Тептярская деревня Юмадыбаш берет свое начало от договорной записи башкир Кыр-Еланской волости, данной тептярям в 1692 г. Однако ее текст не сохранился. 13 января 1728 г. башкиры деревни Ильчимбетово (ныне Туймазинский район) продали часть своих земель вдоль р. Юмадыбаш тептярям одноименной деревни. И, наконец, припуск новых тептярей был осуществлен кыр-еланцами в 1731 г.29 «Лета тысяча семьсот тридцать перваго майя двадцать осьмаго дня Уфимскаго уезду Казанской дороги Кыриланской волости башкирцы Дюмей Дюсембетов (основоположник деревни Стародюмеево Илишевского района?) да Харашай Азаматов з детьми своими дали, будучи в Уфе, сию запись Уфимскаго уезду тое же Казанской дороги деревни Емадытамак есашному тептярю Тлевкею Исылову в том, что припустили мы, Дюмей и Харашай, ево, Тлевкея, в вотчинную свою землю в повытья после умершего брата нашего для поселения деревнею ему, Тлевкею и детям ево... и вольно ему, Тлевкею, во оной нашей вотчине лазить мед со пчелами и борти делать и дуплениц искать и рыбу и бобров ловить и всякаго зверя и птицу побивать и сена косить и юртом строитца, бревна и дрова рубить и лубьи снимать и всяким употреблением употреблятца, чем и мы употребляемся, а нам, Дюмею и Харашаю, ево, Тлевкея, жену ево и детей со оной вотчиной земли никакими нападками не ссылать и от оной вотчинной земли не отказывать, а владеть ему, Тлевкею, жене ево и детям оной нашей вотчиной землею вечно, за который припуск платить ему, Тлевкею, показанного нашего брата ясак и всякие подати, какие впредь спросят, тако ж в вотчинной земле какие будут дела и учинятца убытки помогать ему, Тлевкею, не отговори-ваясь ничем, а ежели из нас против сей записи кто в чем не устоит и за всякую неустойку на неустоящим взять правому денег сто рублев и с убытки и к сей записи датчики тамги свои приложили.
О развитии деревни приводим цифры, извлеченные из материалов ревизий и переписей. В 1762 г. учтено 104 дущ мужского пола, 1795 г. при 85 дворах - 324 обоего пола, 1816 г. - 312 душ мужского пола, 1834 г. при 156 дворах - 975 душ обоего пола, 1859 г. при 215 дворах - 1269 обоего пола, 1870 г. при 255 дворах - 1397 обоего пола, 1906 г. при 420 дворах - 2196 обоего пола, 1917 г. при 485 дворах - 2660, в 1920 г. учтено при 503 дворах - 2587 душ обоего пола.
Ни в одном документе этнический состав тептярей не был определен. Поэтому следует считать неожиданным и нелогичным утверждение переписи 1920 г. о национальной принадлежности юмадыбашевцев.
В восстании Пугачева участвовало 105 ясачных татар, впоследствии ставших тептярями. В итоге получается, что деревня принадлежала татарскому и тептярскому населению.
В 30-70-х годах XIX в. жителям д. Юмадыбаш принадлежало 4-5 водяных мельниц, 6-7 бакалейных лавок. Они также владели 510 ульями.
В литературе можно найти материалы о расслоении крестьянства деревни Юмадыбаш. В 1915 г. на долю 48 проц. дворов приходилось 18 проц. посева (по 1,8 десятины на одно хозяйство), а на долю 8,6 проц. зажиточных крестьян и кулаков - 24 проц. (по 14 дес. на одно хозяйство). Из 508 дворов бесскотных хозяйств было 8 проц., бескоровных - 31,5 проц., безлошадных - 24,6 проц. Это были батраки и поденщики с наделом. На другом полюсе 24 проц. дворов высшей группы имели 69 проц. коров, 8,6 проц. дворов - 25,7 проц. лошадей31.