Тюркская знать стала заселять междуречье Оки и Суры задолго до «великой замятни» в Золотой Орде. А родоначальник князей Мещерских Бахмет Усеинов сын Ширинский в Мещерском крае появился, по данным родословцев, еще в конце ХIII века. Татары на новом месте построили как свои укрепленные пункты города Наровчат, Темников, Елатьма и другие. По мнению М.Г. Сафаргалиева город Темников берет свое начало с 1257–1259 годов. Наровчат же известен начиная с 1312 года, судя по монетам, чеканившимся в этом городе [1]IV в. в районе р.Пьяны появляется князь Секизбей, в Наровчате князь Тагай и другие. В своих владениях они действовали как в настоящих удельных княжествах: выделяли своим мурзам и слугам поместья, судили людей и устанавливали свои порядки среди зависимого населеният [2].. К 1614 г. рядом с этими городами располагались еще владения служилых мурз и татар. В Х
После присоединения края к Московскому государству его власти, нуждавшиеся в военных силах на окраинах государства, еще в ХVI веке. приглашали ордынских феодалов на службу в Мещеру .Так, в 1552 г. московский царь обратился к ногайским татарам так: «А вы ныне юртов своих отбыв ходите без пристанища. И похотите к себе нашего жалованья; и вы бы поехали к нам со всеми своими людьми, которые ныне с вами. А мы вам всем и вашим людям дадим место на Украйне в Мещере, где вам пригоже кочевати»[3].
Особенностью мещерской земли являлось наличие большого количества татарских помещиков, в крепостной зависимости от которых находились татарские, мордовские, русские крестьяне. В Темниковском у. например, в 1612 г. был всего 451 помещик, большинство из них татары. Даже в конце ХVII в. в том же уезде из 647 помещиков более 500 были татарскими мурзами и князьями [4]– Кудашевых, 19 – Тенишевых, 18 – Бибарсовых, по 17 – Тугушевых и Токшейковых, 15 – Дашкиных, 7 – Кугушевых, по 5 – Мансыревых и Макуловых, по 4 – Дивеевых, Ишеевых, Кулунчаковых, Шихмаметевых. Здесь же показаны также Долоткозины, Утяшевы, Ефаевы, Седахметевы, Чанышевы и другие [5]VI―ХVII веках. Князю Девлеткильдееву в 1563 г. был жалован Кирдюшевский беляк на р. Суре, служилым мурзам Р. Алтышеву с 20 товарищами в 1586 г. – поместья в Арзамасском у., а Уразай Енашев в 1631 г. положил начало г. Рузаевке. В ХVII в. из фамилии Кугушевых владели беляками князья Акири – Ерыхтинским (22 села), Тениш – Киржанским (24 села), Еникей (Темниковским), Енгалыч (телядимским). В 1629 г. в Арзамасском у. было 216, в Алатырском – 420 служилых татар, а в Касимовском, Кадомском и Темниковском уу. их насчитывалось соответственно 409, 250, 389 человек [6].. Татарская элита имела обширные владения. Так, кадомский мурза Исеней Мокшев сын Бутаков получил княжение над рязанской мордвой Кирдяновского беляка. Земельные пожалования продолжались и в Х. Среди представителей татарской господствующей верхушки в 1678 г. отмечено 57 человек из мурз и князей Еникеевых, 50 – князей Акчуриных, 32 – Девлеткильдеевых 31
Из мещерских краев с ХVII в. с построением оборонительных линий по окраинам государства переводились служилые люди и из татар. Например, в 1642 г. в связи со строительством Саранска сюда были переведены темниковские служилые, а в 1646 г., когда строился Инсар – другие темниковские мурзы и татары. В 1648 г. в Курмышском у. служилых татар насчитывалось 386 человек. А во второй половине ХVII в. служилые татары, переселенцы из Мещерского края появляются на территории современных Татарстана (юго-восток) и Башкортостана. Так, на реки Большой и Малый Черемшан, Шешму в 1658 г. их переселили из Арзамаса, Темникова и Саранска.
По росписи служилых людей в Алатыре в 1661–1663 гг. было 506 человек (все служили с земли). Большинство из них составляли служилые мурзы и татары – 323 человека [7]. Помимо Казанского уезда, часть темниковских мурз и татар была переведена в Нижегородский и Арзамасский уезды. Это видно и по топонимическим данным. В частности, селения, именовавшиеся Азеево, отмечены помимо Мещерского края в Арзамасском и Казанском уездах.
Рядом с мещерскими землями располагались и владения бардаковских татар в Рязанском уезде. За бардаковскими татарами, Елдашем Емаевым и другими (всего 28 человек) находилась треть деревни Одерехинской. В них было четыре двора помещиковых, двор людской, 11 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских. Пашни насчитывалось 40 четей, перелогом 60 четей. Кроме того, за ними же поместные земли имелись в Каменском стане Рязанского у., всего 1122 четей, а в двух станах 1222 четей [8].
[1] Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций… Из опыта образования и распада империй Х—ХVI вв. М., 1996. С. 362.
[2] Алишев С.Х. Социальная эволюция служилых татар во 2-й половине ХVIII―ХVIII вв.// Исследования по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода. Казань, 1984. С. 55–56.
[3] Цит. по: Орлов А.М. Мещера, мещеряки, мишари. С. 29.
[4] Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья ХVI — начала ХIХ вв. М., 1990. С. 94.
[5] Заварюхин Н.В. Очерки по истории Мордовского края. С. 28–29.
[6] Алишев С.Х. Социальная эволюция. С. 56–57.
[7] Ошанина Е.Н. К истории заселения. С. 53.
[8] Анпилогов Г.Н. Рязанская писцовая приправочная книга конца 16 в. М., 1982. С. 220.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
История расселения татар-мишарей
История расселения татар-мишарей
Биккинин И.Д.
Мишари – тюрки или отатарившиеся финно-угры?
Мишари, как правило, сами себя не называют мишарями. Сейчас мы называем себя татарами, было время – называли себя просто мусульманами. Этнографы отмечают, что каждая группа мишарей называет себя татарами, а соседнюю группу – мишарями. Например, сергачские мишари могут сказать, что они татары, а вот пензенские и мордовские – они мишари. Также и пензенские называют себя татарами, а сергачских – мишарями, и даже мижгарами и нижгарами.
Происхождение этнонима «мишари» одни ученые связывают с топонимом «Мещёра», как названия местности в среднем течении реки Ока. Другие утверждают, что название этой местности дало племя «мещёра», причем одни ученые считают, что это древнее племя мещёры было финно-угорским, близким к эрзянам, другие полагают, что это племя было тюркоязычным. В русских селениях на местах прежнего проживания мещёры распространено цоканье. Эти русские, которых одни называют мещёрой, другие цуканами, даже переселяясь в другие места, не теряют свое цоканье и некоторые другие особенности, подобно цокающим мишарям... далее http://www.bastanovo.ru/2014/12/istoriya-rasseleniya-tatar-misharey/