На вотчинной земле башкир Уршак-Минской волости возникла деревня Адзитарово. Основали ее тептяри по договору с вотчинниками в 1735 г. Это были тептяри-припущенники. Но в прошении жителей этой деревни Абдулгазиза Мурадымова, Шамсутдина Худайбердина, Тухватуллы Хуснутдинова и Мухамадияра Валишина от 17 июля 1843 г. видно, что их предок ясачный татарин Юлдаш Исмагилов купил землю у уршак-минцев по договорной записи 1739 г.5 Таким образом, два источника свидетельствуют о том, что среди тептярей деревни были припущенники, из которых одни только пользовались уршак-минской вотчиной, другие владели ею на основе купчей записи.
Мишари были припущены башкирами в 1758 г., причем без согласия тептярей. Возник спор между ними относительно землепользования. В 1777 г. они \"миролюбно\" согласились его уладить с оставлением мишарей у себя. В начале XIX в. припускалась новая группа мишарей. Их соседом оказался муфтий - председатель Оренбургского Мусульманского духовного собрания в Уфе Мухаметжан Гусейнов, приобревший в 1791 г. у уршак-минцев землю в собственность и основавший хутор Харам Абат. В 30-х годах XIX в. при этом хуторе тептяри д. Адзитарово создали выселок из трех домов, оказавшись тем самым на чужом участке. Поэтому они были вынуждены вернуться в коренное поселение.
Название деревни Адзитарово происходит от антропонима. Людей по имени Адзитар можно встретить в источниках немало. Обратим внимание только на одного из них. В прошении башкир четырех дорог за 1728 г. о притеснениях воевод имеется и тамга жителя д. Мин Минской же волости Атьетяра Илкаева. Деревня Адзитарово находится именно на территории этой волости. Но этого крайне недостаточно для того, чтобы доказать причастность вышеупомянутого вотчинника к названию одноименной деревни. Если не он, то кто же имеет непосредственное отношение к имени деревни? Почему Адзитарово не известно по имени первопоселенца Юлдаша Исмагилова? Имеется ли генетическая связь с двумя другими деревнями - Адзитарово 1-е (Кшанны) и Новоадзитарово, расположенными в Аургазинском районе? Вопросов, как видим, немало, но ответов на них пока у нас нет.
Тептярская деревня по этническому составу постепенно становилась мишарской. В 1834 г. тептярей-мужчин здесь насчитывалось 54 человека, мишарей - 256 душ мужского пола3. В 1920 г. в деревне было 999 мужчин и 1055 женщин. Мишари преобладали. Имели 393 двора.