю на степи против деревни Араслановой. И, взяв ево Якупа, оной Алмантай с товары щи привезли в город Уфу.
И против вышеписанных роспросных речей Уфинского уезду, Казанской дороги, Каршинской волости башкирец Шереп Мряков в доказательство показал: вышеписанной де Якуп Арасланов для воровства Чюби-Минской волости с Ышелою Кайдалиным, Девяком, чей сын, не знает, с товарищи ездил и многие руские и иноверческие деревни раззоряли.
Приведены Ногайской дороги, деревни Юрмашу ясашными татарами Кузием Урахбахти- ным, Ипггереком Итерековым Казанского уезду, Зюрейской дороги, Бекметевой сотни, деревни Сюнь татара Муса Иштереков, Селим Батеряков. А в приводе написали, что де поймали они их на отъезжем карауле под деревней Алмантаевой на степи, которые де Муса и Селим при поимке их сказали: ездили де они в город Уфу для продажи лошадей, и дана де им печатка, а вторично сказали, что де у них печатки нет. А оные татара Муса и Салим роспросами показали, что де пошли отцы их ис Казанского уезду, Мусин в 707 году в Уфинской уезд на Ногайскую дорогу и жил в деревне Меселях, в которой де деревне он, Муса, и родился; Салимов в давных годех, а сколько не упомнит, в Сакмарской городок, в котором де городке они и жили. И в нынешнем де 735 году вешнею порою приезжал он, Салим, в Уфинской уезд для покупки хлеба и жил в показанной деревне Меселях за несыском ездаков до Сакмарска в товариществе, и ныне де тому четвертой день приезжал было он, Муса, с товарищем своим Салимом Батерековым в город Уфу для свидания с родственниками своими, сакмарскими казаками, новокрещеном Степаном да с татарином Муслямом, чьи дети не знают, которые де приезжали в город Уфу дня провожания уфинских служилых людей, едущих от статцкого советника господина Кирилова. И приехав де они в город Уфу оных Степана с товарищем не застали. И послыша про них, что они уехали обратно в Сакмарск, то де и они, Муса и Салим, возвратились обратно на оную Ногайскую дорогу чрез городовой перевоз. А как де в город Уфу приезжали и из города выехали, о том де нигде о себе не объявляли, по¬неже де их на перевозе не задерживали и ничего у них не спрашивали. И при поимке де при- водцом Кусяку Уразбахтину с товарищи сказывали, что де дана им печатка, а вторично де им же сказали, что у них печатки не имеетца, и то де они, Муса и Селим, оным приводцам ска¬зывали, убоясь их. А з бунтовщиками де башкирцами Акаем Кусюмовым и Кельмяком абызом и з другими бунтовщиками ж башкирцами в согласии на зборе не бывали и к воровству их не собщались, и какое де у них намерение есть к бунтовству, и где они ныне об- ретаютца, про то де они, Муса и Селим, не знают.
В 20 день приведены Уфинского уезду, Казанской дороги, Каршинской волости башкирцем Шерыпом Мряковым с товарыщи тое ж Казанской дороги, деревни Улуаремы башкирец Муса Арасланов, деревни Токмаклы татара Айтуган, чей сын, не знает, Акит Ураз- бахтин, Адиль Акымбетов, Дюсей, Аднагул, Саптанай, чьи дети, не знает, Ногайской дороги, Кипчацкой волости башкирец Юсуп Алканов. А в приводе написали: ныне де тому дни с 3, ездили де они, Шарып с товарыщи, человек со ста для искания и приводу в город Уфу воинских воровских людей и, будучи близ деревни Улуаремы на поле, наехали оной Шерып с товарыщи вышеписанных приводных Мусу с товарыщи, которые де с ними, Шерыпом с товарыщи, бились и стрелялись и ко поимке не дались, ис которых ево, Мусиных, товарыщей убили до смерти 5 человек, а кого имяны, не знает, а другие де от их, Шерыпа с товарищи, поимки бежали. Да вышеписанной деревни Токмаклов татар Айтугана с товарыщи наехали они, Шерып с товарыщи ж, близ оной деревни Токмаклов на поле, которых де было в собрани человек с 50 со оружием и было де у них знамя воровское, и они де, Айтуган с товарыщи, с ними, с Шерепым с товарыщи ж, стрелялись.
