Ишимбайский

Населенные пункты района в прошлом возникли на территории Юрматынской, Гарей-Кипчакской волостей.

Племя юрматы в ХII-ХIV вв. кочевало западнее современной территории, в междуречье верховьев рек Зай и Шешма, в лесостепном районе водораздела Бугульминской возвышенности. В конце XIV в. разыгралась междуусобная борьба среднеазиатского правителя Тимура с ханом Золотой Орды Токтамышем, и юрматынцы покинули эти земли и переправились через р. Каму. В начале XV в. они вновь переселились в юрты дедов, на р. Зай и Шешма. Затем юрматынцы были подчинены ногайским мурзам. Основная их масса навсегда оставила свои старинные кочевья и, двигаясь на юго-восток, заняла нынешнюю территорию по правому берегу р. Агидель, ее левый берег - для летования, где окончательно закрепилась после ухода ногайцев.

О происхождении племени юрматы существует несколько гипотез. Одна из них утверждает, что юрматынцы - это угры, т. е. древние мадьяры (венгры), которые в ХII-ХIV вв. подверглись тюркизации. Другая гипотеза, довольно убедительно аргументированная (соседство с булгарами, происхождение этнонима юрматы на базе булгаро-чувашского языка), гласит: юрматынцы в своей основе - древние тюрки, пережившие этап этнического общения и смешения с уграми - предками венгров. Средневековые юрматынцы - это угризированные тюрки, вместе с булгарами переселившиеся из Приазовья на Волгу.

Вслед за принятием русского подданства юрматынцы в 7117 г. (1609 г.) получили жалованную грамоту от царя Михаила Федоровича Романова - родоначальника царской династии Романовых, правившей Россией до февральской буржуазно-демократической революции 1917 года. Эти земли были разделены между 4 тюбами и родами, члены которых Татигас, Азнай, Ильсек-Тимер, Кармыш ездили за грамотой в Москву. Территория, расположенная в бассейне р. Ашкадар до устья р. Нугуш, досталась бию Татигасу, т. е. племенному вождю; вторая доля земли по бассейну р. Тор до горы Тора-Тау - старосте Азнаю; третья доля по речкам Стерля, Куганак, Селяук попала мурзе Ильсек-Тимеру; четвертая часть земли юрматынцев по речкам Зиган, Каламан, Шешеняк выпала по жребию мурзе Кармышу. Они после раздела этих земель и жеребьевки договорились слова не нарушать, силу (друг к другу) не применять, жить в мире. Написав о разделении между собой этих земель, закрепили в Московской (ясачной) книге. Всех юрматынцев в начале XVII в. было 300 домов, и все четыре рода со всех дворов платили в казну натуральный ясак в размере 100 куниц.

Кроме названных 4 родов (татигас, кармыш или макар, азнай, ильсектимер) были и другие роды юрматынцев: тельтим, образовавшийся в XVII в., ногай-юрматы (объединял ассимилированных с башкирами ногайцев; в административном отношении с 30-х годов XVIII в. самостоятельности не представлял), мишар-юрматы (с середины XVIII в. такого названия автономной волости уже не было).

В конце XVIII - начале XIX в. генеральные межевания земель в уезде выявили 380 276 десятин угодий юрматынцев, у которых по VII ревизии в 1816 г. вотчинников насчитывалось 6163 человека мужского пола, припущенников - 3154 (в т. ч. мишарей 1030, тептярей, ясачных татар, чуваш - 2 124 человека мужского пола).

А теперь, конкретные материалы о ранней истории деревень башкир Юрматынской волости.
Названия башкирских деревень своим происхождением не уходят в глубь истории. Им по 200-250 лет. Это объясняется тем, что в ходе подавления башкирских восстаний 30-х годов XVIII в. уничтожались жилища и деревни повстанцев. К примеру, только в 1736 г. в Мишар-Юрматынской волости было сожжено 18 деревень с 276 дворами, в Тельтим-Юрматынской волости- 16 деревень с 302 домами, в Макаровской (Кармышской) волости - 5 аулов со 140 дворами. На их местах возникали новые, но с новыми именами.

К 9 юрте 7-го башкирского кантона в первой половине XIX в. относились 3 деревни Ильсектимеровой тюбы, 9 аулов Кармышской тюбы Юрматынской волости.

Деревни Арметрахимово, Староарметово, Нижнеарметово (Рахимибраево) входили в тюбу Ильсектимер.