Аскинский район д. Старые Казанчи

Опубликовано Ahmrusalf - чт, 02/26/2015 - 23:58

ИСТОРИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ.
ПО ЗАПИСЯМ НАШЕГО ОТЦА АХМЕРОВА
НАЗМИЯ САЛЯМОВИЧА (1892-1967 ГГ.)
Наш предок Халиф-мулла жил в самой Казани, в районе Кабан-куль. По преданиям он и его семья пережили осаду Казани Иваном Грозным в 1552 г. Его потомки Эймак, Кадергол были религиозными деятелями и тоже жили в Казани.
После захвата Казани Иваном Грозным в октябре 1552 г. и ликвидации Казанского Ханства цари и императоры России в отношении татар проводили репрессивные меры. Шло насильственное крещение татар-мусульман в православную веру. При Петре I татар мобилизовали на строительство Петербурга, многие там и погибли. В то время башкиры, имея численность примерно 50 000 человек занимали большую территорию (нынешние территории Башкортостана, Челябинской, Самарской, Оренбургской областей). Из-за притеснения российских властей многие татары с семьями бежали на территорию Башкортостана. Старосты-башкиры особенно не возражали и выделяли беженцам земельные наделы. В конечном счете получилось так, что татарский язык в Башкортостане стал превалирующим.
В период правления Российской империей Петра I татары и башкиры под руководством Саид-батыра подняли восстание и двинулись на Казань. Их цель - восстановление Казанского Ханства. Однако турецкий султан Ахмет III и Крымский хан Гирей в помощи отказали. Войсками Петра Хованского восстание было подавлено.
После подавления восстания совместно с 2000 воинами Саид-батыра двинулись на восток, на территорию Башкортостана 10 000 семей беженцев-татар. Расселялись они в бассейне реки Танып.
Петр I распорядился преследовать повстанцев и вернуть беженцев. Начались репрессии. Тогда башкирские старосты попросили Саид-батыра с повстанцами покинуть их территорию, а беженцам обещали выделить земельные наделы по договору (договор - дэфтэр). Этих татар называют типтэрэми. Саид-батыр со своими повстанцами ушел в Туркменистан и поступил на службу местному хану.
Таким образом в 1717 г. сын Кадергола Рахмангол с семьей, как беженец, оказался на северной части Башкирии в местности ныне селение Старые Казанчи, у реки Котмас-тау, недалеко от реки Танып. По преданиям у этого башкира была весьма большая территория. Вокруг Казанчи все селения названы по имени сыновей этого башкира. Рахмангол от башкирской старосты по договору получил земельный надел и стал муллой Казанчи, дав селению название Казанчи как память о тех местах откуда пришли, то есть с Казани. С 1754 г. муллой Казанчи стал его сын Гаптелкарим.
Сын Гаптелкарима Эхмэр-хазрат, основоположник нашей фамилии, писал религиозные книги и ведал медресе в с. Казанчи. Сын Эхмэра Гапделгалям, его сын Гапделсалям (мой дед) тоже были муллами. Гапделсалям был муллой отделившегося из Казанчи небольшого селения Кыткы-Елга, где я и родился. В нашем роду видать есть кровь тюркоязычных булгар, кинчаков и татар прибывших с войсками Бату-Хана
Как известно, XX век, век кровавый, век сплошных войн. Эти войны затронули и наше небольшое, затерянное в лесу, селение Кыткы-Елга из 70 дворов.
Я еще помню безногих инвалидов русско-японской, инвалидов I мировой войны. Никаких пособий им не выдавалось.
Для примера возьмем семью моего деда и отца. Идет гражданская война Дед Гапсалям, стар, глуховат, через лес возвращался с мельницы села Яна-Казанчи. Встречаются красные.
Вопрос. Есть ли белые в Яна-Казанчи и Кшлау-Елга? Дед. Я был на мельнице, что ближе Казанчи. Вроде белых там нет. Вскоре красные попадают в засаду белых. Они догоняют деда, обвиняют в обмане и убивают, избивая шомполом.
Красные в с. Кыткы-Елга узнают, что по ошибке убили отца двух красных партизан. Извиняются и уезжают.
В те годы человек не имел никакой ценности.
Зима 1922 г. В с. Старое Казанчи, где отец работал учителем, врывается банда. Собирают всех активистов советской власти. Отца обвиняют в антимусульманской деятельности. Ночь, метель, народ грабит продовольственные магазины (1922 г. был голод). При неразберихе отцу удается скрыться под снегом. Остальные 12 активистов были расстреляны.
Тогда мобилизовали и белые, и красные. Двух братьев отца мобилизовали в красные партизаны отряда комдива Азина. Оба были убиты белыми вблизи города Чернушки. Младший брат отца Вафый был убит в 1941 г. под Смоленском. Так из семьи умер естественной смертью лишь мой отец.
Отца, больного астмой старика, в 1943 г. тоже призвали было на фронт. Видя, что он задыхается, не может идти - оставили.
Из нашего села в 70 дворов уехали на фронт в 1941-1945 гг. 70 человек, остались в живых лишь 14.

