Д. Буртюк (Бертек) возникла в конце XVI в. Названа она по имени влиятельного вотчинника Буртюка Кудабахтина. Он известен тем, что получил от царя Михаила Федоровича -зачинателя монархической династии Романовых- оберегатель-ную грамоту. Вот она: \"Лета 7149-го3 марта в 27-й день били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России Гирейской волости ясашные башкирцы Буртючка Кудабахтин, Бекбовка Бисарин с товарыщи своею деревнею, а воеводе Льву Афанасьевичу Плещееву подали челобитную, а в челобитной их писано: вотчина их искони век отцов их и дедов речка старица Гнило Танып от Белыя реки до деревни Буртюковы вверх зверовья и рыбныя ловли и бортные ухожьи и по аремам хмель, в тое де их вотчину приезжают русские люди - вятчаны и сарапульцы и березовцы - зимою и летом, и в той де их вотчине в Таныпе реке те русские люди насильством своим рыбу неводами и жерлицами и сетями ловят и хмель по рекам дерут и борти со пчелами подсекают и подлаживают, и как де они в той речке в
своей вотчине езжа* вьют, и те де русские люди, приезжая, и тот ез* разламывают и государь бы их Гирейской волости башкирцев Буртючку Кудабахтина, Бекбова Бисарина с тов. пожаловал велел бы им дать сберегательную грамоту от тех русских людей от насильства и по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея России указу воевода Л. А. Плещеев дал им сберегательную грамоту, что впредь русским людям вятчанам и сарапульцам и березовцам зимою и летом в их вотчину в Таныпе речку не въезжать, насильством своим рыбу неводами и жерлицами и сетями не ловить и хмель по аремам не брать и бортей со пчелами не подсекать и не подлаживать, езу в той речке в их вотчине не ломать. К сей сберегательной грамоте... печать Уфимского города приложил воевода Л. А. Плещеев\"1.
Видимо, получение грамоты впоследствии во многом способствовало превращению д. Буртюк в центр одноименной тюбы.
Известен и сын первопоселенца. Среди аманатов - заложников, находившихся в г. Мензелинске в 1664 г., т. е. во время башкирского восстания, был Кутлугуш Буртюков - житель д. Буртюк Гарейской волости. Его должен был заменить односельчанин Уразай Ульмясов с пребыванием только в г. Уфе2.
В середине XVIII в. из д. Буртюк выделилась часть жителей и основала Новый Буртюк (Яны Бертек). В 1795 г. зафиксировано две деревни. Вотчинники коренной деревни в 7179 (1681) г. по сберегательной памяти приняли к себе ясачных марийцев, перешедших в тептярское сословие. Затем осели здесь же ясачные татары, ставшие также тептярями. В 1762 г. марийцев считалось 18 душ мужского пола3. В 1795 г. в д. Старый Буртюк в 10 дворах проживали 74 башкира, в 2 дворах - 14 тептярей. Деревня Новый Буртюк, как и коренное поселение, находилась на правом берегу р. Гнилой (Уле) Танып. Она состояла из 10 башкирских дворов с 65 жителями4.
Развитие деревень
^^■^^ Годы Деревни ^^^^^ 1816 1834 1850 1859 1905 1920
Старый Буртюк башкиры 44 души 51 душа 70 душ 211 чел. 359 чел. 478 чел.
Новый Буртюк башкиры 35 душ 56 душ 90 душ 189 чел. -
тептяри из татар 30 душ 41 душа 59 душ 137 чел. •535 636 } башкир, татар
тептяри из марийцев 13 душ 19 душ - - чел 1
В первой половине XIX в. - в период кантонного управления - все здоровые мужчины из башкир несли военную службу по охране восточных границ России по р. Урал. Служба была шестимесячной, ее несли зимой или летом. Один из жителей коренной деревни Хисамутдин Мустафин, с 1792 года, служил юртовым старшиной по управлению группой деревень 9 юрты (Аткуль, Хазино, Буртюковы, Каинлык, Медведеве, Телекеево) и 3 раза находился на пограничной службе по р. Яик (Урал)1.
Перечислим имена башкир-вотчинников за 1819 г. по д. Старый Буртюк: сотник Исмагил Амиров, с 1759 года, Абдулхасан и Мухаметкарим Кунакаевы, Бикташ Салихов, Габдулзалиль Гайсаров, Галикей Гумеров, Мухамет Мусалилов, Мухамет Чувашаев, Каранай Юртаев, Кучук Танаев, Катил и Катай Масягутовы, Кулей, Сафар Мукминовы, Тойгун Хусаи-нов, Рахматулла Ракаев, Сафар Султанбеков, Салим, Ягафар, Шафей, Шариф, Який Ибраевы. Жители д. Новый Буртюк: Галикей Гумеров, с 1768 года, Ибрагим Сабакаев, Кильдияр Хусаинов, Сулейман Хусаинов, Юзекей Юнышев, Яркей Амитов и др.
В 1772 г. житель д. Буртюк Ямангул Назаргулов писал о том, что старшина Абдулла Аитов, \"имея всегдашнее хлебосольство\", не включал в отчетах в общее количество 166 дворов его команды еще 7 дворов, \"отделившихся от отцов детей и от
братьев брата\"1. При проверке приводимые им факты частично подтвердились. Некоторые из утаенных дворов в рапорты старшины не включались по причине того, что они \"еще строились, а не построились\", т. е. сыновья и братья еще не разделились или не выделились из больших отцовских и братских семей, поскольку дома для них еще не были готовы.
Несколько слов о хозяйстве. В 1843 г. на 94 человека в д. Старый Буртюк было засеяно всего лишь 96 пудов озимого и 216 пудов ярового хлеба. Была мельница. В новой деревне на каждого жителя сеяли по 3 пуда хлеба. Сведения о хлебопашестве у тептярей отсутствуют.