Формулярные списки чиновников

Опубликовано mikhail76 - пт, 09/27/2013 - 01:03

Поиск по дворянству и разночинцам.

Как известно дворяне, не являясь податным сословием, не записаны в ревизских сказках, а по причине проживания, в основном, в городах, их не просто найти в метриках т.к. практически в любом городе имелось более одной церкви и метрические книги этих церквей имеют не малый объем. Все эти факторы серьезно осложняют генеалогический поиск.
В этих условиях серьезным инструментом поиска являются формулярные списки (далее ФС) чиновников. Дворянин был обязан служить - на то он и дворянин. И служить он мог либо в армии, либо на гражданской службе. В Российской Империи на каждого служащего государству чиновника ежегодно составлялся формулярный (послужной) список в котором отражалась следующая информация:
- чин, ФИО, должность, награды;
- сословие;
- владения (недвижимое имущество);
- этапы службы (т.е. где, когда и какие занимал должности);
- участие в походах против неприятеля;
- наличие судимостей, взысканий;
- семейное положение (с указанием имен жены и детей и их дат рождений).

Легко видеть, что формулярный список дает значительный массив информации о человеке и т.о. обнаружение формулярного списка по искомой персоне/семье значительно продвигает весь поиск.
Так же необходимо отметить, что на государственной службе находилось не только дворянство. К началу 20-го века большинство вакансий чиновников, служащих, учителей занимали представители самых разных сословий: обер-офицерские и солдатские дети, мещане и потомки священнослужителей, крестьяне и инородцы.

Уфимский архив содержит значительное кол-во ФС. В первую очередь это конечно формуляры чиновников различных учреждений Уфимской губернии с момента ее образования в 1865 году и до Октябрьской Революции. ФС «разбросаны» по фондам различных учреждений. От фонда И-9 Уфимское губернское правление, содержащего ФС всех основных учреждений государственной власти, в т.ч. полиции до фондов по народному образованию, содержавших ФС огромного кол-ва учителей учебных заведений - школ, училищ, гимназий . Фонд любого учреждения губернии почти наверняка имеет хотя бы некоторое кол-во дел с формулярами.

Кроме ФС по Уфимской губернии ЦГИА РБ хранит формуляры по Учреждениям Оренбургской губернии с 1784 по 1863 год. Причина нахождения ФС в ЦГИА в том, что Уфа являлась центром гражданского управления «большой» Оренбургской губернии и т.о. архив хранит коллекцию не только ФС губернских учреждений расположенных в Уфе и Оренбурге, но и формуляры чиновников Оренбургского, Верхнеуральского, Троицкого и Челябинского уу. за период до 1863 года, а так же чиновников Бугульминского, Бугурусланского и Бузулукского уу. За период до 1852 года (образование Самарской губ.)
В частности имеются формуляры по следующим уездным учреждениям:
- уездные казначейства;
- уездные стряпчие;
- предводителей дворянства;
- уездные суды;
- городничие и городнические правления;
- земские суды;
- уездные землемеры;
- дворянская опека;
- городовой магистрат;
- городская полиция

суммарно, в базе данных по формулярам ЦГИА имеется не менее 10 тыс. записей
информацию о наличии ФС по конкретной фамилии можно получить обратившись на ufagenealogy@mail.ru

на VGD.ru размещена хорошая обзорная статья по формулярным спискам:

