№ 304. 1725 г. марта 1.— Запись башкир Казанской дороги, Дуванейской вол. Кусюляка Туганаева с товарищами мари Осинской дороги Азамату Яшпахтину с товарищами о возобновлении припуска их в общую вотчину.

Писана запись в том: Уфинского уезду, Казанской дороги, Дуванейской волости, деревни Кудяшли-тамак ясашные башкирцы Кусюляк Туганаев, Аднагул Муначев, Кинзибай Аитов с товарищи, будучи в Бирску, дали сию на себя запись Уфинского ж уезду Осинской дороги, деревни Азаматовы черемисам Азамату Яшпахтину, Барямгузе да Карсаку Азаматовым, Девлетбахте да Илишу Исенбаевым, Исеняку Исенееву, Кемею Исергину, Аксыбе Ишпахтину, Максиму Аблаеву с товарыщи в том: припустили мы, Куселяк с товарыщи, их, Азамата с товарыщи, в вотчинную свою пахотную землю и сенные покосы и бортной ухожей, бобровые гоны и звериные и рыбные и птичьи ловли, которою вотчиною отцы их и они, Азамат с товарыщи, наперед сего владели с нами, Куселяком с товарыщи. А межи той вотчины: от Козяша речки по речке Oтар до вершины и на одинокую березу, да подле Крещенского поля по суходолу до вершины Бирю реки, вниз по Бирю до устья Мияз речки, по той Мияз речке до вершины ж, да на озеро, которое середи черного лесу, да на малое озеро, ис которого озера вышла Бисмен речка, вниз по той речке до речки Болышаго Нияку, по тому Нияку речке по обе стороны, покамест полая вода понимает, до устья Малого Нияку речки и до черного лесу, из которого лесу вышла речка Осиновка, подле того лесу на одну соску да на сухо¬дол, по тому суходолу до Большего речки Нияку, с устья речки Каменной до вершины речки Бисменю, и по той речке до вышепомянутой речки Козяшу. А вся та вотчина в вышеписанных межах подле означенных речек и суходолу и лесу, кроме болышаго Нияку, по правую сторону. И им, Азамату с товарыщи, в той вотчине жить, на старой своей усадьбе попрежнему и пашня пахать, и сено косить, и старые борти ведать и вновь делать, бобров и всякого зверя и рыбу и птицу ловить, а до соснового лесу им, Азамату с товарыщи, дела нет. А владеть им, Азамату с товарыщи, и детям их и родственником тою вотчиною по вышеписанным межам с нами, Куселяком с товарыщи, и детьми наши и родственники вопче вечно. И с тое вотчины в е. и. в. казну ясаку им, Азамату с товарыщи, и детям их платить по 13-ти куниц да по батману меду на всякой год беспереводно.

И в той вотчине нам, Куселяку с товарыщи, и детям нашим и родственникам им, Азамату с товарыщи, и детям их и родственником обид и раззорения не чинить, и в старые и вновь деланые их борти не вступатца, и с тое вотчины их, Азамата с товарыщи, не ссылать, и другим людем не отдавать, и от сторонних людей от своей братьи башкирцов и от других иноверцов в той вотчине очищать, и убытков никаких им, Азамату с товарыщи, не чинить. А ежели мы, Куселяк с товарыщи, или дети наши против сей записи, что писано выше сего, в чем малом не устоим и какие им, Азамату с товарыщи, убытки учиним, и им, Азамату с товарыщи, на нас, Куселяке с товарыщи, за каждую неустойку взять те свои убытки по скаске их, что. они, Азамат с товарыщи, убытку скажут, тому и верить.
А ся запись и впредь в запись.

С тое записи пошлин 10 коп., за письмо 10, от записки 10, за 2 из- лишны 6, и на нужные росходы взято.

Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 78, Записные книги Бирского городка 1725 лл, 3—4 об.
МИБ том 3 стр. 232-233.