А оные де приводные Казанской дороги, Каршинской волости башкирец Муса Арасланов, тое ж дороги деревни Токмаклов ясашные татара Айтуган Адилев, Адиль Ак- мыбетев, Дюсей Саманов, Саптан Караев, Свияжского уезду, а которой сотни и деревни не показано, Юсуп Алканов, Ант Уразбахтин, Казанского уезду, Зюрейской дороги, Иштерековой сотни, деревни Савруш Аднагул Рысов распросами показали, а именно: Муса Арасланов показал, что де слышал он, Муса, Дуванейской волости от башкирца Апакая, чей сын не знает, как де по отбыта из Уфы к походу к Орь реке стацкой советник господин Кирилов с войским стояли в лагерях, и в то де число вверх по Деме реке у воров башкирцов Ногайской дороги, Юрматынской волости Кельмяка-абыза, Тамьянской волости Акая Кусюмова, Чюби-Минской волости Ишелы Кайдалина с товарыщи к воровскому бунту збор был, а сколько де на том зборе было, того де ему, Мусе, не сказали. И на том зборе предложили, чтоб итти за стацким советником господином Кириловым и с воиским ево рубить, и чтоб около города Уфы русских людей, мещеряков, татар, чюваш, черемис и деревни их, хлеб и сено подкошенное жечь, а незжатой хлеб и сено неподкошенное топтать Чюби-Минской волости Ишеле Кайдапину, Кыркалинской волости Девеяку, а около Мензелинска Тамьянской волости Акаю Кусюмову, Белярской волости Умиру, Байлярской волости Каразману, Иланской волости Масягуту Уразаеву; а за стацким де советником итти Юрматынской волости главным Кельмяку-абызу. А он де, Муса, с показанными башкирцами Ишелой Кайдалиным и Девяком с товарыщи тысячи с пол третьи приезжали Каршинской волости к башкирцу Шерыпу Мрякову, у которого де Шарыпа и у деревенских жителей отогнали скот и пожитки побрали, и хотели оного Шерыпа убить до смерти. И по раззорени де ездили вторично на крепость, где стояли Калнинской волости башкирец Батыр Тюляков и деревни Кастаевой и протчих деревнь мещеряки и татара; да деревни Досмете¬вой у жителей скот отогнали ж и пожитки побрали и пограбили в то число; кто что захва¬тит, то и взять; и ему де, Мусе, досталась одна шуба овчинная да полок. А более де он, Муса, для воровства никуды не езживал и при поимке де он, Муса, с показанным Шерыпом Мряковым с товарыщи бою не чинили, и по них не стреляли, а кто с ними бой чинили, и ко¬го из них на том бою убили, того он, Муса, не знает.
Юсуп Алканов, Айтуган Адилев, Аит Уразбахтин, Айдар Акымбетев, Дюсей Салманов, Салтан Караев, Аднагул Рысов показали: на воровстах де с ворами башкирцами Кельмяком- абызом, Акаем Кусюмовым с Ышелою Кайдалиным не бывали, токмо де ныне тому месяца с 3, приехав в деревню их Токмаклы, башкирец Ишеля Каидалин, Девяк Кармьпп с то-варыщи человек с тысячю и, приехав де, ограбя, взяли их под неволею сильно и, взяв, отвезли в деревню Кузееву, и из оной деревни Кузеевой, тому ныне пятой день, приехали де они, Юсуп с товарыщи, с 15 человек, для снятия хлеба в показанную деревню Токмаклы. И пока¬занные де приводцы Шерып с товарыщи, наехав на них, Юсупа с товарыщи, поймали, и при поимке они, Юсуп с товарыщи, с ними, приводцами, не стреливались, понеже де они в поле хлеб жали в разных местах. А знамя де они, Юсуп с товарыщи, не делывали, токмо де из оных приводных Аит Уразбахтин, Дюсей Салманов, Салтан Караев видели, что де знамя делал ис платка татарин Малкпет, которой от поимки бежал, а для чего оное знамя делал, того де они не знают.