Азат Ахмеров,1924г.р.г.Донецк

Ссылка на книгу Ахмерова Нажметдина Салямовича https://yadi.sk/i/x6bgJUoSfWYAN "Котлы Елга" 1962г. Издал Ахмеров Марс. Даты отличаются от записей Ахмерова Азата (здесь должны быть точными)

Вложение Размер
история предков.doc 34 КБ

Если помнить, что приставка "габдель" и "абдул" - суть одно и тоже то вот это дело уфимского архива, видимо, как раз о ком-то из предков автора истории:

Дело о проверке знаний правил магометанской религии Абдулгалямова А., избранного имамом в д. Старо-Казанчинской Бирского уезда 1883

Посмотреть бы что записано в Оренбургском магометанском духовном собрании И-295 ЦГИА РБ . Многие слова и Фамилии писари не могли выговорить и всегда писали так как слышали. А то что в Аскинском районе нет ни одного человека татарской национальности как и в других по переписи 1917г объясняется тем что когда образовывалась Башкирская АССР (автономия) к 1919 г. всех массово записали в башкиры для набора численности башкир в Башкирии.

"посмотреть" фонд И-295 не реально - это под сотню тысяч дел. А вот конкретные дела изучить конечно можно. Вот тут: http://ufa-genealogy.livejournal.com/
многие типы дел весьма детально описаны

Дома есть оригинал издания книги на старотатарском языке Файзрахмана Гималетдинова с записью что прошла цензуру, написано "Дозволено цензурой Санкт-Петербургъ 20 ноября 1900г Литографии И Чирковой в Казани". Еще узнать бы что там написано и о чем.

Все не надо. Конкретно бы по селениям Старые Казанчи, Кыткы-Елга. Мы составили генеалогическое дерево в 1481 персону в программме Древо жизни версии 4.7. сейчас базу отправили еще в Татарстан к родственникам, должны свои ветви скоро внести. Там информация может добавится какая нибудь.

Мне посчастливилось найти книгу оставленную прадедом Ахмеровым Нажми Гапсалямовичем, текст набран сыном Марсом Ахмеровым. То что было рассказано Ахмерову Азату уже более подробно описано тут в этой книге. Многим будет интересно узнать как развивались события этой деревни. Расписана вся история.
Скачать оригинал книги можно отсюда https://yadi.sk/i/MIfdRZDyfWXVk

Добрый день, Азат Назмиевич, случайно наткнулся на вашу статью, очень интересно. Вижу пост уже старый, но надеюсь что ответите.
Я занимаюсь родословными д. Богданово, Балтачевского района. Так вот, есть такой человек Габдулла Ямалетдинов (ок. 1868-1923 гг), предположительно он сын Муллы Замалетдина Минбулатова из Богданово, получил духовное образование и был направлен в д. Старые Казанчи в 1891 г. В Метрических книгах Староказанчино есть имена его детей, это: Абдулавхад, Абдулкави, и дочь Минлифаиза. Еще были дети умершие в младенчестве. Жену звали Галима Мухаметфазылова. Есть приказ о назначении его в 3ю мечеть Новокизганово. Но в ведомостях духовных лиц он является имамом деревни Старые Казанчи. Есть утверждения старожительницы, правнучки Замалетдина Минбулатова, что один из его сыновей был муллой в деревне Старые Казанчи. Вопрос: Есть ли у вас какая нибудь информация о мулле Габдулле Замалетдинове из деревни Старые Казанчи, которая могла бы подтвердить наше предположение? И есть ли возможность узнать нет ли его потомков в этой деревне.
С уважением Нурислам Ситдиков
адрес для обратной связи sitnur1983@mail.ru

тут имеется ввиду о Абдулгалямове Абсаляме Габделгалямовиче (1853-1922) (сын Габделгаляма). У Абсаляма был сын Ахмеров Нажметдин Абсалямович (1892-1967) .Нажметдин первый директор Казанчинской школы http://www.anrb.ru/uploads/files/malaya_rodina_grazhdanina.pdf стр 289, 317