К 15-й юрте 12-го башкирского кантона относилось национально смешанное поселение Улканово, вернее его часть только с башкирским населением. Тептяри подчинялись своим старшинам, татары - тоже своим.
Деревню населяли припущенники. Ими были как башкиры, так и татары и тептяри. Из них башкиры из Тамъянской волости Бузулукского уезда были приняты кыр-еланскими вотчинниками по договорному письму от 1 января 1736 г., вернее узаконили их «давнее пребывание» в д. Улканово. Указано даже название деревни Барсуково, откуда они вышли. Договор заключил с кыр-еланцами тамъянец Касим Бикметов, уплативший за припуск 100 рублей и согласившийся на оброк по 10 коп. с двора в год.
Назовем по VIII ревизии 1834 г. имена этих башкир-тамъянцев, ставших припущенниками кыр-еланцев и осевших до 1736 г. в д. Улканово, поскольку в дальнейшем они указываются лишь по социальному признаку как припущенники, а не по этническому происхождению. Вот эти имена: Сейфулла Мустакимов, 48 лет. К 1834 г.: Мустафа Юзюкеев (71), его сыновья и внуки: старший Музафар (40), его дети: Мухамадияр (16), Мухаметгарей (5), Мухаметсадык (3); младший Абдулгафар (35), его сыновья: Гайнан (5), Гильман (2 месяца); Рахметулла Бикташев (68), 1-й сын Сейфулла (1787-1833), его сын Губайдулла (7), 2-й сын Зайнулла (43), его - Шаяхмет (19), Минлибай (12); племянники Рахметуллы: 1-й - Гайнулла Габидуллин (38), его сын - Валиулла (6 месяцев), 2-й - Сибагатулла Нигматуллин (33); двоюродный брат Рахметуллы - Аднагул Абзанов (41); Рахимкул Ямангулов (Имангулов), живший в 1775-1825 гг., его братья: 1-й - Хисамутдин (39), 2-й - Халит (36), его сын - Хамит (9), 3-й - Минлиш (30), его сын Асылгарей (6 месяцев); Имакай Ямангулов (1765-1823), его сын Абдулвахит (39); брат Исламгул (1773-1720), его сын Шамсутдин (33), внук Шагимардан (3); Алибай Азнаев (1758-1831), его племянник Зайнильгабдин Минигулов (43), его сын Шагиахмет (4).
Башкирскими жителями (56 человек в 6 дворах) в 1843 г. было засеяно 24 пуда озимого и 128 пудов ярового хлеба.
Тептярское население сформировалось, по словам самих же припущенников, ка основании того же вышеназванного договора 1736 г. Однако и здесь заметим, что как башкиры, так и тептяри осели здесь задолго до указанной даты - 1736 г. Припустили всех вместе вотчинники - кыр-еланцы Кулбай Тенкаев, Максют Абдуллин, Усман Бердыбаев, известные тем, что они - первопоселенцы одноименных поселений.
Место выхода служилых татар Исмагила Ибрагимова с сыном Исхаком точно известно по договорной записи - это д. Починка Царевококшайского уезда Казанского наместничества. Договор был заключен дважды: 22 апреля 1792 и 28 апреля 1795 гг., которые узаконили их пребывание с 1775 г. в этой деревне официальным их припуском.
В Улканове жили и чуваши. По приемному письму от 5 марта 1834 г. тептяри и башкиры припустили в эту деревню чуваша Марка Григорьева «с товарыщи» с 15 душами мужского пола и разрешили им здесь «приписаться по VIII ревизии». Известны и места их выхода: д. Алкеево («Караево тож»), Янмурзино («Утеево тож») Ядринского уезда Казанской губернии.
Вот таким образом сформировалось припущенническое население деревни. Здесь не было вотчинников.
Нам неизвестно этническое происхождение тептярей. По истечении значительного времени служилые татары вошли в состав тептярей, а чуваши находились в сословии государственных крестьян.
Несколько слов о названии деревни. Она расположена при одноименной речке. Но гидроним берет свое начало от антропонима имени тептяря Улкан. Его сын Итей Улканов участвовал в припуске служилых татар в 1792 и 1795 гг. Вместе с ним в договорных письмах свои тамги поставили башкир Мустафа Исмеев, тептяри Балтакай Аднагулов (сын Хусаин, Бакий), Абзелил Минигулов (сын Минлибай), Кинзя Исхаков, Амин Кидралин (сын Мухаметкарим), Яркей Курбанов, Амир Урускулов.
Перед 1870 г. чуваши в 3-4 верстах от коренной деревни создали свое поселение, состоявшее тогда из 15 дворов с 40 мужчинами и 52 женщинами. В 1905 г. эти деревни обособляются и в названиях: Улкан татарский и Улкан чувашский. В 1920 г. они названы точно так же, как и сегодня: Татар-Улканово и Чуваш-Улканово. В 1905 г. в последней в 35 домах проживали 110 мужчин и 98 женщин, в 1920 г. в 49 дворах - 122 чуваша и 123 чувашки.
Здесь с конца XIX в. было известно начальное училище. Приводим сведения о численности и этническом составе коренной деревни. В 1762 г. учтено башкир - нет данных, тептярей - 19, татар - нет данных, чувашей - нет данных, дворов учтено - нет данных. В 1783 г. - нет данных, 83, - нет данных, - нет данных. 1795 г. - 20, - 91, - 2, - нет данных. В 1816 г. - 24, - 135, - 1, - нет данных, при 16 дворах. В 1834 г. - 28, - 154, - 1, - 28. В 1850 г. - 39, - 208, - нет данных, - 30. В 1859 г. - 42, - 247, - нет данных, - 35 при 76 дворах. 1870 г. - 322, - нет данных, - нет данных, - нет данных, при 122 дворах. В 1905 г. всех - 540 при 230 дворах. В 1920 г. - башкир 712, по остальным нет данных, при 288 дворах.
Как видим, с 1870 по 1920 год все тептяри были перечислены в башкирское сословие, что не соответствует действительности: тептяри составляли подавляющее большинство жителей деревни. В 1859 году башкиры мужского пола составляли 17 процентов, тептяри - 83 процента всех жителей-мусульман. Поэтому справедливо было бы показать население деревни прежде всего тептярским, затем - башкирским. По косвенным материалам (в восстании Пугачева участвовали 19 ясачных татар) можно утвердительно сказать, что в тептярское сословие перешли ясачные, частично и служилые татары.