Формулярные (послужные) списки - это форма систематического и регулярного учета всего чиновничества, существовавшая с середины XVIII в. до 1917 года. До этого существовали аттестаты и описания службы, которые требовались только при представлении чиновника к награждению чином или при отставке.
В январе 1764 Сенат приказал всем присутственным местам немедленно прислать сведения о состоящих в их ведомстве чинах и впредь присылать в Правительствующий Сенат через каждые полгода списки служащих.
Форма учета имела следующие графы:
1) чины и имена;
2) сколько от роду лет;
3) из каких чинов и сколько имеет за собою мужеска пола душ людей и крестьян и в которых уездах;
4) вступление в службу;
5) какими чинами и когда происходили;
6) кто в походах и у дела против неприятеля был или не был;
7) кто был в фергерах, кригсрехтах и штрафах и подозрениях;
8) к продолжению статской службы за чем кто не способен;
9) к повышению чинами достоин или недостоин и за чем.
Сведения о социальном происхождении ("из каких чинов", пункт 3) заносились в формулярный список со слов самого чиновника.
Обратите внимание, что в этой и последующих формах списков указывается не год рождения, а возраст, так что точно установить год рождения невозможно, только приблизительно.
В том же году было постановлено во всех учреждениях иметь журналы, в которых отмечать не только вступление на службу чиновника и его социальное происхождение, но и то, с каким кто достоинством и особливою заслугою или же, напротив того, пороком и погрешностию службу свою производил, также и за что, когда и как награжден, исправляем или наказан был. Теперь не только чинопроизводство и назначение на более высокую должность, но и переход из одного учреждения в другое или с одной должности на другую не допускался без уведомления из тех журналов о бытности и службе чиновника на прежнем месте.
В 1771 формуляр полугодовых послужных списков изменился. Отдельные графы прежнего формуляра были объединены и, кроме того, добавились две графы, а именно: много ли раз в нынешнем чину был в отпусках; кто дети и где обретаются. Кроме того, в графе о владении крестьянами отныне надо было указывать не только название уезда, но и название селения.
В ходе реализации губернской реформы 1775 все больше разночинцев и выходцев из податных сословий поступало на государственную службу. Впрочем, численно они преобладали над потомственными дворянами лишь в XIV классе и среди мелких канцелярских служащих, а в 1781-1782 еще и в XIII-Х классах. В VIII и IX классах, где преобладание дворянства сохранилось, оно стало гораздо менее выраженным. По указу 1782 все однодворцы, дослужившиеся до штаб - и обер-офицерских чинов, имевшие ясные о службе их доказательства, и их дети, в офицерстве рожденные, освобождались от подушного оклада.
В 1788 формуляр опять изменился - была исключена графа на ком женат, кто дети и где обретаются и добавлены две новые графы (о том, кто получил при отставке чины, и о том, достоин ли чиновник награждения орденом Св. Владимира).
К концу XVIII в. выходцы из непривилегированных сословий преобладали над дворянами лишь в X классе Табели о рангах, хотя соотношение этих двух категорий чиновников в низших классах все же изменилось не в пользу дворян. Вопросы, связанные с исключением из подушного оклада отдельных чиновников рассматривались Сенатом. Так, в августе 1798 в производстве по этому вопросу находились дела 205 чиновников, из которых 29 имели обер-офицерские чины. Если чиновник, не дослужившийся до обер-офицерского чина, после увольнения от службы переходил в купеческое или мещанское звание, что ему разрешалось указом, то в таком случае он с того времени нес повинности, в законах предписанные.
В следующий раз формуляр изменился в 1849. Новый формуляр включал 15 граф: 1) чин, имя, отчество, фамилия, должность, лета от роду, вероисповедание, знаки отличия и получаемое содержание; 2) из какого звания происходит (сословное происхождение); 3-6) есть ли имение (отдельно учитывалось родовое и благоприобретенное имение у него самого, у родителей или жены); 7-9) где получил воспитание и окончил ли в заведении полный курс наук, когда в службу вступил, какими чинами, в каких должностях и где проходил оную; не было ль каких особенных по службе деяний или отличий; не был ли особенно, кроме чинов, чем награжден, и в какое время; сверх того, если, находясь под судом или следствием, был оправдан и признан невиновным, то когда и за что именно был предан суду и чем дело кончено (с указанием точных дат); 10) был ли в походах против неприятеля и в самих сражениях и когда именно; 11) был ли в штрафах, под следствием и судом; когда и за что именно предан суду : когда и чем дело кончено; 12) к продолжению статской службы способен и повышения чином достоин ли; если же нет, то по каким причинам; 13) был ли в отпусках, когда, на сколько именно времени; являлся ли на срок и если просрочил, то когда именно явился и была ли причина просрочки признана уважительной; 14) был ли в отставке с награждением чина или без оного, когда и с которого по какое именно время; 15) холост или женат, на ком, имеет ли детей, кого именно; год, месяц и число рождения детей; где они находятся и какого вероисповедания.
Обратите внимание: в 1788-1849 дети и жена в формулярных списках не указывались.
12 графа обычно заполнялась стандартными делопроизводственными формулировками: если начальник был удовлетворен работой подчиненного, он фиксировал в его списке "способен и достоин", "достоин" или "к повышению достоин". В остальных случаях указывалось: "остается впредь до усмотрения". Негативные оценки могли быть такими: "по слабым способностям (слабым понятиям, слабому поведению, худой нравственности) не аттестуется", при этом они не имели, как правило, никаких последствий. Указом Государственного совета от 1864 из послужного списка эта графа была исключена.
Тот, кто вступал в гражданскую службу только по праву происхождения, принимался на работу канцелярским служителем, лица, получившие высшее образование, получали соответственный классный чин. Так, окончившие курс наук университета с дипломом второй степени ("действительный студент") принимались на службу в чине XII класса- губернского секретаря, с дипломом первой степени (кандидата) определялись чином X класса - коллежского секретаря. Имевшие ученую степень магистра получали чин IX класса - титулярного советника, а доктора- чин VIII класса- коллежского асессора. Окончившие курс обучения в гимназиях принимались на службу в чине XIV класса, т.е. коллежского регистратора. Выпускники духовных семинарий приравнивались к выпускникам университетов.
Дворяне обычно выслуживали чины с XIV до VIII классов включительно через 12 лет (с университетским образованием через 9 лет), от VII до V класса включительно – ещё через 12 лет, но уже не через каждые 3, а через каждые 4 года. Дети канцелярских служителей и солдатские дети обычно были служителями или чиновниками низших классов по канцелярской части; стать присутственными чиновниками по какому-либо ведомству они могли только при наличии специального образования и служили дольше остальных. Кроме случаев увеличения выслуги лет из-за сословной принадлежности, наблюдались и обратные случаи; как правило, более быстрое присвоение следующего чина происходило за отличие. Чиновники с высшим специальным образованием посвящали себя службе по соответствующему ведомству, тогда как лица с университетским образованием могли служить в разных ведомствах. Лица, окончившие средние учебные заведения, за годы службы могли довольно часто менять ведомства и присутственные места.
Где искать формулярные списки?
Вполне естественно, что искать их надо в фондах того ведомства, куда они направлялись и где хранились.
http://forum.vgd.ru/post/132/8646/p154167.htm#pp154167