К тюбе Аю принадлежит д. Илишево. С 1866 г. волость называлась Илишевской, но ее центр находился в д. Новомедведево. О сыне первопоселенца мы уже говорили, когда речь шла о д. Шамметово. Это - Шаммет (Шамбет) Илишев из Киргизской волости, упоминается в документе за 1718 год . Его отец - первопоселенец одноименной деревни. Деревня с его именем могла возникнуть в середине XVII в. В 7201 (1693) году вотчинники сюда припустили марийских крестьян, ставших тептярями, затем и татар, перешедших впоследствии в сословие тептярей.
О марийцах деревни говорит один из документов за 1727 г. Мариец Каныш Козянов занял у односельчанина башкира Камамета Илгилдина 7 рублей денег. «За те взятые деньги жить Канышу с женой у Калмамета 3 года и работать всякую ево домашнюю и отъезжую работу и во все ево слушать». При этом ему «пить и есть ево и одежду и обувь носить свое».
Башкиры-вотчинники Илишева весьма активно вели себя при решении общинных проблем Киргизской волости. В 1745, 1748 гг. участвовали с другими владельцами общинных угодий в отдаче русским дворцовым крестьянам в аренду земель и мест рыбных ловель.
И в последующем они практиковали аренду земель.
Старшина Якуп Муаитмасов (тамга //) в 1751 г. участвовал в отдаче дворцовым крестьянам Каракулинской волости в оброчное владение на 20 лет половины мест рыбных ловель в курье Костоватой (Иргыныш) или Иски-Идель. В 1756 г. он с башкирами Киргизской волости из д. Шамметово, Татышево, Ябалаково отдал тем же крестьянам в аренду сроком на 12 лет места рыбных ловель по р. Белой на расстоянии между речками Киргизка и Сюнь (по-русски Сатарка). В 1768 г. с представителями вотчинников Киргизской волости башкир д. Илишево Кабай Юлметов участвовал в таком же деле, когда на 15 лет они отдали в аренду места рыбных ловель в озерах Татыш, Темели, Исим, Акбулат, Кытыл, Ияланкуль, Большее Кызай, Новое с другими мелкими озерами. За это они получили 24 руб. арендных денег.
В документе за 1761 г. еще раз упоминается эта деревня, когда уфимский дворянин В. И. Третьяков жаловался на ее жителей - старшину Киргизской волости Якупа Муаитмасова и башкира Салиха Ямангулова о неплатеже полученных ими в долг денег, занимавших первый 3 рубля 50 коп., второй 1 руб. За эту сумму Якуп должен был отвезти заимодавцу 40 пудов ржи, Салих - 10 пудов. Однако, как писал дворянин, «коему платежу срок минул давно, но они и по ныне оной ржи не привозят и не отдавают».
Илишевец Тогусай Мряков с другими башкирами разных деревень Киргизской волости в 1749 г. поставил тамгу в договорной записи о припуске ясачных татар сроком на 10 лет «для построения двух хуторов в урочищах по 2-м речкам Бай реки Ютады».
Предлагаем информацию о развитии деревни: в 1783 г. учтено 44 душ обоего пола, 1795 г. при 40 дворах - 293, 1816 г. при 69 - 539, 1834 г. при 67 - 539, 1858 г. при 69 - 567, 1870 г. при 126 - 659, 1920 г. при 243 - 1289.
В 1816 г. илишевцы из припущенников были показаны без определения их этнического происхождения: они названы лишь припущенниками в количестве 139 душ мужского пола, т. е. примерно 278 человек. То же самое видим и в 1834 г., когда были указаны лишь тептяри в числе 32 душ, т. е. 64 человека. По татарам нет сведений. К 1858 г. количество припущенников сократилось по причине выезда части их в другие поселения из-за нехватки посевных площадей. Переселения такого рода были предусмотрены законом о земле 1832 г. Что касается данных 1870 г., то они вообще не соответствуют действительности, поскольку здесь мишарей не было вообще. Советская перепись 1920 г. всех жителей показала правильно как башкир и татар.
По материалам VII ревизии (1816 г.) видно, что здесь проживал юртовой старшина 10-й юрты с 7-ю деревнями 45-летний Утна Абдулхаиров (у него в семье были 2 жены, 3 дочери, 4 сына, дети умершего брата - 2 сына и 1 дочь). В 1816 г. в Илишево в 36 дворах проживали 112 мужчин и 122 женщины из башкир. 36 дворов состояло из разных форм семей: из них к малой (супруги и несовершеннолетние дети) относилось 25, к отцовской (с родителями жили женатые сыновья) - 9, братской (женатые братья вели совместное хозяйство) - 2 семьи. Полигамных семей было 3: одна с 3, другие - с 2 женами.
В 1843 г. на 334 башкира было засеяно 480 пудов озимого и 720 пудов ярового хлеба. На берегах р. Сюнь илишевцы имели 12 мельниц. При 2 мечетях действовало 2 мусульманских «училища» (1870 г.).
Относительно грамотности населения приводим косвенные сведения. В 1896 г. на сельском сходе илишевцы «для отвода им 15-десятинного надела на душу в отдельности» избирали своими уполномоченными башкир Ахметбия Мипибаева, Нурмухамета Нуритдинова, Назмутдина Зайнитдинова, Загидуллу Сайфуллина, Мухаметсадыка Надыршина, Абдракипа Абдрахимова и на приговоре подписались или поставили своп тамги. Из 77 участников схода из старших домохозяев подписались на тюрки 22 (28,5 проц.), остальные 55 поставили свои тамги.