Сюльтино

Сюльтино при р. Базе - поселение башкир-припущенников. Сюльти - первопоселенец. Это имя у башкир - не редкость. Например, Муслим Сюльтин в 1742 г. из деревни (из какой конкретно - неясно) отца перебрался в д. Новонуркеево. Он из Байлярской волости. Его и других в тот год припустили башкиры Кыр-Еланской волости. Д. Сюльтино относилась к другой волости. Поэтому нелегко просто увязать припущенника Сюльтииа с одноименной деревней. Несмотря на это, между ними все-таки есть прямая связь: Сюльтин - байлярец, д. Сюльтино - поселение башкир-байлярцев. И тот и эти - припущенники.

О времени заселения - основания д. Сюльтино имеется легенда, по которой на ельдякской вотчине обосновались башкиры, вышедшие из правобережья Камы. Сначала они - Султангали (Султый - Сюльте) с братьями Игилеком и Курбангалием - остановились на короткое время на возвышенном месте западнее д. Султанбеково (ныне Дюртюлинский район). Затем вотчинники-ельдятцы перешли на новое место. Но и оно еще не было окончательным их местожительством. Наконец, они навсегда закрепились на гористом месте Бурлытау. Это случилось примерно в 1700 г.

А теперь сопоставим упомянутые факты с текстом договора конца XVII в. Поверенный башкир д. Сюльтино Абдулвахит Зиянгулов в 1828 г. в своем прошении отметил следующее: «Предки мои Байлярской волости Сюлтинай Багаев с товарыщами заселение свое показанною деревню Сюльти возымели на земле единородцев своих Ельдятской волости по записи от крепостных дел, выданной в 7199 (1691) году марта в 17 день с ограждением в оной к безпритязательному от кого-либо во владении помешательству нижеследующих урочищ: бортный лес ухожей Баттал и с колки и с полянки и сенными покосы лет Базы речка, подле Базы камышы Карке, а с верхния межи Черклаклы озеро до барсучьих или лисьих гнезд, да Зюкали Урды(?) и с большим на том поле два дуба вместе и до отроста колка до Нази речки до вершины каковыми поземельными выгодами как те предки, а по них и я с доверителями согласно записи владели без помешательно да и распоряжались всем яко полные хозяева, не ожидая за замеживанием оной земли за нас бесспорно по записи Ельдятской волости башкирцев, сверх всякого нашего чаяния живущие той волости в особой тюбе в уездах одного со мною Белебеевского деревень Бишкуразовой, Тюлюгановой и Бирского - Верхней Мончаровой башкирцы, презревши вышесказанною записью, в коей между прочим сказано, что нам т. е. дателям одной записи Ельдятской волости башкирцам Султанбеку и Челтемиру и детям нашим, внучатам и роду нашему и племянникам до той вотчины дела нет и вторгнулись внутрь доверителей моих владения и производят в великом пространстве с 1803 года сенокошение, рубку дров, и словом сказать всем, что только есть по земле выгодное и может служить подкреплением доверителям моим быть исправнее и всем по службе овладели и недовольствуясь тем разорению трех деревень башкирцы довели нас до такой крайности, что не только отправлять службу сделались не в силах».

Как видно по тексту, легенда почти полностью подтверждается архивным источником - текстом договорной записи. Дата основания деревни 1693 г., в легенде 1700 г.; первопоселенец Сюлтинай, в легенде Султангали, его отец там и тут - Багай.

О развитии деревни: в 1816 г. при 31 дворе учтено 398 душ обоего пола, 1834 г. при 113 - 578, 1858 г. при 60 - 421, 1870 г. при 84 - 410, 1917 г. при 149 - 769, 1920 г. при 154 - 714.

В 1858 г. всех жителей отнесли к припущенникам, что соответствует действительности, в 1870 г. - к башкирам, что частично близко к истине, в последующем - к тептярям. Башкиры-припущенники до единой души вошли в состав тептярей.

В 1843 г. на всех 270 башкир было засеяно 464 пуда озимого и 776 пудов ярового хлеба.

В 1834 г. в деревне были мельница, кузница. У тептярей было 120, у башкир 55 ульев и 30 бортей.

По формам брака имеются такие сведения: если в 1816 г. из 31 семьи в 6 из них наблюдалось многобрачие (11,2 проц.), то к 1834 г. их стало 8 (16 проц.) из 50 семей, причем в середине XIX в. у одного было 4, у другого - 3, у остальных - по 2 жены.