Сего 735 году сентября 18 дня и прислано при доношении из Бирска от капитана Алфимова с приводных записок и с роспросов иноверческих, в которых показно:
1) Августа 27 дня приведен Уфинского уезду, Осинской дороги, деревни Кочмаш череми- сином Айтуганом Байдупгевым с товарыщи тое ж дороги деревни Сеитовой татарин Сеит Кар. манов. А приводом показали, что ныне тому четвертой день, с нагорной стороны, приехав к ним, где они стоят на карауле от набегу неприятельских людей, на усть Таныпа реки, татарин Сеит с товарищем воровски, которой де был во многих приводах и сослан был в ссылку, и оного де Секта товарыщ ево при поимке отстрелялся и саблею обороняясь бежал.
А оной Сеит рос просом показал, что де в нынешнем 735-м году по мирскому де на него, Сеита, челобитью во многих конских татьбах отослан был из Уфинской правинцыальной канцелярии в Казанскую губернскую канцелярию, а ис той де канцеляри он, Сеит, с товарыщи 5 человек отосланы на штапной двор на Чистое Поля, и положены де были в подушной оклад А с того де штапного двора отосланы ж на Зюрейскую дорогу в деревню Шымыш к сотнику Тойгилде, чей сын не знает, и велено де им жить по Заю в Гириклех, Мастаева тож. И жил де он в той деревни месяца с 3 или больше, токмо де наехали на них, Сеита с товарыщи, неприятельские люди башкирцы Карасман да Нурмет с товарыщи с войском, человек с тысячю или больше, на поле на пашне, и ево де, Сеита, з женами и з детьми оные неприятели взяли в плен и держали ево, Сеита, под караулом дней з 10. И просили де он, Сеит, с товары¬щи у них, воров башкирцов, чтоб им, Сеиту с товарыщи, воровать с ними вобще. И тому де недели з 2 оной де Карасман послал ево, Сеита, с татарским письмом на Осинскую дорогу к башкирцем Батыркею Иштыкову с товарыщи, чтоб и им Батыркею с товарыщи, быть с ними, воровскими людьми Каразманом с товарыщи. А как де была дума на Казанской дороге в деревне Бугадах, и в то число воровские люди башкирцы Акай, Мясягут, да оной Каразман, да Осинской дороги, Гирейской волости, деревни Копггановой чюваша придумали, всех 4-х дорог заодно з башкирцами, руских людей, татар, черемис, вотяков рубить. А как де он, Сеит, с показанным письмом от оных Каразмана с товарыщи от показанного Батыркея с товарыщи ехал обратно, и будучи де в пути на Осинской дороге в деревне Калтасе, и оные де приводчики Айтуган с товарыщи ево, Сеита, поймали и привезли в Бирск.
2) Августа 29 дня приведен Казанской дороги, деревни Янтудиной ясашным татарином Глысеем Исекеевым, Шемшединской волости, деревни Акинеевы башкирцем Карманом Кусекеевым с товарыщи той же дороги, деревни Иванаевы татарин Сеит Акметев, что де они поимали ево по приличению в воровском злом башкирском намерени. А оной Сеит роспросом показал: с неприятельскими воровскими людьми башкирцы был в согласи и войною ходил и хотели итти на нагорную сторону на руских и на мещеряков и на других иноверцов.
3) Сентября в 6 день приведены Осинской дороги, деревни Сухояз черемисами Келме- тем Курманаевым, деревни Тимашкиной новокрещеным Абросимом Петровым с товарыщи, Казанской дороги, Елдяцкой волости, деревни Елдяк башкирцы Янигур Кулушев, Абдулла Курманов. А в приводе написали: стояли де они на карауле на притчинных местах и на пе- ревозех от набегу неприятельских воровских людей башкирцов. И сего де сентября 5 дня поутру приезжали де к ним на караул на Трубоковской перевоз оной Елдяцкой волости башкирцы, а как де их зовут и чьи дети не знает, и просили де, чтоб их Елыдяцкой волости башкирцов перепустить через Белую реку на нагорную сторону для житья, и сказывали де, что де едут войною неприятельские люди башкирцы на их Елыдяцкую волость, якобы рубить их, башкирцов. И от оных де башкирцов хотел быть явной обман, понеже де они, Елдяцкой волости башкирцы, с неприятельскими людьми башкирцы в одном согласи, ис которых де башкирцов поймали они, Килметь с товарыщи, показанных Янгула да Абдуллу.
