В 1798 г. были основаны села Месягутово, Сикияз, Сарты, Озеро, причем все по одному договору, данному башкирами Тырнаклинской волости госудаздесь рственным крестьянам Красноуфимского уезда Пермской губернии. «1798 года сентября 6 дня Оренбургской губернии Уфимской и Троицкой округ Тырнаклинской волости нижеподписавшиеся старшины, помощники и всей нашей волости знатныя и рядовыя мирския люди дали сию расписку Пермской губернии разных округ (т. е. уездов) и волостей жительствующим Оренбургской губернии Уфимской округи в новозаселенных четырех деревнях, называемых Краснопольской (т. е. Озерской, впоследствии просто Озеро), Сикияз, Масагутовской и Сартовой, государственным крестьянам сотнику Ефтихею Трапезникову, выборному Алексею Попову, поверенному Савину Михляеву с мирскими людьми в том, что как прежде, так и ныне по миролюбному нашему с обеих сторон договору отдали мы, башкирцы, им, крестьянам, под жительство их под кортом в вечное заселение земли длинннку по реке Аю двадцать пять, а поперег(к) двадцать верст со всеми пахотными, сенокосными, лесными и водяными угодьями. За оную землю взяли с них, крестьян, денег прежде сего четыреста рублей до сего сентября 6-го числа двести рублей. Жить им, крестьянам, сенокошение производить и всеми угодьями довольствоваться, а нам с ними сор, драк и притеснениев им, крестьянам, не чинить ни по каким присутственным местам не просить, в чем и подписуемся: Абдул Чукраков, Галин Абдуллин, Нигматулла Ибрагимов, Емантай Балыкчин, Абдулмезит Сафаров, Кулбеит Султавов, Рахматулла Аксанов, Явул и Халит Ибраевы, Таир Тимяшев, Сейфулла Сараев, Абдулхаир Югуслянов».
10 апреля 1810 г. башкиры Тырнаклинской волости Уфимского (7-й башкирсткий кантон) и Троицкого (4-й башкирский кантон) уездов (д. Месягутово, Лагирево, Шеряково, Мухаметово) жителям тех же 4 русских деревень дали новый договор ввиду того, что башкиры д. Кадырово «притесняют государственных крестьян». Впоследствии эти крестьяне были наделены земельными участками из расчета по 15 дес. на мужчину (на основе закона о земле 1832 г.).
Обращает на себя внимание то, что в договорной записи 1798 г., утвержденной уездными властями в начале XIX в., имеется следующее выражение: «Как прежде, так и ныне по миролюбному нашему договору». Оказывается, все 4 селения русских крестьян-пермяков были основаны еще за 10 лет раньше. Старшина Тырнаклинской волости Хасан Чувашев за 19292 руб. 15 коп. по договору от 16 июня 1789 г. припустил крестьян Ефима Теплых, Григория Боткина с товарищами из 50 семей на волостную вотчину в районе Куяжской и Катаевской степей, занимавших в длину 25, поперек — 20 верст. Таким образом, в 1798 г. была припущена вторая группа крестьян. В то же время сами крестьяне всегда ссылались на договор 1798 г. как на основной поземельный документ.
О развитии села можно судить по изменениям в численности населения: 1801 г. — 113, 1816 г. — 240, 1834 г. — 275, 1859 г. — 431, 1870 г. — 931, 1895 г. — 3315, 1920 г. — 3574.
Сегодня в райцентре Месягугово проживает 10 тыс. человек.
Жителям сел были известны все отрасли хозяйства и отдельные промыслы. В Месягутове («Искаково тож») пахотные поля находились вокруг села, разделенные на 298 душ мужского пола. На огороженных полях практиковалось трехполье, а на остальных - бессистемный севооборот. Унавоживание полей начали только с конца 70-х годов XIX в. В селе было по 30 молотилок и веялок. В 1842 г. на 100 дворов приходилось 300 лошадей, 400 голов рогатого скота, 685 овец, 55 коз и 50 свиней. В конце века из 253 дворов с землей 4 были бесскотными. Собственного корма для скота у селян не хватало. Имелись 4 кузницы, 2 столярные мастерские, были шорники (2), портные (2), сапожники (3). По понедель никам проводились базары, 2 раза в год ярмарки, работало 20 лавок. В 1875 г. открыли министерское одноклассное училище, где в начале 90-х годов XIX в. обучалось 49 мальчиков и 22 девочки. В 1907-1918 гг. здесь действовала первая в Башкортостане сельская женская прогимназия с 5 классами, в которой в 1910 г. обучалось 147 человек, в 1915 г. — 187 человек. Прихожане Месягутова и Сартов на свои средства построили каменную церковь, однако, по словам епископа Дионисия, обозревавшего в 1893 г. церкви трех уездов, жители этих сел «по храму бежию не совсем усердны, не все бывают у исповеди и св. причастия по своей лености».