Монастырь и Церковь в с. Каменка Бижбулякского района

Опубликовано Olga33555 - ср, 07/22/2015 - 16:41

Очень хочется узнать о монастыре и церкви. Читала немного, но мало.

Село Каменка.
Деревянная церковь во имя святого Великомученика Димитрия Мироточиваго сооружена в 1854 г. Земли при ней 99 десятин. Причт,-священник и псаломщик,-помещается в общественных домах, получает 191 рублей казеннаго жалованья, за требоисправления до 500 рублей в год и ругу. Церковь и причтовые дома застрахованы. В селе есть смешанная школа М.Н.П. и женская церковно-приходская школа открытая 1 октября 1897 года.
Приход состоит из села и 3-х деревень с 3136 душами обоего пола (1516 муж. И 1620 жен.), в том числе мордвы 2215 душ и чуваш 288 душ.
Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. Составил преподаватель Уфимского духовного училища Иван Златоверховников. Издание Уфимского епархиального братства воскресения Христова. Паровая типо-литография А.П. Зайкова. 1899. Стр.164.

Здесь когда-то был монастырь…
Почти три века назад, в 1740 году, в эти края, богатые лесами и черноземами, прибыли ходоки из Самарской губернии. Двое крестьян, Тремазов и Трякин, выходцы из села Большая Каменка, купили участок земли у местных башкир и стали его благоустраивать. Следующим летом в долине реки Пря появилось еще несколько домов переселенцев. Желая сохранить память о родных местах, обжитое место новоселы назвали Каменкой. Село разрасталось, и к концу девятнадцатого века в нем насчитывалось уже более пятисот дворов. А в 1911 году в окрестностях Каменки появился женский монастырь. Вернее, это была Владимирская община при Сергиевском женском монастыре, существовавшем в Белебеевском уезде. Средства на содержание общины монахини зарабатывали сами. По воспоминаниям очевидцев, хозяйство у монастыря было большое: имелись пашня, сенокосные угодья. В общине держали скот. Жизнь текла размеренно, в трудах и молитвах. Игуменья, матушка Кетеван, по национальности была грузинкой. Худенькая, черноглазая женщина с тонкими чертами лица говорила тихо, но все слушались ее, уважали. Имея фельдшерское образование, она лечила сельчан. Монастырское житье-бытье проходило не за глухими стенами. Здесь всегда были рады помочь тем, кто приходил со своей болью и нуждой. Разразившийся в 1921 году голод сдвинул массы людей с обжитых мест. А тут еще тиф. Каждый день кто-нибудь обращался в монастырь за помощью. Многих спасла тогда от смерти игуменья со своими помощницами-сестрами. Монахини лечили и трахому, которая распространена была в мордовских и чувашских деревнях. Они учили местное население читать и писать.
В 1928 году пришел конец тихой, размеренной жизни Владимирской общины. В Каменке первыми в районе создали коммуну. Вот как описывает в воспоминаниях те события племянница матушки Кетеван Клавдия Попова, служившая затем в Уфимской епархии: «Коммунары забрали все: скот, зерно, продукты питания. Вели они себя развязно: пели, плясали под гармошку. С болью в душе и с плачем покидали общину монахини. Кого-то из них приютили родные, кого-то просто сердобольные люди. Первой провожали матушку Кетеван. Кругом стояли люди и плакали. Что было потом? На какое-то время монастырские здания заняла та самая коммуна «Ут-Шанза». А потом постройки Владимирской общины разобрали по бревнышку и перевезли в Каменку, в Бижбуляк. Судьба многих монахинь сложилась трагически. Почти все они, кто раньше, кто позже, были арестованы, отсидели по 10 лет, а то и больше в сталинских лагерях».
Говорят, что жизнь со временем все расставляет по своим местам. В нескольких километрах от Каменки, на опушке леса, где стоял когда-то женский монастырь, установлен крест. Недалеко от него из-под земли бьет святой источник, куда приезжают паломники из самых разных уголков России. Местные жители подробно объясняют приезжим, как проехать к колодцу с живительной водой. Даже в лютые морозы и сильные метели дорога к нему всегда открыта.
Не менее драматична и судьба церкви святого Дмитрия Солунского, построенной здесь еще в конце ХVIII века. Храм стоит в самом центре села, на пригорке, потому сверкающие на его куполах кресты видны издалека. За всю историю в Каменке случилось два сильных пожара. Последний из них, в 1913 году, охватил и здание церкви. Всем на удивление, оно уцелело, хотя от домов, стоявших поблизости, остались лишь руины. С созданием коллективных хозяйств в 30-х годах прошлого века церковь закрыли: с заколоченными дверями она простояла до 1953 года. После смерти Сталина здание вернули прихожанам. Семь лет там проводились службы, затем храм снова был закрыт. Три десятилетия в нем размещались сельский клуб и библиотека. С началом перестройки церковь святого Дмитрия Солунского была отреставрирована и с тех пор является духовным центром всей округи.

КРЫКНАРАТСКИЙ СЕРГИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Один из 4-х монастырей Белебеевского уезда Уфимской губернии, основан в 4 верстах южнее села Крыкнарата как община в январе 1906 г. настоятельницей Арсенией из Каменского монастыря. 20.04.1909 г. община преобразована в полноценный монастырь. Строен был, в основном, на средства местного помещика Сергея Андреевича Кириллова, весьма почитаемого населением ещё при жизни. Первоначально храм в обители был один деревянный – во имя св. равноап. вел. кн. Владимира. 7.10.1916 г. в нём же(?) освящён престол во имя преп. Сергия Радонежскаго. В тот же день торжественно освящено место под новый кирпичный храм, очевидно, рядом с Владимирским (в источнике об этом туманно). Вероятнее всего, главный храм монастыря должен был быть Сергиевским, названия его в «УЕВ» нет, его возведению помешала советская власть. В 1917 г. в монастыре было 36 монахинь и 101 послушница. После принятия пострига около двух лет здесь служил св. Максим Рябашский.
В первые советские годы монастырь преобразовался в артель «Сергиевскую», трудовую коммуну. В 1928-29 гг. и она была закрыта, здесь устроена подростковая колония по типу Антона Макаренко. До 1953 г. были лагерь НКВД-МВД и тюрьма. Здание деревянной церкви снесено в 50-х гг., до последнего времени она оставалась с куполом (*Опросы старожилов). Однако последние монастырские корпуса разрушали и в 1990-х гг. (*Сведения о. Зосимы (Кеева)). Ныне здесь пустая площадка, сарай и часть огорода в посёлке бывшего совхоза «Рассвет» на терр. Белебеевского р-на.