А оные приводные Янгул и Абдул распросами объявили: ко оным де приводцам на оной перевоз они не приезживали и на Забельскую де сторону не прашивались, а кто де из их волости на оной перевоз переезжал, про то де они не знают, и с воровскими де людьми башкирцами ни куды не езживали, и в одном воровском согласи нигде не бывали. Да они ж объявили, а именно: Абдулл объявил - их же Елдяцкой волости башкирцы Юсуп мулла Колчюрин, Явгильда Таулин ездили к вышепоказанному башкирцу Масегуту рубить тех, которые с ними, воровскими людьми, нейдут в одно согласие; Янгул показал - тому де с месяц вышереченной башкирец Мясягут приезжал в их Елдяцкую волость многолюдст¬вом, а для какого умыслу, того де он не знает. И они де, Елдяцкой волости башкирцы, оному Мясягуту дали на зарез 3-х лошадей, а с ним де, Мясягутом, их Елдяцкой волости башкирцы в оном воровском умышлени не бывали.
4) Приведен Казанской дороги, деревни Трубековой черемисином Кошпахтой Мралиным с товарыщи тое ж дороги, Елдяцкой волости, деревни Казыбаш татарин Усман Курманалин сего де сентября 6 дня. Наехав де они на оного Усмана, которой де увидя их убежал, да оной же Усман у него, приводца Кошпахты, изломав клеть, украл хлеб и протчей рухле- ди, всего по цене на 5 руб. А оной Усман роспросом показал*, у оного де приводца ис клети хлеба и рухледи не крадывал, токмо де из их Елдяцкой волости башкирец Юсуп-мулла Ток- чюрин, Явгилда Таулин с товарыщи с воровскими неприятельскими людьми башкирцами в степь ездили за Вологоцким полком, которые де и поныне ездят безпрестан- но неведома куды. Да вышеписанной де Месегут приезжал в их Елдяцкую волость много¬людством и говорил, чтоб их Елдяцкой волости башкирцы и татара ему, Масегуту, дали 3-х лошадей на зарез и сказали ему, Масягуту, что де ему, Масягуту, будут послушны, да к оному ж Масягуту послушны деревни Саптанбековой башкирцы Аскар Салтанбеков с товарыщи, деревни Аксашевой башкирец Курманай-абыз с деревенскими жительми.
5) Сентября 7 дня приведен Казанской дороги, деревни Кучюковой татарином Ижбол- дой Ишмекеевым с товарыщи гулящей татарин Искак Тойметев, а которой дороги и деревни не знают, для допросу, которой роспросом показал: как де собирались с войским непри¬ятельские воровские люди башкирцы Сюлейман да Сююш Тойгулдины, Копай Байгозин, мещеряк Килметь, Максют Мамметев, Али Патев, да башкирцы ж Ишеля Кайдилин, да Девяк и ходили де рубить мещеряков. И как де они приехав обратно в домы свои, слышел де он, Искак, от показанных Сюлеймана с товарыщи, что де пригнали они от мещеряков скота, лошадей, а коликое де число, того он не знает.
6) Сентября 8 дня приведен Казанской дороги, Шемшединской волости, деревни Акинеевой башкирцем Муслюком Имасевым, Осинской дороги, деревни Изиморины череми¬сином Илимбаем Итемировым Казанской дороги, деревни Иликовы башкирец Байгул Сю- люков. А в приводе объявили, что де будучи в их деревни Акинеевой, показанной де Байгул приехал из войского от неприятельских людей воровских башкирцов для званья во оное войско к воровству. А оной Байгул роспросом показал: наехали де в их деревню Иликову неприятельские воровские люди башкирцы Дуванейской волости Конак да Ижбулат Ишеев, Елдяцкой волости Курманай да Аскар Салтанбековы с товарыщи многолюдством и ево де, Байгула, взяли к себе в войско под неволею и держали де у себя сутки; от которых де воров он, Байгул, ушел тайно и приехал де во оную деревню Акиневу для объявки, и сказывал де показанным приводцом, что идут на них показанные башкирцы с войною, и что бутто подзывал оных приводцов в войско ко оным неприятельским людем, таких слов не говаривал, токмо де он, Байгул, в прошлом 734 году приведен был в У финскую канцелярию в краже сена.
Да сего ж сентября 21 дня в ызветах в Уфинской правинциальной канцелярии показано:
1) Казанской дороги, Каршинской волости башкирца Шерыпа Мрякова на воров башкирцов Ногайской дороги, Чюби-Минской волости Ишелю Кайдалина, Казанской дороги, Кыр-Калнинской волости Девяка, Дуванейской волости Аскара Рысмекеева, Ибрая Ишекеева, Мустафу Ишекеева, Мулл агула Уразова, Каршинской волости Ракая Калчюрина, Битеся Тлекеева, Нагая Кадраева, Алдара, чей сын не знает, Девлетбая Аслаева с товарыщи которых было в собрани с тысячю человек, в приезде в деревню ево воровски, вооружась с луки и с сайдаки, из грабежу денег ста рублев да всякого пожитку, и в отгоне скота, лошадей и коров разными шерстьми, всего по цене на 300 руб., и в созженьи деревни и хлеба.
2) Казанской дороги, деревни Дюсметевой служилого мещерека Суканкула Уразова на воров башкирцов Чюби-Минской волости Ишелю Кайдалина, Девякина, Аскара Рысмекее- ва, Нуркея Бухарова с товарыщи, в собрани всех было с тысячю человек, о приезде под крепость их в грабежу 25-ти лошадей, пгги коров, 10-ти овец, да всякого хлеба 4 кадки, денег 10 руб., да всякого домашнего бутору3 на 200 руб.
3) Казанской дороги, деревня Рысмекеевой мещеряка Ибрая-мурзы Асанова на воров башкирцов Казанской дороги, Дуванейской волости Аскара Рысмекеева, Ураза Аскарова, Сююргула Попаева с товарыщи, которых было в собрани со ста человек в приезде в деревню ево в грабежу подголовка окована железом, в котором было 120 руб. денег да из другова полтора тюня китайки, 8 кумачей, 70 концов холста да всякого домашнего скарбу, всего по цене на 100 руб., да в убивстве брата ево двоюродного Абдусалома Адналина.
4) Ногайской дороги, деревни Семеняковой, что словет Карамала, татарина Ималгина Апметева на воров башкирцов Меркицской волости Юката да Самару, Запися да Максюта с товарыщи в грабежу всякого домашнего бутору на 30 руб., 4 лошеди на 40 руб., да денег 15 руб., и в жатьи дву загонов полбы да ядрицы.
Подписано: Пример-маэор Борис Останков.
Дела Сената по Кабинету. Кн. 54/1131. Ля. 302—311.
Материалы по истории БАССР том 6 стр. 68-74
1Датируется на основании доношения Б. Л. Останкова в Кабинет, к которому приложен(там же Лл. 301-301 об)
2 феодал Каршинской волости Мухаммед Шерып Мряков. путем смуты и захвата, сосредоточил в своих руках большие земельные пространства, на которых вел крупное земледельческое и скотоводческое хозяйство, отличался особенно жестокой эксплуатацией зависимого от него населения. Являлся последовательным сторонником царской администрации. Шерып Мряков был ненавистен башкирам его волости, имевшим с ним ряд столкновений, доходивших до судебного разбирательства. Показательно, что во время восстания нападение на его деревню было произведено башкирами Каршинской волости.
3 Бутор – все принадлежащее к дому и хозяйству (Даль В. И. Толковый словарь. Т. 1. С. 128)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии